ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2196/20 от 09.11.2020 Октябрьского районного суда г. Томска (Томская область)

КОПИЯ

70RS0003-01-2020-007573-76

2а-2196/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 ноября 2020 года Октябрьский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего судьи Качесовой Н.Н.,

при секретаре Гусейновой Д.Е.,

помощник судьи Аплина О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, обязании осуществить государственный кадастровый учет,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (далее – Управление Росреестра по Томской области) о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, обязании осуществить государственный кадастровый учет.

В обоснование административного иска указано, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок, ... административный истец обратился в Управление Россреестра по Томской области с заявлением о государственном кадастровом учете изменений указанного земельного участка, в части изменения сведений о виде разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования» на «информационный центр, компьютерный центр, столовая, мастерская». Уведомлением от 07.08.2020 №КУВД-001/2020-8984876/1 во внесении изменений было отказано, на том основании, что Управлением Росреестра были сделаны запросы в администрацию Корниловского сельского поселения о предоставлении информации, в какой территориальной зоне расположен земельный участок с кадастровым номером ... но ответы на запросы получены не были. По мнению административного истца, данный отказ незаконен, так как в силу ст. 209 ГК РФ собственник земельного участка вправе самостоятельно выбрать вид разрешенного использования из числа предусмотренных зонированием территорий и у административного ответчика имелись сведения о территориальной зоне земельного участка административного истца, в связи с чем он имел возможность внести изменения в кадастровый учет.

С учетом заявления от 23.09.2020 административный истец просит признать незаконным полностью уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Томской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 07.08.2020 № КУВД-001/2020- 8984876/1 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, ... в части изменения сведений о виде разрешённого использования «для сельскохозяйственного использования» на «информационный центр, компьютерный центр, столовая, мастерская». Обязать административного ответчика осуществить государственный кадастровый учет земельного участка, ... в части изменения сведений о виде разрешённого использования «для сельскохозяйственного использования» на «информационный центр, компьютерный центр, столовая, мастерская».

Административный истец, административный ответчик, заинтересованное лицо ФИО2 в суд не явились, были извещены о месте и времени судебного заседания.

Суд на основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании представитель административного истца – ФИО3 настаивал на удовлетворении требований, указав, что было получено уведомление Управления Росреестра по Томской области от 07.08.2020 №КУВД-001/2020-8984876/1 об отказе во внесении в кадастровый учет изменений и данный отказ нарушает права административного истца и оно направлено с нарушением закона. Доводы, изложенные в отзыве от 23.09.2020, поддержал, указав, что по результатам обращения административного истца с заявлением об оказании услуги, осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, ... в части изменения сведений о виде разрешённого использования «для сельскохозяйственного использования» на «информационный центр, компьютерный центр, столовая, мастерская», административный ответчик направил административному истцу уведомление от 07.08.2020 № КУВД-001/2020-8984876/1, в котором указывается об отказе в оказании услуги. Как указанно в уведомлении, решение административного ответчика об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета указанного земельного участка принято, «В связи с тем, что не представлены (не поступили) документы (сведения содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственному запросу». Таким образом, подтверждением нарушения закона административным ответчиком является противоречие между приостановлением осуществления государственного кадастрового учёта и отказом в осуществлении государственного кадастрового учёта. Как следует из фактических обстоятельств дела и уведомления от 07.08.2020 № КУВД-001/2020-8984876/1, право административного истца нарушено не только тем, что было отказано в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка и не предоставлено право предоставить необходимые документы по собственной инициативе, но и до настоящего времени административный истец не направил административному истцу уведомление о внесении сведений в ЕГРН. Таким образом, подтверждением нарушения прав административного истца является лишение права предоставить необходимые для осуществления государственного кадастрового учёта документы, и не уведомление о внесении сведений в ЕГРН.

Административный истец обоснованно считает, что в соответствии с п.5 ч.1 ст.26 Закона N 218-ФЗ, административный ответчик обязан был приостановить осуществление государственного кадастрового учета, до поступления необходимой информации от органа местного самоуправления, доводы об обратном административного ответчика не основаны на нормах права. Доводы административного ответчика об исполнении услуги по внесению в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению административного истца не состоятельны, поскольку под уведомлением законодатель предполагает одновременно два действия - вручение заинтересованному лицу соответствующего письменного документа и внесение в ЕГРН соответствующих сведений.

