Дело № 2а-219/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 мая 2016 года с. Ленинское ЕАО
Ленинский районный суд ЕАО в составе:
судьи Шариповой Ю.Ф.,
с участием:
и.о. прокурора Ленинского района ЕАО ФИО1,
представителя административного ответчика администрации МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО ФИО2,
при секретаре Незнамовой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области о признании постановлений администрации от 26.11.2015 № 675 «О внесении изменений в Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Бабстово», от 23.10.2015 № 604 «О внесении изменений в Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа с. Венцелево», от 26.10.2015 № 606 «О внесении изменений в Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа с. Кукелево», от 28.10.2015 614 «О внесении изменений в Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа с. Воскресеновка», от 28.10.2015 № 613 «О внесении изменений в Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа с. Степное», от 09.11.2015 № 639 «О внесении изменений в Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Лазарево», от 26.10.2015 № 607 «О внесении изменений в Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Дежнево», от 21.09.2015 № 535 «О внесении изменений в Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Биджан», от 21.09.2015 № 536 «О внесении изменений в Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Ленинское» несоответствующими федеральному законодательству в части,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ленинского района ЕАО обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административными исковыми заявлениями к администрации муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области о признании постановлений администрации от 26.11.2015 № 675 «О внесении изменений в Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Бабстово», от 23.10.2015 № 604 «О внесении изменений в Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа с. Венцелево», от 26.10.2015 № 606 «О внесении изменений в Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа с. Кукелево», от 28.10.2015 614 «О внесении изменений в Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа с. Воскресеновка», от 28.10.2015 № 613 «О внесении изменений в Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа с. Степное», от 09.11.2015 № 639 «О внесении изменений в Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Лазарево», от 26.10.2015 № 607 «О внесении изменений в Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Дежнево», от 21.09.2015 № 535 «О внесении изменений в Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Биджан», от 21.09.2015 № 536 «О внесении изменений в Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Ленинское» не соответствующими федеральному законодательству в части, указав, что прокуратурой Ленинского района ЕАО 29.01.2016 проведена проверка исполнения Федерального закона от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в ходе которой установлено, что администрацией муниципального образования «Ленинский муниципальный район» ЕАО приняты решения о принятии постановлений о внесении изменений в Уставы муниципальных казенных общеобразовательных учреждений, в результате которых Уставы перестали в полной мере отвечать требованиям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». 26.01.2016 в администрацию Ленинского муниципального района на указанные Уставы принесен протест, в удовлетворении которых администрацией Ленинского муниципального района отказано в полном объеме. Считает, что в нарушение ч. 2 ст. 25, ч.ч. 3, 5 ст. 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в уставах отсутствуют положения о структуре и компетенции органов управления образовательной организации, в частности не определены наименования всех органов управления образовательным учреждением, отсутствуют положения о единоличном исполнительном органе образовательной организации, его наименовании, компетенции по принятию локальных правовых актов, регулирующих образовательные отношения в пределах своей компетенции, в том числе, по вопросам приема обучающихся, режима занятий обучающихся, формы, периодичности и порядка текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядка и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядка оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся. Отсутствие в уставах указанных положений нарушает права обучающихся и (или) их родителей, создает препятствие к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов. Просил суд признать решения администрации муниципального образования «Ленинский муниципальный район» по изданию постановлений администрации от 26.11.2015 № 675 «О внесении изменений в Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Бабстово», от 23.10.2015 № 604 «О внесении изменений в Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа с. Венцелево», от 26.10.2015 № 606 «О внесении изменений в Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа с. Кукелево», от 28.10.2015 614 «О внесении изменений в Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа с. Воскресеновка», от 28.10.2015 № 613 «О внесении изменений в Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа с. Степное», от 09.11.2015 № 639 «О внесении изменений в Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Лазарево», от 26.10.2015 № 607 «О внесении изменений в Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Дежнево», от 21.09.2015 № 535 «О внесении изменений в Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Биджан», от 21.09.2015 № 536 «О внесении изменений в Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Ленинское» незаконными, в той мере, в которой Уставы не содержат положений о структуре и компетенции органов управления образовательной организации и обязать администрацию муниципального образования «Ленинский муниципальный район» привести в соответствие с законодательством Уставы данных муниципальных казенных общеобразовательных.
