Дело № 2а-21/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сысольский районный суд Республики Коми в составе:
Председательствующего судьи Константиновой Н.В.,
при секретаре Сумкиной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Визинга 15 января 2019 года дело по административному иску ФИО1 администрации муниципального района «Сысольский» о признании недействительным постановления администрации МР «Сысольский»,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации МР «Сысольский» о признании недействительным постановления №7/643 от 31.07.2018, которым признано недействительным согласование администрацией МР «Сысольский» границ земельного участка площадью 1551 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в межевом плане земельного участка, составленным 18.05.2018 кадастровым инженером Л.К.В. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что постановлением главы администрации Визингского сельсовета №6/31 от 17.06.1996 за ФИО1 закреплен земельный участок площадью 1665 кв.м. 23.04.2018 администрацией МР «Сысольский» была проведена плановая документарная выездная проверка указанного земельного участка, в результате которой каких-либо нарушений не выявлено. 18.05.2018 кадастровым инженером ООО «Компас» был подготовлен межевой план со схемой земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Схема земельного участка была согласована администрацией МР «Сысольский» 19.06.2018. Однако в процессе рассмотрения иного гражданского дела, связанного с установлением границ вышеуказанного земельного участка административному истцу стало известно, что администрацией МР «Сысольский» издано постановление №7/643 от 31.07.2018, которым согласование границ земельного участка административного истца отменено. Ссылаясь на положения ст.ст. 11.10, 39.15, 56 Земельного кодекса РФ, административный истец полагает, что принятие оспариваемого постановления является нарушением его прав и законных интересов, так как создает препятствия в пользовании земельным участком в установленных границах.
В судебном заседании административный истец и его представитель ФИО2, действующая на основании доверенности от 27.09.2018, на иске настаивали.
Представитель административного ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности от 09.01.2019, административный иск не признала.
Привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц администрация СП «Визинга» в лице руководителя ФИО4 и ФИО5 требования административного истца не поддержали.
Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица ФИО6 о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, мнение по заявленным требованиям не выразил.
Суд, заслушав стороны, исследовав доказательства, обозрев материалы гражданских дел № и №, приходит к следующему.
Судом установлено, что на основании решения администрации Визингского сельсовета от 15.07.1992 №7/25 ФИО1 на праве пожизненного наследуемого и постоянного владения землей предоставлен земельный участок при доме по <адрес> размером 42 х 34 метров, площадью 1428 кв.м., что подтверждается свидетельством №954 от 11.11.1992 (л.д.34-36).
Постановлением главы администрации Визингского сельсовета от 17.06.1996 №6/31 за ФИО1 возле д. № (перенумерован на д. №) по <адрес> закреплен земельный участок размером 45 х 37 метров, всего 1665 кв.м. (л.д. 11-12).
Согласно Техническому отчету инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках в с. Визинга, выполненному ОАО «Кировводпроект» в 2002 году, в фактическом пользовании ФИО1 находился земельный участок по адресу: <адрес>, предоставленный на основании свидетельства на право пожизненного наследуемого и постоянного владения землей №954, площадью 1 428 кв.м. (л.д.37-39).
По сведениям кадастрового учета указанному земельному участку 15.07.1992 присвоен кадастровый номер № и он поставлен на кадастровый учет площадью 1428 кв.м. как ранее учтенный без установления его границ (л.д.198-199).
По заказу ФИО1 ООО «Компас» был подготовлен межевой план земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, из которого следует, что площадь земельного участка административного истца составляет 1551 кв.м., а в координатах характерных точек границ указанного земельного участка н1 – н8, данный земельный участок граничит с землями общего пользования.
13.02.2018 ФИО1 обратился в Администрацию МР «Сысольский» с заявлением о согласовании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1551 кв.м..
Согласно уведомлению администрации МР «Сысольский» от 13.03.2018 №02-45/772, ФИО1 рекомендовано изменить границу земельного участка в точках н1 – н2 в связи с тем, что между земельными участками с кадастровыми номерами № и № проходит проезд к земельному участку с кадастровым номером №, ширина которого должна составлять не менее 4,5 метров, однако схема расположения земельного участка подготовлена с нарушением указанного требования, поскольку между земельным участком заявителя и земельным участком с кадастровым номером № образуется чересполосица, ширины которой недостаточно для организации проезда (л.д. 27-31).
