ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2198/2021 от 12.08.2021 Адлерского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

К делу № 2а-2198/2021 г.

УИД:23RS0002-01-2020-000074-36

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Адлерский район город Сочи 12 августа 2021 года

Адлерский районный суд города Сочи

Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Машевец С.Ю.,

при секретаре Романькове С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению НАО «Красная поляна» к администрации города Сочи о признании недействительным постановления администрации города Сочи,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец НАО «Красная поляна» обратился в Адлерский районный суд города Сочи с административным исковым заявлением к администрации города Сочи о признании недействительным постановления администрации города Сочи.

В обоснование своего заявления административный истец указал, что Непубличное акционерное общество «Красная поляна» является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами и на основании договоров аренды от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении постоянного публичного сервитута для обеспечения прохода и проезда через земельные участки с кадастровыми номерами: и. Адлерского района города Сочи» установлен постоянный; публичный сервитут. Оспариваемое постановление, по мнению истца, не соответствуем требованиям действующего законодательства Российской Федерации и нарушает интересы НАО «Красная поляна». Указанные Земельные участки находятся в собственности Российской Федерации и предоставлены истцу по договорам аренды для Размещения олимпийского объекта «Спортивно-туристический комплекс «Горная карусель», в том числе олимпийские медиадеревни. Границы установленного сервитута проходят по территории курорта истца под условным названием «Поляна 960». Комфортное пребывание на курорте гостей премиального сегмента может быть нарушено в случае использования подъезда к территории и самой территории, для проезда строительной техники, а также иной техники, что неминуемо при строительстве объектов недвижимости. Установление, сервитута в указанных границах и целях нарушает права НАО «Красная поляна» в части использования земельных участков в соответствии с разрешенным использованием. Кроме того, обустройство и использование технологической дороги расположенной траверсом ниже по склону относительно линейных и инфраструктурных объектов НАО «Красная поляна», для проезда тяжелой строительной техники без проведения предварительных изысканий может привести к запуску и развитию активных оползневых процессов, а, следовательно, также создает угрозу безопасности жизни и здоровью граждан, а также риск причинения ущерба имуществу НАО «Красная поляна», что также является нарушением, интересов административного Истца. Установление публичного сервитута в указанных в обжалуемом Постановлении границах не позволит достигнуть целей установления сервитута так как границы устанавливаемого сервитута не позволяют производить беспрепятственный проход/проезд к земельному участку с кадастровым номером поскольку земельные участки с кадастровыми номерами и не граничат с земельным участком с кадастровым номером . Участок с кадастровым номером не используется ни для одного вида деятельности, указанного в пункте 4 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации, на земельном участке отсутствуют какие-либо хозяйственные объекты и объекты недвижимости, находящиеся в муниципальной собственности г. Сочи и (или) подлежащие использованию неограниченным кругом лиц, водные объекты, объекты общего пользования или объекты, имеющие какую-либо культурную или иную ценность, а также инженерные сети, дороги общего пользования. Вместе с тем, исходя из содержания Постановления, публичный сервитут обеспечивает интересы конкретного лица - ООО «ИнвестСпортСтрой», являющегося правообладателем земельного участка с кадастровым номером , доступ к которому подлежит обеспечению за счет установления публичного сервитута. В настоящее время, Объект «Центр подготовки спортивного резерва-по, зимним видам спорта «Снежинка» отсутствует (не построен), сервитут от 29.12.2007 № и проектные решения предусматривали иные варианты обеспечения проезда - прохода к участку . К принадлежащему ООО «ИнвестСпортСтрой» земельному участку имеется иной доступ (проезд) со стороны дороги общего пользования; организация проезда транспорта, в том числе в целях погрузочно-разгрузочных и других работ, к принадлежащему ему земельному участку со стороны земельного участка, арендованного административным истцом, не является основанием для установления сервитута в отношении этой части участка поскольку лишит административного истца возможности использовать спорные участки в соответствии с целью их аренды и не будет способствовать соблюдению баланса интересов сторон.

Просит суд признать недействующим с даты принятия постановления администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении постоянного публичного сервитута для обеспечения прохода и проезда через земельные участки с кадастровыми номерами: и Адлерского района города Сочи».

Представитель административного истца НАО «Красная поляна» по доверенности ФИО1 в судебном заседании настаивал на удовлетворении административного искового заявления о признании недействительным постановления администрации города Сочи.

Представитель административного ответчика администрации города Сочи по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражала против административного иска НАО «Красная поляна», считая, что постановление администрации города Сочи издано в рамках действующего законодательства и оснований признания его недействительным не имеется.

Представители заинтересованных лиц ООО «ИнвестСпортСтрой», государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», ТУ Росимущества по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, ФГБУ «Сочинский национальный парк» в судебное заседание не явились, о дне слушания дела надлежаще извещены, причины неявки суду не сообщили.

Учитывая положения ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть административное дело в судебном заседании по существу в отсутствие не явившихся лиц в порядке ч. 6 ст. 226 КАС РФ.

Выслушав стороны по делу, изучив материалы административного дела, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление НАО «Красная поляна» к администрации города Сочи о признании недействительным постановления администрации города Сочи обосновано и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Непубличное акционерное общество «Красная поляна» является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами и на основании договоров аренды от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные земельные участки находятся в собственности Российской Федерации, что подтверждено Выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, .

Постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ установлен постоянный публичный сервитут для обеспечения прохода и проезда к земельному участку с КН: , принадлежащему на праве собственности МО город-курорт Сочи, на земельные участки с кадастровыми номерами: и . Указанное Постановление опубликовано в газете «Новости Сочи» №129- 130 от 27.08.2019, согласно пункту 7 Постановления оно вступает в силу с даты опубликования.

