Дело № 2а-21/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 марта 2021 г. пос. Тикси
Булунский районный суд Республики Саха (Якутия), в составе председательствующего судьи Е.Г. Павленко, единолично, при секретаре судебного заседания О.А. Бортниковой,
с участием:
прокурора Булунского района Республики Саха (Якутия), М.В. Днепровского,
представителя административного истца - Администрации муниципального образования «Булунский улус (район)» Республики Саха (Якутия), ФИО, действующей на основании доверенности, выданной -дата- главой администрации МО «Булунский улус(район)», И.В. Кудряшовым,
представителя административного ответчика – районного Совета депутатов МО «Булунский улус (район)», ФИО, действующего на основании доверенности №___ от -дата-, выданной председателем Булунского районного совета депутатов МО «Булунский улус(район)» РС(Я), ФИО,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации муниципального образования «Булунский улус (район)» Республики Саха (Якутия) к Районному Совету депутатов муниципального образования «Булунский улус(район)», о признании недействительным решения №___ от -дата- «Об отчете главы МО «Булунский улус(район)» и деятельности администрации по итогам за 2020 год»,
установил :
Административный истец – Администрация муниципального образования «Булунский улус (район)» Республики Саха (Якутия) через своего представителя обратилась в суд с административным иском к Районному Совету депутатов муниципального образования «Булунский улус(район)» Республики Саха (Якутия), о признании недействительным решения №___ от -дата- «Об отчете главы МО «Булунский улус(район)» и деятельности администрации по итогам за 2020 год».
В обосновании заявленных требований представитель административного истца, указал, что районным Советом депутатов МО «Булунский улус(район)» на -дата- было назначено заседание очередной сессии, о чем администрация МО «Булунский улус (район)» была уведомлена -дата-, проект повестки сессии в адрес администрации Булунского района была направлена -дата- ( в день проведения сессии депутатов), куда был включен вопрос об отчете главы о деятельности администрации МО «Булунский улус (район)» за 2020 г., -дата- в адрес депутатов направлен текст отчета в виде доклада о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за 2020 г. и их планируемых значений на 3-летний период МО «Булунский улус (район)» РС(Я). Решением районного Совета депутатов МО «Булунский улус(район)» от -дата-№___ «Отчет главы МО «Булунский улус (район)» о деятельности администрации по итогам за 2020 год» был признан неудовлетворительным. С указанным решением административный истец не согласен по следующим основаниям : согласно ст.2 Положения о порядке представления и рассмотрения ежегодного отчета главы МО «Булунский улус ( район)», утвержденного решением районного Совета депутатов МО «Булунский улус (район)» от -дата-№___ : в срок не позднее 30 января следующего за отчетным периодом года глава МО «Булунский улус (район)» вносит текст отчета в Совет ; в течение 15 дней после внесения текста отчета в Совет от депутатов и постоянных комиссий Совета главе могут поступать запросы и дополнительные вопросы по отчету ; для подготовки вопроса об отчете главы к рассмотрению депутатами решением Совета создается рабочая группа, состоящая из депутатов Совета и представителей Администрации, которая готовит проект решения Совета депутатов об отчете главы муниципального образования. Однако после направления текста отчета Совету депутатов, в адрес главы и администрации МО «Булунский улус (район)» от постоянных комиссий Совета ни вопросы, ни запросы, касаемо отчета не поступали, также для подготовки вопроса об отчете главы к рассмотрению депутатов Совета не создавалась рабочая группа, была нарушена процедура оценки деятельности главы муниципального образования «Булунский улус(район)». Отчет главы перед Советом проводится после завершения отчетов перед населением всех поселений муниципального образования «Булунский улус (район)», не позднее 30 марта следующего за отчетным периодом года. Решение Совета от -дата-№___ непосредственно затрагивает интересы администрации Булунского района в части незаконного признания отчета главы и деятельности администрации по итогам за 2020 г. неудовлетворительными, данное решение не мотивированно, не подтверждено никакими документами, принималось путем тайного голосования, восемь депутатов из которых принимали участие на сессии Совета дистанционно при помощи электронной связи в формате видеоконференции в режиме онлайн, следовательно, тайное голосование этих депутатов не представляется возможным. Опрос депутатов, принявших участие на заседании дистанционно, проводились по телефону, что является нарушением принципа тайного избирательного права, регламента проведения тайного голосования (статьи 62,63,65 Регламента). Принятие решения об оценке деятельности администрации МО «Булунский улус (район)» по итогам года не входит в перечень условий, при котором проводится тайное голосование.