В порядке подготовки дела по вышеуказанным искам прокурора Ленинского района ЕАО объединены в одно производство.
В судебном заседании и.о. прокурора Ленинского района ЕАО ФИО1 уточнил исковые требования. Просит признать решения администрации муниципального образования «Ленинский муниципальный район» по изданию постановлений администрации от 26.11.2015 № 675 «О внесении изменений в Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Бабстово», от 23.10.2015 № 604 «О внесении изменений в Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа с. Венцелево», от 26.10.2015 № 606 «О внесении изменений в Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа с. Кукелево», от 28.10.2015 614 «О внесении изменений в Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа с. Воскресеновка», от 28.10.2015 № 613 «О внесении изменений в Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа с. Степное», от 09.11.2015 № 639 «О внесении изменений в Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Лазарево», от 26.10.2015 № 607 «О внесении изменений в Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Дежнево», от 21.09.2015 № 535 «О внесении изменений в Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Биджан», от 21.09.2015 № 536 «О внесении изменений в Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Ленинское» незаконными в той мере, в которой уставы не содержат положений о компетенции единоличного исполнительного органа образовательного учреждения по принятию локальных правовых актов, регулирующих образовательные отношения по вопросам приема обучающихся, режима занятий обучающихся, формы, периодичности и порядка текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядка и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядка оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, о порядке формирования, сроках полномочий педагогического совета, управляющего совета и порядке принятия ими решений. Дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что ч. 5 ст. 26 ФЗ «Об образовании в РФ» прямо установлено, что структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации. В нарушение данной нормы Уставы перечисленных муниципальных казенных общеобразовательных учреждений не содержат положений о порядке формирования, сроках полномочий педагогического совета, управляющего совета и порядке принятия ими решений. Таким образом, в данной части Уставы не соответствуют действующему федеральному законодательству, то есть являются незаконными. Кроме того, в Уставах не в полном объеме изложена компетенция единоличного исполнительного органа образовательного учреждения, а именно не указано, что директор принимает локальные нормативные акты по вопросам приема обучающихся, режима занятий обучающихся, формы, периодичности и порядка текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядка и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядка оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся. Поскольку фактически директор принимает локальные нормативные акты по вышеуказанным вопросам, полагает, что данное положение должно быть закреплено в Уставе образовательной организации именно как компетенция его руководителя.
Представитель административного ответчика администрации МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО ФИО2, действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала в полном объеме, пояснив, что в разделе 5 каждого Устава закреплены основные нормы и положения в отношении руководителя учреждения, не нашедшие свое отражение в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Абзац 17 пункта 5.8. определяет, что руководитель при выполнении возложенных на него обязанностей решает иные вопросы, отнесенные законодательством Российской Федерации, актами органов местного самоуправления муниципального района, к компетенции руководителя. Следовательно, компетенция руководителя, определенная Уставом не является полной, а имеет отсылочную норму к законодательству, в том числе и к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации».
В соответствии с главой 6 Устава каждого муниципального казенного общеобразовательного учреждения прописаны коллегиальные органы управления, в которые входят: общее собрание, педагогический совет школы, а также управляющий совет. Порядок формирования, срок полномочий педагогического совета, управляющего совета и порядок принятия ими решений изложены в локальных актах, в связи с чем, нет необходимости излагать данные положения в Уставе образовательной организации.
Таким образом, уставы муниципальных казенных общеобразовательных учреждений соответствует требованиям ч.4 ст. 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Представители заинтересованных лиц МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Бабстово», МКОУ «Начальная общеобразовательная школа с. Венцелево», МКОУ «Начальная общеобразовательная школа с. Кукелево», МКОУ «Основная общеобразовательная школа с. Воскресеновка», МКОУ «Основная общеобразовательная школа с. Степное», МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Лазарево», МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Дежнево», МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Биджан», МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Ленинское» в судебное заседание не явились, согласно телефонограммам просили рассмотреть дело без их участия.
