ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2197(2016) от 16.11.2016 Кинешемского городского суда (Ивановская область)

Дело № 2а-2197(2016)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кинешемский городской суд Ивановской области

в составе председательствующего судьи Никитиной Л.Ю.

при секретаре Сосуновой М.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинешме Ивановской области

«16» ноября 2016 года дело по административному иску ФИО7 к Территориальному управлению социальной защиты населения по городскому кругу Кинешма и Кинешемскому муниципальному району о признании незаконным распоряжений об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи Ивановской области,

у с т а н о в и л :

ФИО7 обратился в суд с административным иском к Территориальному управлению социальной защиты населения по городскому кругу Кинешма и Кинешемскому муниципальному району о признании незаконным решения об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи Ивановской области.

Административный иск мотивирован тем, что 30 сентября 2016 года Территориальным управлением социальной защиты населения по городскому округу Кинешма и Кинешемскому муниципальном району было вынесено Решение об отказе в выдаче ФИО7 удостоверения многодетной семьи Ивановской области в связи с отсутствием совместной регистрации с членами семьи (детьми). В качестве правового обоснования в Решении указаны следующие нормы права: Порядок выдачи удостоверений многодетной семьи Ивановской области, их замены, учета, хранения, утвержденный указом Губернатора Ивановской области от 26 февраля 2004 года №19-у.г. «О мерах по социальной поддержке многодетных семей». В соответствии с названным Указом Губернатора Ивановской области, в состав семьи для отнесения ее к числу многодетной включаются лица, связанные родством и (или) свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети, в том числе усыновленные, пасынки, падчерицы, а также несовершеннолетние, находящиеся под опекой (попечительством) членов данной семьи или переданные в нее на воспитание.

Между ФИО7 и ФИО8 заключен брак ДД.ММ.ГГГГ, в их семье воспитывается 6 несовершеннолетних детей. Супруга ФИО8 зарегистрирована по адресу: <адрес>. ФИО7 зарегистрирован по адресу: <адрес>, как военнослужащий, по адресу войсковой части, данный адрес не является местом его проживания. ФИО7 и члены его семьи проживают по адресу: <адрес>.

Пунктом 2.6.2 Административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача удостоверения многодетной семьи Ивановской области», утвержденного приказом начальника Департамента от 08 апреля 2013 года № 109-о.д.н. утвержден исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения услуги, пунктом 2.8.1 Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень для отказа в предоставлении государственной услуги.

ФИО7 в Территориальное управление социальной защиты населения по городскому кругу Кинешма и Кинешемскому муниципальному району был предоставлен полный пакет документов. Указанное основание для отказа в выдаче удостоверения многодетной семьи – отсутствие регистрации с членами семьи – не входит в установленный перечень причин отказа в предоставлении данной услуги.

Административный истец просит решение Территориального управления социальной защиты населения по городскому округу Кинешма и Кинешемскому муниципальному району от 30 сентября 2016 года об отказе ФИО7 в выдаче удостоверения многодетной семьи Ивановской области признать незаконным; обязать Территориальное управление социальной защиты населения по городскому округу Кинешма и Кинешемскому муниципальному району выдать ФИО7 удостоверение многодетной семьи Ивановской области.

Административный истец ФИО7 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, направил в суд своего представителя.