Представитель административного ответчика ФИО4 в судебном заседании административный иск не признал, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, доводы которого поддержал.

Согласно письменным возражениям, в Управление Росреестра по Томской области 17.07.2020 административным истцом было представлено заявление MFC-0240/2020-1963 8-1 «О внесении в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений» о разрешенном использовании земельного участка, ... в порядке, предусмотренном ст. 33 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Согласно ст. 13 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ о регистрации, внесение в ЕГРН дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия либо в уведомительном порядке. Для осуществления указанных действия было представлено решение собственника об изменении вида разрешенного использования земельного участка от 17.07.2020, согласно которого ФИО1 приняла решение изменить вид разрешенного использования земельного участка ... с вида разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования» на вид разрешенного использования «информационный центр, компьютерный центр, столовая, мастерская». Положением ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ установлен срок внесения в ЕГРН сведений, на основании поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов - не позднее 15 рабочих дней с даты поступления таких документов в орган регистрации прав. Внесение сведений на основании заявления заинтересованного лица, указанного в ст. 33 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ также осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в связи с чем, срок, установленный ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ применяется и в случае, предусмотренном ст. 33 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ. Для осуществления изменения вида разрешенного использования земельного участка ... необходимо установить, в какую территориальную зону входит указанный земельный участок и, соответственно, определить виды (основной, вспомогательный или условный) разрешенного использования земельного участка, допустимые к установлению в соответствии с Правилами землепользования и застройки Муниципального образования «Корниловское сельское поселение», утвержденными Решением Совета Корниловского сельского поселения от 19.02.2014 №5. В связи с этим, был направлен межведомственный информационный запрос с помощью портала государственных услуг. В пределах установленного Законом срока, в рамках межведомственного информационного взаимодействия был получен ответ на запрос в виде выписки о виде разрешенного использования указанного земельного участка, в котором отсутствовала информация о территориальной зоне, в которой расположен земельный участок ... Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области был направлен письменный запрос от 31.07.2020 №01-20/05846 в Администрацию Корниловского сельского поселения с просьбой предоставить информацию о территориальной зоне, в которой расположен земельный участок ... 17.08.2020 в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области поступил письменный ответ Администрации Корниловского сельского поселения от 07.08.2020 исх.№606, согласно которого земельный участок ... расположен в территориальной зоне 0-2 «зона размещения объектов образования» согласно Генеральному плану муниципального образования «Корниловское сельское поселение» и Правилам землепользования и застройки. Согласно Правилам землепользования и застройки в территориальной зоне 0-2 допустимы такие виды разрешенного использования земельного участка как «информационный центр, компьютерный центр, столовая, мастерская». Полученное сообщение №606 от 07.08.2020 поступило в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» 17.08.2020, т.е. за пределами срока, когда государственный регистратор обязан принять решение. 20.08.2020 на основании решения собственника об изменении разрешенного использования земельного участка, с учетом документов, поступивших от Администрации Корниловского сельского поселения в ЕГРН были внесены новые сведения о разрешенном использовании земельного участка, а именно: «информационный центр, компьютерный центр, столовая, мастерская», в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в соответствии со ст. 34 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ. Уведомлением от 21.08.2020 №КУВД-001/2020-12042475/1 ФИО1 была уведомлена о внесении изменений в ЕГРН о виде разрешенного использования земельного участка ... в порядке, предусмотренном Приказом Минэкономразвития РФ от 25.03.2016 №173 «Об утверждении порядков и способов направления органом регистрации прав уведомлений, а также подлежащих выдачи после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав представленных заявителем документов». В настоящее время в ЕГРН в отношении земельного участка ... указаны следующие виды разрешенного использования: информационный центр, компьютерный центр, столовая, мастерская., для размещения объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования. Решение государственного регистратора прав ФИО2 от 07.08.2020 №КУВД- 001/2020-8984876/1 об отказе во внесении сведений в ЕГРН о разрешенном использовании в отношении земельного участка ... является законным и принято в соответствии с нормами действующего законодательства.