В судебном заседании представитель административного истца, исковые требования уточнила, просит признать незаконным решение №___ от -дата- районного Совета депутатов муниципального образования «Булунский улус (район)» РС(Я), после получения информации о назначении сессии, -дата- в адрес депутатов был направлен отчет главы района, текст которого вносится до -дата- в Совет депутатов и в течение 15 дней после этого, направляются вопросы и запросы в адрес главы, отчет главы перед Советом проводится после завершения отчетов перед населением, до -дата-, оспариваемое решение не мотивированно, голосование по отчету было проведено тайно, восемь депутатов голосовали дистанционно в нарушении ст. 62 Регламента работы, рабочая группа, которая готовит проект решения Совета депутатов об отчете главы района не создавалась.
Представитель административного ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, объяснил, что рабочая группа создавалась в 2019 г., действительно была нарушена процедура, но отменять решение депутатов не имеет смысла, так как все равно оценка работы главы будет неудовлетворительной, так как деятельность главы района оценивается в течение года, счетную комиссию возглавлял ФИО, представителю административного ответчика неизвестно направлялось ли письмо в адрес администрации района по поводу включения в рабочую группу работников администрации. Рабочая группа была создана в 2019 г.
Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, заключение прокурора, полагавшего удовлетворить исковые требования в связи с нарушением процедуры принятия ненормативного правового акта, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего ( далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п.8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административных дел об оспаривании решения, действия ( бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия ( бездействия ) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия ( бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно п. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных с пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст. 62 КАС РФ, лица участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления определены Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно ч.1 и 3 ст. 34 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 35 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.
Согласно части 1 статьи 36 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьёй собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования ( ч.5 ст. 36 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ).
Из приведенных норм закона следует, что суд не вправе оценивать деятельность главы муниципального образования и администрации муниципального образования, поскольку это является исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления.
Разрешая спор по существу, суд, руководствуясь вышеперечисленными нормами права, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства приходит к выводу о том, что при рассмотрении ежегодного отчета главы муниципального образования, представительным органом муниципального образования «Булунский улус (район)» РС(Я) были допущены существенные нарушения процедуры рассмотрения ежегодного отчета, в связи с чем, принятое по итогам заслушивания отчета главы МО «Булунский улус (район)» и деятельности администрации по итогам деятельности за 2020 г., решение №___ от -дата- является незаконным.
Согласно ст. 22 Устава муниципального образования «Булунский улус(район)», районный Совет депутатов является представительным органом муниципального образования, обладает правами юридического лица.
Согласно п.1.1 ст. 24 Устава районный Совет депутатов заслушивает ежегодные отчеты главы района о результатах его деятельности, в том числе его отчеты как главы районной администрации о результатах деятельности районной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных районным Советом депутатов муниципального образования.
Согласно абзацу 2 п.1 ст.27 Устава, для решения вопросов, относящихся к исключительной компетенции районного Совета депутатов образуются постоянные, временные комиссии, рабочие группы, в состав которых с правом совещательного голоса могут включаться лица, не являющиеся депутатами районного Совета депутатов.
Судом установлено, что -дата- в адрес главы муниципального образования «Булунский улус(район)», Кудряшова И.В. поступило уведомление о том, что -дата- в здании администрации МО «Булунский улус (район)» в 10:00 состоится ХХ сессия районного совета депутатов.
Согласно Положению о порядке представления и рассмотрения ежегодного отчёта Главы муниципального образования «Булунский улус (район)» ( далее по тексту- Положение), утвержденному решением Булунского районного Совета депутатов муниципального образования «Булунский улус (район)» от -дата-№___, отчет главы муниципального образования «Булунский улус (район)» - это официальное выступление высшего должностного лица муниципального образования на заседании Булунского районного Совета депутатов МО «Булунский улус (район)» о своей деятельности, в том числе о деятельности местной администрации, иных подведомственных ему органов местного самоуправления ( п.1 ст.1).
В соответствии со ст. 2 Положения, не позднее 30 января следующего за отчетным периодом года глава муниципального образования «Булунский улус (район)» вносит текст отчета в Совет, в течение 15 дней после внесения текста отчета в Совет от депутатов и постоянных комиссий Совета главе могут поступать запросы и дополнительные вопросы по отчету. Для подготовки вопроса об отчете главы к рассмотрению депутатами Совета решением Совета ( или президиума) создается рабочая группа, состоящая из депутатов Совета и представителей Администрации, которая готовит проект решения Совета депутатов об отчете главы муниципального образования.
