Дело № 2а-21/2021 УИД 26RS0015-01-2020-001799-14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 февраля 2021 года г.Ипатово
Ипатовский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Блохиной Н.В.,
при секретаре Берус В.С.,
с участием административного истца Т.Л.г., представителя административного истца Е.Д.С.,
представителя административного ответчика Ш.А.В.,
представителя заинтересованного лица ГУП СК «Крайтеплоэнерго» Т.Т.В.,
представителей заинтересованного лица министерства ЖКХ Ставропольского края К.Д.И. и С.Н.Ч.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление № 2а-21/2021 Т.Л.г. к администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края о признании незаконным решения от 13 августа 2020 года об отказе в переустройстве квартиры и возложении обязанности выдать разрешение на установку индивидуального отопления,
установил:
административный истец Т.Л.г. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования г. Ипатово Ипатовского района Ставропольского края о признании незаконным отказ в согласовании переустройства квартиры и возложении обязанности выдать разрешение на установку индивидуального отопления.
Свои доводы мотивирует тем, что она является инвалидом 1 группы. На праве собственности имеет квартиру <адрес>. 07.07.2020 она обратилась в администрацию Ипатовского городского округа Ставропольского края с заявлением на получение согласия на переустройство своей квартиры (установку индивидуального отопления). Кроме того, вместе с заявлением ею предоставлены документы: проектная документация, выполненная ООО «Алькасар-Ижиниринг»; технический паспорт переустраиваемого жилого помещения, документы, подтверждающие согласие временно отсутствующих членов семьи нанимателя на переустройство жилого помещения, копия паспорта.
13.08.2020 административным ответчиком ей отказано в переустройстве жилого помещения (установке индивидуального отопления) на основании п.п. 1,3 ч.1 ст. 27 Жилищного кодекса РФ, п.15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2019 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», подп. «в» п.2 раздела 1 постановления Правительства РФ от 13.08.08.2006 № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, раздела 5.3 постановления администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края от 23.06.2020 № 787 «Об утверждении схемы теплоснабжения Ипатовского городского округа Ставропольского края на период с 2020 года и до 2040 года».
Полагает, что отказ административного ответчика является незаконным, нарушающим ее права, как собственника. Указанные в решении основания для отказа в выдаче разрешения на переустройство не соответствуют нормативно-правовым актам, регулирующим отношения в переустройстве жилого помещения и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
Отказ в согласовании переустройства в помещении в многоквартирном доме допускается в случаях, указанных в ч.1 ст. 27 Жилищного кодекса РФ, в том числе, при предоставлении необходимых документов, перечень которых установлен ч.2 ст. 26 Жилищного кодекса РФ, при поступлении ответа на межведомственный запрос., свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства, при предоставлении документов в ненадлежащий орган, при несоответствии проекта переустройства помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства. В соответствии со ст. 27 ч.2 Жилищного кодекса РФ, решение об отказе в согласовании переустройства помещения в многоквартирном доме должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч.1 той же статьи.
В многоквартирных жилых домах, подключенных к центральной системе теплоснабжения, перевод отдельных помещений на индивидуальное отопление допускается по согласованию с уполномоченным органом при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность. Согласно положению ФЗ от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», схема теплоснабжения-это документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского круга, их развития учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Актуализация схемы теплоснабжения подразумевает внесение в нее изменений, произошедших в функциональной структуре теплоснабжения населенного пункта за предшествующий период. Актуализированная схема теплоснабжения должна содержать описание изменений тепловых нагрузок потребителей тепловой энергии, в том числе подключенных к тепловым сетям каждой системы теплоснабжения зафиксированных за период, предшествующий актуализации схемы теплоснабжения.
Согласно постановлению администрации города Ипатово №504 от 21.07.2016г. в схему теплоснабжения города добавлен пункт 4.10, предусматривающий предложения по переходу на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, с указание на возможность перехода на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, отвечающие требованиям к наличию закрытой (герметичной) камеры сгорания, наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива в определённых случаях, предусматривающих определенную температуру и давление теплоносителя.
