ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2206/18 от 03.12.2018 Феодосийского городского суда (Республика Крым)

Дело №2а-2206/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 декабря 2018 года город Феодосия

Феодосийский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Глуховой И.С., при секретаре Мурко Е.В.,с участием представителя административного истца Горбачевской Н.А., представителя административного ответчика Крох Г.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора города Феодосии, поданное в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации города Феодосии Республики Крым, Муниципальному казенному учреждению «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым», заинтересованное лицо Феодосийский городской совет Республики Крым о признании бездействия незаконным, о возложении обязанностей принять меры по организации работы за обеспечением безопасности гидротехнических сооружений

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Феодосии обратился в суд с административным исковым заявлением, поданным в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Феодосии Республики Крым, Муниципальному казенному учреждению «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым» о признании бездействия незаконным, о возложении обязанностей принять меры по организации работы за обеспечением безопасности гидротехнических сооружений, мотивируя тем, что прокуратурой города Феодосии в связи с поступившим поручением прокуратуры Республики Крым «О необходимости проведения проверок исполнения требований законодательства при содержании, использовании и эксплуатации ГТС, полноты принимаемых мер в части выявления бесхозяйных ГТС», ДД.ММ.ГГГГ в Администрации города Феодосии Республики Крым проведена проверка, в ходе которой установлено, что Администрацией города Феодосии Республики Крым и МКУ «Департаментом архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым» не принимаются меры на обеспечение безопасности 36 гидротехнических сооружений, являющихся муниципальной собственностью, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; не проводится комплекс мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях, не принимаются меры по выявлению и постановке на учет бесхозяйных гидротехнических сооружений, расположенных в муниципальном образовании городской округ Феодосия, в связи с чем нарушаются права граждан, проживающих в муниципальном образовании городской округ Феодосия, а также неопределенного круга лиц, которые временно находятся на этой территории.

Такое бездействие Администрации города Феодосии Республики Крым и МКУ «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым» влечет угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования, свидетельствует о неисполнении законодательства о безопасности гидротехнических сооружений и нарушает интересы неопределенного круга лиц на своевременную защиту от чрезвычайных ситуаций.

В связи с чем, обращаясь в суд, административный истец просит:

- Признать незаконным бездействие Администрации города Феодосии по исполнению полномочий и обязанностей, предусмотренных п.п.3, 8, 28 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.03.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.24 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", ст.ст.2,3,7,8,9,10,11,15,17, Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».

- Обязать Администрацию города Феодосии и МКУ «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым» принять меры по организации работы за обеспечением безопасности гидротехнических сооружений в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», а именно:

- назначить лиц ответственных за эксплуатацию технических сооружений, определить персонал по техническому и технологическому надзору на которых утвердить должностные функции, организовать проведение аттестации, специальное обучение по вопросам безопасности ГТС при их эксплуатации и содержанию в исправном состоянии;

- внести в реестр казны муниципального имущества и зарегистрировать право собственности на муниципальное имущество в виде гидротехнических сооружений: 1) берегоукрепительные сооружения на набережной Феодосии, в т.ч. Буны ,,,,, (<адрес>»; 2) берегоукрепительные сооружения набережной Десантников (<адрес>); 3) берегоукрепительные сооружения пансионата «ФИО1» (<адрес>); 4) берегоукрепительные сооружения <адрес>; 5) Аварийное берегоукрепление набережной (<адрес>); 6) гидротехнические сооружения пруда -р (<адрес>»); 7) гидротехнические сооружения пруда (<адрес>); 8) гидротехнические сооружения пруда «ФИО6» (<адрес>»); 9) гидротехнические сооружения пруда (<адрес>); 10) гидротехнические сооружения пруда «ФИО7» (<адрес>); 11) гидротехнические сооружения пруда «ФИО8» (<адрес>); 12) гидротехнические сооружения пруда «ФИО9» (<адрес>); 13) гидротехнические сооружения пруда «ФИО10» (<адрес>); 14) гидротехнические сооружения пруда «ФИО11» (<адрес>); 15) гидротехнические сооружения пруда «ФИО12» (<адрес>); 16) гидротехнические сооружения пруда «ФИО13» (<адрес>); 17) гидротехнические сооружения пруда «ФИО14» <адрес>); 18) водоем <адрес> (<адрес>); 19) водоем <адрес> (<адрес>); 20) водоем отд. бр. «ФИО15» (<адрес>); 21) водоем бр. «ФИО16» (<адрес>); 22) водоем бр. (<адрес>); 23) причал (<адрес>;

