УИД: 56RS0018-01-2020-000552-33
Дело № 2а-2198/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 марта 2020 года г. Оренбург
Ленинский районный суд г. Оренбурга
в составе председательствующего судьи Ермошкиной О.В.,
при секретаре Толкачёвой М.С.,
с участием:
представителя административного истца Габидуллиной Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Желдорреммаш» в лице Оренбургского локомотиворемонтного завода – филиал акционерного общества «Желдорреммаш» к главному государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области Приор Юлии Будимировне, Государственной инспекции труда в Оренбургской области о признании незаконными акта проверки, предписания,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Желдорремаш» в лице Оренбургского локомотиворемонтного завода – филиала акционерного общества «Желдорреммаш» (далее Оренбургское ЛРЗ- филиал АО «Желддорреммаш») обратилось в суд с названым административным исковым заявлением.
В обоснование иска указало, что на основании распоряжения N от 28 ноября 2019 года Государственной инспекцией труда в Оренбургской области в отношении Оренбургское ЛРЗ- филиал АО «Желддорреммаш» проведена проверка соблюдения трудового законодательства.
12 декабря 2019года по результатам проведенной проверки составлен акт проверки N и внесено предписание N.
В соответствии с актом проверки от 12 декабря 2019 года N Государственной инспекцией труда в Оренбургской области было установлено:
- нарушение части 2 статьи 123 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденный график отпусков на 2019 года в отношении ФИО. не соблюден, отпуск предоставлен работнику вне графика.
- нарушение части 3 статьи 123 Трудового кодекса Российской Федерации, о времени начала отпуска работник ФИО. не ознакомлен под подпись не позднее чем за две недели до его начала;
- нарушение части 1 статьи 138 Трудового кодекса Российской Федерации, удержание из заработной платы работника ФИО. за октябрь 2019 года превысило 20 % общего размера всех удержаний.
Предписанием от 12 декабря 2019 года N на Оренбургское ЛРЗ- филиал АО «Желддорреммаш» возложена обязанность по устранению нарушений части 1 статьи 138 Трудового кодекса Российской Федерации, в срок до 28 января 2020 года необходимо вернуть ФИО излишне удержанную сумму.
С выявленными нарушениями трудового законодательства административный истец не согласен, поскольку ФИО отпуск предоставлен согласно графика отпусков на 2019года в количестве 14 дней, по его личному заявлению, в котором указана дата начала отпуска и количество дней.
С учетом требований статей 137, 138 Трудового кодекса РФ нарушений в части удержаний из заработной платы работника ФИО при увольнении по собственному желанию не имеется.
Просит признать незаконными и отменить акт проверки от 12 декабря 2019 года N; предписание от 12 декабря 2019 года N-N.
В ходе рассмотрения дела в качестве административного соответчика привлечен главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области Приор Ю.Б.
В судебное заседание представитель административного ответчика – Государственная инспекция труда в Оренбургской области, соответчик - главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области Приор Ю.Б. не явились, были извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса в порядке статей 150, 226 Кодекса административного судопроизводства РФ.
В судебном заседании представитель административного истца Габидуллина Р.Р., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала в части признания акта проверки от 12 декабря 2019 года N незаконным, в части оспаривания предписания от ...N-N требования иска не поддержала, указав, что данное предписание исполнено 27 января 2020 года, о чем в Государственную инспекцию труда в Оренбургской области представлен расходный кассовый ордер о возврате ФИО излишне удержанной суммы заработной платы в размере ... рублей.
Выслушав участника процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, согласно частям 9 и 11 которой при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно статье 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составлении протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Основные права государственных инспекторов труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права указаны в статье 357 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно абзацу 6 части 1 данной статьи государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Статьей 358 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей - физических лиц и работодателей - юридических лиц (организаций).
Таким образом, исходя из вышеназванных положений закона, следует, что государственный инспектор труда, установив допущенные нарушения со стороны работодателя, вправе вынести предписание.
По смыслу приведенных положений закона при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения руководителя Государственной инспекции труда в Оренбургской области от 28 ноября 2019 года должностным лицом Государственной инспекции труда в Оренбургской области - главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в ... Приор Ю.Б. в период с 3 декабря по 12 декабря 2019 года в рамках осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права по обращениям от 6 ноября 2019 года N, от 13 ноября 2019 года N граждан, проведена внеплановая выездная проверка в отношении Оренбургское ЛРЗ- филиал АО «Желддорреммаш».