Схема теплоснабжения Ипатовского городского круга Ставропольского края предусматривает возможность перехода на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения и соответствующих установленным требованиям. При этом вышеуказанное постановление и перечисленные в нем требования не предусматривают ежегодное составление списков многоквартирных домов, позволяющих осуществить в них переход на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии. Просила иск удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании административный истец Т.Л.г. требования иска поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении и отзыве на возражения, поданные ГУП СК «Крайтеплоэнерго», пояснила, что доводы административного ответчика носят необоснованный характер, проект и рабочая документация, предоставлены ею в администрацию в полном объеме и соответствуют всем техническим условиям. Она является инвалидом 1 группы, общая площадь ее квартиры составляет 45 кв.м., за теплоэнергию ею в настоящее время оплачивается в месяц более пяти тысяч рублей. Она обращалась с просьбой одобрить переход на индивидуальное отопление, как главе администрации округа, так и к Губернатору Ставропольского края, но ей пояснили, что вопрос решается. Ответчик полагает, что на индивидуальное отопление можно переходить только всем домом, отдельно взятой квартирой запрещено законом. Всем безразлично, что она инвалид первой группы, проживает одна и вынуждена оплачивать за теплоэнергию по тарифам, которые не соразмерны качеству оказываемых услуг. ФИО1 квартир в их МКД уже переведена на индивидуальны источники тепловой энергии, но ей отказывают, как и необоснованно не включают их дом в список домов, позволяющих осуществить в нем переход на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии. Жильцы, которые установили индивидуальное отопление, оплачивают не более 500-600 рублей в месяц за отопление, контролируют температуру в квартире с учетом погодных условий и температуры воздуха, тогда как она, будучи инвалидом первой группы ввиду необоснованного отказа администрации задыхается в квартире из за чрезмерно усиленной подачи тепла теплоснабжающей организацией, которая чтобы увеличить расходы за теплоэнергию, подает тепло в квартиру в плюсовую температуру в таком температурном режиме, что температура воздуха в ней становится равной 38-40 градусов по Цельсию. Кроме того многие работники администрации округа провели в своих квартирах индивидуальное отопление и нарушение системы теплоснабжения с их стороны допущено не было, а когда стали рассматривать ее заявление, ей отказали порекомендовав заказать проект на весь дом.
Представитель административного истца Е.Д.С. административный иск Т.Л.г. поддержал, настаивал на его удовлетворении. В судебном заседании пояснил о том, с переходом на индивидуальное отопление не затрагивается общее имущество жильцов дома. Радиаторы, расположенные в квартире, обслуживают и отапливают именно помещение истца. Стояки, что относится к общему имуществу, то они не затрагиваются, никакой гидравлики не нарушается. Принятое решение ответчиком нарушает права истца и нормы жилищного законодательства РФ. Кроме того ответчик обязан был в трехдневный срок дать ответ, содержащий какие именно необходимо устранить нарушения, а по истечении 15 дней уже принять соответствующее решение. Статья 29 ЖК РФ ответчиком нарушена. В технический паспорт из необходимых изменений вносится только вид отопления. Истцом не был нарушен Федеральный закон «О теплоснабжении», поскольку разработанный проект содержит все необходимые сведения, в том числе о газовом оборудовании, имеющем закрытую камеру сгорания. Кроме того, при переходе одной квартиры на индивидуальное отопление, качество отопления соседних квартир должно улучшиться. Дом, в котором проживает истец, частично перешел на индивидуальные источники тепловой энергии, и он уже должен был отражен в схеме теплоснабжения. Требование иных документов (протокол собрания жильцов, проект на весь многоквартирный дом) на законодательном уровне не предусмотрено. Схема теплоснабжения служит для того, чтобы в ней отображались все дома, которые отапливаются с помощью теплосетей. То есть сначала жильцы дома переходят на индивидуальное отопление, а затем администрация вносит в схему теплоснабжения изменения и предоставляет эту информацию в теплосеть. Делается указанное для того, чтобы теплоснабжающая организация понимала, сколько газа и воды потребуется на отопление. Исполнение обязанности по внесению изменения в схему теплоснабжения лежит на администрации, но не Т.Л.г.. С 2018 года прокуратурой района неоднократно выносились представления в адрес главы округа, что схема теплоснабжения не соответствует действительности. Переход на индивидуальное отопление в г.Ипатово осуществляется с 2003 года. Жильцы не однократно обращались в администрацию о переходе дома на индивидуальное отопление, но до настоящего времени дом не включен в данный список. Кроме того жильцы обращались с данным вопросом в средства массовой информации.