Согласно ст. 3 Положения, отчет главы муниципального образования перед Советом проводится после завершения отчетов перед населением всех поселений муниципального образования. Глава муниципального образования не позднее 30 марта следующего за отчетным периодом года выступает перед Советом с отчётом. Перед рассмотрением отчета главы муниципального образования, Совет депутатов рассматривает вопрос об исполнении бюджета и планов социально-экономического развития муниципального образования «Булунский улус(район)» за отчетный период.
Как следует из протокола от -дата- заседания Булунского районного Совета депутатов IV созыва муниципального образования «Булунский улус (район)», докладчиками по вопросу «Отчет главы района за 2020 г.» выступил исполняющий обязанности главы района ФИО, заместитель главы района ФИО
Доклад зачитан исполняющим обязанности главы района, ФИО, заслушав его выступление, заданные вопросы, председатель районного Совета депутатов, ФИО предложил приступить к голосованию. По итогам голосования принято решение утвердить оценку работы главы муниципального образования «Булунский улус(район)» за 2020 год как «неудовлетворительно». При этом, в протоколе заседания не указано о том, какие вопросы задавались докладчику и главе муниципального образования, который участвовал в работе сессии с применением видеоконференц- связи.
Кроме того, в нарушении ст. 2 Положения о порядке представления и рассмотрения ежегодного отчета главы МО «Булунский улус (район)» районным Советом депутатов не была создана рабочая группа для подготовки вопроса об отчете главы к рассмотрению.
Доводы представителя административного ответчика о том, что рабочая группа была создана -дата- суд находит необоснованными, поскольку согласно п.3 Решения Президиума районного совета депутатов Булунского улуса (района) от -дата-, рабочая группа была образована для подготовки к заслушиванию отчетов по деятельности главы района и деятельности администрации Булунского улуса (района) за 2018 год.
Решение районного Совета депутатов о создании рабочей группы для подготовки к заслушиванию отчетов по деятельности главы муниципального образования за 2020 г. суду не представлено и согласно объяснениям представителя административного ответчика, ему не известно о том, создавалась ли данная группа в 2021 г.
Отчет главы муниципального образования в нарушении ст. 3 Положения, проведен до завершения отчетов перед населением всех поселений муниципального образования.
В протоколе заседания от -дата- Булунского районного Совета депутатов IV созыва муниципального образования «Булунский улус (район)», докладчиками по вопросу «Отчет главы района за 2020 г.» не указано, что перед рассмотрением отчета главы муниципального образования, Совет депутатов рассматривал вопрос об исполнении бюджета и планов социально-экономического развития муниципального образования «Булунский улус (район)»,
Согласно п.10 ст. 29 Регламента Булунского районного Совета депутатов, принятого -дата-, в случае проведения тайного голосования на заседании Совета, среди дистанционно участвующих депутатов проводится конфиденциальный опрос по телефону индивидуально каждого депутата, опрос проводит депутат из членов счетной комиссии, выбранный ими между собой. Проводящий опрос тайно по каждому опрошенному голосу заполняет отдельный бюллетень, в соответствии с выбором опрошенного, и опускает его в общую урну голосования, как это сделал бы сам голосующий.
Поскольку порядок проведения тайного голосования, установленный Регламентом Булунского районного Совета депутатов в части проведения тайного голосования среди дистанционно участвующих депутатов никем не оспорен, суд отклоняет доводы представителя административного истца о том, что в ходе принятия оспариваемого решения нарушен порядок проведения тайного голосования.
В соответствии с ч.2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решений, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Руководствуясь ст. ст.175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
решил:
Административный иск Администрации муниципального образования «Булунский улус(район)» Республики Саха (Якутия) к Районному Совету депутатов муниципального образования «Булунский улус(район)», о признании незаконным решения №___ от -дата- «Об отчете главы МО «Булунский улус(район)» и деятельности администрации по итогам за 2020 год», удовлетворить.
Признать незаконным решение №___ от -дата- «Отчет главы муниципального образования «Булунский улус(район)» и деятельности администрации по итогам за 2020 г.», принятое Районным Советом депутатов муниципального образования «Булунский улус (район)» РС(Я).
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) через Булунский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 09 марта 2021г.
Председательствующий судья : Е.Г. Павленко