По результатам проверки 12 декабря 2019 года составлен акт проверки N, в котором приведены установленные нарушения:
- в нарушение части 2 статьи 123 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденный график отпусков на 2019 года в отношении ФИО не соблюден, отпуск предоставлен работнику вне графика с 30 сентября по 13 октября 2019года по приказу N от 2 сентября 2019года;
- в нарушение части 3 статьи 123 Трудового кодекса Российской Федерации, о времени начала отпуска работник ФИО не ознакомлен под подпись не позднее чем за две недели до его начала. ФИО с приказом N от 2 сентября 2019года не ознакомлен;
- в нарушение части 1 статьи 138 Трудового кодекса Российской Федерации, удержание из заработной платы работника ФИО за октябрь 2019 года превысило 20 % общего размера всех удержаний. Начислено ...., удержано ....
По результатам проверки Оренбургскому ЛРЗ- филиал АО «Желддорреммаш внесено предписание N от 12 декабря 2019 года, которым на Оренбургское ЛРЗ- филиал АО «Желддорреммаш возложена обязанность по устранению нарушений трудового законодательства, а именно в срок до 28 января 2020 года ФИО вернуть излишне удержанную сумму, о выполнении предписания сообщить в Государственную инспекцию труда в Оренбургской области с приложением документов, подтверждающих его надлежащее исполнение.
Не согласившись с полученными 24 декабря 2019 года актом проверки от 12 декабря 2019 года N, предписанием от 12 декабря 2019 года N, административный истец обратился в суд с данным административным иском 27 января 2020 года, то есть в пределах установленного статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срока.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.
В силу части 1 статьи 123 Трудового кодекса Российской Федерации, очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.
График отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника. (часть 2 статьи 123 Трудового кодекса Российской Федерации).
О времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись не позднее чем за две недели до его начала (часть 3 статьи 123 Трудового кодекса Российской Федерации).
Исходя из положений статьи 123 Трудового кодекса Российской Федерации и Унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденных Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 5 января 2004 года № 1, график отпусков - сводный график, который применяется для отражения сведений о времени распределения ежегодных оплачиваемых отпусков работников всех структурных подразделений организации на календарный год по месяцам. При его составлении учитываются положения действующего законодательства Российской Федерации, специфика деятельности организации и пожелания работников. График отпусков подписывается руководителем кадровой службы и утверждается руководителем организации или уполномоченным им на это лицом с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа (при наличии последнего) данной организации об очередности предоставления оплачиваемых отпусков.
Следовательно, график отпусков также является внутренним локальным нормативным актом. В соответствии с частью 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан ознакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.
Статьей 124 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника, в случаях: временной нетрудоспособности работника; исполнения работником во время ежегодного оплачиваемого отпуска государственных обязанностей, если для этого трудовым законодательством предусмотрено освобождение от работы; в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством, локальными нормативными актами.
Как следует из материалов дела ФИО состоял в трудовых отношениях с акционерным обществом «Желдорреммаш» в лице Оренбургского локомотиворемонтного завода – филиала акционерного общества «Желдорреммаш» с 11 мая 2016 года по 18 октября 2019 года в должности токаря 3 разряда механокузнечного цеха.
В соответствии с графиком отпусков на 2019 года, утвержденным исполняющим обязанности директора филиала АО «Желдорреммаш» ФИО запланирован ежегодный оплачиваемый отпуск 8 апреля 2019 года на 14 календарных дней, 2 декабря 2019 года на 14 календарных дней.
Из заявления ФИО от 5 сентября 2019 года следует, что последний просит предоставить ему ежегодный оплачиваемый отпуск с 30 сентября 2019 года продолжительностью 14 календарных дней.
Согласно приказу N/от 2 сентября 2019 года ФИО предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней, с 30 сентября 2019 года по 13 октября 2019 года, подпись ФИО об ознакомлении с приказом отсутствует.
Таким образом, в нарушение частей 2 и 3 статьи 123 Трудового кодекса Российской Федерации, ФИО был предоставлен отпуск вне графика, утвержденного руководителем акционерного общества и в отсутствие сведений об извещении работника о времени начала отпуска не позднее чем за две недели до его начала
В соответствии с частью 4 статьи 123 Трудового кодекса Российской Федерации отдельным категориям работников в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время.