В судебном заседании представитель административного ответчика Ш.А.В., требования административного иска не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях в котором указала, что согласно ст. 25 ч.1 ЖК РФ установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического оборудования, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменений в технический паспорт жилого помещения является переустройством жилого помещения. Порядок переустройства жилых помещений установлен главой 4 ЖК РФ. Из ст. 26 ЖК РФ следует, что переустройство проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого решения. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное лицо предоставляет определенный пакет документов указанный в настоящей статье, в том числе проект переустройства переустраиваемого жилого помещения. Разработка проекта должна вестись на основании технических условий, полученных в порядке, определенном постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 «Об утверждении правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения». Поскольку система отопления МКД представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов и др., соответственно проект должен быть разработан на реконструкцию системы отопления всего МКД. Также должен быть разработан проект и на реконструкцию системы электроснабжения. Возможность перехода на отопление жилых помещений в МКД с использованием индивидуального отопления должна быть установлена схемой теплоснабжения. Целесообразнее такой переход осуществлять не отдельно взятого жилого помещения, а в целом многоквартирного дома. При переходе на индивидуальное отопление хотя бы одной квартиры в МКД происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во всей внутридомовой системе теплоснабжения. Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в МКД с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления. Кроме того отключение квартиры в МКД от центральной системы отопления предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления. Внутридомовая система теплоснабжения МКД входит в состав общего имущества такого дома, а уменьшение его размеров, в том числе и путем реконструкции системы отопления посредством переноса стояков, радиаторов и т.п. хотя бы в одной квартире, возможно только с согласия всех собственников помещений в МКД (ч.3 ст. 36 ЖК РФ). Принятие решение о переходе на индивидуальное отопление без согласия всех собственников жилых помещений в МКД может являться нарушением их законных интересов. Схема теплоснабжения МО Ипатовского городского округа Ставропольского края на 2020 год и на период до 2040 года разработана в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.02.2021 № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения. Порядку их разработки и утверждения» 09.06.2020 проведены публичные слушания по проекту схемы, по результатам которых принято решение утвердить схему теплоснабжения и постановлением администрации округа от 23.06.2020 №787, схема утверждена. Для перехода жилых помещений на индивидуальные источники отопления необходимо подать заявление об отключении МКД от централизованной системы отопления и переходе на теплоснабжение и использованием индивидуальных источников тепловой энергии, а также с предложением о внесении соответствующих изменений в схему теплоснабжения. Данные действия истцом не были произведены, в связи с чем, МКД, расположенный по <адрес> не включен в схему теплоснабжения округа.
Считает решение администрации округа об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в МКД, принятое на заседании межведомственной комиссии по архитектурно-строительным вопросам при администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края от 13.08.2020 обоснованным. Просит суд отказать в удовлетворении административного иска Т.Л.г.