- провести преддекларационное обследование 36 ГТС (согласно списка), принять меры по разработке на них деклараций безопасности гидротехнических сооружений;

- провести экспертные заключения на декларации безопасности гидротехнических сооружений на 36 ГТС (согласно списка);

- получить заключения ГУ МЧС по Республике Крым о готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации аварий на гидротехнических сооружениях и защите населения и территорий в случае аварии гидротехнических сооружений муниципальной собственности на 36 ГТС (согласно списка);

- получить разрешения на эксплуатацию 36 гидротехнических сооружений муниципальной собственности;

- произвести Расчету вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнических сооружений муниципальной собственности;

- оформить договора страхования, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте ГТС на 36 гидротехнических сооружений муниципальной собственности;

- предоставить сведения в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору о 6 гидротехнических сооружениях: водоемов - <адрес> (<адрес>), <адрес> (<адрес>), , отд бр. «ФИО17» (<адрес>), бр. «ФИО18) (<адрес>), бр. (<адрес>), о причале (р-н спасательной станции <адрес>), необходимые для формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений;

- провести обследование (инвентаризацию) и принять решение о взятии на учет ГТС в виде водных объектов, оборудованных ГТС, которые значатся в Инвентаризационной ведомости прудов по муниципальному образования городской округ Феодосия Республики Крым 2015 г., составленной «ФИО19», а именно:

- МКУ «Береговая поселковая администрация Администрации города Феодосии Республики Крым» - 5 прудов (, , , , );

- МКУ «Коктебельская поселковая администрация Администрации города Феодосии Республики Крым» - 7 прудов (, , , , , , );

- МКУ «Насыпновская поселковая администрация Администрации города Феодосии Республики Крым» - 24 прудов ( , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , );

- МКУ «Орджоникидзевская поселковая администрация Администрации города Феодосии Республики Крым» - 1 пруд ();

- определить инвентарные номера 5 водоемов, которые указаны в Списке ГТС без соответствующего учета, расположенных на территории МКУ «Щебетовская поселковая администрация Администрации города Феодосии Республики Крым»;

- установить правообладателей 3 бесхозяйных объектов ГТС указанных в Списке ГТС: пруд русловой (в районе <адрес>); плотина, бетонный водослив (<адрес>»); берегоукрепительные сооружения реки Байбуга <адрес>);

- вести контроль и визуальное наблюдение за гидротехническими сооружениями.

Определением суда от 21 ноября 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Феодосийский городской совет Республики Крым.

Представитель административного истца старший помощник прокурора г.Феодосии Горбачевская Н.А., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Административный ответчик Администрация города Феодосии Республики Крым направила своего представителя Крох Г.Э., действующую на основании доверенности, которая возражала против удовлетворении иска, пояснила суду, что Администрация города Феодосии не уклоняется от выполнения требований прокуратуры, в 2017 году была создана комиссия по проведению инвентаризации гидротехнических сооружений, вопрос о назначении ответственного лица находится в стадии разрешения. Кроме того для выполнения требований прокуратуры необходимо значительные денежные средства и временные затраты.

Административный ответчик МКУ «Департамент архитектуры, градостроительства, муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым» своего представителя в судебное заседание не направил, о времени, месте и дате рассмотрения дела извещен надлежащим образом, письменной позиции суду не представил, причин неявки суду не пояснил.

Заинтересованное лицо Феодосийский городской совет Республики Крым своего представителя в судебное заседание не направил, о времени, месте и дате рассмотрения дела извещен надлежащим образом, письменной позиции суду не представил.

В соответствии со статьей 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Суд явку лиц, участвующих в деле, обязательной не признал.

Суд, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы административного дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 45, 46 Конституции РФ, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением, в том числе, в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В ходе судебного разбирательства установлено, что прокуратурой города Феодосии, во исполнение п.16.4. решения коллегии прокуратуры Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об итогах работы прокуратуры Республики Крым по укреплению законности и правопорядка в первом полугодии 2018 года», в связи с поступившим поручением прокуратуры Республики Крым «О необходимости проведения проверок исполнения требований законодательства при содержании, использовании и эксплуатации ГТС, полноты принимаемых мер в части выявления бесхозяйных ГТС», на основании решения о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ, в Администрации города Феодосии Республики Крым проведена проверка.

