ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2206/2022 от 03.10.2022 Хабаровского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 2а-2206/2022

27RS0006-01-2022-000816-52

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Хабаровск 03 октября 2022 года

Хабаровский районный суд Хабаровского края

в составе единолично судьи Зыковой Н.В.

при секретаре Велицкой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мустафина Р.Г. к военному комиссару Хабаровского и Нанайского районов, военному комиссариату Хабаровского и Нанайского районов о признании незаконным решения о выдаче повестки на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии в период действия отсрочки,

У С Т А Н О В И Л:

Мустафин Р.Г. обратился в суд с административным иском к военному комиссару Хабаровского и Нанайского районов о признании незаконным решения о выдаче повестки на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии в период действия отсрочки. Свои требования мотивировал тем, что он состоит на воинском учете в военном комиссариате Хабаровского и Нанайского районов Хабаровского края, является студентом Дальневосточного института управления филиала РАНХиГС факультета СПО, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ призывной комиссией района, ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до ДД.ММ.ГГГГ, о чем была сделана соответствующая запись в удостоверении гражданина подлежащего призыву на военную службу.

В тот же день, ему была выдана повестка на ДД.ММ.ГГГГ для прохождения медицинского освидетельствования, профессионального психологического отбора и призывной комиссии.

Повестка была подписана военным комиссаром Хабаровского и Нанайского районов Хабаровского края.

Считает, что вызов на указанные мероприятия является незаконным и нарушает его право на образование и противоречит действующему законодательству о призыве на военную службу.

Статья 22 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает, что призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

На военную службу не призываются граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу.

В соответствии со статье 24 пункта 2 подпункта «а» право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане: обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами.

По указанному основанию призывной комиссией района ему и была предоставлена отсрочка от призыва до ДД.ММ.ГГГГ.

Статья 26 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» разъясняет, что призыв на военную службу включает в себя: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии.

Таким образом, выданная ему повестка означает, что военный комиссар Хабаровского и Нанайского районов вопреки требованиям статьи 22 и 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» готовится осуществить призыв на военную службу гражданина, который в настоящее время призыву на военную службу не подлежит.

Поскольку призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, а вызовом на мероприятия связанные с призывом, равно как и отслеживание призывников с отсрочками возложена на военного комиссара, призывная комиссия может справедливо посчитать, что раз призывник вызван военным комиссаром на мероприятия связанные с призывом, значит у призывника нет законных оснований для отсрочки и он подлежит призыву на военную службу.

В настоящее время он проходит обучение, готовится к итоговой аттестации, вызов его на указанные выше мероприятия, не позволяет ему вести полноценную подготовку к экзаменам с одной стороны и подготовку к медицинскому освидетельствованию с другой стороны, а именно: пройти диагностические исследования, медицинское обследование, собрать необходимые медицинские документы.

Просил признать незаконным вызов Мустафина Р.Г. по повестке военного комиссариата Хабаровского и Нанайского районов Хабаровского края на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и призывную комиссию на ДД.ММ.ГГГГ, обязать военного комиссара Хабаровского и Нанайского районов Хабаровского края выдать повестку Мустафину Р.Г. в соответствии с требованиями закона с явкой в военный комиссариат после прекращения оснований для отсрочки, взыскать с административного ответчика военного комиссара Хабаровского и Нанайского районов Хабаровского края судебные расходы в пользу административного истца в размере 10300 рублей.

Определением судьи Хабаровского районного суда Хабаровского края от 15 сентября 2022 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечен военный комиссариат Хабаровского и Нанайского районов.

В судебное заседание административный истец Мустафин Р.Г. не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, просил рассмотреть дело в его отсутствие, иск удовлетворить.

Представитель административных ответчиков Военного комиссара Хабаровского и Нанайского районов, Военного комиссариата Хабаровского и Нанайского районов в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представил отзыв, просил отказать в удовлетворении иска.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (определения от 24 ноября 2005 года N 508-О, от 19 июня 2007 года N 389-О-О и от 15 апреля 2008 года N 314-О-О).

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Мустафин Р.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на воинским учете в военном комиссариате Хабаровского и Нанайского районов Хабаровского края с 23.01.2020г.

На основании приказа от 23.08.2019г. Мустафин Р.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зачислен в ФГБОУ ВО РАНХиГС на очную форму обучения, обучается на 3 курсе по специальности 3ДД.ММ.ГГГГ Банковское дело на факультете среднего профессионального образования, начало обучения 01.09.2019г., конец 30.06.2022г., что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ.02.

Решением комиссии по первоначальной постановке гражданина на воинский учет Хабаровского муниципального района, оформленной протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, Мустафин Р.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, при прохождении медицинского освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет признан: категория годности: А - годен к военной службе, диагноз: здоров, постановлен на воинский учет.

Решением призывной комиссии Хабаровского муниципального района Хабаровского края, оформленной протоколом от 16.12.20221 , Мустафину Р.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на период обучения (окончание обучения ДД.ММ.ГГГГ год) по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (части 1 и 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации).

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон "О воинской обязанности и военной службе").

Основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22 поименованного закона), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22, статьи 23 и 24 этого же закона).

Статья 26 Закона "О воинской обязанности и военной службе" устанавливает, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии. Призыв на военную службу включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1). На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.

При призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности (пункт 1 статьи 28 Закона "О воинской обязанности и военной службе").

В соответствии со статьей 5.1 приведенного Закона граждане при призыве на военную службу в обязательном порядке проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан при призыве на военную службу, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565 (далее - Положение).

Военно-врачебная экспертиза в силу пункта 4 Положения предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами.

Согласно пункту 22 Положения призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования.