Представитель заинтересованного лица ГУП СК «Крайтеплоэнерго» Т.Т.В. считала не подлежащим удовлетворению административное исковое заявление Т.Л.г. по доводам, изложенным в письменных возражениях. Суду пояснила о том, что отношения, возникающие в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии и др. регулируются Федеральным законом № 190-ФЗ «О теплоснабжении» от 27.07.2019 согласно которому запрещается переход на отопление жилых помещений в МКД с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения МКД, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения. Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное отопление хотя бы одной квартиры в МКД происходит снижение температуры в пресекающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения. Потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной документацией на жилой дом. Переустройство жилого помещения (ст.25 ч.1 ЖК РФ) представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменений в технический паспорт жилого помещения. Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир, ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, не допускается. Собственник жилого помещения для получения разрешения на переустройство жилого помещения должен предоставить надлежащим образом оформленный проект переустройства и перепланировки переустраиваемого и перепланируемого помещения в МКД, который должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования, а если переустройство и перепланировка помещения невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в МКД, также протокол общего собрания собственников помещений в МКД о согласии всех собственников помещений на такие переустройства. Проектная документация на переустройство квартиры истца с ГУП СК «Крайтеплоэнерго» не согласовывалась. Кроме того, собственникам квартир в МКД принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения, несущие конструкции дома и иное оборудование, в связи с чем, отключение квартир в МКД от центральной системы отопления приводит к уменьшению состава общего имущества в виде внутридомовой системы отопления и предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления, что требует согласия всех собственников помещений в МКД. Такого согласия истцом в администрацию округа представлено не было. Также схемой теплоснабжения городского округа не предусмотрен перевод отдельных жилых помещений, расположенных в домах с центральным отоплением, на отопление от индивидуальных источников тепловой энергии. В схеме теплоснабжения содержится перечень МКД с возможностью перехода на индивидуальное отопление, но дом истца в нем отсутствует. Более того, в случае перехода МКД на индивидуальные источники тепловой энергии, изменится тепловая нагрузка источников тепловой энергии, поставляющих тепловую энергию. Отключение от централизованного теплоснабжения отдельных квартир в МКД приводит к необходимости снижения количества подачи теплоносителя на жилой дом в соответствии с тепловой нагрузкой. Потребляемой отключенной квартирой, что приводит к разгулировке гидравлического режима, как внутренней системы теплоснабжения дома, так и системы отопления котельной. Отсутствие у истца проекта на переустройство всего дома и протокола общего собрания собственников МКД является основанием для отказа в иске. Представитель заинтересованного лица в судебном заседании подтвердил, что половина квартир МКД (8 из 16), где проживает истец, переведена на индивидуальные источники тепловой энергии, но данный факт правового значения не имеет. В любом случае истец обязана предоставить проект на весь дом и получить согласие всех жильцов.
Представитель заинтересованного лица министерства ЖКХ Ставропольского края К.Д.И. просил суд в удовлетворении административного искового заявления Т.Л.г. отказать, поскольку согласно предоставленному пакету документов органом местного самоуправления и смысла содержащейся проектной документации речь идет о переустройстве жилого помещения, то есть образования новой системы отопления в квартире. О том, что квартира будет отключаться от центральной сети в предоставленном пакете документов речь не идет. Здесь речь ведется о двух видах работ о размещении иного оборудования и отключении от центральной сети магистрали с проведением реконструкции сетей. Но для этого существует иной порядок обращения и иные документы, которые необходимо приобщать в соответствующие органы. Полагает, что данное заявление не подлежит удовлетворению, поскольку те документы, которые представил истец, они приобщались к переустройству, а из существа требования истец желает произвести реконструкцию помещения, а она подразумевает изменение всей сети, то есть сети, которая планировалась при строительстве данного МКД.
Представитель заинтересованного лица министерства ЖКХ Ставропольского края С.Н.Ч. также просила суд в удовлетворении административного искового заявления Т.Л.г. отказать, пояснила о том, что процедура переустройства, о которой заявлено истцом - отключение от централизованной системы теплоснабжения, выполняется не в рамках жилищного законодательства Российской Федерации, а в рамках Градостроительного Кодекса Российской Федерации. В заявлении истец не указал какой вид индивидуального отопления она планирует. В проекте отсутствует упоминание, что данная квартира будет отключена от централизованного отопления, тогда как система теплоснабжения в полном своем объеме относится к общему имуществу МКД вместе со стояками и радиаторами. Проект на реконструкцию носит единый план, и он должен быть разработан на весь многоквартирный дом и изменения должны осуществляться именно в этот проект в рамках переустройства или отключения системы централизованного отопления. Реконструкция – это изменение параметров объектов капитального строительства, к ним относятся, в том числе и тепловая нагрузка и если отключить часть квартир от централизованной системы отопления, то меняется и нагрузка. Точечное отключение квартиры ведет к нарушению гидравлики.
