ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2202/2021 от 28.07.2021 Бийского городского суда (Алтайский край)

№ 2а-2202/2021

УИД 22RS0013-01-2021-002884-85

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Бийск 28 июля 2021 года

Бийский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Кучеревского С.А.,

при секретаре Поповой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Администрации г.Бийска, комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта на территории г.Бийска о признании решения незаконным и восстановлении нарушенного права,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1, ФИО2 обратились в суд с указанным административным исковым заявлением.

В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что постановлением №1212 от 01.06.16 Администрации г.Бийска «Об утверждении реестра многоквартирных домов города Бийска, подлежащих включению в краевую программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов», утвержден реестр многоквартирных домов и их очередность ремонта, и определены сроки капитального ремонта многоквартирных домов по ул. Декабристов, 11, ФИО3, 96, г.Бийска.

Перечень многоквартирных домов, подлежащих включению в программу капитального ремонта утвержден постановлением Администрации г.Бийска № 1213 от 01.06.2016 и опубликован в Муниципальном вестнике 08.06.2016.

Постановлением администрации Алтайского края № 146 от 27.03.2014 «Об утверждении краевой программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014 - 2043 годы» предусмотрена актуализация реестров.

Реестр формируется на основании решения комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, созданных органами местного самоуправления муниципальных образований (Постановление Администрации Алтайского края от 21.08.2013 № 458 «Об утверждении порядка применения критериев для определения очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах»).

Незаконность решения (протокола) от 27.08.2014 № 2а комиссии заключается в неверном расчете итоговых балов, что повлекло включение многоквартирных домов на более поздние этапы капитального ремонта.

Жильцы указанных домов неоднократно обращались в Администрацию г.Бийска с заявлениями о необходимости переноса срока проведения капитального ремонта на более ранний период, но ответа не получили.

Оспариваемое решение принято с существенным несоблюдением порядка принятия решения, а так же нарушает права и свободы административных истцов на своевременное проведение капитального ремонта.

Нарушение прав носит длящийся характер, о нарушении права истцы узнали 22.04.2021 после ознакомления с результатами подсчета итогового бала.

Истцы просили признать незаконным решение комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта на территории г. Бийска, оформленное протоколом комиссии №2-а от 27.098.2014 г. об утверждении перечня многоквартирных домов, подлежащих включению в краевую программу капитального ремонта, в части дома 11 по ул. Декабристов и дома 96 по ул. ФИО3,

по принятию заниженного решения оценок критериев по указанным многоквартирным домам;

по утверждению перечня многоквартирных домов, согласно решения оценок критериев (приложение), без учета критериев отбора программы капитального ремонта, без учета состояния домов, и с нарушением порядка принятия,

согласно Постановления администрации г. Бийска № 1212 от 01.06.16 г. «Об утверждении реестра многоквартирных домов города Бийска подлежащих включению в краевую программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов», опубликовано - Муниципальный вестник № 18 от 08.06.16 г. и Постановления Администрации г. Бийска № 1213 от 01.06.16 г. «Об утверждении перечня многоквартирных домов города Бийска подлежащих включению в краевую программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов», опубликовано Муниципальный вестник № 18 от 08.06.16 г.;

и обязать устранить допущенные нарушения, возложив на комиссию - обязанность рассмотреть вопрос об установлении необходимости проведения работ по капитальному ремонту указанных домов в срок до 01.07.2021 г., в том числе:

правильно посчитать итоговый балл по многоквартирным домам,

произвести ранжирование многоквартирных домов 11 по ул. Декабристов и 96 по ул. ФИО3 г. Бийск, в Реестре и Перечне многоквартирных домов, включенных в программу капитального ремонта, согласно критериям оценки, с учетом итогового балла дома, передвинув его в реестре и перечне на 3-5 место;

при актуализации краткосрочного плана реализации на 2021-2022 год, включить многоквартирные дома по ул. ФИО3, 96, ул. Декабристов, 11, г. Бийск, в первый этап программы капитального ремонта по всем видам работ капитального ремонта в 2021 и 2022 годах.

В судебном заседании административный истец ФИО2, представитель административных истцов, заинтересованного лица ООО «УК Сервис-СТК» - ФИО4, требования поддержали, просили удовлетворить их в полном объеме, по изложенным в нем основаниям.

