Административное дело № 2А-2204/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 апреля 2016 года город Белгород
Октябрьский районный суд г. Белгорода в составе:
председательствующего судьи Колмыковой Е.А.,
при секретаре Толстой Н.В.,
с участием: административных истцов В.Ж.А., В.И.В., представителя административных ответчиков департамента строительства и архитектуры администрации г. Белгорода, администрации города Белгорода Ч.Ю.А., действующей по доверенности от 30.11.2015 г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению В.Ж.А., В.И.В. к администрации города Белгорода, департаменту строительства и архитектуры администрации города Белгорода о признании незаконным решения от 14.10.2015 года №04103-1150 об отказе в выдаче разрешения на строительство,
у с т а н о в и л:
квартира «адрес» находится в совместной собственности В.Ж.А. и В.И.В., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.11.2001 года серии 31-АА № «номер».
В 2004 году с целью улучшения жилищных и бытовых условий без получения соответствующего разрешения к указанной квартире возведен балкон.
Обратившись в департамент строительства и архитектуры администрации города Белгорода с заявлением о получении разрешения на строительство (реконструкцию) квартиры со строительством балкона, 14.10.2015 года истцы получили отказ, в котором разъяснено, что в соответствии с п. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства. В настоящее время работы по реконструкции квартиры со строительством балкона выполнены в полном объеме.
Дело инициировано административным иском в суд В.Ж.А. и В.И.В., в котором с учетом уточненных требований в порядке ст. 46 Кодекса административного судопроизводства РФ, просят признать незаконным отказ департамента строительства и архитектура администрации города Белгорода №04103-1150 от 14.10.2015 года в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) квартиры со строительством балкона, расположенной по адресу: «адрес». В обоснование заявленных требований указали, что самовольная постройка была возведена в 2004 году в период действия постановления главы администрации города Белгорода от 08.02.1999 года №133 «О строительстве балконов на первых этажах жилых многоквартирных домов», которое отменено постановлением главы администрации города Белгорода №169 от 18.08.2006 года. Самовольная постройка - балкон не нарушает ничьих прав и законных интересов, от жильцов многоквартирного дома, органов местного самоуправления претензий не поступало.
В судебном заседании административные истцы В.Ж.А., В.И.В. поддержали заявленные требования в полном объеме.
Представитель административных ответчиков департамента строительства и архитектуры администрации г. Белгорода, администрации города Белгорода Ч.Ю.А. полагала административный иск не обоснованным, не подлежащим удовлетворению. Указала, что истцами пропущен трехмесячный срок для оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти действий, что само по себе является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства дела по представленным доказательствам, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3)соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия(бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия(бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия(бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия(бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия(бездействие).
При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие обжалуемого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение прав либо свобод заявителя.
В рассматриваемом случае такая совокупность условий не была установлена и не усматривается.
В судебном заседании установлено, что В.Ж.А. и В.И.В. принадлежит на праве совместной собственности квартира «адрес», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.11.2001 года.
С целью улучшения жилищных и бытовых условий без получения соответствующего разрешения в квартире произведены следующие работы: демонтаж и замена оконного блока, установка дверного блока, устройство кирпичной кладки на балконной панели, монтаж железобетонной плиты пола лоджии, обустройство фундамента пристройки (лоджии), обустройство деревянного перекрытия и односкатной кровли из профлиста, остекление лоджии.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпунктом 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.
Согласно частям 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В силу п. 2, п. 3 ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (п. 2);
выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (п. 3).
Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов (ч. 5 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ).
Строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка (ч. 1 ст. 53 Градостроительного кодекса РФ).
Уполномоченный публичный орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 Кодекса (часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса), или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
По смыслу приведенных норм уполномоченный публичный орган вправе отказать в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) только на основании правовых норм и обстоятельств, указанных в федеральном законе. Несоответствие проектной документации градостроительному плану земельного участка таким правовым основанием является. Соблюдение такого соответствия обязательно как для уполномоченных органов государственной власти, выдающих разрешение на строительство для целей реконструкции жилых помещений, органов строительного контроля, так и для собственника жилого помещения, который вправе с целью устранения выявленных противоречий обратиться с заявлением о внесении соответствующих изменений в градостроительный план земельного участка.
Поскольку работы по реконструкции квартиры со строительством балкона выполнены в полном объеме до обращения с заявлением о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) квартиры со строительством балкона, департаментом строительства и архитектуры администрации города Белгорода вынесено решение №04103-1150 от 14.10.2015 года об отказе в выдаче вышеуказанного разрешения на основании п. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги по подготовке, утверждению и изменению градостроительных планов земельных участков, регулируются Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
В соответствии с п. п. 1.7.1 - 1.7.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 - переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от, 13.08.2006 года N 491 - в состав общего имущества включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие конструкции).
В результате присоединения балкона к жилому помещению изменилось назначение данного помещения, увеличилась общая площадь квартиры, принадлежащей истцам на праве собственности, за счет уменьшения размера общего имущества, изменились параметры площадей жилого дома как объекта капитального строительства, что требует внесения изменений в технический паспорт жилого дома.
Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции. Если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
Истцами не представлено доказательств того, что решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятым в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, выдано разрешение использовать общее имущество собственников путем возведения пристройки в виде балкона к квартире, расположенной в многоквартирном доме.
Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что отказ департамента строительства и архитектура администрации города Белгорода №04103-1150 от 14.10.2015 года в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) квартиры со строительством балкона, расположенной по адресу: «адрес», прав истцов не нарушает, основания для признания его незаконным или для его отмены отсутствуют.
В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение 3-х месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
Пропущенный по указанной в ч. 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (части 7, 8 ст. 219 КАС РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, решение об отказе в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) квартиры со строительством балкона получено истцами 14.10.2015 года, при этом административные истцы обратились в суд с вышеуказанным административным иском 18.03.2016 г., то есть с пропуском установленного законодательством срока, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Суду не представлено каких-либо доказательств и не приведено ни одного довода, чтобы он пришел к иному выводу.
Руководствуясь статьями 175 – 180 КАС Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного иска В.Ж.А., В.И.В. к администрации города Белгорода, департаменту строительства и архитектуры администрации города Белгорода о признании незаконным решения от 14.10.2015 года №04103-1150 об отказе в выдаче разрешения на строительство отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы на решение суда через Октябрьский районный суд г. Белгорода.
Судья Октябрьского районного
Суда города Белгорода Е.А. Колмыкова