Суд, с учетом мнения сторон, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (ч. 4 ст. 218 КАС РФ).
В соответствии со ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из материалов дела следует, что прокурором Ленинского района ЕАО 26.01.2016 в адрес администрации МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО принесены протесты на Уставы МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Бабстово», МКОУ «Начальная общеобразовательная школа с. Венцелево», МКОУ «Начальная общеобразовательная школа с. Кукелево», МКОУ «Основная общеобразовательная школа с. Воскресеновка», МКОУ «Основная общеобразовательная школа с. Степное», МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Лазарево», МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Дежнево», МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Биджан», МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Ленинское», как на акты, которые не в полной мере отвечают требованиям ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно ответам главы администрации МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО от 05.02.2016 протесты отклонены в полном объеме.
В суд административные исковые заявления поступили 25.04.2016, то есть прокурором соблюдены установленные законом сроки для обращения в суд с заявленными требованиями.
Согласно ст. 52 ГК РФ юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками).
Устав юридического лица, утвержденный учредителями (участниками) юридического лица, должен содержать сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида. В уставах некоммерческих организаций, уставах унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях в уставах других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц.
На основании ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 30.03.2016) «О некоммерческих организациях» изменения в устав некоммерческой организации вносятся по решению ее высшего органа управления, за исключением устава бюджетного или казенного учреждения. Изменения в устав бюджетного или казенного учреждения вносятся в порядке, установленном: Правительством Российской Федерации - в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта Российской Федерации; местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.
В соответствии со ст. 9 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях и осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.
Из Устава МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО также следует, что Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесена, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях ( п. 14 ст. 5).
Согласно ст. 26 Устава МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО администрация муниципального района является исполнительно-распорядительным органом муниципального района и наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального района федеральными законами и законами Еврейской автономной области.
Определение целей, условий и порядка деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждение их уставов, назначение на должность и освобождение от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивание отчетов об их деятельности являются на основании п. 5 ч. 2 ст. 27 Устава МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО полномочиями администрации муниципального района.
В судебном заседании установлено, что муниципальные казенные общеобразовательные учреждения являются юридическими лицами, некоммерческими организациями, предметом деятельности которых является образовательная деятельность по образовательным программам: начального общего образования (МКОУ НОШ с. Венцелево», МКОУ НОШ с. Кукелево»), начального общего, основного общего образования (МКОУ ООШ с. Воскресеновка, МКОУ ООШ с. Степное), начального общего, основного общего, среднего общего образования (МКОУ СОШ с. Бабстово, МКОУ СОШ с. Дежнево, МКОУ СОШ с. Биджан, МКОУ СОШ с. Ленинское), дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (МКОУ СОШ с. Лазарево), учредителем учреждений является МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО.
Оспариваемыми постановлениями внесены изменения в Уставы вышеуказанных муниципальных казенных общеобразовательных учреждений, Уставы изложены в новой редакции.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация:
1) тип образовательной организации;
2) учредитель или учредители образовательной организации;
3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;
4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.
Исходя из частей 4, 5 ст. 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктом 6.1 Уставов определено, что в учреждении формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание работников учреждения, педагогический совет, управляющий совет, а также могут формироваться другие коллегиальные органы управления.
Между тем, в нарушение ч. 5 ст. 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставы МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Бабстово», МКОУ «Начальная общеобразовательная школа с. Венцелево», МКОУ «Начальная общеобразовательная школа с. Кукелево», МКОУ «Основная общеобразовательная школа с. Воскресеновка», МКОУ «Основная общеобразовательная школа с. Степное», МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Лазарево», МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Дежнево», МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Биджан», МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Ленинское» не содержат положений о порядке формирования, сроках полномочий педагогического совета, управляющего совета и порядке принятия ими решений.
Данное обстоятельство представителем административного ответчика в суде не оспаривалось.