В ходе проверки установлено, что согласно сведениям Администрации города Феодосии Республики Крым на территории муниципального образования городской округ Феодосия находятся 47 гидротехнических сооружений (далее – ГТС), из которых 36 являются муниципальной собственностью, а именно: 1) берегоукрепительные сооружения на набережной ФИО1, в т.ч. Буны ,,,,, (<адрес>»; 2) берегоукрепительные сооружения набережной ФИО20 (<адрес>); 3) берегоукрепительные сооружения специализированного ремонтно-строительного управления (<адрес>,7); 4) берегоукрепительные сооружения учебно-спортивной базы «ФИО24» (<адрес>); 5) берегоукрепительные сооружения пансионата «ФИО1» (<адрес>); 6) берегоукрепительные сооружения санатория «ФИО23» (<адрес>); 7) берегоукрепительные сооружения ФИО21 (<адрес>); 8-12) берегоукрепительные сооружения ФИО22; 13) берегоукрепительные сооружения ФИО25» (<адрес>); 14) берегоукрепительные сооружения ФИО26; 15) берегоукрепительные сооружения пансионата «ФИО27» (<адрес>); 16) берегоукрепительные сооружения пионерского лагеря «ФИО28» (<адрес>); 17) берегоукрепительные сооружения оздоровительного комплекса «ФИО29» <адрес>); 18) Аварийное берегоукрепление набережной (<адрес>); 19) гидротехнические сооружения пруда (<адрес>»); 20) гидротехнические сооружения пруда (<адрес> 21) гидротехнические сооружения пруда «ФИО30» (<адрес>»); 22) гидротехнические сооружения пруда (северо-западнее села <адрес>); 23) гидротехнические сооружения пруда «ФИО31» (<адрес>); 24) гидротехнические сооружения пруда «ФИО32» (<адрес>); 25) гидротехнические сооружения пруда «ФИО33» <адрес>); 26) гидротехнические сооружения пруда «ФИО34» (<адрес>); 27) гидротехнические сооружения пруда «ФИО35» (<адрес>); 28) гидротехнические сооружения пруда «ФИО36» (<адрес>); 29) гидротехнические сооружения пруда «ФИО37» (<адрес>); 30) гидротехнические сооружения пруда «ФИО38» (<адрес>); 31) водоем <адрес> (<адрес>); 32) водоем <адрес> (<адрес>); 33) водоем отд бр. «ФИО39» (<адрес>); 34) водоем бр. (<адрес>); 35) водоем «ФИО40» (<адрес>) 36) причал (р<адрес>) - (далее – согласно Списка), в том числе 9 объектов, переданных на основании постановления Государственного Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О даче согласия Совету министров Республики Крым в муниципальную собственность муниципальных образований в Республике Крым», Распоряжения Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-р «О безвозмездной передачи имущества из государственной собственности Республики Крым в муниципальную собственность муниципальных образований», решения 68 сессии первого созыва Феодосийского городского совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О даче согласия на принятие имущества в муниципальную собственность».

Координацию деятельности отраслевых (функциональных) и территориальных органов Администрации в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом, ведение учета, организация оформления документов для включения имущества в состав муниципальной казны и его выбытия, проведение инвентаризации имущества муниципальной казны, проверка его целевого использования и сохранности, в силу Положения, утвержденного решением 57 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва от ДД.ММ.ГГГГ, возложено на МКУ «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым».

В силу пунктов 3, 8, 28 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; организация и осуществление мероприятий, в том числе, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусматривает выполнение комплекса мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Выполнение мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования: в соответствии со статьей 24 Федерального закона № 68-ФЗ.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее – Федеральный закон № 117-ФЗ) под безопасностью гидротехнических сооружений понимается свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов, при этом под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.

Безопасность гидротехнических сооружений обеспечивается на основании общих требований, предусмотренных статьей 8 Федерального закона № 117-ФЗ, а именно: 1) обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; 2) представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; 3) осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; 4) непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; 5) осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; 6) необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях;7) ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

В статье 9 Федерального закона № 117-ФЗ закреплен перечень обязанностей, возложенных на собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующую организацию. К таковым относится, в том числе, обязанность по обеспечению соблюдения обязательных требований при эксплуатации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечение контроля (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации; создание финансовых и материальных резервов, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям; обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении.