Специалист ФИО9 допрошенный в судебном заседании показал о том, что он работает в Ставропольском технологическом университете филиале МИРЭА. Ранее работал 28 лет в Северо-кавказском Федеральном Университете (СКФУ) на кафедре «теплогазоснабжения и экспертиза недвижимости» в должности доцента. Представлен диплом кандидата технических наук. Диплом по «кафедре теплотехники и экспертизы недвижимости». Читал курсы по тепло динамики, теплоснабжению. Он ознакомился с проектом заказанным истцом, предварительно выяснил все интересующие вопросы. Видел фотографии, расположение приборов отопления и расположение стояков. При изучении материалов он увидел, как подключены приборы отопления к основным стоякам системы отопления в квартире Т.Л.г.. Там имеются вертикальные стояки системы отопления, и они подключены с замыкающими участками, после которых стоит приборная аппаратура на приборы отопления. То есть владелец в данный момент может закрыть краны подачи теплоносителя в приборы отопления и прекратить потребление тепла. Краны, расположенные на стояках, позволяют собственнику квартиры отключиться от централизованного отопления и не потреблять тепло. В данном случае когда владелец закрывает указанные напорные краны, то гидравлический режим не нарушается, более того гидравлическое сопротивление системы отопления несколько уменьшается и тем самым прохождение теплоносителя по этим стоякам может быть улучшено для других жильцов, которые подключены к системам отопления. Значительного изменения гидравлического режима не происходит. Системы отопления бывают разные, но он поясняет о конкретном случае с домом по <адрес>№. Когда во всех помещениях МКД поддерживается расчетная температура, которая была заложена в проектной документации, то теплового баланса здания не произойдет, поскольку нарушение теплового баланса здания происходит при снижении или увеличении помещений и отклонении от заданного режима. Что касается домовых элементов системы теплоснабжения и отопления, то при реконструкции системы отопления отдельной квартиры в данном случае не происходит вмешивание и использование общедомовых систем, а также их нарушений. К общедомовым относятся стояки, а приборы отопления, это собственность хозяев помещения. Приборы отопления внутри подъездов и лестничных клеток никоим образом не затрагиваются. Затрагиваются только те приборы, которые находятся внутри помещения. Отключение таких приборов в данном случае уже может происходить просто закрытием кранов. Если обрезать данные приборы и подвести к ним тепло от другого источника, и в дальнейшем поддерживать внутри заданную температуру, то это не позволит нарушить тепловой баланс здания, и никак не отразится на потребление тепла других квартир. Произойдет некоторое снижение тепловой нагрузки на здание, но не баланса. Энергопотребление квартиры и дома зависит от температуры наружного воздуха. Поэтому котельная всегда может регулировать подачу тепла. Подводя итог, отметил, что в случае с домом, где проживает Т.Л.г. общее имущество в доме, никак не затрагивается. Снижение температуры примыкающих помещений не произойдет. Стояки с замыкающими участками и уже предусмотренные запорные краны, которые позволяют закрывать приборы отопления и никак не влиять на общую домовую систему говорит о том, что гидравлический режим в доме нарушаться не будет. Права и интересы крайтеплоэнерго нарушены не будут. Убыток будет только в том, что уменьшится количество тепло пользователей. Стояк будет проходить через квартиру, но на прибор отопления поступать теплоэнергия не будет.
