ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-22 от 05.03.2018 Тогучинского районного суда (Новосибирская область)

Дело 2а-22

Поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Тогучинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи – Морозова Д.В.,

с участием:

представителя административного истца фио5фио, действующей на основании доверенности, предоставившей диплом о наличии высшего юридического образования,

представителя административного ответчика – администрации <адрес>фио2, действующего на основании доверенности, предоставившего диплом о наличии высшего юридического образования,

представителя административного соответчика – Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>фио4, действующей на основании доверенности, предоставившей диплом о наличии высшего юридического образования,

при секретаре фио3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению фио5 к администрации <адрес>, правительству <адрес>, Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> и министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики <адрес> о признании бездействия незаконным и о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

фио5 обратилась в суд с иском к администрации <адрес> о признании бездействия незаконным и о понуждении к совершению действий по ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером

В обоснование заявленных требований в заявлении истица указала, что проживает по адресу: <адрес>, в непосредственной близости с земельным участком с кадастровым номером . На протяжении нескольких лет на этом земельном участке образовано несанкционированное место накопления твердых бытовых отходов – в м. от ж/д переезда <адрес>, вдоль автомобильной дорог «К-16» Репьево-Буготак, в месте пересечения с высоковольтной ЛЭП, размещается площадка временного накопления твердых коммунальных отходов. Размер площадки составляет кв.м. Земельный участок с кадастровым номером на котором находятся отходы относится к землям сельскохозяйственного назначения. Деятельность по утилизации твердых бытовых отходов, их сбору и транспортировке, в том числе несанкционированных, относится к ведению административного ответчика – администрации <адрес>. Бездействием административного ответчика нарушаются ее права и законные интересы на благоприятную окружающую среду, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Истица, извещенная надлежаще, в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представители административного истца фио5фио6 и фио административный иск поддержали. В суде, а также в письменных пояснениях к иску указали, что на протяжении нескольких лет на земельном участке расположена несанкционированная свалка отходов. На территории свалки отсутствуют условия для учета объемов и состава поступающего мусора, что ведет к неконтролируемому поступлению отходов, отсутствуют таблички запрещающие свалку мусора. Несанкционированное размещение свалки мусора на земельном участке свидетельствует о том, что ответчик не выполняет обязанности, установленные федеральным законодательством, то есть бездействует, в результате чего нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду. Непринятие мер по ликвидации свалки ведет к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории муниципального образования и нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Просили признать незаконным бездействие администрации <адрес> и обязать ликвидировать несанкционированное размещения твердых коммунальных отходов на земельном участке.

Представитель административного ответчика – администрации <адрес>фио2 в возражениях на иск, а также в суде с иском не согласился и указал, что с ДД.ММ.ГГГГ в числе вопросов местного значения муниципального района входит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов. Организация данной деятельности в целом является полномочием органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления могут заниматься государственными вопросами только после наделения их соответствующим государственным полномочием, передачи необходимых материальных и финансовых средств. <адрес> постановлением от ДД.ММ.ГГГГ-п наделило министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики <адрес> полномочиями по организации деятельности по сбору транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов. Требования фио5 предъявлены к не уполномоченному органу, поскольку за администрацией <адрес> не закреплен вопрос организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами. Из иска фио5 не следует, какие нарушены или могут быть нарушены ее права, свободы и законные интересы в следствии не ликвидацией несанкционированной свалки. Также считает, что обстоятельством, имеющим значение для возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на конкретное лицо, является установление лица, ответственного за организацию такой свалки. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся. На земельном участке, на котором находится несанкционированное место накопления твердых бытовых отходов, имеются ограничения в использовании там расположены объекты электроэнергетики. Просит в удовлетворении требовании фио5 отказать.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено правительство <адрес>.

