ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2204/18 от 17.12.2018 Феодосийского городского суда (Республика Крым)

Дело № 2а-2204/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 декабря 2018 года город Феодосия

Феодосийский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Глуховой И.С., при секретаре Мурко Е.В., с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административных ответчиков Короткой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Муниципальному казенному учреждению «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым», Администрации города Феодосии Республики Крым о признании Градостроительного плана земельного участка недействительным в части

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась с административным исковым заявлением к Муниципальному казенному учреждению «Департамент архитектуры, градостроительства, муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым» о признании Градостроительного плана земельного участка недействительным в части, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ ответчиком выдан Градостроительный план земельного участка (далее – ГПЗУ) , в котором определены предельные параметры разрешенного строительства и указано, что земельный участок расположен в зоне с особой архитектурно-планировочной организацией территории, где запрещается строительство любых объектов капитального строительства и размещение иных объектов.

В соответствии с выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, которая является приложением к ГПЗУ, ограничений и обременений земельного участка не зарегистрировано, сведения в ЕГРН отсутствуют.

Считает, что сведения, указанные в ГПЗУ не соответствуют закону, поскольку подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости, а архитектурно-планировочная зона считается созданной со внесения сведений о такой зоне в ЕГРН.

В связи с чем, обращаясь в суд, истец просит признать Градостроительный план земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ недействительным в части, содержащейся в нем информации о нахождении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый номер , вид разрешенного использования: туристическое обслуживание в зоне с особой архитектурно-планировочной организацией территории.

Определением суда от 19 ноября 2018 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Администрация города Феодосии Республики Крым.

Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, направила своего представителя ФИО1, действующего на основании доверенности, который просил иск удовлетворить по изложенным в иске основаниям.

Представитель административных ответчиков Муниципального казенного учреждения «Департамент архитектуры, градостроительства, муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым» и Администрация города Феодосии Республики Крым ФИО3, действующая на основании доверенностей, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, пояснила суду, что оспариваемый ГПЗУ был выдан с учетом постановления Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О создании зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории», в которой находится земельный участок истца. При этом в генеральном плане муниципального образования городской округ Феодосия, утвержденном решением 108 сессии городского совета 1 созыва от ДД.ММ.ГГГГ зона с особой архитектурно-планировочной организацией территории в границах <адрес> отражена. Ранее в генеральном плане <адрес>, утвержденном решением 25 сессии Коктебельского поселкового совета 6 созыва от ДД.ММ.ГГГГ, такая зона отсутствовала.

В соответствии со статьей 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Суд явку лиц, участвующих в деле, обязательной не признал.

Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 45, 46 Конституции РФ, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Как предусмотрено пунктом 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации могут устанавливаться особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.

Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон (пункт 3 статьи 56 ЗК РФ).

Градостроительный план земельного участка является одним из документов информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, основанием для подготовки проектной документации (часть 11 статьи 48 ГрК РФ), выдачи разрешения на строительство (часть 1 статьи 51 ГрК РФ), выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (часть 1 статьи 55 ГрК РФ).

В соответствии с частью 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя сведения, в частности о документах территориального планирования муниципальных образований, материалах по их обоснованию; о правилах землепользования и застройки, внесении в них изменений; о документации по планировке территории, а также дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках.

Целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства (часть 3 статьи 56 ГрК РФ).

Порядок выдачи градостроительных планов земельных участок урегулирован статей 57.3 ГрК РФ, согласно которой такой план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.

Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (часть 2 статьи 57.3 ГрК РФ).

Перечень необходимой информации, содержащийся в градостроительном плане, приведен в части 3 статьи 57.3 ГрК РФ. К такой информации в частности относятся сведения: о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии) (пункт 3); об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, установленных в соответствии с настоящим Кодексом (пункт 5); об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий (пункт 9).

Частями 5-9 статьи 53.7 ГрК РФ предусмотрен порядок выдачи градостроительного плана земельного участка, а именно:

В целях получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка обращается с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка может быть подано заявителем через многофункциональный центр (часть 5).

Орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 настоящей статьи, осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и выдает его заявителю. Градостроительный план земельного участка выдается заявителю без взимания платы (часть 6).