Между тем, проверочный материал свидетельствует, что Администрация города Феодосии Республики Крым самоустранилась от выполнения обязательных требований законодательства при эксплуатации гидротехнических сооружений (далее – ГТС) на территории муниципального образования городской округ Феодосия, что может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, причинить ущерб окружающей природной среде с материальными потерями в случае их возникновения.

О бездействии Администрации города и МКУ «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым» при эксплуатации ГТС свидетельствует следующее:

- в нарушение требований ст.8,9 Федерального закона № 117-ФЗ, п.6.1 СП 58.13330.2010 «Гидротехнические сооружения. Основные положения» Администрацией города Феодосии не определены уполномоченные лица, ответственные за состояние ГТС и их безопасную эксплуатацию; не назначен персонал по техническому и технологическому надзору; не утверждены их должностные функции;

- в нарушение ст.ст. 8, 9 Федерального закона № 117-ФЗ, п. «а» гл. III Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ, Администрацией города не приняты меры по проведению аттестации, специальному обучению должностных лиц, специалистов и работников по вопросам безопасности ГТС при их эксплуатации и содержанию в исправном состоянии;

- муниципально-правовые акты в сфере законодательства о гидротехнических сооружениях, в том числе по объемам финансирования местных программ не приняты, что является нарушением ст.2 Федерального закона № 117-ФЗ. В существующей муниципальной программе «Совершенствование системы управления и распоряжения земельно-имущественным комплексом муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым на 2018-2020 годы» отсутствует часть по гидротехническим сооружениям;

- МКУ «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым» не приняты меры по внесению ГТС в реестр муниципального имущества и регистрации права собственности на них, что является нарушением ч.3 ст.215 ГК РФ, п.6 Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 30 августа 2011 года № 424, п.2.3 Положения о муниципальной казне МОГОФ РК, утвержденного Решением 17 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва от ДД.ММ.ГГГГ.

Так, из 36 объектов, указанных в Списке ГТС в реестр муниципального имущества внесено 9 объектов, в том числе одним объектом берегоукрепительные сооружения Коктебельской бухты 5 бухт, переданных от ГАУ «Распорядительная дирекция имущества РК», на которые и зарегистрировано право собственности, остальные 23 ГТС в реестре муниципальной казны не зарегистрированы, право муниципальной собственности не оформлено.

- не проведено преддекларационное обследование 36 ГТС, предшествующее составлению декларации безопасности, что является нарушением п. 7 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 ноября 1998 года № 1303, п. 4 Дополнительных требований к содержанию деклараций безопасности гидротехнических сооружений и методики их составления, учитывающие особенности декларирования безопасности гидротехнических сооружений различных видов в зависимости от их назначения, класса, конструкции, условий эксплуатации и специальных требований к безопасности, утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 3 ноября 2011 года № 625.

- в нарушение ст.10 Федерального закона № 117-ФЗ Администрацией города не принято мер по разработке декларации безопасности гидротехнических сооружений на 36 объектов, которые указаны в Сведениях по ГТС муниципального образования городской округ Феодосия Республике Крым;

- отсутствуют экспертные заключения на декларации безопасности гидротехнических сооружений на 36 объектов согласно списку, что является нарушением ст.11 Федерального закона № 117-ФЗ;

- в Администрации города отсутствуют заключения ГУ МЧС по Республике Крым о готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации аварий на гидротехнических сооружениях и защите населения и территорий в случае аварии гидротехнических сооружений муниципальной собственности (согласно списка), что является нарушением ст.9 Федерального закона № 117-ФЗ, пп. «е» п.8 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 ноября 1998 года № 1303 (далее – Положение № 1303);

- в нарушение ст.10 Федерального закона № 117-ФЗ, п.25 Положения № 1303, Администрацией города не принято мер по получению разрешения на эксплуатацию гидротехнических сооружений муниципальной собственности;

- Администрацией города Феодосии, в нарушение ст.8,9 Федерального закона № 117-ФЗ, не разработаны критерии безопасности гидротехнических сооружений муниципальной собственности;