Представитель соответчика – правительства <адрес>фио1, в возражениях на иск, а также в суде указала, что правительство <адрес> является ненадлежащим ответчиком – от имени субъектов Российской Федерации могут выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. <адрес> является высшим исполнительным органом общей компетенции, который осуществляет общее руководство деятельностью исполнительных органов <адрес>. Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики <адрес> исполняет следующие государственные функции: осуществляет разработку и реализацию региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами; осуществляет участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории <адрес>; осуществляет организацию деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов. Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> исполняет следующие государственные функции: осуществляет реализацию региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами; участвует в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории <адрес>. Таким образом правительство <адрес> не осуществляет организацию деятельности с отходами, не обладает полномочиями по ликвидации несанкционированных свалок. Кроме того, расходные обязательства от имени субъекта Российской Федерации осуществляет главный распорядитель бюджетных средств. <адрес> не является главным распорядителем бюджетных средств в сфере утилизации коммунальных отходов, в том числе в сфере ликвидации несанкционированных свалок. Согласно пункту 2 постановления правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п «Об утверждении государственной программы <адрес> «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в <адрес> в 2015-2020 годах»» финансирование расходов на реализацию мероприятий государственной программы осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, установленных главным распорядителям бюджетных средств – министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики <адрес> и департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> в порядке составления и ведения сводной бюджетной росписи и кассового плана. Требование к правительству <адрес> не подлежит удовлетворению, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Так же к участию в деле в качестве соответчиков привлечены министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики <адрес> и департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>.

Представитель соответчика – министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики <адрес>, извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Из письменных возражений представителя министерства следует, что министерство по делу является ненадлежащим ответчиком, поскольку не является собственником земельного участка. Собственниками отходов являются лица, производящие отходы. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых они находятся. Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов образующихся на территории субъектов Российской Федерации, обеспечивается региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Однако запуск новой системы регулирования в области обращения с твердыми коммунальными отходами определен в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время установлен переходный период, позволяющий субъектам Российской Федерации по мере готовности переходить на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами, при которой обращение с твердыми коммунальными отходами может осуществляться только по договорам с региональным оператором. До даты начала оказания региональным оператором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами применяются положения действующего законодательства. Таким образом, полномочия в сфере обращения с отходами у министерства возникнут с момента выбора регионального оператора – с 2019 года. Учитывая, что твердые коммунальные отходы накоплены муниципальными образованиями, а полномочия в сфере организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов возложены на органы местного самоуправления, то министерство по данному судебному делу надлежащим ответчиком не является. Просит в удовлетворении исковых требований к министерству отказать.

Представитель соответчика – Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>фио4 в суде, а также в письменных возражениях на исковое заявление указала, что требования административного истца к департаменту необоснованны и незаконны. У департамента отсутствуют полномочия по ликвидации несанкционированных мест размещения твердых коммунальных отходов, по осуществлению земельного контроля, а также благоустройства территорий муниципального района, также департамент не является правообладателем земельного участка, на котором располагается несанкционированная свалка. В соответствии с пунктом 6 приложения к государственной программе <адрес> «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в <адрес> в 2015-2020 годах» государственным заказчиком, ответственным за привлечение средств и исполнителем программы по ликвидации накопленного экологического ущерба является министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики <адрес>, являющееся главным распорядителем бюджетных средств на эти цели. В соответствии с разделом V этой же государственной программы <адрес> органы местного самоуправления принимают участие в исполнении программных мероприятий за счет средств местных бюджетов, за счет субсидий, предоставляемых из областного бюджета <адрес> на основании соглашений, заключенных между заказчиком государственной программы и администрациями муниципальных районов и городских округов <адрес>. Пунктом 13 раздела V государственной программы предусмотрено, что объем субсидий из областного бюджета <адрес> в расчетном году местным бюджетам на реализацию проектов рекультивации земельных участков, загрязненных в результате хозяйственной и иной деятельности, определяется как разница между общей стоимостью затрат на реализацию проектов рекультивации, без учета затрат на проектирование, и размером софинансирования из местного бюджета. При распределении субсидии учитывается наличие финансирования мероприятия по реализации проектов рекультивации земельных участков, загрязненных в результате хозяйственной и иной деятельности, из средств местных бюджетов в размере не менее 5 процентов. В соответствии с приложением к указанной государственной программе органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) <адрес> ежегодно в срок до 1 июня направляют государственному заказчику государственной программы заявки на предоставление субсидий на очередной финансовый год. Субсидии предоставляются местным бюджетам муниципальных районов и городских округов, отвечающих критериям, установленным Порядком предоставления субсидий (условия предоставления и расходования) из бюджета <адрес> местным бюджетам на реализацию мероприятий государственной программы <адрес> «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в <адрес> в 2015- 2020 годах». Пунктом 6 приложения к государственной программе государственным заказчиком (ответственным за привлечение средств) и исполнителем мероприятия по софинансированию проектов муниципальных образований <адрес> по рекультивации земельных участков, загрязненных в результате хозяйственной и иной деятельности являются министерство жилищного хозяйства и энергетики <адрес> и муниципальные образования <адрес>. Таким образом, администрация <адрес> вправе обращаться с соответствующей заявкой на очередной год в министерство жилищного хозяйства и энергетики <адрес> в целях рекультивации земель. Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Этим же законно термины «несанкционированная свалка» или «ликвидация несанкционированных свалок» не установлены и не используются, из чего вытекает, что ликвидация несанкционированных свалок не относится к деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ-ст несанкционированная свалка отходов – это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов. Собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся. Несмотря на то, что на органах местного самоуправления непосредственно не лежит обязанность по ликвидации несанкционированного складирования коммунальных отходов на земельных участках любой формы собственности, органы местного самоуправления обязаны устранять причины образования несанкционированных свалок, выявлять лиц, в результате деятельности которых незаконно размещаются отходы, привлекая их к ответственности. Данные задачи решаются посредством муниципального земельного контроля как на межселенной территории муниципального района, так и в границах сельских поселений. В соответствии с пунктом 1 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность. Выявленные в результате проведения мероприятий муниципального земельного контроля нарушения подлежат устранению посредством возмещения убытков при ухудшении качества земель, а также иными способами защиты прав на землю. Указанное свидетельствует, что администрация муниципального района, администрация сельского поселения, уклоняясь от решения вопросов местного значения, допускают бездействие, выражающееся в не организации регулярной очистки территории муниципального образования от отходов производства и потребления в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Кроме того, существует судебная практика, свидетельствующая об обязанности принятия мер по ликвидации несанкционированных свалок органами местного самоуправления.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя административного истца, представителей административных ответчиков суд полагает, что заявленные требования фио5 следует удовлетворить.