Медицинский осмотр и контрольное освидетельствование осуществляются врачами-специалистами, включенными в состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации: врачом-хирургом, врачом-терапевтом, врачом-неврологом, врачом-психиатром, врачом-офтальмологом, врачом-оториноларингологом, врачом-стоматологом, врачом-дерматовенерологом и при необходимости - врачами других специальностей.

В случае выявления у гражданина при медицинском осмотре перед направлением к месту прохождения военной службы или при контрольном освидетельствовании отклонений в состоянии здоровья, изменяющих его категорию годности к военной службе, призывная комиссия субъекта Российской Федерации отменяет решение призывной комиссии, о чем сообщает гражданину и в соответствующую призывную комиссию. При этом одновременно с отменой решения призывной комиссии призывная комиссия субъекта Российской Федерации принимает решение в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

В силу пункта 27 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной совместным приказом Министра обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 мая 2001 года N 240/168 (далее - Инструкция), призывник, не согласный с решением комиссии, в письменном виде подает заявление на имя председателя призывной комиссии. Контрольное медицинское освидетельствование призывников, не согласных с решением комиссии, проводится по плану работы призывной комиссией субъекта Российской Федерации. Военный комиссар обязан обеспечить явку указанных призывников на контрольное медицинское освидетельствование.

На контрольное медицинское освидетельствование призывники, освобожденные от призыва и не согласные с решением комиссии, направляются с личным делом призывника, медицинской картой амбулаторного больного, другими медицинскими документами, характеризующими состояние их здоровья и подтверждающими установленный диагноз (пункт 28 Инструкции). При контрольном медицинском освидетельствовании призывники, освобожденные от призыва и не согласные с решением комиссии, должны быть освидетельствованы всеми врачами-специалистами (пункт 29 Инструкции).

Федеральный законодатель, возлагая полномочия по осуществлению мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности, включающей и прохождение военной службы по призыву, на военные комиссариаты, также установил требование о вызове граждан на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, повестками военного комиссариата (пункт 3 статьи 26 Закона "О воинской обязанности и военной службе").

Согласно п. 5 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.

Пунктом 6 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 предусмотрено, что оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований) по форме согласно приложению N 1 (далее - повестки).

Согласно п. 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.

Согласно п. 19 Положения гражданин на основании решения комиссии по постановке на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара может быть направлен в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения.

В соответствии с п. 9 Положения гражданин вправе обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд, по решению вышестоящей военно-врачебной комиссии гражданин может быть направлен на контрольное обследование и повторное медицинское освидетельствование. Кроме того, при несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года N 574.

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2006г. № 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» окончательную категорию годности к его военной службе определяет вышестоящая медицинская призывная комиссия, то есть призывная комиссия субъекта российской Федерации, после призыва по повестке перед отправкой в войска на КСП.

Как установлено судом, причиной вручения такой повестки послужило направление административного истца на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии ДД.ММ.ГГГГ

В силу п. 2 ст. 22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", Мустафин Р.Г. на момент принятия решения о направлении на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии, не подлежал призыву на военную службу в связи с действующей отсрочкой.

О явке его для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы в период действия отсрочки от призыва на военную службу (до ДД.ММ.ГГГГ) вопрос не ставился.

Из материалов личного дела призывника установлено, что при первоначальной постановке на воинский учет ДД.ММ.ГГГГ был направлен врачом-хирургом на дополнительное медицинское обследование грудной клетки с явкой в военный комиссариат с результатами обследования ДД.ММ.ГГГГ.

Мустафин Р.Г. в указанное время обследование не прошел, результат не представил. ДД.ММ.ГГГГ врач-хирург сделал заключение о его годности к военной службе по представленной ранее рентгенограмме грудной клетки от ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая изложенное, считаю, что вызов по повестке военного комиссариата на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии в период действия отсрочки от призыва на военную службу Мустафину Р.Г. законен, поскольку направление на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии, в этом случае, не может расцениваться, как нарушающее права административного истца, поскольку наоборот направлено на проверку обоснованности выводов медицинской комиссии от 12.02.2020г. с целью принятия призывной комиссией законного и обоснованного решения.

Таким образом, права, свободы и законные интересы административного истца по выдаче ему повестки военным комиссариатом на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии без явки для отправки к месту прохождения военной службы в период действия отсрочки от призыва на военную службу нарушены не были.

Требование административного истца о возложении обязанности на военного комиссара Хабаровского и Нанайского районов Хабаровского края выдать повестку Мустафину Р.Г. в соответствии с требованиями закона с явкой в военный комиссариат после прекращения оснований для отсрочки, также не подлежит удовлетворению.

Так, ч. 1 ст.25 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.

Призыв осуществляют призывные комиссии, которые по окончанию призывной компании прекращают свое действие (статья 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").

Из системного анализа вышеуказанных норм следует, что решение призывной комиссии и заключение о категории годности административного истца к военной службе с момента окончания срока призыва считаются нереализованными и утрачивают свое действие. Вопросы о наличии оснований для отсрочки или освобождения от призыва в отношении призывника будут предметом самостоятельной проверки и оценки в каждый последующий призывной период.

Требования административного истца о взыскании судебных расходов на оказание юридических услуг в размере 10000 руб. и расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. подлежат отклонению на основании ст. 111 КАС РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Мустафина Р.Г. к военному комиссару Хабаровского и Нанайского районов, военному комиссариату Хабаровского и Нанайского районов о признании незаконным решения о выдаче повестки на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии в период действия отсрочки – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в апелляционном порядке через Хабаровский районный суд Хабаровского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.В.Зыкова

Мотивированное решение изготовлено 11 октября 2022 года