- в нарушение ст.17 Федерального закона № 117-ФЗ, п.1 раздела IV Порядка определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (РД 03-521-02) Администрацией города не принято мер по Расчету вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнических сооружений муниципальной собственности;

- в Администрации города отсутствует договор страхования, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте ГТС на 36 гидротехнические сооружения муниципальной собственности, что является нарушением ст.15 Федерального закона № 117-ФЗ, ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»;

-не представлены сведения в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору о 6 гидротехнических сооружениях: водоемов - <адрес> (<адрес>), <адрес> (<адрес>), , отд бр. «ФИО41» (<адрес>), бр. «ФИО43) (<адрес>), бр. (<адрес>), о причале (р-н спасательной станции (<адрес>), необходимые для формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений, что является нарушением ст.ст.7,10 Федерального закона № 117-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 1998 года № 490 «О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений».

Одним из основных условий обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, является определение их собственников, а также принятие мер по учету бесхозяйных гидротехнических сооружений.

Отсутствие собственника и эксплуатирующей организации не позволяет обеспечивать соблюдение требований Федерального закона № 117-ФЗ по поддержанию надлежащего технического состояния ГТС, обеспечивающего безопасность ее эксплуатации, поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях и может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с серьезными последствиями.

Согласно ч. 1 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

Порядок принятия на учет бесхозяйной вещи закреплен в ч. 3 ст. 225 ГК РФ, согласно которой, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению исключительно органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, и регламентируется Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931.

В нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства Администрацией города Феодосии Республики Крым и МКУ «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым» не принимается должных мер по выявлению и постановке на учет бесхозяйных гидротехнических сооружений, расположенных в муниципальном образовании городской округ Феодосия.

Распоряжением Администрации города Феодосии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, изданное, в соответствии с поручением Главы Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ создана инвентаризационная комиссия с целью выявления гидротехнических сооружений, изменения в который не вносились.

Из-за отсутствия ответственного лица за ГТС, а также наличия фактически действующей инвентаризационной комиссии, работа по выявлению бесхозяйных объектов, а также идентификация неопределенных объектов ГТС, не проводится.

Так, в соответствии с «Инвентаризационной ведомостью прудов по муниципальному образованию городской округ Феодосия Республики Крым 2015 г.», составленной «ФИО44» на территории муниципального образования городской округ Феодосия находятся 54 пруда, оборудованных ГТС, в том числе:

- МКУ «Береговая поселковая администрация Администрации города Феодосии Республики Крым» - 5 прудов (, , , , );

- МКУ «Коктебельская поселковая администрация Администрации города Феодосии Республики Крым» - 7 прудов , , , , , );

- МКУ «Насыпновская поселковая администрация Администрации города Феодосии Республики Крым» - 28 прудов ( , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , );

- МКУ «Орджоникидзевская поселковая администрация Администрации города Феодосии Республики Крым» - 1 пруд (

- МКУ «Щебетовская поселковая администрация Администрации города Феодосии Республики Крым» - 13 прудов (, , , , , , , , , , , ).

В Акте приема-передачи Насыпновского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ. из 28 прудов значатся гидротехнические сооружения только 4 прудов (, , , ).

В Акте приема-передачи Щебетовского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ из 13 прудов значатся 13, в том числе, с установленными инвентарными номерами (, , , , , , , ) и 5 водоемов без инвентарных номеров, соответствующих учету в государственном водном реестре.

На момент проверки, согласно предоставленной информации «Сведения по гидротехническим сооружениям МОГОФ Феодосия» (далее – Список»), идентификация водоемов без инвентарных номеров не проведена, характеристики ГТС (длина, ширина) не установлены.

Длина гидротехнических сооружений в Списке на ГТС, переданных в муниципальную казну ликвидационной комиссией Насыпновской сельской администрацией, также не определена.

Какие-либо сведения о водоемах, оборудованных ГТС по МКУ «Береговая поселковая администрация Администрации города Феодосии Республики Крым»; МКУ «Коктебельская поселковая администрация Администрации города Феодосии Республики Крым»; МКУ «Орджоникидзевская поселковая администрация Администрации города Феодосии Республики Крым» отсутствуют, инвентаризационной комиссией обследование не проводилось.