В судебном заседании представитель администрации ФИО2 пояснила, что порядок формирования, срок полномочий педагогического совета, управляющего совета и порядок принятия ими решений изложен в соответствующих локальных актах учреждений, в связи с чем, отсутствует необходимость отражать данные вопросы в Уставах образовательных учреждений. В обоснование данного довода суду представлены: Положения об управляющем совете МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Бабстово», МКОУ «Начальная общеобразовательная школа с. Кукелево», МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Лазарево», МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Дежнево», МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Ленинское» и Положения о педагогическом совете указанных учреждений, а также МКОУ «Начальная общеобразовательная школа с. Венцелево», МКОУ «Основная общеобразовательная школа с. Воскресеновка», МКОУ «Основная общеобразовательная школа с. Степное».
Суд считает указанный довод представителя административного ответчика несостоятельным, поскольку согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» данные положения должны включаться непосредственно в текст Устава образовательного учреждения.
Вышеуказанное несоответствие Уставов учреждений нормам Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» приводит, в том числе, к нарушению принципов единоначалия и коллегиальности, предусмотренных ч. 2 ст. 26 указанного закона, на основании которых осуществляется управление образовательной организацией, что может привести к нарушению прав родителей (законных представителей) несовершеннолетних воспитанников на принятие участия в управлении учреждением.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
В соответствии со ст. 30 вышеуказанного Федерального закона образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.
В судебном заседании установлено, что в настоящее время в указанных муниципальных казенных общеобразовательных учреждениях разработаны и утверждены локальные нормативные акты по вопросам, перечисленным в ст. 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации (ст. 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
В соответствии с ч. 6 ст. 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией определяются в соответствии со ст. ст. 26 - 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и уставом образовательной организации.
Проанализировав положения раздела 5 Уставов МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Бабстово», МКОУ «Начальная общеобразовательная школа с. Венцелево», МКОУ «Начальная общеобразовательная школа с. Кукелево», МКОУ «Основная общеобразовательная школа с. Воскресеновка», МКОУ «Основная общеобразовательная школа с. Степное», МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Лазарево», МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Дежнево», МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Биджан», МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Ленинское», суд приходит к выводу, что Уставы учреждений в данной части не противоречат федеральному законодательству, а именно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации». Не внесение дополнений в указанный раздел в части, требуемой прокурором, само по себе не свидетельствует о противоречии указанного раздела Устава действующему законодательству, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении требований в части признания постановлений администрации незаконными в той мере, в которой Уставы не содержат положений о компетенции единоличного исполнительного органа образовательного учреждения по принятию локальных правовых актов, регулирующих образовательные отношения по вопросам приема обучающихся, режима занятий обучающихся, формы, периодичности и порядка текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядка и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядка оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.
Фактически прокурором заявлены требования, направленные на обязание судебным решением внести изменения в Устав в части возложения на руководителя образовательного учреждения полномочий, которые прямо законом не отнесены к компетенции именно директора учебного заведения. Поскольку в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, суды не вправе разрешать такого рода вопросы.
В соответствии со ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Учитывая принцип разумности, суд приходит к выводу об установлении срока исполнения решения суда не позднее месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 226, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области о признании постановлений администрации от 26.11.2015 № 675 «О внесении изменений в Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Бабстово», от 23.10.2015 № 604 «О внесении изменений в Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа с. Венцелево», от 26.10.2015 № 606 «О внесении изменений в Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа с. Кукелево», от 28.10.2015 № 614 «О внесении изменений в Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа с. Воскресеновка», от 28.10.2015 № 613 «О внесении изменений в Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа с. Степное», от 09.11.2015 № 639 «О внесении изменений в Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Лазарево», от 26.10.2015 № 607 «О внесении изменений в Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Дежнево», от 21.09.2015 № 535 «О внесении изменений в Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Биджан», от 21.09.2015 № 536 «О внесении изменений в Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Ленинское» не соответствующими федеральному законодательству в части удовлетворить частично.
Признать постановление администрации муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области от 26.11.2015 № 675 «О внесении изменений в Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Бабстово» не соответствующим федеральному законодательству в части отсутствия в Уставе положений о порядке формирования педагогического совета и управляющего совета, сроках их полномочий и порядка принятия ими решений.