Суд, с согласия лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца ФИО7

Представитель административного истца ФИО7 – ФИО9 административный иск поддержала по изложенным в нем основаниям, в судебных заседаниях 02 ноября 2016 года и 16 ноября 2016 года дополнительно пояснила, что основанием для отказа в выдаче удостоверения многодетной семьи не может служить то основание, что отец зарегистрирован по иному месту жительства. Админстративный регламент по предоставлению государственной услуги выдачи удостоверения многодетной семьи Ивановской области разработан на основании Указа Губернатора Ивановской области № 19 и не может ему противоречить. В Указе Губернатора говорится, что членом семьи являются совместно проживающие и ведущее совместное хозяйство супруги и их дети. В материалы дела представлена справка участкового, документы об оплате детского сада, свидетельствующие, что супруги совместно участвуют в воспитании детей, что ФИО7 получает корреспонденцию по адресу совместного проживания с семьей. Справка о регистрации по месту жительства необходима, чтобы установить, имеет ли заявитель право на получение мер социальной поддержки из бюджета того субъекта РФ, в который он обращается с заявлением о получении удостоверения многодетной семьи. Просит административный иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика Территориального управления социальной защиты населения по городскому округу Кинешма и Кинешемскому муниципальному району ФИО10 с административным иском не согласна, в судебных заседаниях 02 ноября 2016 года и 16 ноября 2016 года пояснила, что Указом Губернатора Ивановской области от 26 февраля 2004 года № 19-у.г. утвержден Порядок выдачи удостоверений многодетной семьи Ивановской области, их замены, учета и хранения, пунктом 2 которого предусмотрен перечень документов, на основании которых производится выдача удостоверения. Обязанность по предоставлению данных документов возложена на заявителя, за исключением сведений о гражданах, зарегистрированных совместно с заявителем; территориальный орган социальной защиты населения самостоятельно запрашивает данные сведения в органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, если заявитель не представил такие документы по собственной инициативе. Специалисты Управления, участвующие в предоставлении данной государственной услуги, не вправе требовать от заявителя предоставления документов и информации, не предусмотренных нормативными правовыми актами. 16 сентября 2016 года ФИО7 обратился в Управление с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи Ивановской области, представив документы, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, указав место жительства: <адрес>, сведения о гражданах, зарегистрированных совместно с заявителем, предоставлены не были, поэтому Управление самостоятельно запросило данные сведения. Отдел по вопросам миграции МО МВД РФ «Кинешемский» сообщил, что сведениями о таких гражданах не располагает, представил адресную справку, о том, что ФИО7 зарегистрирован по адресу: <адрес>. Поскольку супруга ФИО7 состоит на учете, как получатель ежемесячного пособия на ребенка и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, в делах получателя социальных выплат имелась домовая книга по указанному заявителем адресу, в которой ФИО7 не значится. Ввиду отсутствия совместной регистрации ФИО7 с заявленными членами семьи 30 сентября 2016 года исполняющим обязанности руководителя Управления было принято решение об отказе ФИО7 в выдаче удостоверения многодетной семьи Ивановской области. В соответствии с Законом «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывании и жительства», регистрация граждан – это постановка на регистрационный учет по месту пребывания или месту жительства, то есть фиксация данного факта в установленном порядке органом регистрационного учета. В Указе предусмотрено требование о предоставлении документов о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем. Иные документы, подтверждающие совместное проживание заявителя и членов его семьи, специалисты Управления принять не вправе. Просит в административном иске отказать.

Заинтересованное лицо ФИО8 с заявлением согласна, суду пояснила, что в Указе Губернатора Ивановской области указано, что в состав семьи, для отнесения ее к многодетной, входят лица, связанные родством и (или) свойством; факт совместного проживания подтверждается ее (ФИО8) свидетельскими показаниями, справкой-характеристикой от участкового. Часть 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ определяет, кто относится к членам семьи собственника жилого помещения – совместно проживающие с ним супруг, его дети и родители, при этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован. Компенсационные выплаты, которыми сейчас пользуется семья, оформлены с учетом доходов ФИО7, он, как многодетный отец, является получателем компенсационных выплат в детском саду, с ним заключен договор, он оплачивает счета за коммунальные услуги в доме, в котором проживает, за дочь, которая посещает художественную школу. В Указе Губернатора Ивановской области не сказано о том, что лица, зарегистрированные совместно, являются членами многодетной семьи, при оформлении удостоверения многодетной семьи данные сведения берутся с мест жительства и регистрации обоих родителей.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные документы, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 1 Указа Губернатора Ивановской области от 26 февраля 2004 года № 19-уг «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», многодетной является семья, в составе которой имеются трое и более детей в возрасте до 18 лет. В состав семьи для отнесения ее к числу многодетной включаются лица, связанные родством и (или) свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети, в том числе усыновленные, пасынки, падчерицы, а также несовершеннолетние, находящиеся под опекой (попечительством) членов данной семьи или переданные в нее на воспитание. В число детей, учитываемых в составе семьи для признания ее многодетной, не включаются дети, находящиеся на полном государственном обеспечении, за исключением детей, обучающихся в областных государственных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

Согласно п. 2 выше названного Указа, меры социальной поддержки предоставляются многодетной семье на основании удостоверения многодетной семьи Ивановской области.