В настоящее время у истца стоит колонка для подогрева горячей воды. Предполагается установка вместо колонки - котла отопительного с внутренним контуром горячего водоснабжения, то есть современного настенного котла, имеющего меньшую мощность, чем сама колонка, поскольку колонка подогревает потоки горячей воды, а котел работает на отопление плюс у него имеется контур, но за счет своей конструкции при потреблении горячей воды часть тепла отбирается от воды из нагретой системы отопления, поэтому такой мощности, как у колонки, не требуется. Котел меньшей мощности, может быть установлен на место колонки с использованием того же дымохода, который использовался при колонке. В нем имеется закрытая камера сгорания.
Считает, что проект соответствует требованиям закона, поскольку расход газа будет меньше, то и выброса в атмосферу будет меньше. Для подачи воздуха предполагается отверстие в стене диаметров 80 мм, это отверстие не является существенным нарушением конструкции несущей стены дома и ее прочности. На несущие способности стены могут повлиять оконный и дверной проем, это делать запрещено. Отверстие не является нарушением прочности стены, которое могло бы привести к каким то серьезным последствиям. Системы центрального отопления в настоящее время начинают устаревать за счет того, что котельные находятся на некотором расстоянии от объектов теплоснабжения и серьезные потери тепловой энергии происходят на линиях подачи, то есть тепловых сетях. Поэтому стоимость такой энергии повышается за счет того, что теплоснабжающей организации необходимо покрывать все расходы, а потери у них значительные по сравнению с системами индивидуального отопления, где все тепло от сжигания газа попадает в квартиру. Как с экономической точки зрения, так и с точки зрения экологии это выгодно, потому что котельная дает в атмосферу гораздо больше углекислого газа, нежели индивидуальные котлы, которые имеют очень высокие КПД и по безопасности они очень надежные.
Выслушав административного истца, ее представителя Е.Д.С., представителя административного ответчика Ш.А.В., представителя заинтересованного лица ГУП СК «Крайтеплоэнерго» Т.Т.В., представителей заинтересованного лица министерства ЖКХ Ставропольского края К.Д.И. и С.Н.Ч., специалиста ФИО9, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ч.ч. 9, 10 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, его действий (бездействия) должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым постановлением или действием (бездействием) и указать способ их восстановления.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа положений статей 218, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В соответствии со статьей 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Отказ в согласовании переустройства помещения в многоквартирном доме допускается в случаях, указанных в части 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе, при непредставлении необходимых документов, перечень которых установлен частью 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, при поступлении ответа на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства, при представлении документов в ненадлежащий орган, при несоответствии проекта переустройства помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.
В силу части 2 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации решение об отказе в согласовании переустройства помещения в многоквартирном доме должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 той же статьи.
Согласно пункту 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.
Согласно части 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Таким образом, в многоквартирных жилых домах, подключенных к центральной системе теплоснабжения, перевод отдельных помещений на индивидуальное отопление допускается по согласованию с уполномоченным органом при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что Т.Л.г. является собственником квартиры общей площадью 42,2 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>.
07 июля 2020 г. административный истец обратилась в администрацию Ипатовского городского округа Ставропольского края с заявлением на получение согласия на переустройство квартиры, путем установки индивидуального отопления, представив следующие документы: проектную документацию на индивидуальное отопление выполненную ООО "Алькасар-Ижиниринг", технический паспорт квартиры, выписку из ЕГРН от 15.01.2019, копию паспортов, согласие временно отсутствующих членов семьи нанимателя на переустройство жилого помещения.
Решением от 13 августа 2020 г. администрация Ипатовского городского округа Ставропольского края отказала административному истцу в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме в соответствии с предоставленным проектом (проектной документацией), сославшись на пункты 1,3 статьи 27 ЖК РФ, пункт 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», подпункта в) пункта 2 раздела 1, пункта 6 раздела 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающим установленную продолжительность», раздела 5.3 постановления администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края от 23 июня 2020 № 787 «Об утверждении схемы теплоснабжения Ипатовского городского округа Ставропольского края на период с 2020 по 2040 года».
Административный истец с принятым решением ответчика не согласилась, считает его незаконным, нарушающим ее права и подлежащим отмене.