ФИО2 пояснила, что с 2018 года она является домкомом дома по адресу ФИО3, 96, г.Бийска. В указанном доме проживает с 2011 года. В 2018 году ей стало известно о наличии программы по капитальному ремонту многоквартирных домов. В 2018 году она обращалась в администрацию Алтайского края, откуда был получен ответ о необходимости обратиться в администрацию г.Бийска. В администрацию г.Бийска она обращалась устно и не смогла получить необходимую информацию. С заявлением о переносе срока капитального ремонта она не обращалась.

Представитель административных истцов, заинтересованного лица ООО УК «Сервис-СТК» ФИО4 пояснил, что истцы полагали и ожидали внесения изменений в постановления № 1212 и 1213. Последние изменения были внесены в марте 2021 года и в этот момент истцы узнали о нарушенном праве.

Кроме того, ФИО4 ходатайствовал о восстановлении срока на обращение с настоящим иском, указывая, что истцам об аварийном состоянии крыши стало известно в марте 2021 года после зимнего периода. Необходимость капитального ремонта подтверждается приобщенными заключениями.

Представители административного ответчика – Администрации г.Бийска ФИО5, ФИО6 заявленные требования не признали и пояснили, что истцами пропущен срок на обращение с настоящим административным исковым заявлением. Вопреки доводам истцов оспаривается решение, поэтому довод о длящемся нарушении является несостоятельным. Постановления № 1212 и 1213 опубликованы в 2016 году и административным истцам должно было стать известно о наличии программы по капитальному ремонту многоквартирных домов и предполагаемом нарушении прав. Для изменения сроков капитального ремонта истцам необходимо обратиться с заявлением об актуализации программы. Актуализация носит заявительный характер. В 2015 году собственники жилых помещений многоквартирного дома знали о программе и решали вопрос о ремонте крыши.

Административный истец ФИО1, административные ответчики, представители комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта многоквартирных домов, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, заинтересованные лица и представители управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации г.Бийска, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края в судебное заседание не явились, о судебном заседании извещены надлежащим образом. Возражений против рассмотрения дела при установленной явке, ходатайств об отложении дела не поступило, в связи с чем считаю возможным рассмотреть дела при установленной явке.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 218, пункту 2 части 2 статьи 227 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (ч.7 ст.219 КАС РФ).

Согласно ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В соответствии с пунктом 2 части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, среди прочего, выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пункте 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Постановлением Администрации Алтайского края от 27.03.2014 № 146 утверждена краевая программа «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014 - 2043 годы».

Данным постановлением утвержден реестр многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта и перечень многоквартирных домов, включенных в Программу, которые формируются на основании утвержденных органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов реестров и перечней многоквартирных домов, подлежащих включению в Программу.

В целях реализации закона Алтайского края от 28.06.2013 № 37-ЗС "О регулировании некоторых отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края", для отбора многоквартирных домов и формирования адресного списка Постановлением Администрации города Бийска от 16.08.2013 № 2601 утвержден состав рабочей комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в целях формирования и актуализации краевой программы по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

В соответствии с п.3 Постановления Администрации Алтайского края от 21.08.2013 № 458, (в ред. от 11.03.2014) реестр многоквартирных домов, подлежащих включению в краевую программу, формируется органами местного самоуправления (муниципальных районов и городских округов) на основании решений комиссий по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, созданных органами местного самоуправления муниципальных образований края в порядке, установленном Администрацией края.

Пунктом 4 Постановления Администрации Алтайского края от 21.08.2013 № 458 установлены критерии определения очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах согласно перечню услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируется за счет средств фонда капитального ремонта, предусмотренному статьей 5 закона Алтайского края.

Административными истцами оспаривается протокол № 2 «а» от 27.08.2014 года, которым рассмотрены оценки критериев по многоквартирным домам планируемых для включения в краевую программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и утвержден перечень многоквартирных домов, подлежащих включению в программу.