Выше названным Указом Губернатора Ивановской области утвержден «Порядок выдачи удостоверений многодетной семьи Ивановской области, их замены, учета и хранения».

Согласно п. 2 «Порядка…», выдача удостоверений производится членам семьи в необходимом количестве экземпляров в течение 15 дней с момента обращения одного из родителей в территориальный орган Департамента социальной защиты населения Ивановской области по месту жительства многодетной семьи на основании следующих документов: заявления, паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя, сведений о гражданах, зарегистрированных совместно с заявителем, свидетельства о рождении детей, справки с места обучения детей (дл дошкольников – из детского дошкольного учреждения или поликлиники), фотографии родителей 3х4.

Обязанность по представлению указанных документов возложена на заявителя, за исключением сведений о гражданах, зарегистрированных совместно с заявителем. Территориальный орган социальной защиты населения самостоятельно запрашивает данные сведения в органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, если заявитель не представил такие документы по собственной инициативе.

Судом установлено, что 16 сентября 2016 год ФИО7 обратился в Территориальное управление социальной защиты населения по городскому округу Кинешма и Кинешемскому муниципальному району с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи Ивановской области, представив следующие документы: ксерокопию паспорта ФИО7 с отметкой о регистрации по адресу: <адрес>, ксерокопию паспорта ФИО8, свидетельство о регистрации брака между ФИО7 и ФИО8, копии свидетельств о рождении несовершеннолетних детей: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6; справки о том, что дети посещают образовательные учреждения, 4 фотографии.

В день поступления заявления с приложенными к нему документами Территориальным управлением социальной защиты населения по городскому округу Кинешма и Кинешемскому муниципальному району направлен межведомственный запрос в отдел по вопросам миграции МО МВД РФ «Кинешемский» УМВД России по Ивановской области о предоставлении выписки из домовой книги о гражданах, зарегистрированных по адресу: <адрес>, в связи с предоставлением государственной услуги «Выдача удостоверений многодетной семьи Ивановской области» ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Согласно ответу МО МВД РФ «Кинешемский», запрашиваемыми сведениями отдел по вопросам миграции не располагает; представлена справка, согласно которой ФИО7 зарегистрирован по месту жительств по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ.

Решением исполняющего обязанности руководителя Территориального управления социальной защиты населения по городскому округу Кинешма и Кинешемскому муниципальному району от 30 сентября 2016 года № 1 ФИО7 отказано в выдаче удостоверения многодетной семьи Ивановской области в соответствии с Порядком выдачи удостоверений многодетной семьи Ивановской области, их замены, учета и хранения, утвержденным Указом Губернатора Ивановской области от 26 февраля 2004 года № 19-уг; основание – отсутствие совместной регистрации с членами семьи (детьми). Уведомление об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи было отправлено заявителю почтовым отправлением по адресу, указанному им в заявлении как место жительства: <адрес>, 03 октября 2016 года и получено им 1 октября 2016 года.

Анализируя представленные доказательства, суд не усматривает оснований дл отмены оспариваемого решения органа социальной защиты населения.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 Семейного кодекса Российской Федерации, каждый из супругов свободен в выборе места пребывания и жительства.

Полномочия по определению категорий семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона, Указом Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» возложены на правительства республик в составе Российской Федерации, органы исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Указ Губернатора Ивановской области 26 февраля 2004 года № 19-уг «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» издан в соответствии с названным Указом Президента РФ, подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Основанием для отнесения лиц, связанных родством и (или) свойством, к членам многодетной семьи, является их совместное проживание и ведение совместного хозяйства (п. 1 Указа Губернатора Ивановской области № 19-уг), подтверждающим данное обстоятельство документом являются сведения о гражданах, зарегистрированных совместно с заявителем.

В силу п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, местом жительства гражданина признается место, где он постоянно или преимущественно проживает.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека, каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации (ст. 1 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»). Статьей 2 указанного Закона установлены понятия «место пребывания» «место жительства». Согласно ст. 3 названного Закона, в целях обеспечении необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В целях реализации данного Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывании и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию.