Вместе с тем, 13.03.2018 первым заместителем руководителя МР «Сысольский» Б.А.А. 26.04.2018 был подписан акт согласования границ местоположения земельного участка с кадастровым номером № по точкам н1 – н2, н6 – н7, н7 – н1 (л.д.70).
27.03.2018 ФИО1 повторно обратился в Администрацию МР «Сысольский» с заявлением о согласовании местоположения границ принадлежащего ему земельного участка, представив схему земельного участка. При этом, координаты характерных точек границы уточняемого земельного участка в точках н1 – н2 не изменялись.
23.04.2018 администрацией МР «Сысольский» в составе комиссии из специалистов отдела по управлению имуществом Администрации МР «Сысольский» С.М.Г. и П.А.А. осуществлен выезд по месту нахождения земельного участка ФИО1 В ходе проверки нарушений не выявлено, установлено, что земельный участок огорожен забором не полностью, в связи с чем, нет возможности достоверно определить границы и площадь используемого земельного участка; границы используемого земельного участка подлежат уточнению, кадастровые работы проводятся (л.д.32-33).
25.04.2018 администрацией МР «Сысольский» с сопроводительным письмом №02-45/1305 согласованный межевой план по уточнению местоположения и площади земельного участка с кадастровым номером № направлен ФИО1 (л.д.20-24).
Согласно акту согласования местоположения границ земельного участка к межевому плану границы земельного участка с кадастровым номером № в точках н1 – н8 согласован первым заместителем руководителя МР «Сысольский» Б.А.А. 26.04.2018 (л.д.71).
08.05.2018 администрация МР «Сысольский» обратилась в Сысольский межмуниципальный отдел Управления Росреестра по Республике коми (далее – Сысольский отдел Росреестра по РК) с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером №. К заявлению был приложен межевой план указанного земельного участка, подготовленный кадастровым инженером ООО «Компас» 03.05.2018, содержащий в себе акт согласования администрацией МР «Сысольский» местоположения границ земельного участка по точкам н1 – н2 – н3 – н4 – н5 –н6 – н7 – н8, подписанный 26.04.2018 (л.д.76-84).
11.05.2018 Сысольский отдел Росреестра по РК направил в адрес администрации МР «Сысольский» уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости №11/18-9684 сроком на 3 месяца, то есть до 11.08.2018 по тем основаниям, что первым заместителем руководителя администрации МР «Сысольский» Б.А.А. по точкам н2 – н6 согласованы границы с земельным участком с кадастровым номером №, тогда как по сведениям ЕГРН данный земельный участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения ФИО6 Кроме того, по сведениям ЕГРН с уточняемым земельным участком смежным является земельный участок с кадастровым номером №, однако в межевом плане сведения о согласовании границ с правообладателем указанного земельного участка отсутствуют (л.д.87-88).
18.05.2018 ФИО1 вновь обратился в Администрацию МР «Сысольский» с заявлением о согласовании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №.
На данное обращение администрацией МР «Сысольский» дан ответ №02-45/1967 от 19.06.2018 о согласовании межевого плана по уточнению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером № (л.д. 25-26).
19.06.2018 первым заместителем руководителя Администрации МР «Сысольский» Б.А.А. согласованы границы земельного участка с кадастровым номером № по точкам н1 – н2, н6 – н7, н7 – н8, н8 – н1.
Между тем, 17.07.2018 ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к У.С.Н. об установлении границ земельного участка с кадастровым номером № со смежным земельным участком с кадастровым номером № (владелец ФИО6), расположенным по адресу: <адрес>, по точкам н2 – н3 – н4 – н5 – н6, поскольку У.С.Н. возражал против согласования границ земельного участка ФИО1 в координатах точек н1 – н2 ввиду того, что данной границей захватывается проезд, являющийся единственным проездом к земельному участку с кадастровым номером № по адресу: <адрес> (гражданское дело №).
В свою очередь, 30.07.2018 ФИО5, являющийся владельцем земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> также обратился в суд с исковым заявлением к администрации МР «Сысольский» об отмене согласования границ земельного участка с кадастровым номером №, выполненным первым заместителем руководителя администрации МР «Сысольский» Б.А.А. 26.04.2018 (гражданское дело №).