В ходе проверки также установлено, что инвентаризационной комиссией установлено 3 бесхозяйных объекта ГТС: плотина (<адрес>); плотина, бетонный водослив (<адрес> берегоукрепительные сооружения реки Байбуга (<адрес>), по которым в ДД.ММ.ГГГГ сделаны запросы в Министерство имущественных и земельных отношений, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру, в филиал г.Феодосии ГУП РК «КрымБТИ», Федеральное агентство по управлению госимуществом, канцелярию Госкомитета по государственной регистрации и кадастру РК, для определения правообладателей, однако до настоящего времени работа в данном направлении не проведена, какая-либо информация о правообладателе отсутствует, о чем свидетельствует отсутствие ответов, а также проводимые мероприятия в этом направлении, что является нарушением ст.225 ГК РФ.

В нарушение ст.8,9 Федерального закона № 117-ФЗ Администрацией города Феодосии Республики Крым не ведется контроль и визуальное наблюдение за гидротехническими сооружениями водных объектов.

Требованиями ст. 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» предусмотрено, что собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

В силу ст.19 Федерального закона № 117-ФЗ нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений являются: эксплуатация гидротехнического сооружения, хозяйственное или иное использование водотоков и прилегающих к ним территорий ниже и выше плотины без соответствующего разрешения; невыполнение требований представления декларации безопасности гидротехнического сооружения или проведения государственной экспертизы проектной документации гидротехнических сооружений или государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнических сооружений; непринятие мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при возросшем уровне вредных природных или техногенных воздействий, ухудшении показателей прочности и водонепроницаемости материалов, из которых возведены гидротехнические сооружения, и пород основания, неудовлетворительных условиях эксплуатации, технического оснащения гидротехнических сооружений и организации контроля (мониторинга) за их безопасностью.

О бездействии Администрации города Феодосии Республики Крым и МКУ «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым» свидетельствует и тот факт, что прокуратурой города в 2015 году и 2017 году, с целью устранения нарушений в сфере эксплуатации гидротехнических сооружений, вносились акты прокурорского реагирования в виде представлений, на которые получены ответы с указанием о принимаемых мерах по исполнению действующего законодательства, однако повторная проверка показала, что фактически меры для устранения выявленных нарушений не принимаются, органы местного самоуправления бездействуют.

Частью 11 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно части 2 статьи 64 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В нарушение вышеуказанных норм административными ответчиками допустимых доказательств суду не представлено.

Доводы представителя Администрации города Феодосии Республики Крым о том, что для выполнения требований прокуратуры необходимо значительные денежные средства и временные затраты суд находит несостоятельными.

Вместе с тем, судом установлено, что Администрацией города Феодосии Республики Крым и МКУ «Департаментом архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым» до настоящего времени не принимаются меры на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; не проводится комплекс мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях, в связи с чем нарушаются права граждан, проживающих в муниципальном образовании городской округ Феодосия, а также неопределенного круга лиц, которые временно находятся на этой территории.

Бездействие Администрации муниципального образования городской округ Феодосия и МКУ «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым» влечет угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования, свидетельствует о неисполнении законодательства о безопасности гидротехнических сооружений и нарушает интересы неопределенного круга лиц на своевременную защиту от чрезвычайных ситуаций.

В связи с чем, административный иск нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела по существу и подлежит удовлетворению в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административное заявление подано истцом в установленный законом срок.

Суд не распределяет судебные расходы по делу, поскольку административный истец на этом не настаивал.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора города Феодосии, поданное в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации города Феодосии Республики Крым, Муниципальному казенному учреждению «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым», заинтересованное лицо Феодосийский городской совет Республики Крым о признании бездействия незаконным, о возложении обязанностей принять меры по организации работы за обеспечением безопасности гидротехнических сооружений удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным бездействие Администрации города Феодосии Республики Крым по исполнению полномочий и обязанностей, предусмотренных п.п.3, 8, 28 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.03.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.24 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", ст.ст.2,3,7,8,9,10,11,15,17, Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».