Применительно к выше указанным правовым нормам, формой сообщения гражданину о месте своего постоянного проживания является его регистрация по месту жительства.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 02 февраля 1998 года № 4-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713», посредством регистрации органы регистрационного учета удостоверяют акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства; регистрация отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания и жительства.

Административным регламентом предоставления государственной услуги «Выдача удостоверения многодетной семьи Ивановской области», утвержденным Приказом Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 08 апреля 2013 года № 109-о.д.н., предусмотрено, что специалисты органов социальной защиты населения, участвующие в предоставлении государственной услуги, не вправе требовать от заявителя документов и информации, не предусмотренных Регламентом, а также не вправе осуществлять действия, не предусмотренные нормативными актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением данной услуги. По этой причине представленные в материалы дела представителем административного истца справка -характеристика ФИО7, выданная участковым уполномоченным МО МВД РФ «Кинешемский», а также квитанции об оплате за жилищно-коммунальные услуги и за посещение детьми образовательных учреждений, оплаченные, со слов представителей, ФИО7, не могли быть истребованы специалистами органа социальной защиты населения и приняты во внимание в качестве документов, подтверждающих совместное проживание заявителя с детьми.

Данные документы также не могут быть приняты во внимание судом в подтверждение факта нарушения органом социальной защиты населения права ФИО7 на получение удостоверения многодетной семьи, поскольку при рассмотрении данного дела в порядке, предусмотренном КАС РФ, суд проверяет оспариваемое решение на соответствие нормативным правовым актам. Характеристика с места жительства, квитанции об оплате не предусмотрены законодательством в перечне документов, обязательных для предоставления в органы социальной защиты и, следовательно, для их принятия специалистами в целях получения удостоверения многодетной семьи.

Выше названным Административным регламентом в составе документов, необходимых для получения удостоверения многодетной семьи Ивановской области заявителями – супругами, совместно проживающими и ведущим совместное хозяйство, в составе семьи которых имеются трое и более детей в возрасте до 18 лет (п. 1.2.1 Административного регламента), предусмотрена возможность предоставления справки (сведений) о составе семьи заявителя, которая и была запрошена административным ответчиком в порядке межведомственного взаимодействия.

Суд не может согласиться с мнением заинтересованного лица ФИО8 о том, что орган социальной защиты населения был обязан запросить сведения о составе семьи заявителя в войсковой части по месту регистрации ФИО7 по месту жительства. В настоящее время по адресу: <адрес>, войсковая часть не находится, что является общеизвестным фактом для жителей города Кинешмы; у органов социальной защиты населения отсутствует обязанность запрашивать сведения о лицах, ранее зарегистрированных на территории данной воинской части в органах Министерства обороны РФ. Административный истец ФИО7 имел право и возможность самостоятельно представить данный документ, однако этого не сделал.

Таким образом, в связи с отсутствием документов, предусмотренных п. 2 Порядка выдачи удостоверений многодетной семьи Ивановской области - (сведений) о гражданах, зарегистрированных совместно с заявителем (для получения удостоверения многодетной семьи имеет значение совместная регистрация с членами семьи, в первую очередь – с детьми), Территориальным управлением социальной защиты населения по городскому округу Кинешма и Кинешемскому муниципальному району правомерно отказано ФИО7 в выдаче удостоверения многодетной семьи Ивановской области.

Отсутствие ссылки на положения Административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача удостоверения многодетной семьи Ивановской области», регламентирующего основания для отказа в предоставлении государственной услуги не является основанием для признания оспариваемого решения незаконным, поскольку данный документ является ведомственным актом. Анализ оснований для отказа, указанных в п. 2.8.1 Административного регламента, дает суду основание для вывода о том, что отсутствие сведений о гражданах, зарегистрированных совместно с заявителем (равно как и справки (сведений) о сотаве семьи заявителя), свидетельствует о несоответствии статуса заявителя, обратившегося за предоставлением государственной услуги, категориям заявителей, указанным в пункте 1.2.1 Административного регламента.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым отказать ФИО7 в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

ФИО7 в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконным решения Территориального управления социальной защиты населения по городскому округу Кинешма и Кинешемскому муниципальному району от 30 сентября 2016 года об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи Ивановской области о т к а з а т ь.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Л.Ю.Никитина

Мотивированное решение составлено 21 ноября 2016 года.