ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2199/2023 от 04.10.2023 Аксайского районного суда (Ростовская область)

Дело ...а-2199/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 октября 2023 года г. Аксай

Аксайский районный суд Ростовской области в составе:

судьи Сломовой И.В.,

при секретаре Олейниковой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации Аксайского района о признании постановления незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с указанным иском, указав в обоснование заявленных требований на то, что он является собственником земельного участка площадью 91403 кв.м. с ... категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: .... Согласно Генеральному плану муниципального образования Щепкинское сельское поселение Аксайского ... земельный участок с КН ... находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами. Постановлением Администрации Аксайского ...... от ... разрешена разработка проекта планировки территории и проекта межевания территории, в состав которой входит земельный участок с КН ..., с целью строительства индивидуальных жилых домов с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» и объектов обслуживания жилой застройки. ФИО1 обратился в ООО «ГЕО-МЕТРИЯ» в целях разработки проекта планировки территории и проекта межевания территории, в состав которой входит земельный участок с .... В соответствии с договором от ... ООО «ГЕО-МЕТРИЯ» подготовлены проект планировки территории и проект межевания территории, в состав которой входит земельный участок с .... Проекты планировки территории и проекта межевания территории, в состав которой входит земельный участок с КН ... органом местного самоуправления переданы для обсуждения на публичных слушаниях. По результатам публичных слушаний по проекту планировки территории, в состав которой входит земельный участок с КН ... комиссией дано заключение, которым принято решение рекомендовать исполняющему обязанности Главы Администрации Аксайского ... утвердить проект планировки территории, в состав которой входит земельный участок с КН .... Постановлением Главы Администрации Аксайского ...... от ... отклонены и направлены на доработку проект планировки территории и проект межевания территории, в состав которой входит земельный участок с КН .... Отклоняя согласование проекта планировки территории и проекта межевания территории, Администрация Аксайского ... не указала в чем состоят несоответствия документации по планировке территории требованиям п.10 ст.45 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Заключение по результатам публичных слушаний также не содержит указаний на необходимость внесения корректировки в проект планировки территории и проект межевания территории.

Просил суд признать незаконным постановление Администрации Аксайского ...... от ... об отклонении и направлении на доработку проекта планировки территории и проекта межевания территории, в состав которой входит земельный участок с КН ....

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания.

Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам и основаниям, указанным в исковом заявлении, указав, что оснований для возврата проекта на доработку до проведения публичных слушаний у ответчика не имелось. По мнению представителя административного истца, проект был разработан в соответствии с выданным ответчиком техническим заданием.

Представитель ответчика Администрации Аксайского ... ФИО3 в судебном заседании возражала против заявленных требований. Просила в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве на административное исковое заявление.

Учитывая надлежащее извещение не явившихся участников, суд рассмотрел дело в отсутствии неявившихся лиц в порядке ст. 150 КАС РФ.

Заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав представленные суду письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие- либо обязанности.

В силу ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, истцу ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 91403 кв.м. с КН 61:02:0600006:7422 категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: ..., что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество.

Постановлением Администрации Аксайского ...... от ... разрешена разработка проекта планировки территории и проекта межевания территории, в состав которой входит земельный участок с КН 61:02:0600006:7422, с целью строительства индивидуальных жилых домов с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» и объектов обслуживания жилой застройки.

ФИО1 обратился в ООО «ГЕО-МЕТРИЯ» в целях разработки проекта планировки территории и проекта межевания территории, в состав которой входит земельный участок с КН61:02:0600006:7422.

В соответствии с договором от ... ООО «ГЕО-МЕТРИЯ» подготовлены проект планировки территории и проект межевания территории, в состав которой входит земельный участок с КН61:02:0600006:7422.

Проекты планировки территории и проекта межевания территории, в состав которой входит земельный участок с КН ... органом местного самоуправления были переданы для обсуждения на публичных слушаниях.

По результатам публичных слушаний по проекту планировки территории, в состав которой входит земельный участок с КН ... комиссией дано заключение, которым принято решение рекомендовать исполняющему обязанности Главы Администрации Аксайского ... утвердить проект планировки территории, в состав которой входит земельный участок с КН ....

По результату обращения было вынесено Постановление Главы Администрации Аксайского ...... от ..., которым отклонены и направлены на доработку проект планировки территории и проект межевания территории, в состав которой входит земельный участок с КН ....

27.07.2023г. Постановлением Администрации Аксайского ...... были внесены изменения в постановление от ...... «Об отклонении и направлении на доработку проекта планировки территории и проекта межевания территории, в состав которой входит земельный участок с кадастровым номером 61:02:0600006:7422, уточнив причины направления на доработку проекта планировки территории: технических условий на централизованное водоснабжение с потребной мощностью, технических условий на газоснабжение с потребной мощностью, технических условий на электроснабжение с потребной мощностью».

Проверяя в соответствии п.п. «в» п. 3 ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации наличие оснований для совершения административным ответчиком оспариваемого решения, а также соответствие содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения в соответствии с п. 4 ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от ... N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесены утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.