Обязать администрацию муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области привести Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Бабстово» в указанной части в соответствие с федеральным законодательством в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу и сообщить об исполнении решения суду и административному истцу.
Признать постановление администрации муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области от 23.10.2015 № 604 «О внесении изменений в Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа с. Венцелево» не соответствующим федеральному законодательству в части отсутствия в Уставе положений о порядке формирования педагогического совета и управляющего совета, сроках их полномочий и порядка принятия ими решений.
Обязать администрацию муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области привести Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа с. Венцелево» в указанной части в соответствие с федеральным законодательством в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу и сообщить об исполнении решения суду и административному истцу.
Признать постановление администрации муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области от 26.10.2015 № 606 «О внесении изменений в Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа с. Кукелево» не соответствующим федеральному законодательству в части отсутствия в Уставе положений о порядке формирования педагогического совета и управляющего совета, сроках их полномочий и порядка принятия ими решений.
Обязать администрацию муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области привести Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа с. Кукелево» в указанной части в соответствие с федеральным законодательством в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу и сообщить об исполнении решения суду и административному истцу.
Признать постановление администрации муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области от 28.10.2015 № 614 «О внесении изменений в Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа с. Воскресеновка» не соответствующим федеральному законодательству в части отсутствия в Уставе положений о порядке формирования педагогического совета и управляющего совета, сроках их полномочий и порядка принятия ими решений.
Обязать администрацию муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области привести Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа с. Воскресеновка» в указанной части в соответствие с федеральным законодательством в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу и сообщить об исполнении решения суду и административному истцу.
Признать постановление администрации муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области от 28.10.2015 № 613 «О внесении изменений в Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа с. Степное» не соответствующим федеральному законодательству в части отсутствия в Уставе положений о порядке формирования педагогического совета и управляющего совета, сроках их полномочий и порядка принятия ими решений.
Обязать администрацию муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области привести Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа с. Степное» в указанной части в соответствие с федеральным законодательством в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу и сообщить об исполнении решения суду и административному истцу.
Признать постановление администрации муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области от 09.11.2015 № 639 «О внесении изменений в Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Лазарево» не соответствующим федеральному законодательству в части отсутствия в Уставе положений о порядке формирования педагогического совета и управляющего совета, сроках их полномочий и порядка принятия ими решений.
Обязать администрацию муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области привести Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Лазарево» в указанной части в соответствие с федеральным законодательством в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу и сообщить об исполнении решения суду и административному истцу.
Признать постановление администрации муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области от 26.10.2015 № 607 «О внесении изменений в Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Дежнево» не соответствующим федеральному законодательству в части отсутствия в Уставе положений о порядке формирования педагогического совета и управляющего совета, сроках их полномочий и порядка принятия ими решений.
Обязать администрацию муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области привести Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Дежнево» в указанной части в соответствие с федеральным законодательством в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу и сообщить об исполнении решения суду и административному истцу.
Признать постановление администрации муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области от 21.09.2015 № 535 «О внесении изменений в Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Биджан» не соответствующим федеральному законодательству в части отсутствия в Уставе положений о порядке формирования педагогического совета и управляющего совета, сроках их полномочий и порядка принятия ими решений.
Обязать администрацию муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области привести Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Биджан» в указанной части в соответствие с федеральным законодательством в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу и сообщить об исполнении решения суду и административному истцу.
Признать постановление администрации муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области от 21.09.2015 № 536 «О внесении изменений в Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Ленинское» не соответствующим федеральному законодательству в части отсутствия в Уставе положений о порядке формирования педагогического совета и управляющего совета, сроках их полномочий и порядка принятия ими решений.
Обязать администрацию муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области привести Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Ленинское» в указанной части в соответствие с федеральным законодательством в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу и сообщить об исполнении решения суду и административному истцу.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Ленинский районный суд ЕАО в течение месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме - 30.05.2016.
Судья Ю.Ф. Шарипова
<данные изъяты>
<данные изъяты>