В связи с возникшим судебным спором по границе земельного участка административного истца, администрацией МР «Сысольский» издано постановление от 31.07.2018 №7/643 о признании недействительным согласования Администрацией МР «Сысольский» местоположения границ земельного участка с кадастровым номером № площадью 1551 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в межевом плане данного земельного участка, изготовленного кадастровым инженером Л.К.В. 18.05.2018 (л.д.14).
Ввиду принятия указанного постановления, ФИО5 от исковых требований отказался и определением Сысольского районного суда от 20.08.2018 отказ от иска был принят судом, производство по заявленному им спору было прекращено.
Вместе с тем 08.08.2018 администрация МР «Сысольский» обратилась в Сысольский отдел Росреестра по РК с заявлением о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером № сроком до 07.11.2018.
09.08.2018 Сысольским отделом Росреестра по РК выдано уведомление о приостановлении осуществления регистрации изменений основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав, а 07.11.2018 отказано в регистрации указанных изменений по тем основаниям, что причины, препятствующие осуществлению соответствующих регистрационных действий, не устранены (л.д. 91, 92).
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.
Оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки сроком не ограничивается (п. 3 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ).
Пунктом 9.1 ст. 3 названного Федерального закона предусмотрено, что если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В силу ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с п. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений, в том числе о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.
По смыслу п. 2 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ местоположение границ земельных участков является одним из индивидуализирующих признаков земельного участка.
В силу п. 4.2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка) определяются кадастровыми инженерами при выполнении кадастровых работ, в ходе которых определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка.
Согласно п. 8, 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Пунктом 3 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ установлено, что в случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Порядок согласования местоположения границ земельного участка урегулирован ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, частью 3 которой предусмотрено обязательное согласование местоположения земельных участков с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); на праве пожизненного наследуемого владения; постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); на праве аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Предметом указанного в ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.
В соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно ст. 19 Земельного кодекса РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки право муниципальной собственности, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
В силу п. 2 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Пунктом 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Таким образом, по смыслу приведенного правового регулирования, согласование местоположения границы земельного участка, являющегося смежным с территорией общего пользования сельского поселения, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района.
В соответствии с п. 4 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ от имени правообладателей смежных земельных участков в согласовании местоположения границ вправе участвовать их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. В согласовании местоположения границ от имени органа государственной власти или органа местного самоуправления вправе участвовать представитель данного органа, уполномоченный на такое согласование доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа. Нотариальное удостоверение этой доверенности не требуется.
Как следует из ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей. Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
В соответствии с распоряжением администрации МР «Сысольский» от 07.12.2017 №297-р «О возложении функций» на первого заместителя руководителя администрации МР «Сысольский» Б.А.А. возложены функции представителя администрации МР «Сысольский» в филиале ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Республике Коми с 07.12.2017 с правом подачи заявлений об уточнении границ земельных участков, внесения изменений в данные государственного кадастрового учета, согласования границ смежных земельных участков, получения кадастровых выписок, кадастровых паспортов земельных участков, с правом получения кадастровых номеров на вновь образованные земельные участки, постановки участков на государственный кадастровый учет (л.д.97). Между тем, доверенность в порядке, установленном ч. 4 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ Б.А.А. не выдана.
Постановлением администрации МР «Сысольский» от 28.10.2015 №10/969 от 28.10.2015 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Согласование местоположения границ земельных участков, граничащих с земельными участками, находящимися в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена».
В соответствии с п. 2.4 указанного Регламента результатом предоставления муниципальной услуги является:
1) согласование местоположения границ земельных участков, граничащих с земельными участками, находящимися в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена (далее - решение о предоставлении муниципальной услуги), уведомление о предоставлении муниципальной услуги;
2) отказ в согласовании местоположения границ земельных участков, граничащих с земельными участками, находящимися в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена (далее - решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги), уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
Как выше было указано, границы земельного участка с кадастровым номером № площадью 1551 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в том числе в спорных точках н1 –н2, согласовывались уполномоченным лицом администрации МР «Сысольский» трижды, в том числе 13.03.2018, 26.04.2018 и 19.06.2018 (л.д.71 – 73), что свидетельствует о том, что решение о согласовании координат характерных точек н1-н2 принято положительное.