Отношения по планировке территории регулируются главой 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Подготовка и утверждение документации по планировке территории предусмотрены статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно частям 1, 5, 10 которой, решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи.

Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов) в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

В соответствии с п. 10. 45 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, если иное не предусмотрено частью 10.2 настоящей статьи.

Исходя из положений части 13 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, особенности подготовки документации по планировке территории применительно к территориям поселения, городского округа устанавливаются статьей 46 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. В случае подготовки документации по планировке территории заинтересованными лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, принятие органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа решения о подготовке документации по планировке территории не требуется.

Согласно части 4 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в течение двадцати рабочих дней со дня поступления документации по планировке территории, решение об утверждении которой принимается в соответствии с настоящим Кодексом органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа, осуществляет проверку такой документации на соответствие требованиям, указанным в части 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы обеспечивают рассмотрение документации по планировке территории на общественных обсуждениях или публичных слушаниях либо отклоняют такую документацию и направляют ее на доработку.

В соответствии с ч. 13 ст. 13 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории, проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или отклоняет такую документацию и направляет ее на доработку не позднее чем через двадцать рабочих дней со дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, а в случае, если в соответствии с настоящей статьей общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, в срок, указанный в части 4 настоящей статьи.

Согласно ч. 12.1. ст. 45 Градостроительного кодекса уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4.2 настоящей статьи, осуществляют проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, указанным в части 10 настоящей статьи, в течение двадцати рабочих дней со дня поступления такой документации и по результатам проверки принимают решение об утверждении такой документации или о направлении ее на доработку. Органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, осуществляют проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, указанным в части 10 настоящей статьи, в течение двадцати рабочих дней со дня поступления такой документации и по результатам проверки принимают решение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по такой документации, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 46 настоящего Кодекса, об утверждении такой документации или о направлении ее на доработку.

Из материалов дела следует, что согласно письму Администрации Щепкинского сельского поселения от .......30/590 вышеуказанная документация согласована. От ресурсоснабжающих организаций получены ответы о возможности электро-, газо- и водоснабжения территории предусмотрено путем строительства водонапорной башни. Строительство подводящих и разводящих инженерных сетей не выполнено.

В соответствии с письмом заместителя главы Администрации по вопросам ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства от .......5/1258 рассматриваемая территория не включена в программу комплексного развития систем коммунальной и транспортной инфраструктур.

Допрошенный в судебном заседании главный архитектор Аксайского ... ФИО4 суду пояснил, что на слушания не были представлены технические условия на строительство линейных объектов для обеспечения планируемой жилой застройки водой и газом. Необходимо получить технические условия о возможности подключения всего массива к водоснабжению и газоснабжению, после чего возможно повторно рассмотреть заявления ФИО1

В пункте 3 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым устойчивое развитие территорий подразумевает за собой обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.

Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах, в том числе ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека (пункт 6 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Не предоставление технических условий о возможности присоединения к линейным объектам ресурсоснабжения административным истцом на весь массив территории, предназначенной для индивидуальной застройки, повлечет нарушение прав собственников земельных участков, которые образуются при межевании земельного участка с кадастровым номером 61:02:0600006:7422, при дальнейшем технологическом присоединении жилых домов к линейным объектам водо-, газо-, электроснабжения, чем будут нарушены права данных лиц на благоприятные условия жизни.

Также не предоставление технических условий о возможности присоединения к линейным объектам ресурсоснабжения административным истцом на весь массив территории повлечет дополнительную нагрузку на бюджет района для обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности жителей данного массива.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое Постановление от ... принято в пределах полномочий органа, нарушений процедуры принятия оспариваемого решения не имеется, порядок рассмотрения соблюден, права и свободы административного истца оспариваемым решением не нарушены.

Доводы административного истца сводятся лишь к несогласию с правовым основанием для направления на доработку проекта межевания территории, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены принятого решения.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Системное толкование приведенного выше процессуального закона с учетом использованных в нем оборотов и юридической техники, позволяет суду сделать вывод, что для признания постановления незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие принятого постановления закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов административного истца.

При этом решение вопроса о признании незаконными постановления должностного лица имеет свое целью именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение о возложении обязанности на административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявлении.

Административным истцом доказательств того, что в связи с оспариваемым Постановлением административного ответчика нарушены его права, свободы и законные интересы и на него возложены какие-либо дополнительные обязанности, не представлено.

Суд отмечает, что направление проекта на доработку не является решением об отказе в утверждении проекта межевания границ территории, а лишь указывает на необходимость приведения его в соответствии с градостроительными требованиями с учетом материалов и результатов инженерных изысканий.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что заявителем в нарушении требований ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено убедительных доказательств нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов истца, поскольку совокупность оснований при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований ФИО1 к Администрации Аксайского района о признании постановления незаконным – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Аксайский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: И.В. Сломова

Мотивированный текст решения изготовлен ...