Приказом от 25 апреля 2017 года №741/пр Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства Российской Федерации «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка его заполнения» утверждены соответствующая форма ГПЗУ и порядок его заполнения.

Так, пункты 73-75 регламентируют Порядок заполнения раздела 5 ГПЗУ - Информация об ограничениях использования земельного участка, в том числе, если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий.

Согласно пункту 73 Порядка заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденного указанным выше приказом, Раздел 5 "Информация об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий" содержит информацию об ограничениях использования земельного участка, расположенного, в том числе частично, в границах зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации для объектов, в отношении которых установлены такие зоны.

Согласно пункту 74 Порядка, Информация раздела включает:

а) наименование ограничения (обременения) земельного участка (сервитут, санитарно-защитная зона, водоохранная зона) и реквизиты акта, установившего соответствующие ограничения (обременения);

б) площадь территории земельного участка, ограниченной в использовании, в том числе в границах зон с особыми условиями использования территорий. В случае, если земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, в строке пишется "Земельный участок полностью расположен или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, площадь земельного участка, покрываемая зоной с особыми условиями использования территории, составляет "N" м2" или иная информация, соответствующая установленным ограничениям (обременениям);

в) содержание ограничений использования земельного участка, в том числе полностью или частично расположенного в границах зон с особыми условиями использования территорий, установленные соответствующим актом.

В силу пункта 75 Порядка, при отсутствии информации об ограничениях использования земельного участка, в строке пишется "Информация отсутствует".

Судебным разбирательством установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «ФИО7» и ФИО2 заключен договор купли-продажи земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: Туристическое обслуживание, зарегистрированный в Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.

Выдача органом местного самоуправления градостроительного плана земельного участка является муниципальной услугой, под которой согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа, на возникшие правоотношения распространяются положения указанного Федерального закона.

Названный Федеральный закон также устанавливает, что нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (статья 3).

Согласно постановлению Администрации города Феодосии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка» (далее – Административный регламент).

ДД.ММ.ГГГГ истцу выдан Градостроительный план земельного участка , подготовленный МКУ «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым».

В разделе 5 данного ГПЗУ указано, что участок полностью расположен в 500-метровой водоохранной зоне Черного моря и в Зоне с особой архитектурно-планировочной организацией территории, частично в ОЗ инженерной сети ЛЭП.

Принципиальные вопросы, касающиеся принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя (признание гражданства Российской Федерации у граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, формирование органов государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя, гарантии в сфере социальной защиты и охраны здоровья, особенности регулирования сфер законодательства на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя), регламентированы Законом N 6-ФКЗ.

Из положений части 1 статьи 23 Закона N 6-ФКЗ усматривается, что законодательные и другие нормативные правовые акты Российской Федерации распространяют действие на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с даты их принятия в Российскую Федерацию с особенностями, предусмотренными Законом N 6-ФКЗ.

Так, со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации (статья 6).

При этом по отдельным вопросам с учетом их социальной, экономической, политической и правовой составляющей, а также предполагаемой динамики интеграции Законом N 6-ФКЗ установлены иные сроки интеграции Республики Крым и города федерального значения Севастополя в правовую систему Российской Федерации.

В частности, до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя не исключается возможность установления нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, особенностей регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ).

Законом Республики Крым от 07 июля 2017 года N 409-ЗРК/2017 "Об особенностях создания в Республике Крым зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории" (далее - Закон N 409-ЗРК/2017) урегулированы особенности создания в Республике Крым зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории. При этом правовой режим указанной зоны устанавливается статьей 4 Закона N 409-ЗРК/2017 до утверждения правил землепользования и застройки.

Статьей 1 Закона N 409-ЗРК/2017 установлено, что зона с особой архитектурно-планировочной организацией территории (далее - архитектурно-планировочная зона) - зона с особыми условиями использования территорий, включающая земли, земельные участки (части земельных участков) и расположенные на них объекты недвижимого имущества, в границах которой устанавливается особый правовой режим ее использования с учетом историко-культурной, экологической и рекреационной ценности, а также перспективного градостроительного развития.

