Дело № 2а-2200/2020
УИД 33RS0011-01-2020-002174-90
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Ковров 21 октября 2020 года
Ковровский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Ким И.Г.,
при секретаре Гадаловой К.Е.,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о возложении на главу поселка Мелехово Ковровского района Владимирской области обязанности дать обоснованный ответ на ее обращение, возместить судебные расходы,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Ковровский городской суд с административным исковым заявлением, которое уточнила в ходе рассмотрения дела, к главе поселка Мелехово Ковровского района Владимирской области ФИО2 о возложении обязанности дать разъяснения и обоснованный ответ на ее обращение от 27.03.2020 <№> (<№> от 18.03.2020, <№> от 19.03.2020, <№> от 20.03.2020), возместить судебные расходы.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что 15.04.2020 она получила почтовое отправление с ответом Совета народных депутатов п. Мелехово Ковровского района от 31.03.2020 исх. <№> на ее обращение Президенту РФ от 27.03.2020 <№>, суть которого связана с присвоением кода обращению ФИО3 от 12.08.2019 при личном обращении в администрацию п. Мелехово Ковровского района. Полагает, что, присвоив указанному обращению ФИО3 код <№>, администрация п. Мелехово Ковровского района умышленно исказила суть обращения ФИО3, введя в заблуждение администрацию Президента РФ. В связи с тем, что ответ Совета народных депутатов п. Мелехово Ковровского района от 31.03.2020 исх. <№> не содержит информацию о соответствии кода регистрации обращения ФИО3 от 12.08.2019 на официальном сайте администрации Президента РФ, административный истец просит суд обязать главу п. Мелехово Ковровского района ФИО2 дать обоснованный ответ на вопросы, содержащиеся в обращении от 27.03.2020 <№>, а именно: с каким кодом должно быть зарегистрировано на официальном сайте администрации Президента РФ обращение ФИО3 при личном посещении администрации п. Мелехово Ковровского района от 12.08.2019; соответствует ли код, зарегистрированный на официальном сайте администрации Президента РФ по обращению ФИО3 при личном посещении администрации п. Мелехово Ковровского района от 12.08.2019, существу обращения ФИО3; а также разъяснить, что означает по сути обращение ФИО3 при личном посещении администрации п. Мелехово Ковровского района Владимирской области.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, о чем свидетельствует почтовой уведомление (л.д. 179).
Административный ответчик глава п. Мелехово Ковровского района ФИО2, представители заинтересованных лиц - администрации п. Мелехово Ковровского района и Совета народных депутатов п. Мелехово Ковровского района в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представили письменные отзывы на административный иск ФИО1, просили отказать в его удовлетворении в полном объеме.
Суд, изучив материалы административного дела, приходит к следующим выводам.
Положениями статей 29, 33 Конституции РФ каждому гарантировано право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции РФ гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Следуя положениям ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Пунктами 1-3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Исходя из положений п. 1, 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1, п. 2 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Судом установлено, что 18.03.2020 в Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций поступило обращение ФИО1, в форме электронного документа, зарегистрированное за <№>, по вопросу «0001.0001.0015.0042 деятельность исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления и его руководителей» (сообщение гражданина о недостатках в работе органов местного самоуправления (332), которое было направлено для рассмотрения в администрацию Владимирской области для принятия мер, откуда направлено для рассмотрения в администрацию Ковровского района, а затем в Совет народных депутатов п. Мелехово Ковровского района (л.д. <№>.).
Совет народных депутатов п. Мелехово Ковровского района 31.03.2020 за исх. <№> предоставил ответ на обращение ФИО1 от 27.03.2020 № 306-05-06 (л.д. <№>), который получен заявителем 15.04.2020 (л.д. <№>).
26.05.2020 в Ковровский городской суд поступил административный иск ФИО1 (уточненный в ходе рассмотрения дела), в котором она просила обязать главу п. Мелехово Ковровского района ФИО2 дать обоснованный ответ на ее обращение от 27.03.2020, с каким кодом должно быть зарегистрировано на официальном сайте администрации Президента РФ обращение ФИО3 при личном посещении администрации п. Мелехово Ковровского района от 12.08.2019; соответствует ли код, зарегистрированный на официальном сайте администрации Президента РФ, по обращению ФИО3 при личном посещении администрации п. Мелехово Ковровского района от 12.08.2019, существу обращения ФИО3; а также разъяснить, что означает по сути обращение ФИО3 при личном посещении администрации п. Мелехово Ковровского района Владимирской области.
