Дело №2а-2195/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 декабря 2017 года с. Шаркан
Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе
судьи Концевой Н. А.,
при секретаре Перевозчиковой И. А.,
с участием:
представителя административного истца ФИО1 – адвоката Сафоновой С. В.,
представителя административного ответчика Администрации муниципального образования «Шарканский район» ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации муниципального образования «Шарканский район», Главе муниципального образования о признании незаконным постановления Главы муниципального образования «Шарканский район» «Об установлении публичного сервитута» и отмене установленного публичного сервитута,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с указанным выше административным иском (с учетом уточнения), обосновав его следующим.
Административному истцу и членам его семьи принадлежит на праве собственности земельный участок по адресу: <*****>, кадастровый №***, общей площадью <***> кв. м, который был приобретен в <дата> году у Администрации МО «Шарканский район» по договору купли-продажи.
14 августа 2017 года Администрацией МО «Шарканский район» были проведены общественные слушания о наложении на 87 кв. м. вышеуказанного земельного участка публичного сервитута. По результатам общественных слушаний главой МО «Шарканский район» ФИО3 было вынесено постановление № 929 от 18 августа 2017 года «Об установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером №*** », согласно которому установлен постоянный бессрочный публичный сервитут на часть принадлежащего ФИО1 и членам его семьи указанного выше земельного участка. Площадь сервитута определена в 87 кв. м.
Данное постановление административный истец считает незаконным по следующим основаниям.
Согласно данным публичной кадастровой карты, сведения о земельном участке, где, по мнению административного ответчика, проходит теплотрасса, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют. То есть, земельный участок под указанной теплотрассой не состоит на кадастровом учете, не отмежеван и не имеет координат. Сама теплотрасса не поставлена на регистрационный учет. К тому же, данная теплотрасса проходит по целому ряду земельных участков, находящихся в том числе, в частной собственности граждан, однако публичный сервитут установлен лишь на принадлежащем истцу и членам его семьи земельном участке, что свидетельствует о дискриминации его прав и прав членов его семьи со стороны Главы МО «Шарканский район».
В соответствии со статьей 23 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Таким образом, установление публичного сервитута отнесено к компетенции органов публичной власти, действующих в общественных интересах.
Пунктом 3 ст. 23 ЗК РФ установлено, что публичные сервитуты могут устанавливаться, в том числе, для: прохода или проезда через земельный участок; использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры.
Однако, утвержденного надлежащим образом Порядка установления публичных сервитутов в отношении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Шарканский район» не существует. Часть земельного участка, на которую постановлением от 18 августа 2017 года установлен сервитут, указана площадь 87 кв. м., расположенная по адресу: <*****>, при этом координаты данного обременения на месте не установлены, площадь сервитута на месте не измерялась, т. к. ни члены организационного комитета по подготовке общественных слушаний по проекту Постановления Администрации МО «Шарканский район», ни представители Администрации МО «Шарканский район» для определения границ обременения земельного участка не выходили. Кем был изготовлен чертеж на Приложении 1 к Постановлению Администрации МО «Шарканский район» от 10.07.2017 г. № 751, и имеет ли данное лицо полномочия в части установления границ земельных участков не известно. Из схемы теплотрассы в техническом паспорте, невозможно установить ее точное местонахождение на земельном участке.
С обеих сторон земельный участок граничит с соседними земельными участками, принадлежащими гражданам на праве собственности, где никаких сервитутов не установлено, в связи с чем непонятно, каким образом сотрудники ресурсоснабжающих организаций будут проникать к месту ремонта теплотрассы, по мнению истца, установление сервитута только ради ограничения пользования частью земельного участка, также указывает на наличие дискриминационной составляющей в действиях Главы МО «Шарканский район».
Согласно положениям п. 5 ст. 23 ЗК РФ осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.
По мнению административного истца действия Главы МО «Шарканский район», инициировавшего процедуру установления публичного сервитута, направлены на ущемление прав членов его семьи в части пользования земельным участком. Так <дата> истец направил в Администрацию МО «Шарканский район» письмо о выносе теплотрассы за пределы указанного земельного участка по причине её постройки на земельном участке, не предназначенном для размещения инженерной инфраструктуры, а также в связи с тем, что ст. 85 Земельного кодекса РФ предусматривает отнесение земель населенных пунктов к различным зонам, и запрещает наложение одной территориальной зоны на другую. К тому же, дом в котором проживает его семья, требует капитального ремонта, а осуществить капитальный ремонт дома находящегося в охранной зоне теплотрассы, будет затруднительно.