Вместе с тем, согласно уведомлению администрации МР «Сысольский» от 13.03.2018 №02-45/772 границы земельного участка административного истца не подлежали согласованию в связи с занятием земельным участком территории общего пользования – проезда.
На последующие обращения ФИО1 администрацией МР «Сысольский» ФИО1 были приняты положительные решения о согласовании границы земельного участка административного истца, в том числе в спорных точках н1 - н2 (уведомления от 25.04.2018 №02-45/1305 и от 19.06.2018 №02-45/1967).
Между тем, на момент подписания актов согласования местоположения границ земельного участка административного истца Б.А.А. администрация МР «Сысольский» располагала информацией о наличии по границе точек н1-н2 хозяйственного проезда, предназначенного для подъезда и завоза дров к расположенным рядом индивидуальным жилым домам.
Кроме того, из материалов дела следует, что в течение 2017 - 2018 годов от владельцев соседних земельных участков, расположенных по адресам: <адрес> в администрацию МР «Сысольский» неоднократно поступали обращения по вопросам пользования указанным хозяйственным проездом (л.д. 119 – 155).
Так, из объяснений свидетеля Л.Т.А., проживающей по адресу: <адрес>, расположенного напротив дома административного истца, через хозяйственный проезд, следует, что при распределении земельных участков в 1993 году ей был предложен земельный участок площадью 35м х 35м, однако возник вопрос о том, как будут подвозиться дрова к хозяйственным постройкам, которые по требованиям администрации не должны располагаться с фасадной части территории земельного участка. В связи с этим, земельный участок, предоставленный Л.Т.А. был сдвинут от границы земельного участка ФИО1 5 метров, в результате чего между её земельным участком и земельным участком ФИО1 образовался хозяйственный проезд. В дальнейшем, через этот проезд была проложена теплотрасса, которая была выполнена в форме арки, с тем, чтобы обеспечить проезд к хозяйственным постройкам. В ходе межевания земельного участка ФИО1 передвинул границу своего земельного от существующей хозпостройки – бани на два метра, заняв тем самым территорию хозяйственного проезда.
По результатам замеров существующего в настоящее время проезда, проведенных администрацией МР «Сысольский» в присутствии ФИО1 и ФИО5 следует, что от установленного по результатам кадастровых работ в отношении земельного участка ФИО1 деревянного столба до хозяйственной постройки, расположенной на участке с кадастровым номером № (<адрес>) расстояние 3 метра. В том же месте расстояние от имеющейся на земельном участке ФИО1 хозяйственной постройки до постройки на участке № – 5,30 м, расстояние от столба бывшего забора ФИО1 от участка № – 4,90м. Земельный участок ФИО5 с кадастровым номером № является смежным с земельным участком ФИО1 и имеет общую границу, равную 3,5 метра от точки н2 до точки А. Подъезд к жилому дому № имеется, подъезд к дому № по <адрес> отсутствует, для подъезда используется земельный участок, находящийся в собственности иных лиц. Кроме того, на осматриваемой территории имеется канализационный колодец, который по межевому плану земельного участка с кадастровым номером № входит в границы земельного участка (л.д.206 -209).
Кроме того, представитель Сысольского филиала АО «Коми тепловая компания» Т.В.А. суду пояснил, что для обслуживания канализационного колодца, расположенного на территории земельного ФИО1 требуется подъезд специальной техники и в случае установления сплошного забора, обслуживание этого колодца будет затруднительным.
Таким образом, на момент согласования уполномоченным лицом администрации МР «Сысольский» границы земельного участка ФИО1 в координатах характерных точек н1 - н2, имелись как правопритязания иных лиц на использование для проезда и подвоза дров части занятого истцом земельного участка, так и разногласия относительно местоположения границ земельного участка административного истца, что администрацией МР «Сысольский» не было принято во внимание, а согласование было дано без учета прав и законных интересов иных лиц.
В соответствии с п. 5 ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
В силу п.п.1 п.1 ст. 60 Земельного кодекса РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления.
