ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-219/2018 от 02.04.2018 Судакского городского суда (Республика Крым)

Дело №2а-219/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 апреля 2018 года г. Судак

Судакский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи – Рыкова Е.Г.,

при секретаре – Янчковской А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Администрации города Судака Республики Крым, Управлению имущественных и земельных отношений Администрации города Судака Республики Крым о признании незаконным бездействия в предоставлении муниципальной услуги, -

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО2, обратились в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Судака Республики Крым о признании незаконным бездействия в предоставлении муниципальной услуги, выразившейся в непредоставлении в срок муниципальной услуги «Переоформление прав или завершение оформления прав на земельные участки на территории городского округа Судак Республики Крым».

Административные исковые требования, с учётом уточнений, мотивированы тем, что 29 апреля 2003 года между Судакским городским советом и ИП ФИО1 заключён договор аренды земельного участка, расположенного по адресу<адрес> в экономико – планировочной зоне К2-7, кадастровый , общей площадью 0,1508 га. В границах указанного земельного участка расположено три нежилых здания: 1) общей площадью 180,1 кв.м., которое в равных долях (по ?) на праве общей долевой собственности принадлежит ФИО1 и ФИО2; 2) общей площадью 156,6 кв.м., которое в равных долях (по ?) на праве общей долевой собственности принадлежит ФИО1 и ФИО2; 3) общей площадью 182,6 кв.м., 9/10 доли которого на праве общей долевой собственности принадлежит ФИО1 и 1/10 доли на праве общей долевой собственности принадлежит ФИО2 Постановлением главы Администрации города Судака Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный договор аренды расторгнут. ДД.ММ.ГГГГ, с целью переоформления прав на указанный земельный участок, ФИО2 обратилась в ГБУ РК «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» с заявлением о предоставлении муниципальной услуги «Переоформление прав или завершение оформление прав на земельные участки на территории городского округа Судак Республики Крым». В связи с неполучением результата по предоставлению указанной услуги в установленный срок административный истец ФИО2 обратилась с соответствующей жалобой в Администрацию города Судака Республики Крым, однако ответ по результатам рассмотрения указанной жалобы в предусмотренный законом срок не был получен.

Представитель административного истца ФИО3, административные истцы ФИО2, ФИО1, будучи надлежащим образом уведомленными о дате, времени и месте рассмотрения дела, в зал судебного заседания не явились, направили в суд телефонограммы о рассмотрении административного дела в их отсутствии.

Представители административных ответчиков – Администрации города Судака Республики Крым, Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Судака Республики Крым, будучи надлежащим образом уведомленными о дате, времени и месте рассмотрения дела, в зал судебного заседания не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

В соответствии со ст.226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Суд, исследовав материалы административного дела, полагает административные исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

С целью реализации конституционного права статья 218 КАС РФ устанавливает порядок подачи заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Суд при рассмотрении данного административного искового заявления руководствуется положениями п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года №2 (в ред. от 09.02.2012) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», согласно которым, при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта с награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В соответствии со статьей 1 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.

Согласно части 1 статьи 12.1 ФКЗ до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее – Закон №38-ЗРК переоформление прав, указанных в частях 2-4 настоящей статьи, должно быть завершено до 1 января 2017 года. Условия и порядок переоформления прав на данные земельные участки устанавливаются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.

Частью 1 статьи 13 Закона №38-ЗРК установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов административного дела, 29 апреля 2003 года между Судакским городским советом и частным предпринимателем ФИО1 был заключен договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 0,1508 га (л.д.19-20).

Постановлением Администрации города Судака от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный договор аренды расторгнут (л.д.22).

04 августа 2016 года, с целью переоформления прав на земельный участок, ФИО2 обратилась в ГБУ РК «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» с заявлением о предоставлении муниципальной услуги «Переоформление прав или завершение оформление прав на земельные участки на территории городского округа Судак Республики Крым». (л.д.18).

Указанная муниципальная услуга предоставляется на основании Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Оформление (переоформление) права аренды, возникшего до 21.03.2014 года, или переоформление права пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис), права застройки земельного участка (суперфиций), права постоянного пользования земельным участком на право аренды земельного участка», утвержденного постановлением Администрации города Судака от 02.03.2016 года (далее – Административный регламент).

В соответствии с пунктом 2.3. Административного регламента максимальный срок выполнения данной административной процедуры – 65 дней. Днем начала оказания муниципальной услуги считается день, следующий за днем принятия документа (дата приема входящего документа указывается в регистрационном штампе).

Согласно пункту 2.4. Административного регламента конечным результатом предоставления муниципальной услуги является заключение договора аренды земельного участка либо мотивированный отказ в заключении договора аренды земельного участка.

Однако, как установлено в судебном заседании, указанная муниципальная услуга в предусмотренный срок оказана не была.

12 февраля 2017 года ФИО2 подала жалобу в адрес Администрации города Судака по факту нарушения сроков предоставления муниципальной услуги, которая получена адресатом 14 февраля 2017 года (л.д.16, 17).

В соответствии с пунктом 5.7.1 Административного регламента срок рассмотрения жалобы не должен превышать 15 (пятнадцать) календарных дней с момента регистрации обращения.

Ответ на жалобу ФИО2 был предоставлен Администрацией города Судака 13 марта 2017 года за №К-9/369/2.

Письмом от 24 апреля 2017 года Администрация города Судака отказала ФИО2 в передаче в аренду спорного земельного участка.

Таким образом, судом установлено, что Администрацией города Судака в установленные сроки не предоставлена муниципальная услуга «Оформление (переоформление) права аренды, возникшего до 21.03.2014 года, или переоформление права пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис), права застройки земельного участка (суперфиций), права постоянного пользования земельным участком на право аренды земельного участка», утвержденная постановлением Администрации города Судака от 02 марта 2016 года .

Основываясь на установленных в судебном заседании обстоятельствах и исследованных в судебном заседании доказательствах с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности в совокупности с отсутствием бесспорных доказательств, подтверждающих требования административного истца, оценив все представленные суду доказательства по делу всесторонне, полно и объективно, учитывая требования действующего процессуального законодательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО1, ФИО2 к Администрации города Судака Республики Крым, Управлению имущественных и земельных отношений Администрации города Судака Республики Крым о признании незаконным бездействия в предоставлении муниципальной услуги – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации города Судака Республики Крым в не предоставлении ФИО2 в срок муниципальной услуги «Оформление (переоформление) права аренды, возникшего до 21.03.2014 года, или переоформление права пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис), права застройки земельного участка (суперфиций), права постоянного пользования земельным участком на право аренды земельного участка», утверждённой постановлением Администрации города Судака от 02.03.2016 года .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Судакский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 06 апреля 2018 года.