Ответом на данную претензию явилось оспариваемое постановление Главы МО «Шарканский район».
Ссылаясь на изложенные выше обстоятельства, административный истец просил суд признать незаконным постановление главы МО «Шарканский район» №929 от 18.08.2017 года «Об установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером №***».; отменить установленный <дата> постоянный публичный сервитут на часть земельного участка с кадастровым номером №***, на площадь 87 кв. м, расположенного по адресу: <*****>; признать факт дискриминации Главой МО «Шарканский район ФИО3 прав членов семьи административного истца в части пользования принадлежащим на праве собственности земельным участком с кадастровым номером №***, на площадь 87 кв. м, расположенного по адресу: <*****>.
В судебное заседание административный истец ФИО1, административный ответчик – Глава муниципального образования «Шарканский район» - ФИО3, будучи надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела в надлежащем порядке, в суд не явились, об уважительности причин неявки суд не уведомили, об отложении рассмотрения дела не просили, административный истец направил в суд ходатайство о допуске к участию в деле представителя – адвоката Сафонову С. В.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие административного истца ФИО1, административного ответчика Главы МО «Шарканский район» ФИО3
Представитель административного истца адвокат Сафонова С. В. административный иск поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика - Администрации МО «Шарканский район» ФИО2 не признала административный иск, при этом сослалась на следующее.
В соответствии со статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.
В соответствии с экспликацией технического паспорта на сооружение «Сети теплоснабжения от Котельной № 1» от 25 октября 2011 года, через земельный участок, имеющий кадастровый №***, проходит тепловая сеть воздушной прокладки, находящейся в собственности муниципального образования «Шарканский район» и переданной по концессионному соглашению ООО «Теплоресурс».
<дата> ФИО1 направил в адрес Администрации МО «Шарканский район» претензию о необходимости переноса участка теплосети, проходящей через принадлежащий ему и членам его семьи земельный участок. Учитывая, что данный объект является источником поставки тепловой энергии в жилые дома, расположенные по дальнейшей ветке теплотрассы, демонтаж данного участка невозможен. Перенос сети за границы участка также невозможен, в связи с тем, что в таком случае будут затрагиваться интересы и права собственников смежных земельных участков.
Учитывая вышеизложенное, а также возможность возникновения аварийных ситуаций на теплотрассе, необходимость замены пришедших в негодность труб обслуживающей организацией, о чем также указано истцом в претензии Администрацией района, в интересах неопределенного круга лиц, была инициирована процедура установления публичного сервитута на часть земельного участка №***. На текущий момент вышеуказанный участок теплосети используется только одним абонентом и, в связи с постепенным переходом граждан на газовое отопление, возможен его отказ от данных услуг, с последующим демонтажом участка сети. То есть установление сервитута также необходимо для демонтажа теплотрассы в последующем.
В соответствии с претензией истца, а также невозможностью на сегодняшний день переноса участка теплосети либо ее демонтажа, возникла необходимость в установлении публичного сервитута на часть земельного участка в целях проведения возможных ремонтных работ. В случае возникновения аварийной ситуации на данном участке, и ввиду близкого расположения к теплотрассе жилого дома истца, может произойти нарушение почвенного покрова, размыв грунта, фундамента и иные негативные последствия как для собственника земельного участка, так и для иных граждан являющихся пользователями тепловой энергии. Таким образом, для проведения возможных ремонтных работ обслуживающей организацией в кратчайшие сроки, на данном участке необходимо установление публичного сервитута.
В целях установления публичного сервитута была подготовлена схема расположения земельного участка, в дальнейшем, Администрацией района были проведены публичные слушания и подготовлено постановление Администрации муниципального образования «Шарканский район» № 929 от 18.08.2017 года. Сканированные документы размещены в открытом доступе на сайте www/sharkan.udmurt.ru в разделе: Документы/документы для обсуждения и в разделе Документы/Нормативно-правовые акты Администрации района.