Согласно п. 1 ст. 61 Земельного кодекса РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Статьей 44 Устава МО МР "Сысольский", принятого решением Совета МО "Сысольский район" от 14.12.2005 N 23/177 предусмотрено, что постановления, принимаемые администрацией муниципального района входят в систему муниципальных правовых актов.
В соответствии со ст. 48 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ и ст. 49 Устава МО МР "Сысольский" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, а также судом.
Из установленных по делу обстоятельств следует, что по гражданскому делу № ФИО5 оспаривалась правомерность установления границы земельного участка административного истца в той части, в которой она занимает территорию хозяйственного проезда.
Оспариваемое постановление от 31.07.2018 №7/643 о признании недействующим согласования границ земельного участка с кадастровым номером № было принято администрацией МР «Сысольский» в порядке добровольного удовлетворения исковых требований ФИО5, что не запрещено действующим законодательством.
Кроме того, спор, заявленный ФИО1 к ФИО5 об установлении границы земельного участка свидетельствует о наличии разногласий относительно местоположения земельного участка в точке н2, которая одновременно является характерной точкой границы земельного участка ФИО1 с землями общего пользования, право на распоряжение которыми предоставлено органам местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу указанной правовой нормы, предъявление требования об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения прав истца ответчиком.
Из положений п.п. 7 п. 2 ст. 14, ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ во взаимосвязи со ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ следует, что межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ, является одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. При этом, к государственному кадастровому учету может быть принят только межевой план, содержащий согласование границ земельного участка со всеми смежными землепользователями. Поскольку между ФИО1 и иными землепользователями имеется спор о границах его земельного участка, в том числе в точках н1-н2, отмена органом местного самоуправления ранее выданного согласования границ земельного участка не влечет нарушение прав и законных интересов административного истца, и не является препятствием в реализации его прав на земельный участок, так как имеющиеся разногласия относительно местоположения границ земельного участка в соответствии с п. 5 ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ могут быть разрешены административным истцом в порядке гражданского судопроизводства, в том числе в рамках рассмотрения гражданского дела №. При этом, отмена согласования границ земельного участка административного истца в иных точках (н6, н7, н8) не препятствует истцу повторно обратиться к административному ответчику с заявлением о согласовании границ в тех координатах, в отношении которых отсутствует спор между заинтересованными лицами.
Не могут быть приняты во внимание и доводы административного истца относительно того, что при проведении муниципального земельного контроля 23.04.2018 каких-либо нарушений земельного законодательства не было выявлено, так как на момент проведения проверки границы земельного участка ФИО1 не были установлены, и как пояснила свидетель С.М.Г., каких-либо измерений площади земельного участка ФИО1 не производилось, как таковых границ на местности не существовало.
Не включение хозяйственного проезда между домами № и № по <адрес> в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения в Сысольском районе также не влечет признание оспариваемого постановления незаконным, так как по смыслу вышеприведенных норм земельного законодательства при согласовании местоположения границ земельных участков органом местного самоуправления муниципального района должно быть принято во внимание, что территории общего пользования, в том числе проезды, приватизации не подлежат (п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ), и соответственно, отнесение хозяйственного проезда к муниципальной собственности не является обязательным требованием для согласования местоположения границ земельного участка гражданина с землями, государственная собственность на которые не разграничена.
С учетом того, что согласование границ земельного участка земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> по точкам н1 – н2, н6 – н7, н7 – н8, н8 – н1, осуществлено первым заместителем руководителя Администрации МР «Сысольский» Б.А.А. 19.06.2018 в нарушение требований земельного законодательства без оформленных надлежащим образом полномочий и без учета прав и законных интересов других лиц, о чем свидетельствуют судебные споры по определению местоположения границ земельного участка административного истца, такое согласование нельзя признать законным, и, следовательно, оснований для признания недействительным постановления №7/643 от 31.07.2018, которым это согласование отменяется, не имеется. В связи с этим, требования административного истца удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 196-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к администрации муниципального района «Сысольский» о признании недействительным постановления №7/643 от 31 июля 2018 года «О признании недействующим согласования границ земельного участка» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сысольский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Н.В. Константинова
Мотивированное решение составлено 21.01.2019.