В дополнениях к отзыву Управления Росреестра по Томской области от 05.10.2020 указано, что орган регистрации прав отказывает во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица, если органы государственной власти и органы местного самоуправления уведомляют об отсутствии документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения указанного уведомления направляет заявителю соответствующий отказ в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования. (ч.4 ст.33 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ). Орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица направляет такому лицу уведомление о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования (ч.5 ст.33 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ). Таким образом, порядок внесения сведений в ЕГРН по заявлению заинтересованного лица предусматривает направление заявителю отказа в случаях, указанных в ч.4 ст.33 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ. Уведомлением от 21.08.2020 №КУВД-001/2020-12042475/1 административный истец была уведомлена о внесении изменений в ЕГРН о виде разрешенного использования земельного участка ... в порядке, предусмотренном Приказом Минэкономразвития РФ от 25.03.2016 №173 «Об утверждении цорядков и способов направления органом регистрации прав уведомлений, а также подлежащих выдачи после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав представленных заявителем документов». Так, на адрес электронной почты, указанный в заявлении MFC-0240/2020-19638-1 от 17.07.2020 государственным регистратором направлено Уведомление о внесении изменений в ЕГРН, а также указанное уведомление на бумажном носителе было направлено в Кировский МФЦ для выдачи на руки Заявителю.

Исследовав материалы дела, суд оснований для удовлетворения административных исковых требований не находит исходя из следующего.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (ред. от 31.07.2020, далее - Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ) государственная регистрация прав осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).

К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проверка действительности поданных заявителем документов и наличия, соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих осуществление государственной регистрации прав, иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

Согласно положению об Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Томской области (Приказ Росреестра от 30.05.2016 N П/0263 (ред. от 20.05.2019) "Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъектам Российской Федерации", приложение N 72 к приказу Росреестра от 30 мая 2016 г. N П/0263, далее по тексту - Положение), Территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, сокращенное наименование Управление Росреестра по Томской области (далее - Управление), осуществляющее функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственная регистрация прав на недвижимое имущество), государственному кадастровому учету недвижимого имущества, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации) (п.1).

В п. 7 Положения указано, что Управление реализует следующие полномочия в установленной сфере деятельности осуществляет: государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (п.7.1.1); федеральный государственный надзор в области землеустройства (п. 7.1.14.); государственный земельный надзор (п. 7.1.16); проведение государственной экспертизы землеустроительной документации (п. 7.1.19); прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов (п. 7.1.37); выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 7.1.38); участвует в судах, осуществляет взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам, входящим в компетенцию Управления (п. 7.14).

Исходя из изложенного, полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета объектов недвижимости в настоящее время наделены территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, которое является – Управление Росреестра по Томской области.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Порядок судопроизводства определяется федеральным законодательством (п. «о» ст. 71, ч. 1 ст. 76 Конституции РФ).

Как установлено п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ, административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суды рассматривают и разрешают в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Исходя из положений статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В силу части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с частью 11 той же статьи обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Таким образом, обязанность доказывания обстоятельств соответствия оспариваемых действий, решений органа государственной власти нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, возложена законом на административного ответчика.

Частью 1 ст. 219 КАС РФ установлено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Оспариваемое решение вынесено – 07.08.2020, с настоящим административным иском ФИО1 обратилась – 04.09.2020, срок на обращение в суд за защитой нарушенного права административным истцом не нарушен, административный иск подан в течение срока установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ.

Судом установлено, что следует из ЕГРН от 24.10.2018 административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок, ... вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного использования.

17.07.2020 ФИО1 было подано заявление в Управление Росреестра по Томской области о внесении сведений в ЕГРН в отношении земельного участка ... к которому были приложены: решение собственника об изменении вида разрешенного использования земельного участка от 17.07.2020, заявление о внесении сведений в ЕГРН от 17.07.2020 №MFC-0240/2020-19638-1. Данное заявление с документами принято Управлением Росреестра по Томской области.