Критерием отнесения территории к имеющей особую историко-культурную, экологическую или рекреационную ценность является расположение в границах соответствующей территории особо охраняемых территорий, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, природных и других объектов, находящихся под особой охраной (статья 2 Закона N 409-ЗРК/2017).

В соответствии со статьей 2 Закона N 409-ЗРК/2017 решение о создании архитектурно-планировочной зоны принимается Советом министров Республики Крым. Частью 6 статьи 2 Закона N 409-ЗРК/2017 информация об особом правовом режиме и об установленных границах таких зон подлежит обязательному отображению в документах территориального планирования и градостроительного зонирования соответствующих муниципальных образований Республики Крым.

Таким образом, поскольку федеральный законодатель предоставил органам государственной власти Республики Крым в переходный период право устанавливать особенности регулирования отдельных сфер и областей общественной жизни, в целях обеспечения скорейшего решения вопросов жизнеобеспечения граждан, проживающих на территории Республики Крым, предусмотренные оспариваемыми нормативными правовыми актами особенности правового регулирования имущественных и градостроительных отношений на территории Республики Крым, не могут рассматриваться как противоречие федеральному законодательству. Иное толкование фактически нивелирует установленные Законом N 6-ФКЗ правовые особенности.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 15 августа 2017 года N 404 утвержден Порядок внесения предложений для подготовки Архитектурно-градостроительным советом Республики Крым заключений об отнесении территорий в границах муниципальных образований к территориям, имеющим особую историко-культурную, экологическую или рекреационную ценность.

29 декабря 2017 года Советом министров Республики Крым принято постановление № 750 «О создании зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории» (далее – Постановление №750).

В пункте 2 Постановления №750 Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым указано на внесение указанных зон в Единый государственный реестр недвижимости в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

В соответствии с пунктами 4,5 статьи 2 Закона N 409-ЗРК/2017 сведения об архитектурно-планировочной зоне, включая сведения о границах такой зоны и содержании ограничений использования объектов недвижимости, осуществления застройки и землепользования в пределах такой зоны, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" для внесения в реестр сведений о зонах с особыми условиями использования территории.

Архитектурно-планировочная зона считается созданной с момента внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

Сведения о расположении земельного участка полностью или частично в границах архитектурно-планировочной зоны, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" для внесения в реестр сведений о расположении земельного участка полностью или частично в границах зоны с особыми условиями использования территории.

Вышеуказанным Постановлением №750 создана зона с особой архитектурно-планировочной организацией территории, расположенной в границах <адрес> муниципального образования городской округ ФИО4, согласно координатам характерных точек, указанным в приложении 2 к постановлению, в которую входит оспариваемый земельный участок административного истца.

Как пояснил в судебном заседании представитель административных ответчиков, Генеральный план муниципального образования городской округ Феодосия, утвержденный решением 108 сессии городского совета 1 созыва от ДД.ММ.ГГГГ, принят с учетом зоны с особой архитектурно-планировочной организацией территории в границах <адрес>, тог как ранее в Генеральном плане <адрес>, утвержденном решением 25 сессии Коктебельского поселкового совета 6 созыва от ДД.ММ.ГГГГ, такая зона отсутствовала.

Анализируя вышеуказанные нормативно-правовые акты Республики Крым, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком Муниципальным казенным учреждением «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым» в разделе 5 Градостроительного плана земельного участка , выданном административному истцу ФИО2, правомерно была отражена информация о зоне с особой архитектурно-планировочной организацией территории.

В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий (бездействия) и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Совокупности указанных выше обстоятельств, при рассмотрении дела не установлено, при таких обстоятельствах оспариваемый административным истцом Градостроительный план земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ в части не может быть расценен как нарушающий права административного истца, а решение административного ответчика как несоответствующее требованиям действующего законодательства.

О своем нарушенном праве административный истец узнал 17 октября 2018 года, с настоящим иском обратился в суд 26 октября 2018 года, что позволяет считать, что административное заявление подано в установленный срок.

В связи с отказом в удовлетворении иска, в соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ, понесенные истцом судебные расходы, возмещению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к Муниципальному казенному учреждению «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым», Администрации города Феодосии Республики Крым о признании Градостроительного плана земельного участка недействительным в части отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий И.С.Глухова

Решение изготовлено в окончательной форме 21 декабря 2018 года.