Суд считает, что оспариваемое решение администрации Ипатовского городского округа не соответствует требования части 2 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации, данное решение не мотивировано, не содержит основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 вышеуказанной статьи, в нем содержатся только ссылки на нормы права и постановление администрации. То есть приходит к выводу, что решение по его содержанию административным ответчиком с учетом положений закона фактически принято не было.
Кроме того, в судебном заседании представителем ответчика дополнительно сообщено о том, отказ Т.Л.г. в переустройстве квартиры был обусловлен отсутствием разработанного проекта на реконструкцию системы отопления всего многоквартирного дома, разработанного проекта на реконструкцию системы электроснабжения, отсутствия согласия всех собственников помещений в МКД на реконструкцию системы отопления и необходимость получения согласия на установку воздуховода через несущую стену, отсутствия заявления об отключении МКД от централизованной системы отопления и переходе на теплоснабжение и использованием индивидуальных источников тепловой энергии с предложением о внесении соответствующих изменений в схему теплоснабжения, отсутствие многоквартирного дома в списках домов, у которых имеется возможность перехода квартир на индивидуальные источники тепловой энергии.
По смыслу положений Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" схема теплоснабжения - это документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Актуализация схемы теплоснабжения подразумевает внесение в нее изменений, произошедших в функциональной структуре теплоснабжения населенного пункта за предшествующий период.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" схемы теплоснабжения должны содержать среди прочего описание случаев и условий применения отопления жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии. Актуализированная схема теплоснабжения должна содержать описание изменений тепловых нагрузок потребителей тепловой энергии, в том числе подключенных к тепловым сетям каждой системы теплоснабжения, зафиксированных за период, предшествующий актуализации схемы теплоснабжения.
Между тем, согласно п. 15 ст. 14 Федерального закона "О теплоснабжении" от 27 июля 2010 года запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Из содержания указанной нормы закона следует, что она носит отсылочный характер, и устанавливает запрет на использование индивидуальных квартирных источников тепловой энергии при условии, что они указаны в перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 51 Постановления Правительства РФ от 05.07.2018 N 787 (ред. от 22.05.2019) "О подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения, недискриминационном доступе к услугам в сфере теплоснабжения, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения", "Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя") в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям:
а) наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания;
б) наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления;
в) температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия;
г) давление теплоносителя - до 1 МПа.
Как установлено в судебном заседании схема теплоснабжения Ипатовского городского округа Ставропольского края предусматривает возможность перехода на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения и соответствующих установленным требованиям.
Рассматривая доводы административного ответчика, данные в судебном заседании в обоснование немотивированного решения об отказе Т.Л.г. в выдаче разрешения на перевод квартиры №, расположенной по адресу: <адрес>, на индивидуальное отопление ввиду отсутствия согласия всех собственников помещений многоквартирного дома (протокола общего собрания), поскольку фактически Т.Л.г. в связи с переводом ее квартиры на индивидуальное отопление намерена осуществлять реконструкцию всей системы отопления многоквартирного жилого дома, что относится к уменьшению общего имущества собственников, а также является препятствием в выдаче ей соответствующего разрешения, суд находит их безосновательными по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
На основании части 3 указанной статьи уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
В соответствии с частью 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Понятие реконструкции содержится в пункте 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Согласно указанной норме под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
На основании пункта 5 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на реконструкцию выдает орган местного самоуправления в соответствии с требованиями статей 51, 52, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Приведенные правовые нормы свидетельствуют о том, что согласие всех собственников помещений многоквартирного дома требуется на осуществление переустройства, фактически влекущего уменьшение размера общего имущества многоквартирного дома.
Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста ФИО9 пояснил, что уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме при отключении домовых элементов системы отопления не произойдет, поскольку с учетом расположенных в доме приборов отопления внутри подъездов и лестничных клеток последние никоим образом не затрагиваются. Переустройство (реконструкция) отдельной системы отопления отдельной квартиры не связано с использованием общего имущества. Отключение приборов отопления в многоквартирном <адрес> в <адрес> произойдет простым закрытием кранов, что приведет к прекращению подачи теплоносителя в приборы отопления и потреблению тепла. Также специалист ФИО9 пояснил, что переустройство квартиры Т.Л.г. не приведет к нарушению теплового баланса (гидравлики) всего многоквартирного дома, снижению температуры в примыкающих помещениях и нарушению гидравлического режима внутридомовой системы теплоснабжения.
