ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-219/2021 от 20.05.2021 Анивского районного суда (Сахалинская область)

Дело № 2а-219/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Анива Сахалинская область 20 мая 2021 года

Анивский районный суд Сахалинской области в составе, председательствующего судьи Болдыревой Н.С., при секретаре судебного заседания Молчановой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Анивского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Анивский городской округ» о возложении обязанности организовать мероприятия по обустройству транспортной инфраструктуры для граждан, которым предоставлены земельные участки для индивидуального жилищного строительства в кадастровом квартале с номером ,

у с т а н о в и л:

21 января 2021 года прокурор Анивского района обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнений, просил обязать администрацию Анивского городского округа организовать мероприятия по обустройству транспортной инфраструктуры для граждан, которым предоставлены земельные участки для индивидуального жилищного строительства в кадастровом квартале с номером в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что по результатам анализа состояния законности в сфере соблюдения земельного и иного законодательства, установлено, что в период с 2016 года по 2017 год у пользователей более 20 земельных участков в квартале с кадастровым номером расположенных вблизи г. Анива Сахалинской области, возникло право на оказание органом местного самоуправления содействия в обустройстве территории, в границах которой расположены земельные участки, посредством строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур. 15 октября 2020 года Собранием Анивского городского округа утверждены Генеральный план г. Анива муниципального образования «Анивский городской округ» и Правила землепользования и застройки населенного пункта г. Анива, согласно которым земельные участки, предоставленные гражданам в кадастровом квартале с номером , включены в состав земель населенных пунктов – г. Анива. Вместе с тем, администрацией Анивского городского округа не организована работа по обустройству электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения земельных участков в кадастровом квартале с номером , предоставленных гражданам для целей индивидуального жилого строительства. Таким образом, администрацией Анивского городского округа нарушены права неопределенного круга лиц, которые лишены возможности осуществить индивидуальное строительство на предоставленных им земельных участках из-за отсутствия необходимой инженерной инфраструктурой.

В судебном заседании и.о. прокурора Анивского района Чайкин Т.В. настаивал на удовлетворении административных исковых требований с учетом представленных уточнений.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Анивский городской округ» Лупанова Н.Н., действующая по доверенности, в судебном заседании с уточненными исковыми требованиями согласилась.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации права и свободы граждан являются высшей ценностью государства.

Статьями 18, 46 Конституции Российской Федерации закреплено, что права и свободы граждан являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечение правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Отношения, связанные с предоставлением земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территории Сахалинской области, гражданам Российской Федерации, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, являющимся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, совместно переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, регулируются Федеральным законом от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 119-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона № 199-ФЗ гражданину на основании его заявления однократно может быть предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный на территории одного из указанных в статье 1 настоящего Федерального закона субъектов Российской Федерации (далее - земельный участок), площадь которого не превышает одного гектара.Пунктом 24 статьи 8 Федерального закона № 119-ФЗ установлено, что в случае, если с двадцатью или более гражданами заключены договоры безвозмездного пользования земельными участками, которые являются смежными и (или) компактно расположенными и находятся в границах населенного пункта или на расстоянии не более двадцати километров от населенного пункта, органы государственной власти, органы местного самоуправления оказывают содействие обустройству территории, в границах которой расположены такие земельные участки, посредством строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа, в том числе, относятся организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Аналогичная норма закреплена в пункте 4 части 4 статьи 7 Устава муниципального образования «Анивский городской округ», принятого Решением Собрания Анивского городского округа от 22 мая 2014 года № .

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Анивского района по результатам анализа состояния законности в сфере соблюдения земельного и иного законодательства установлено нарушение закона при реализации федеральной программы «На Дальний Восток», прав граждан на представление им земельных участков, в связи с чем, в адрес административного ответчика направлено представление о принятии мер к устранению выявленных нарушений закона, способствовавших им причин и условий, которое было удовлетворено.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости за период с 2016 по 2017 года администрацией Анивского городского округа в рамках Федерального закона № 119-ФЗ заключено 36 договоров безвозмездного пользования земельными участками, расположенными в кадастровом квартале вблизи населенного пункта г. Анива Сахалинской области.

Вопреки пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрацией Анивского городского округа не организована работа по обустройству электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения, водоотведения земельных участков в кадастровом квартиле .

Обустройство территории посредством строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур возможно на основании утвержденных документов территориального планирования.

Согласно части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.

В соответствии с частью 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации на указанных в пунктах 2-4 части 3 данной статьи картах отображаются, в том числе планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; автомобильные дороги местного значения; иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа.

Решением Собрания Анивского городского округа от 15 октября 2020 года утвержден генеральный план г. Анива муниципального образования «Анивский городской округ», в состав которого входит, в том числе, карта функциональных зон, предусматривающая планируемое размещение на территории кадастрового квартала объектов транспортной и коммунальной инфраструктур.

В октябре 2020 года администрацией, в рамках поручений Правительства Сахалинской области, разработаны дорожные карты по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков на территории Анивского городского округа, предоставленных по программе «Дальневосточный гектар», которые 06 ноября 2020 года направлены на согласование в профильные ведомства исполнительной власти Сахалинской области с целью включения в бюджет 2021 года финансирования проектно-изыскательских работ и строительно-монтажных работ. В настоящее время дорожные карты проходят процедуру согласования.

В судебном заседании представитель административного ответчика Лупанова Н.Н. также пояснила, что по состоянию на 19 февраля 2021 года из 36 граждан, с которыми были заключены договора безвозмездного пользования земельными участками, только 9 граждан выбрали вид разрешенного использования, из них: 8 – предусматривающего жилищное строительство, 1- не предусматривающего жилищное строительство, 27- вид разрешенного использования гражданами не выбран и не установлен. В связи с тем, что только в отношении 8 земельных участков установлены виды разрешенного использования, предусматривающие жилищное строительство, критериев для оказания содействия в обеспечении обустройства территории посредством строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, установленных п. 24 ст. 8 Федерального закона № 119-ФЗ, не имеется.

Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора, поскольку несоблюдение ответчиком возложенных на него законом обязанностей по организации мероприятий по обустройству транспортной инфраструктуры лишает граждан возможности осуществлять жилищное строительство на земельных участках, предоставленных им по договорам безвозмездного пользования.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая характер и объем обязанности, которая возложена на ответчика, суд полагает необходимым установить срок исполнения решения – 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175, 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора Анивского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Возложить на администрацию муниципального образования «Анивский городской округ» обязанность организовать мероприятия по обустройству транспортной инфраструктуры для граждан, которым предоставлены земельные участки для индивидуального жилищного строительства в кадастровом квартале с номером в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление в Сахалинский областной суд через Анивский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 25 мая 2021 года.

Председательствующий: судья Н.С. Болдырева