22.06.2020 ФИО1 получила сообщение за подписью главы п. Мелехово Ковровского района ФИО2, содержащее разъяснение о том, с каким кодом на официальном сайте администрации Президента РФ зарегистрировано обращение ФИО3 от 12.08.2019 (0001.0002.0027.0125 – результаты рассмотрения обращения) (л.д. <№>).
Кроме этого, в отзыве главы п. Мелехово Ковровского района ФИО2 от 23.06.2020, приобщенном к материалам административного дела в ходе судебного заседания 23.06.2020, содержится информация о порядке и основаниях присвоения кодов обращениям граждан, которые осуществляются в соответствии с Указом Президента РФ от 17.04.2017 № 171 «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан и организаций» и «Тематическим классификатором обращений граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, управления Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций», утвержденным распоряжением Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций от 30.11.2017 № 104 (л.д. <№>
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Процессуальный порядок признания судом недействительным решения органа местного самоуправления предусмотрен Главой 22 КАС РФ с учетом наличия следующей совокупности: нарушением оспариваемых действий требований действующего законодательства и нарушением оспариваемым актом прав и свобод лица.
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; или об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Как установлено в судебном заседании, на обращение ФИО1 от 18.03.2020 административным ответчиком 31.03.2020 подготовлен неполный ответ, поскольку в нем не было отражено, с каким кодом должно быть зарегистрировано обращение ФИО3 от 12.08.2019 при личном посещении администрации п. Мелехово Ковровского района и соответствует ли этот код существу обращения ФИО3 Дополнительный ответ на обращение от 18.03.2020 ФИО1 получен 22.06.2020 (л.д. <№>). Из вышеизложенного следует, что предусмотренный п. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" срок рассмотрения обращения нарушен. Сведений о продлении срока рассмотрения обращения ФИО1 от 18.03.2020 административным ответчиком не представлено. При таких обстоятельствах нарушено право заявителя на своевременное рассмотрение обращения.
Указанное бездействие административного ответчика, выразившееся в не предоставлении в установленный законом срок исчерпывающего ответа по всем вопросам, содержащимся в обращении ФИО1 от 18.03.2020, не может быть признано судом объективным и законным.
Вместе с тем, не имеется оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований в части предоставления обоснованного ответа, поскольку в ходе рассмотрения административного дела административным ответчиком предоставлен полный ответ по вопросам, указанным в обращении ФИО1 от 18.03.2020. Оснований для возложения на административного ответчика обязанности повторно предоставить ответ на обращение также не имеется.
Согласно части 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Пунктом 3 статьи 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся расходы на проезд и проживание сторон, заинтересованных лиц, связанные с явкой в суд.
Частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Суд учитывает, что требования административного истца исполнены административным ответчиком только после предъявления административного иска, в ходе рассмотрения дела по существу. При этом, отказ в удовлетворении административных исковых требований связан с добровольным их исполнением административным ответчиком путем предоставления дополнительного ответа на обращение. При данных обстоятельствах административный истец не может быть лишен права на возмещение судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины в сумме 300 руб. (квитанция об уплате государственной пошлины от 05.11.2019, л.д. <№> и затрат на проезд 18.06.2020 в судебное заседание по делу в сумме 46 руб. (л.д. <№>), которые подлежат взысканию с административного ответчика главы п. Мелехово Ковровского района за счет средств местного бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО1 о возложении обязанности на главу поселка Мелехово Ковровского района Владимирской области ФИО2 дать разъяснения и обоснованный ответ на обращение ФИО1 от 27.03.2020 <№> (<№> от 18.03.2020, <№> от 19.03.2020, <№> от 20.03.2020) оставить без удовлетворения.
Взыскать с главы п. Мелехово Ковровского района за счет средств местного бюджета в пользу ФИО1, проживающей по адресу: <адрес>, судебные расходы в размере 346 (триста сорок шесть) руб.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение одного месяца с даты изготовления решения в окончательной форме.
Судья И.Г. Ким
<данные изъяты>