Управлением Росреестра по Томской области ФИО1 было направлено Уведомление об отказе во внесении в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица от 07.08.2020 №КУВД-001/2020-8984876/1, поскольку не представлены (не поступили) документы (сведения содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации права по межведомственному запросу из Администрации Корниловского сельского поселения сведения на какой территориальной зоне расположен земельный участок ... Дано разъяснение, что после поступления ответа на запрос из Администрации Корниловского сельского поселения, сведения о разрешенном использовании будут внесены в ЕГРН в установленном законе порядке.

Оснований для признания оспариваемого Уведомления от 07.08.2020 №КУВД-001/2020-8984876/1 незаконным, суд не находит.

В соответствии с ч.7 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

В соответствии с п.2 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится в том числе, проверка действительности поданных заявителем документов и наличия, соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.

Согласно ч. 2 ст.7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из, в том числе: реестра объектов недвижимости; реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества.

Вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения являются дополнительными сведениями об объекте недвижимости (ч.5 ст.8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

В соответствии со ст.13 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав:

в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации;

в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости;

в уведомительном порядке - при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.

Исходя из изложенного в совокупности со ст. 13 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, внесение в ЕГРН дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия либо в уведомительном порядке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В силу ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Как указано в п. 1 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018), при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки собственник земельного участка, находящегося в частной собственности, может выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований с органами местного самоуправления.

Согласно пунктам 3 и 5 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки принятия соответствующего решение органа местного самоуправления об изменении вида разрешенного использования не требуется.

Изменение сведений о разрешенном использовании в таком случае производится на основании заявления и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости.

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (ч.1 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ), при этом основания для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав указаны в ч.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.

Согласно ч.1 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя:

прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона;

проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Как следует из решения собственника об изменении вида разрешенного использования земельного участка ... разрешенное использование – для сельскохозяйственного использования – на – информационный центр, компьютерный центр, столовая, мастерская.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, орган регистрации прав в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, вносит соответствующие сведения в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В соответствии с положением части 2 статьи 33 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, самостоятельно запрашивает документы (содержащиеся в них сведения) в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Внесение сведений на основании заявления заинтересованного лица, указанного в ст. 33 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ также осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в связи с чем, срок, установленный ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ применяется и в случае, предусмотренном ст. 33 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.

Административным ответчиком был направлен запрос в Администрацию Корниловского сельского поселения посредствам СМЭВ о предоставлении информации на какой территориальной зоне распложен земельный участок ...

Была получена выписка из администрации Корниловского сельского поселения по запросу. В данном документе отсутствовала информация о территориальной зоне, в которой расположен земельный участок ...

Как установлено судом, что следует из запроса административного ответчика от 31.07.2020 №01-20-05846 в Администрацию Корниловского сельского поселения повторно был направлен запрос о предоставлении информации о территориальной зоне, в которой расположен земельный участок ...

Из анализа содержания приведенных положений Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ следует, что орган регистрации прав при поступлении решения (акта) органа местного самоуправления об изменении дополнительных сведений об объекте недвижимости обязан в установленный срок внести соответствующие сведения в Единый государственный реестр недвижимости.

По смыслу части 4 статьи 33 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, орган регистрации прав отказывает во внесении в ЕГРН сведений, если органы государственной власти предоставили ответы на запросы регистратора об отсутствии сведений, необходимых для регистрации прав.

Исходя из изложенного, поскольку на момент принятия Управлением Росреестра по Томской области решения, зафиксированного в Уведомлении от 07.08.2020 №КУВД-001/2020-8984876/1, отсутствовала информация о территориальной зоне, в которой расположен земельный участок ... Управление Росреестра по Томской области обосновано отказало ФИО1 во внесении изменений в государственный кадастровый учет.

Суд учитывает и тот факт, что ФИО1 было разъяснено, что после поступления ответа на запрос из Администрации Корниловского сельского поселения, сведения о разрешенном использовании будут внесены в ЕГРН в установленном законе порядке.