Правообладателем земельного участка с кадастровым номером 23: с видом разрешенного использования - для строительства Центра подготовки спортивного резерва по лыжным видам спорта «Снежинка» является муниципальное образование город-курорт Сочи. Арендатором указанного земельного участка является ООО «ИнвестСпортСтрой».

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ № 1025/пр от 28 декабря 2016 года «Об утверждении документации по планировке территории», согласно которого утверждена документация по планировке территории горной зоны Красно Полянского поселкового округа Адлерского района города Сочи Краснодарского края, предусматривающая размещение «Центра подготовки спортивного резерва по лыжным видам спорта( «Снежинка», в том числе Интернат; Главный корпус; Дома гостиничного типа для проживания тренеров-преподавателей" и членов их семей; Дома гостиничного типа для размещения курсантов высшей судейской школы и групп повышения квалификации; Дома обслуживающего персонала; Паркинг; Канатная дорога; объекты социально-культурного и бытового назначения, рекреационной, инженерной и транспортной инфраструктуры.

Утвержденная документация по планировке территории предусматривает строительство автомобильной дороги местного значения для связи проектируемого центра «Снежинка» на земельном участке с кадастровым номером с автомобильной дорогой федерального значения А148 «Адлер - Красная Поляна».

Правообладателем земельного участка с кадастровым номером является муниципальное образование город-курорт Сочи.

Арендатором указанного выше земельного участка является ООО «ИнвестСпортСтрой» с видом разрешенного использования: для строительства Центра подготовки спортивного резерва по лыжным видам спорта «Снежинка».

28 февраля 2019 года в администрацию города Сочи поступило письмо из ООО «ИнвестСпортСтрой» об установлении публичного сервитута, согласно которому арендатору земельного участка с кадастровым номером завершившему проектирование комплекса «Центр подготовки спорного резерва «Снежинка» в целях беспрепятственного доступа в указанному центру необходимо установление постоянного публичного сервитута в виде прохода и проезда через указанные выше земельные участки, примыкающие к федеральной дороге.

В соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) предусмотрено статьей 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 которой сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Согласно части 3 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

Согласно части 4 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут может устанавливаться для: 1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе; 2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним; 3) проведения дренажных работ на земельном участке; 4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя; 5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок; 6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям; 7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства); 8) использования земельного участка в целях, предусмотренных ст.ст. 39.37 настоящего Кодекса.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний (пункты 1 и 2 ЗКРФ).

Из материалов дела следует, что Объект «Центр подготовки спорного резерва «Снежинка» на северном склоне хребта Аибга» был включен пунктом 205 в Программу строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта согласованного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2010 года №182. Ответственным исполнителем в акте Правительства Российской Федерации указано ООО «Международный горнолыжный клуб «Красная Поляна», то есть иное юридическое лицо.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2013 года №1046 пункт 205 был исключен из Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта.

Таким образом, планируемый к строительству объект на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0512001:494 не является в настоящее время объектом федерального значения.

Согласно предложению о заключении соглашения о сервитуте от 08 ноября 2018 года (том №2 л.д. 57-58) следует, что генеральный директор ООО «ИнвестСпортСтрой» обратился к генеральному директору НАО «Красная поляна» на основании статьи статьей 274 Гражданского кодекса Российской Федерации просил рассмотреть вопрос о заключении соглашения об установлении сервитута для размещения технической дороги к объекту строительства «Центр подготовки спорного резерва «Снежинка» на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0512001:494.

Согласно письму главы администрации г. Сочи от 05 декабря 2018 года (том №2 л.д. 60) следует, что глава администрации поддерживает просьбу «ИнвестСпортСтрой» к генеральному директору НАО «Красная поляна» о необходимости заключения на основании статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации сервитута о разрешении временной технической дороги.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами на земельном участке никаких объектов не возведено.

Указанные выше обстоятельства свидетельствуют, что администрация, вынося постановление действовала в интересах конкретного юридического лица, а именно ООО «ИнвестСпортСтрой», а не в целях местного населения.

Пунктом 3 статьи 23 ЗК РФ определены случаи установления публичного сервитута, перечень которых является исчерпывающим.

Земельные участки, в отношении которых установлен публичный сервитут оспариваемым постановлением не являются полосой отвода автомобильной дороги, к которой необходимо примыкание и указанная дорога не планируется размещение в туннелях.

В связи с чем основания, по которым установлен публичный сервитут постановлением от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении постоянного публичного сервитута для обеспечения прохода и проезда через земельные участки с кадастровыми номерами: и Адлерского района города Сочи» противоречат приведенным нормам земельного законодательства.

Кроме того, суд учитывает тот факт, что кассационным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 13 мая 2021 года признано недействующим со дня вынесения кассационного определения постановление администрации города Сочи от 23 мая 2019 года № 797 «Об установлении постоянного публичного сервитута для обеспечения прохода и проезда к земельному участку с кадастровым номером через земельные участки с кадастровыми номерами Адлерского района города Сочи».

В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов, которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями.

На основании изложенного, руководствуюсь ст.ст. 175, 178 – 180, 182 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление НАО «Красная поляна» к администрации города Сочи о признании недействительным постановления администрации города Сочи, – удовлетворить.

Признать недействующим с даты принятия постановления администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении постоянного публичного сервитута для обеспечения прохода и проезда через земельные участки с кадастровыми номерами: и Адлерского района города Сочи».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Адлерский районный суд г. Сочи в течение месяца, начиная с 17 августа 2021 года.

Председательствующий: подпись. С.Ю. Машевец

Копия верна: Судья- Секретарь-