Согласно пункту 2 статьи 1 КАС РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Положениями статьи 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

То есть предметом судебного обжалования могут быть лишь действия либо бездействия, которые на момент их обжалования в судебном порядке либо рассмотрения по существу являются действующими и влекут нарушение прав и свобод заявителя.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершённого оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи – на орган, организацию, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» указано, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, возмещение вреда окружающей среде, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.

Согласно части 3 статьи 39 указанного Закона, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, хранению, захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, и регулироваться законодательством Российской Федерации, при этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно части 1 статьи 55 Федерального закона «Об охране окружающей среды» органы местного самоуправления обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.

Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе, для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно положений пункта 4 части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны, в частности проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В силу части 7 статьи 12 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ-п выработал следующую правовую позицию в части определения характера участия муниципальных образований в сфере обращения с отходами. На муниципальные образования возложена не вся полнота бремени несения затрат по очистке территории муниципального образования от загрязнения бытовыми и промышленными отходами, а именно осуществление мер организационно-властного воздействия, направленных на создание условий для обеспечения эффективности такой очистки. Конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, по смыслу взаимосвязанных положений статей 42 и 58 Конституции Российской Федерации, имеет всеобщий характер, от публичной власти требует принятия мер, направленных на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков. В реализации экологической функции государства участвуют и органы местного самоуправления, поскольку обеспечение благоприятных экологических условий жизнедеятельности населения по месту жительства согласуется с основной целью местного самоуправления, заключающейся в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. Это предполагает, что на органы местного самоуправления могут быть возложены законом как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и обеспечение проведения за счёт собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения, если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования.

Согласно ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ-ст несанкционированная свалка отходов – это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов. Собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером находится по адресу: <адрес>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения сельскохозяйственного производства. Как установлено судом и не оспаривалось сторонами на указанном земельном участке выявлено несанкционированное место накопления твердых бытовых отходов (картонные коробки, пластиковые бутылки, целлофановые пакеты, старая бытовая техника, мебель), которые до настоящего времени не ликвидированы, что подтверждается фотографиями, выполненными представителем истца ДД.ММ.ГГГГ.

Земельный участок, на котором выявлена несанкционированная свалка, расположен на территории <адрес>, вне границ муниципального образования Репьевский сельсовет <адрес>. Собственность на земельный участок под несанкционированной свалкой не разграничена, в ходе судебного разбирательства какие-либо юридические лица, индивидуальные предприниматели, ответственные за данный земельный участок не установлены. В тоже время, согласно всем вышеперечисленным нормам на орган местного самоуправления – администрацию <адрес> возложены обязанности по обеспечению благоприятных экологических условий жизнедеятельности населения, по созданию условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, а также по обеспечению проведения за счёт собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения, если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования.