Между тем, в нарушение требований статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации, которая регламентирует обязанность работника соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, соблюдать трудовую дисциплину каких-либо доказательств, подтверждающих необходимость предоставления отпуска ФИО по его собственному желанию в не графика отпусков, в силу части 1 статьи 124 Трудового кодекса Российской Федерации, административном истцом не представлено.
В соответствии с частями 1 - 3 статьи 137 Трудового кодекса Российской Федерации удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться:
для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы;
для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность, а также в других случаях;
для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных работнику, в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда (часть третья статьи 155 настоящего Кодекса) или простое (часть третья статьи 157 настоящего Кодекса);
при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска. Удержания за эти дни не производятся, если работник увольняется по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77 или пунктами 1, 2 или 4 части первой статьи 81, пунктах 1, 2, 5, 6 и 7 статьи 83 настоящего Кодекса.
В случаях, предусмотренных абзацами вторым, третьим и четвертым части второй настоящей статьи, работодатель вправе принять решение об удержании из заработной платы работника не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, погашения задолженности или неправильно исчисленных выплат, и при условии, если работник не оспаривает оснований и размеров удержания.
Заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть с него взыскана, за исключением случаев: счетной ошибки; если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда (часть третья статьи 155 настоящего Кодекса) или простое (часть третья статьи 157 настоящего Кодекса); если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом. (часть 4 статьи 137 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 138 Трудового кодекса Российской Федерации, общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20 процентов, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, - 50 процентов заработной платы, причитающейся работнику.
Установлено, что оплата ФИО за 14 календарных дней отпуска начислена в размере ..., выплачено в размере ... (удержано НДФЛ в размере ..., профвзносы – ..., удержание по соглашению сторон ...), что подтверждается платежным поручением от 26 сентября 2019 года N.
С 20 сентября 2019 года по 4 октября 2019 года работник был временно нетрудоспособен, в связи с чем, отпуск был перенесен по заявлению работника на 5 дней, то есть с 14 октября 2019 года по 18 октября 2019 года, что подтверждается приказом N/от 20 сентября 2019 года.
За период с 5 октября по 18 октября 2019 года ФИО начислено ..., удержано ..., долг за работником ..., итого начислено ..., что подтверждается расчетным листком за октябрь 2019 года.
Таким образом, работник ФИО использовал 28 календарных дней за 2019 года, из которых 16,33 календарных дня не отработано, в связи с чем, при его увольнении 18 октября 2019 года ему начислено ... рублей и удержано из его заработной платы ..., что превышает общий размер всех удержаний, установленный частью 1 статьи 138 Трудового кодекса Российской Федерации не более 20 процентов.
В материалы дела административным истцом представлен расходно-кассовый ордер N от 27 января 2020 года, подтверждающий исполнение внесенного в отношении филиала АО «Желдорремаш» предписания от 12 декабря 2019 года N, согласно которому ФИО возвращена излишне удержанная заработная плата в размере ....
Учитывая изложенное, принимая во внимание вышеперечисленные нормы закона, суд приходит к выводу, что проведенная в отношении административного истца внеплановая выездная проверка проведена уполномоченным должностным лицом в рамках представленных полномочий на основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки, изложенные в акте проверки выводы о допущенных Оренбургским ЛРЗ- филиал АО «Желддорреммаш нарушениях являются правильными, основаны на нормах действующего законодательства, а следовательно акт проверки и оспариваемое предписание приняты в соответствии с действующим законодательством в пределах представленных полномочий.
В связи с чем суд, не усматривает правовых оснований как для признания оспариваемых акта проверки и предписаний незаконными, так и для удовлетворения заявленных административных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175,180,227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении административного искового заявления акционерного общества «Желдорреммаш» в лице Оренбургского локомотиворемонтного завода – филиала акционерного общества «Желдорреммаш» к главному государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области Приор Юлии Будимировне, Государственной инспекции труда в Оренбургской области о признании незаконными акта проверки, предписания, – отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г.Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись О.В. Ермошкина
Решение в окончательной форме принято 6 апреля 2020 года
Судья подпись О.В. Ермошкина
Оригинал подшит в дело №2а-2198/2020
находящегося в производстве
Ленинского районного суда г. Оренбурга