В соответствии со схемой расположения земельного участка, площадь публичного сервитута составляет 87 кв.м. или 7,25 % от общей площади земельного участка, находящегося в собственности истца. Территория сервитута соответствует охранной зоне теплотрассы, т.е. публичный сервитут никак не ущемляет права собственников участков.
Таким образом, установление публичного сервитута не повлечет каких-либо ограничений в использовании части земельного участка, т. к. ограничения использования данной территории уже установлены режимом использования охранной зоны теплотрассы. Напротив, установление публичного сервитута предоставит возможность специализированной организации произвести ремонтные работы на данном участке теплосети, либо в дальнейшем провести демонтаж объекта и выполнить требования истца, предложенные в претензии. Демонтаж объекта повлечет за собой снятие публичного сервитута ввиду отсутствия его необходимости.
Дискриминации прав членов семьи истца не усматривается.
Выслушав доводы представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 23 ЗК РФ, публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Согласно п. 3 ст. 23 ЗК РФ публичные сервитуты могут устанавливаться, в том числе, для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры.
Административному истцу ФИО1 и членам его семьи В.***, Р.*** на основании договора купли-продажи земельного участка от <дата>№***-з на праве общей долевой собственности (по 1\3 доле в праве каждому) принадлежит земельный участок по адресу: <*****>, кадастровый №***, общей площадью <***> кв. м. (л. <...>, 10, 11, 12).
Постановлением Администрации муниципального образования «Шарканский район» от 10 июля 2017 года № 751 «О назначении общественных слушаний по проекту постановления Администрации муниципального образования «Шарканский район» «Об установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером №***» постановлено: опубликовать проект постановления Администрации МО «Шарканский район» «Об установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером №***» (указанного выше земельного участка, принадлежащего на праве долевой собственности ФИО1), путем его размещения на официальном сайте муниципального образования «Шарканский район»; назначить общественные слушания по проекту постановления Администрации МО «Шарканский район» на 14 августа 2017 года в 17 час. 15 мин. (л. д. 15).
Согласно представленному Администрацией МО «Шарканский район» протоколу Общественных слушаний, административным ответчиком 14 августа 2017 года были проведены общественные слушания об установлении публичного сервитута на 87 кв. м. вышеуказанного земельного участка.
По результатам общественных слушаний Администрацией МО «Шарканский район» было вынесено постановление № 929 от 18 августа 2017 года «Об установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером №***», согласно которому установлен постоянный бессрочный публичный сервитут на часть принадлежащего ФИО1 и членам его семьи указанного выше земельного участка. Площадь сервитута определена в 87 кв. м. (л. д. 21).
Представленными документами, в том числе схемой расположения земельного участка (л. д. 19), техническим паспортом сети теплоснабжения от котельной № 1 (л. д. 22) подтверждаются доводы сторон о том, что сеть теплоснабжения проходит по спорному земельному участку, принадлежащему ФИО1, что свидетельствует о наличии оснований для установления Администрацией МО «Шарканский район» публичного сервитута в отношении части земельного участка, необходимой для обеспечения интересов местного населения - для производства ремонтных работ указанной теплосети.
Таким образом, административным ответчиком соблюдены требования ст.23 ЗК РФ в части необходимости установления публичного сервитута с учетом результата общественных слушаний. Предусмотренные законом основания для установления публичного сервитута также имеются.
Однако как в проекте постановления Администрации МО «Шарканский район» «Об установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером №***» (приложение к Постановлению Администрации МО «Шарканский район» от 10 июля 2017 года №751 «О назначении общественных слушаний по проекту постановления Администрации муниципального образования «Шарканский район» «Об установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером №***») (л. д. 17-18), так и в постановлении Администрации МО «Шарканский район» от 18 августа 2017 года №929 «Об установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером №***», принятого по итогам общественных слушаний (л. д. 21), отсутствуют точные данные, отражающие границы действия сервитута на указанном выше земельном участке.
В названных документах указано лишь, что публичный сервитут устанавливается в отношении части земельного участка площадью 87 кв. м., входящего в границы земельного участка площадью <***> кв. м., с кадастровым номером №***, расположенного по адресу: <*****>.