Таким образом, перевод квартиры Т.Л.г. на индивидуальное газовое отопление возможен при отключении от центрального отопления без согласия всех собственников помещений.
Доказательств обратному с учетом распределения бремени доказывания, ответчиком суду не представлено.
В судебных заседаниях ответчиком не опровергнуто несоответствие предполагаемого к установке отопительного прибора требованиям, предъявляемым согласно Правилам подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения.
Предоставленная в суд проектная (копии) документация на отопление и газоснабжение, в совокупности с заключением, данным в судебном заседании специалистом ФИО9 о возможности выполнении переустройства квартиры Т.Л.г. на основании представленной проектной документации и без нарушений несущих конструкций здания, возможности отключения от существующей системы отопления многоквартирного жилого дома, не влекущем уменьшение общего имущества собственников жилых помещений, отсутствии нарушений прав и законных интересов других лиц, отсутствии угрозы жизни и здоровья граждан при переустройстве квартиры судом в качестве доказательств обоснованности заявленных истцом требований принимается.
Оценивая указанную проектную документацию на переустройство системы отопления и газоснабжения кв. № в жилом <адрес> края, с учетом мнения специалиста, суд считает, что она соответствует требованиям экологических, санитарно - гигиенических, противопожарных и других норм, действующих на территории Российской Федерации, и обеспечивают безопасную для жизни и здоровью людей эксплуатацию объекта при соблюдении предусмотренных рабочими чертежами мероприятий и предоставлены истцом в администрацию в полном объеме.
Рассматривая доводы представителя ответчика о том, что орган местного самоуправления на основании заявлений граждан ежегодно проводит составление списков многоквартирных домов, в которых имеется возможность осуществить в них переход на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, а поскольку Т.Л.г. с таким заявлением не обращалась, то правовых оснований для обращения в администрацию для получения разрешения на установление индивидуального потопления у последней не имелось, суд, учитывая представленные истцом суду копии писем о том, что жители многоквартирного дома по <адрес> неоднократно обращались в администрацию и иные контролирующие органы о нарушении их прав, в которых также содержался вопрос о включении дома в список домов для перехода на индивидуальное отопление, а также учитывая, что 50% квартир находятся на таком отоплении, указанное не является основанием для безусловного отказа Т.Л.г. в выдаче разрешение на переустройство ее квартиры. Более того рассмотрение заявления Т.Л.г. о переходе на индивидуальные источники тепловой энергии не может быть поставлено в зависимость от действий либо бездействия административного органа.
Таким образом, доводы административного истца Т.Л.г. о незаконном отказе в переводе квартиры на индивидуальное отопление являются обоснованными, решение администрации от 13.08.2020 г., не соответствуют требованиям закона.
В силу абз.1 ч.3 ст. 227 КАС РФ, в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
По мнению суда, права истца подлежат защите путем признания незаконным решения администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края от 13 августа 2020 года об отказе в переустройстве квартиры, расположенной по адресу: <адрес> возложением на административного ответчика обязанности рассмотреть заявление административного истца Т.Л.г. о согласовании переустройства квартиры в установленном порядке и принять решение в соответствие с действующим законодательством.
Руководствуясь ст.ст.177-180 КАС РФ, суд,
решил:
административное исковое заявление Т.Л.г., удовлетворить.
Признать незаконным решение администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края от 13 августа 2020 года об отказе в переустройстве квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Возложить на администрацию Ипатовского городского округа Ставропольского края выдать Т.Л.г. разрешение на установку индивидуального отопления в квартире, расположенной по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ипатовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 18 февраля 2021 года.
Председательствующий -