Постановлением Администрации города Бийска от 01.06.2016 № 1212 на основании материалов рабочей комиссии утвержден реестр многоквартирных домов города Бийска, подлежащих включению в краевую программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

Постановлением Администрации города Бийска от 01.06.2016 № 1213 утвержден перечень многоквартирных домов города Бийска, подлежащих включению в краевую программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

Реестр и перечень многоквартирных домов предусматривают планируемый перечень работ по капитальному ремонту и планируемый период.

В ходе рассмотрения дела установлено, что постановления Администрации города Бийска № 1212 и № 1213 опубликованы в газете «Муниципальный вестник» 08.06.2016, о чем также указанно в административном исковом заявлении.

Решение комиссии по оценке критериев по многоквартирным домам по ул. Декабристов, 11, по ул. ФИО3, 96, г.Бийска доведено до сведения неопределенного круга лиц. После официального опубликования не имелось обстоятельств, препятствующих получению информации об оценки критериев комиссией и обращению с заявлением об оспаривании решения.

Таким образом, срок на обращение с настоящим административным исковым заявлением истек 08.09.2016.

Доводы о том, что административным истцам стало известно о нарушенном праве в марте 2021 года после зимнего периода являются не состоятельными, поскольку уже 18 апреля 2015 года собственниками помещений в многоквартирном доме 11 по ул. Декабристов г.Бийска на общем собрании решался вопрос о капитальном ремонте кровли. ФИО2 пояснила, что в 2018 году обращалась с заявлением о переносе сроков капитального ремонта.

Доводы ФИО4 о том, что истцы ждали внесения изменений в постановление № 1212 и после внесенных в марте 2021 года изменений узнали о нарушенном праве подлежат отклонению, поскольку в постановление № 1212 последние изменения внесены в 2019 году.

Уважительных причин для пропуска срока на обращение в суд, а также уважительных причин для восстановления попущенного срока не установлено.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

Согласно ч.ч. 1, 6 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

В силу части 5 данной статьи региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год.

Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом (часть 6 той же статьи).

Согласно части 7 названной статьи в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.

Правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края, порядок подготовки и утверждения краевой программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края, и требования к этой программе установлены Законом Алтайского края от 28 июня 2013 года № 37-ЗС «О регулировании некоторых отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» (далее Закон № 37-ЗС).

В соответствии со статьей 2 Закона № 37-ЗС к полномочиям Правительства Алтайского края относятся утверждение краевой программы, определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, определение порядка ежегодной актуализации краевой программы (пункты 3, 12.1, 12.3 части 2); к полномочиям уполномоченного органа исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - уполномоченный орган) относятся разработка и реализация краевой программы, разработка и утверждение краткосрочных планов реализации краевой программы сроком на три года, проведение мероприятий по ежегодной актуализации краевой программы (пункты 3-5 части 3); к полномочиям органов местного самоуправления края относится создание комиссий по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и принятия решений о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (пункт 3 части 5).

В силу части 8 статьи 7 Закона № 37-ЗС краевая программа подлежит ежегодной актуализации в порядке и сроки, установленные Правительством Алтайского края.

Порядок актуализации краевой программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014 - 2043 годы утвержден постановлением Администрации Алтайского края от 24 апреля 2015 года № 156 (далее - Порядок актуализации краевой программы).

Основания актуализации Программы, в соответствии с пунктом 3 Порядка актуализации краевой программы: включение многоквартирных домов в Программу либо исключение из нее; изменение очередности проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; изменение перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; исправление технических ошибок.

Как установлено пункта 6 Порядка актуализации краевой программы, перенос установленного Программой срока оказания услуг и (или) проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - «проведение капитального ремонта») на более ранний осуществляется при:

а) установлении необходимости проведения капитального ремонта в более ранний срок, чем предусмотрено Программой, в соответствии с постановлением Администрации края от 31 декабря 2014 года № 599 «Об утверждении порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме» (далее - «порядок установления необходимости проведения капитального ремонта»);

б) принятия собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете некоммерческой организации "Региональный оператор Алтайского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (далее - "региональный оператор"), решения о проведении капитального ремонта в более ранний срок, чем предусмотрено Программой, при условии достаточности средств фонда капитального ремонта для проведения капитального ремонта и (или) принятия такими собственниками решения об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем установленный минимальный размер взноса на капитальный ремонт (далее - "дополнительный взнос на капитальный ремонт"), и (или) о привлечении региональным оператором иных средств для проведения капитального ремонта в более ранний срок с последующим возмещением расходов регионального оператора за счет дополнительных взносов на капитальный ремонт;

в) принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта на специальном счете, решения о проведении капитального ремонта в более ранний срок, чем предусмотрено Программой, при условии достаточности средств фонда капитального ремонта для проведения капитального ремонта, и (или) принятия такими собственниками решения об установлении дополнительных взносов на капитальный ремонт;

г) установления необходимости проведения капитального ремонта внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонта, замены, модернизации лифтов, ремонта лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.

В соответствии с пунктами 9, 10 Порядка актуализации краевой программы, в том числе собственники помещений в многоквартирном доме, направляют в орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен многоквартирный дом, предложения по переносу сроков проведения капитального ремонта общего имущества и (или) изменения перечня работ по капитальному ремонту (далее - «предложение по актуализации Программы») в срок до 1 февраля года, в котором проводится актуализация Программы. К предложению по актуализации Программы в связи с переносом срока проведения капитального ремонта на более ранний период и (или) расширением перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту заявители прикладывают, в частности протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (далее - «протокол общего собрания»), содержащий решение о переносе срока проведения капитального ремонта на более ранний период и (или) расширении перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту; решение комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее – «комиссия»), подтверждающее необходимость проведения капитального ремонта в более ранний срок, чем запланировано Программой, и (или) необходимость проведения дополнительных видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту, подготовленное в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта, информацию регионального оператора о формировании фонда капитального ремонта в отношении данного многоквартирного дома, содержащую заключение о достаточности (недостаточности) средств фонда капитального ремонта для финансирования капитального ремонта в соответствии с решением собственников помещений (в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).

Согласно пунктам 11, 13, 20 того же Порядка орган местного самоуправления рассматривает предложения по актуализации Программы в течение одного месяца с момента поступления всех необходимых документов, принимает решение об удовлетворении предложения по актуализации Программы либо об отказе в его удовлетворении и направляет принятое решение заявителю в течение трех рабочих дней через организации федеральной почтовой связи. Решение об отказе в удовлетворении предложения по актуализации Программы должно быть мотивированным и обоснованным. Оно может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке. В целях актуализации Программы органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Алтайского края, на территории которых расположены многоквартирные дома, формируют перечень многоквартирных домов, в отношении которых изменена очередность проведения капитального ремонта и (или) перечень работ по капитальному ремонту. Уполномоченный орган на основании утвержденных органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов перечней многоквартирных домов, в отношении которых проводится актуализация сведений, указанных в Программе, с учетом предложений регионального оператора разрабатывает и согласовывает в установленном порядке проект постановления Правительства Алтайского края о внесении изменений в Программу до 30 июня года, в котором проводится актуализация Программы.

Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме утвержден постановлением Администрации Алтайского края от 31 декабря 2014 года № 599 (далее - Порядок установления необходимости проведения капитального ремонта).

В соответствии с пунктом 18 Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта окончательное решение о необходимости (отсутствии необходимости) проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме принимает уполномоченный орган путем актуализации в установленном порядке краевой программы.

Таким образом, реестр многоквартирных домов, подлежащих включению в программу по капитальному ремонту многоквартирных домов, формируется органом местного самоуправления. Рабочая комиссия не является уполномоченным органом по актуализации программы капитального ремонта многоквартирных домов.

Собственники многоквартирных домов 11 по ул.Декабристов и 96 по ул. ФИО3 г.Бийска не обращались с заявлением о переносе срока капитального ремонта многоквартирных домов.

В связи с чем, требования о признании решения рабочей комиссии незаконным и возложении на рабочую комиссию обязанности правильно посчитать бал, произвести ранжирование многоквартирных домов в реестре и перечне, включить многоквартирные дома при актуализации программы в первый этап программы не подлежат удовлетворению.

В связи с отказом в удовлетворении требований административного искового заявления заявление о взыскании судебных расходов удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 176-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 ФИО2 отказать в полном объеме.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края.

Судья С.А. Кучеревский

Решение изготовлено 05.08.2021.