17.08.2020 поступил ответ от 07.08.2020 за исх. №606 на данный запрос из Администрации Корниловского сельского поселения, согласно которому земельный участок ... согласно Генеральному плану муниципального образования «Корниловское сельское поселение» и Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Корниловское сельское поселение», утв. Решением Совета Корниловского сельского поселения №5 от 19.02.2014, расположен в территориальной зоне О-2 «зона размещения объектов образования», что подтверждается приложением №1 к решению №5 от 19.02.2014.

Уведомлением от 21.08.2020 №КУВД-001/2020-12042475/1, ФИО1 была уведомлена о внесении 20.08.2020 в ЕГРН на основании решения собственника об изменении вида разрешенного использования земельного участка от 17.07.2020 в отношении земельного участка ... следующих сведений: разрешенное использование: информационный центр, компьютерный центр, столовая, мастерская.

Факт внесения сведений в ЕГРН в отношении земельного участка ... разрешенное использование: информационный центр, компьютерный центр, столовая, мастерская, в том числе подтверждается выпиской из ЕГРН от 08.09.2020, в которой указан вид разрешенного использования данного земельного участка - информационный центр, компьютерный центр, столовая, мастерская, собственник ФИО1

Уведомление от 21.08.2020 №КУВД-001/2020-12042475/1 направлено ФИО1 на адрес ее электронной почты – 21.08.2020.

Таким образом, оспариваемое решение, зафиксированное в Уведомлении от 07.08.2020 №КУВД-001/2020-8984876/1 Управления Росреестра по Томской области является законным и обоснованными, не нарушает прав и законных интересов административного истца, поскольку отказ во внесении изменений в ЕГРН в отношении земельного участка ... регистрационным органом произведено без нарушения требований действующего законодательства.

Суд учитывает и то, что в последующем после поступления ответа на запрос Управлением Росреестра по Томской области было удовлетворено заявление ФИО1 от 17.07.2020 и были внесении изменения в ЕГРН о видах разрешенного использования земельного участка ФИО1

На административного истца в силу части 9 статьи 226 КАС РФ возложена обязанность доказать факт того нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, однако в нарушение ст.ст. 59,62 КАС РФ, такие доказательства не представлены, судом не установлено нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца оспариваемым решением Управления Росреестра по Томской области.

Доводы представителя административного истца о том, что в отсутствие информации о территориальной зоне, послужившей основанием для отказа осуществления государственного кадастрового учета изменений, является незаконным, основан на неверном толковании норм материального права.

Доводы представителя административного истца о том, что административный ответчик обязан был на основании ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ приостановить осуществление государственного кадастрового учета до поступления необходимой информации, не состоятельным.

Ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, однако поданное административным истцом заявление о внесении изменений в вид разрешенного использования ее земельного участка не подпадает под действие данной статьи, ее заявление должно регулироваться нормами главы 4 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, которой и руководствовался административный ответчик при принятии оспариваемого решения.

Поскольку требования об обязании Управление Росреестра по Томской области осуществить государственный кадастровый учет земельного участка административного истца является производным требованием о признании решения 07.08.2020 №КУВД-001/2020-8984876/1 незаконным, в удовлетворении которого отказано, оснований для удовлетворения данного требования, не имеется.

Исходя из изложенного, оснований для удовлетворения требований о признании незаконным полностью уведомления Управления Росреестра по Томской области от 07.08.2020 № КУВД-001/2020- 8984876/1, обязании Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Томской области осуществить государственный кадастровый учет земельного участка, ... в части изменения сведений о виде разрешённого использования «для сельскохозяйственного использования» на «информационный центр, компьютерный центр, столовая, мастерская», надлежит отказать.

Оснований для взыскания расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. с административного ответчика в пользу административного истца, не имеется, в связи с отказом в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, обязании осуществить государственный кадастровый учет, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Томска.

Копия верна.

Судья: Н.Н. Качесова

Секретарь: А.А. Суразова

«__» _____________ 20 __ года

Судья: /подпись/

Мотивированный текст изготовлен 16.11.2020

Судья: /подпись/

Оригинал хранится в деле № 2а-2196/2020 в Октябрьском районном суде г. Томска.