Обязать Администрацию города Феодосии Республики Крым и МКУ «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым» принять меры по организации работы за обеспечением безопасности гидротехнических сооружений в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», а именно:

- назначить лиц ответственных за эксплуатацию технических сооружений, определить персонал по техническому и технологическому надзору на которых утвердить должностные функции, организовать проведение аттестации, специальное обучение по вопросам безопасности ГТС при их эксплуатации и содержанию в исправном состоянии;

- внести в реестр казны муниципального имущества и зарегистрировать право собственности на муниципальное имущество в виде гидротехнических сооружений: 1) берегоукрепительные сооружения на набережной ФИО1, в т.ч. Буны ,,,,, (<адрес>»; 2) берегоукрепительные сооружения набережной ФИО45 (<адрес>); 3) берегоукрепительные сооружения пансионата «ФИО1» <адрес>); 4) берегоукрепительные сооружения ФИО46; 5) Аварийное берегоукрепление набережной (<адрес>); 6) гидротехнические сооружения пруда (<адрес> 7) гидротехнические сооружения пруда (<адрес>); 8) гидротехнические сооружения пруда «ФИО47» (<адрес>»); 9) гидротехнические сооружения пруда (<адрес>); 10) гидротехнические сооружения пруда «ФИО60» -р (<адрес>); 11) гидротехнические сооружения пруда «ФИО61» (<адрес>); 12) гидротехнические сооружения пруда «ФИО48» (<адрес>); 13) гидротехнические сооружения пруда «ФИО49» (<адрес>); 14) гидротехнические сооружения пруда «ФИО50» (<адрес>); 15) гидротехнические сооружения пруда «ФИО51» (<адрес>); 16) гидротехнические сооружения пруда «ФИО52» (<адрес>); 17) гидротехнические сооружения пруда «ФИО53» (<адрес>); 18) водоем <адрес> (<адрес>); 19) водоем <адрес> (<адрес>); 20) водоем отд бр. «ФИО54» <адрес>); 21) водоем бр. «ФИО55» <адрес>); 22) водоем бр. <адрес>); 23) причал (р-н спасательной станции, <адрес>;

- провести преддекларационное обследование 36 ГТС (согласно списка), принять меры по разработке на них деклараций безопасности гидротехнических сооружений;

- провести экспертные заключения на декларации безопасности гидротехнических сооружений на 36 ГТС (согласно списка);

- получить заключения ГУ МЧС по Республике Крым о готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации аварий на гидротехнических сооружениях и защите населения и территорий в случае аварии гидротехнических сооружений муниципальной собственности на 36 ГТС (согласно списка);

- получить разрешения на эксплуатацию 36 гидротехнических сооружений муниципальной собственности;

- произвести Расчету вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнических сооружений муниципальной собственности;

- оформить договора страхования, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте ГТС на 36 гидротехнических сооружений муниципальной собственности;

- предоставить сведения в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору о 6 гидротехнических сооружениях: водоемов - <адрес> (<адрес>), <адрес> (<адрес>), , отд бр. «ФИО56» (<адрес>), бр. «ФИО57) <адрес>), бр. (<адрес>), о причале (р-н спасательной станции (<адрес>), необходимые для формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений;

- провести обследование (инвентаризацию) и принять решение о взятии на учет ГТС в виде водных объектов, оборудованных ГТС, которые значатся в Инвентаризационной ведомости прудов по муниципальному образования городской округ Феодосия Республики Крым 2015 г., составленной «ФИО59», а именно:

- МКУ «Береговая поселковая администрация Администрации города Феодосии Республики Крым» - 5 прудов (, , , , );

- МКУ «Коктебельская поселковая администрация Администрации города Феодосии Республики Крым» - 7 прудов (, , , , , , );

- МКУ «Насыпновская поселковая администрация Администрации города Феодосии Республики Крым» - 24 прудов ( , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , );

- МКУ «Орджоникидзевская поселковая администрация Администрации города Феодосии Республики Крым» - 1 пруд ();

- определить инвентарные номера 5 водоемов, которые указаны в Списке ГТС без соответствующего учета, расположенных на территории МКУ «Щебетовская поселковая администрация Администрации города Феодосии Республики Крым»;

- установить правообладателей 3 бесхозяйных объектов ГТС указанных в Списке ГТС: пруд русловой (<адрес>); плотина, бетонный водослив (<адрес>»); берегоукрепительные сооружения реки Байбуга (<адрес>);

- вести контроль и визуальное наблюдение за гидротехническими сооружениями.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий И.С.Глухова

Решение изготовлено в окончательной форме 07 декабря 2018 года.