Таким образом, именно администрация <адрес> допустила загрязнение (захламление) земельного участка твердыми коммунальными отходами. Наличие несанкционированной свалки на земельном участке свидетельствует о ненадлежащем выполнении администрацией <адрес> возложенных на нее законом обязанностей в области обращения с отходами, свидетельствует о том, что администрация <адрес> не выполняет требования Федеральных законов «Об отходах производства и потребления», «Об охране окружающей среды», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которые подлежат применению при регулировании отношений в сфере обращения с отходами.

При этом суд учитывает, что принятая и действующая государственная программа <адрес> «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в <адрес> в 2015-2020 годах» гарантирует предоставление органам местного самоуправления субсидий областного бюджета <адрес> при условии обращения в срок до 1 июня заявки на предоставление субсидий на очередной финансовый год.

Анализ норм действующего законодательства свидетельствует о том, что правительство <адрес>, министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики <адрес> и департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> не являться надлежащими ответчиками по настоящему делу.

Доводы представителя ответчика о том, что администрация района не несет ответственности за ликвидацию свалки, поскольку на земельном участке расположены объекты электроэнергетики, суд считает необоснованным. Исходя из предметного состава отходов, находящихся на земельном участке, свалка образована не в результате деятельности объекта электроэнергетики, собственник электроопор не является собственником отходов.

Таким образом, иск фио5 подлежит удовлетворению, бездействие администрации <адрес> по ликвидации несанкционированного размещения отходов на земельном участке следует признать незаконным, обязав администрацию <адрес> ликвидировать несанкционированную свалку на земельном участке.

Обсуждая о срок ликвидации, суд учитывает объем захламления участка, необходимость финансирования мероприятий по ликвидации, в том числе путем получения субсидий из областного бюджета, а потому считает необходимым предоставить ответчику срок для ликвидации несанкционированного размещения отходов на земельном участке – до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно статьям 111 и 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Если сторона, обязанная возместить расходы на оплату услуг представителя, освобождена от их возмещения, указанные расходы возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

ДД.ММ.ГГГГфио5 было заключено соглашение с адвокатом фио6 об оказании юридической помощи. Согласно квитанциям от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГфио5 были выплачены фио6 за оказание юридических услуг денежные средства в размере 36 000 рублей. Кроме того, для наделения фио6 полномочиями по участию в деле фио5 понесла расходы на оформление нотариальной доверенности в размере 2 030 рублей. ДД.ММ.ГГГГфио5 был заключен договор об оказании юридических услуг с фио. Согласно предоставленным документам фио5 выплатила фио за оказание юридических услуг по участию в судебных заседаниях 10 000 рублей, а также оплатила 2 000 рублей за изучение документов, 3 000 рублей – за подготовку пояснений к исковому заявлению. Кроме того, истец понес расходы в размере 1 500 рублей по фиксации имеющейся свалки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, фио5 понесла расходы на оплату услуг представителя в размере 51 000 рублей, на оформление доверенности 2 030 рублей, по предоставлению дополнительных доказательств 1 500 рублей.

Изучив представленные суду документы, суд приходит к выводу, что оплата произведена, расходы понесены именно для оказания фио5 юридической помощи, а также для сбора и предоставления доказательств. Представленные документы о судебных издержках содержат все необходимые условия, реквизиты, подписи сторон, печати, позволяющие суду идентифицировать их как относимые к делу о представлении интересов фио5. Выплаты представителям произведены фио5 до фактического разрешения гражданского дела.

Учитывая обстоятельства дела, объект судебной защиты, совокупность оказанных представителями услуг – составление искового заявления, дополнений и пояснений к исковому заявлению, участие в судебных заседаниях, а также принимая во внимание, что решение суда состоялось в пользу фио5, суд считает, что судебные расходы фио5 по оплате услуг представителя следует признать необходимыми и возместить в разумных пределах.

Суд полагает, что 29 500 рублей являются разумными расходами на оплату услуг представителей, и подлежат взысканию с ответчика в пользу фио5. Также подлежат взысканию расходы по оформлению доверенности в размере 2 030 рублей, а также по предоставлению дополнительных доказательств в размере 1 500 рублей. Всего взысканию с ответчика в счет возмещения расходов подлежит 33 020 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 46, 157 и 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление фио5 к администрации <адрес> удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации <адрес> по ликвидации несанкционированного размещения твердых отходов на земельном участке с кадастровым номером

Обязать администрацию <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать несанкционированную свалку твердых отходов на земельном участке с кадастровым номером

Взыскать с администрации <адрес> в пользу фио5 судебные расходы в размере 33 030 рублей.

Решение суда принято ДД.ММ.ГГГГ.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Д.В. Морозов

Копия верна:

Судья Д.В. Морозов

Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Д.В. Морозов