Отсутствие сведений о точных границах действия сервитута противоречит требованиям ст. 23 ЗК РФ. Из смысла указанной нормы закона следует, что публичный сервитут, являясь обременением недвижимого имущества, не может не затрагивать права собственника земельного участка, в отношении которого он установлен, следовательно, собственнику должно быть обеспечено право знать о границах, объеме действия обременения принадлежащего ему имущества.
Ссылка представителя Администрации МО «Шарканский район» на то, что границы действия сервитута определены схемой расположения земельного участка, в отношении части которого устанавливается публичный сервитут (л. д. 19), несостоятельна, так как указанная схема таких данных (точное местоположение, сведения о размере части земельного участка, на которую устанавливается сервитут) не содержит. Кроме того, в схеме, на которую ссылается представитель административного ответчика, отсутствуют сведения о том, когда и кем она составлена, в постановлении Администрации МО «Шарканский район» от 10 июля 2017 года №751 «О назначении общественных слушаний по проекту постановления Администрации муниципального образования «Шарканский район» «Об установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером №***» отсутствуют сведения о наличии схемы как приложения к нему, указанная схема не опубликована как приложение к данному постановлению, а также к постановлению Администрации МО «Шарканский район» от 18 августа 2017 года №929, вынесенному по итогам общественных слушаний.
При изложенных выше обстоятельствах, имеются основания для признания незаконным оспариваемого постановления Администрации МО «Шарканский район».
Как установлено статьей 23 ЗК РФ публичный сервитут может устанавливаться нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Администрация муниципального образования «Шарканский район», в силу ст. 20, 25 Устава муниципального образования «Шарканский район» (далее – Устав), является исполнительно распорядительным органом муниципального образования «Шарканский район», наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения.
Глава муниципального образования «Шарканский район», согласно ст. 30, 38 Устава, возглавляет Администрацию района на принципах единоначалия, руководит деятельностью Администрации района, в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Удмуртской Республики, настоящим Уставом и решениями Районного Совета депутатов, издает постановления Администрации района по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Удмуртской Республики, а также издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции.
Административный истец правильно указал в качестве административных ответчиков исполнительно-распорядительный орган муниципального образования «Шарканский район» Администрацию муниципального образования «Шарканский район», вынесший оспариваемое постановление, и Главу муниципального образования «Шарканский район», подписавшего данное постановление.
Однако административным истцом ошибочно указано, что оспариваемое постановление от 18 августа 2017 года №929 «Об установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером №***» вынесено Главой муниципального образования «Шарканский район», так как данное постановление вынесено Администрацией муниципального образования «Шарканский район». Указанная ошибка повлиять на решение суда по рассматриваемому административном иску не может.
Требование административного истца о признании факта дискриминации Главой муниципального образования «Шарканский район» ФИО3 прав членов его семьи в части пользования принадлежащим им на праве собственности спорным земельным участком излишни, фактически являются одним из приведенных истцом оснований для признания постановления Администрации муниципального образования «Шарканский район» незаконным, при этом факт дискриминации административным истцом доказательствами не подтвержден. Однако данное обстоятельство на решение суда повлиять также не может, поскольку судом установлены иные основания для признания постановления Администрации муниципального образования «Шарканский район» незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск ФИО1 к Администрации муниципального образования «Шарканский район», Главе муниципального образования «Шарканский район» о признании незаконным постановления Администрации муниципального образования «Шарканский район» об установлении публичного сервитута и отмене установленного публичного сервитута удовлетворить частично.
Постановление Администрации муниципального образования «Шарканский район»» №*** от 18 августа 2017 года «Об установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером №***», которым установлен публичный сервитут для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных сетей, на часть земельного участка с кадастровым номером №***, площадью 87 кв. м., расположенного по адресу: <*****>, признать незаконным.
Обязать Администрацию муниципального образования «Шарканский район» в течение десяти дней со дня вступления в законную силу решения суда отменить постановление №*** от 18 августа 2017 года «Об установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером №***», сообщить об исполнении решения в Воткинский районный суд УР и административному истцу ФИО1 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части административное исковое заявление оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 25 декабря 2017 года.
Судья: Н. А. Концевая