2а-2207/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 декабря 2020 года город Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Горбачевой Т.Н.,
с участием представителя административного истца ФИО2,
представителя административного ответчика УМВД России по Орловской области ФИО3,
при секретаре Ступниковой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к управлению министерства внутренних дел ФИО1 по Орловской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче дубликата транспортного средства
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО2 обратился в суд с административным иском к управлению министерства внутренних дел России по Орловской области (далее- УМВД России по Орловской области) о признании незаконным решения об отказе в выдаче дубликата транспортного средства, в обоснование которого указал, что ему на праве собственности принадлежит транспортное средство Фольксваген Пассат государственный регистрационный знак №***
ДД.ММ.ГГ ФИО2 посредством записи в Едином портале государственных и муниципальных услуг обратился с заявлением с целью получения дубликата паспорта транспортного средства.
ДД.ММ.ГГ в выдаче дубликата паспорта транспортного средства ФИО2 было отказано на том основании, что судебным решением наложен запрет на осуществление регистрационных действий, о чем административному истцу предоставили копию карточки учета транспортного средства с отметкой о наложении обременения.
Считает решение должностного лица государственного органа незаконным, поскольку определением Советского районного суда г. Орла от ДД.ММ.ГГ наложен только запрет на совершение действий по отчуждению транспортного средства.
Кроме того, постановлением судебного пристава- исполнителя Советского РОСП г. Орла УФССП России по Орловской области от 28 августа 2019 г. отменены меры по запрету регистрационных действий.
Указывает также, что отказ в выдаче дубликата паспорта транспортного средства препятствует ФИО2 в эксплуатации автомобиля, чем нарушаются права и законные интересы административного истца.
На основании изложенного просит суд признать незаконным отказ в выдаче дубликата паспорта транспортного средства от 08 октября 2020 г.
В судебном заседании ФИО2 поддержал административные исковые требования.
Представитель административного ответчика УМВД России по Орловской области ФИО3 считал административные исковые требования ФИО2 не подлежащими удовлетворению, поскольку заявление, поданное административным истцом в электронной форме, не было подписано надлежащим образом, государственная услуга по оформлению выдачи дубликата паспорта транспортного средства ему не оказывалась. При посещении регистрационного отделения административному истцу разъяснено о наличии принятых судом запретах на регистрационные действия к которым относится и выдача дубликата паспорта транспортного средства. В связи с чем просит суд отказать в удовлетворении административных исковых требований.
Административный соответчик государственный инспектор МОТНРАС и ЭР ГИБДД УМВД России по Орловской области ФИО4 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежаще.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы административного дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований ФИО2 по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее- КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Правовые и организационные основы, цели государственной регистрации транспортных средств, права и обязанности участников отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией транспортных средств, урегулированы Федеральным законом от 03 августа 2018 г. № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 03 августа 2018 г. № 283-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Федеральным законом от 03 августа 2018 г. № 283-ФЗ государственная регистрация транспортных средств осуществляется в целях государственного учета транспортных средств и обеспечения исполнения законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения, возникающие в связи с эксплуатацией транспортных средств, а также законодательства Российской Федерации, регулирующего иные отношения.
В пункте 1 статьи 10 Федерального закона от 03 августа 2018 г. № 283-ФЗ дано понятие регистрационного действия, под которым подразумевается действие регистрационного подразделения по установлению или изменению регистрационных данных транспортного средства, замене документов, идентифицирующих транспортное средство.
К регистрационным действиям относится и оформление документа, идентифицирующего транспортное средство, взамен утраченного, пришедшего в негодность или устаревшего (пункт 7 части 4 статьи 10).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 14 указанного Федерального закона документом, идентифицирующим транспортное средство, является паспорт транспортного средства (паспорт шасси транспортного средства).
В силу пункта 7 части 5 статьи 20 Федерального закона от 03 августа 2018 г. № 283-ФЗ к основаниям для отказа в совершении регистрационных действий относится, в том числе, наличие запретов и (или) ограничений, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом МВД России от 21 декабря 2019 г. № 950 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств (далее- Административный регламент).
Согласно пункту 92.11 Административного регламента основаниями для отказа в совершении регистрационных действий являются наличие запретов и (или) ограничений, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 139 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее- ГПК РФ) по заявлению лиц, участвующих в деле, судья или суд может принять меры по обеспечению иска.
Перечень мер по обеспечению иска содержится в части 1 статьи 140 ГПК РФ.
Так, пунктом 1 части 1 статьи 140 ГПК РФ предусмотрено, что мерой по обеспечению иска может являться наложение ареста на имущество, принадлежащее ответчику и находящееся у него или у других лиц.
В необходимых случаях судья или суд может принять иные меры по обеспечению иска, которые отвечают целям, указанным в статье 139 настоящего Кодекса. Судьей или судом может быть допущено несколько мер по обеспечению иска.
В силу пункта 4 статьи 80 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» арест имущества должника включает запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости - ограничение права пользования имуществом или изъятие имущества.
В судебном заседании установлено, что административный истец является собственником транспортного средства Фольксваген Пассат государственный регистрационный номер <***> рус.
Определением Советского районного суда г. Орла от 17 июня 2008 г., в рамках гражданского дела №*** по иску ООО «Русфинанс Банк» к ФИО2, приняты меры обеспечения иска в виде ареста на заложенное имущество должника ФИО2- автомобиль Фольксваген Пассат, а также запрета на совершение любых действий по отчуждению транспортного средства.
Определение суда о наложении ареста в отношении транспортного средства направлена в регистрирующий орган УГИБДД УМВД России по Орловской области и принято к исполнении, что подтверждается представленной карточкой учета ограничений в отношении автомобиля административного истца.
Обеспечение иска может быть отменено тем же судьей или судом по заявлению лиц, участвующих в деле, либо по инициативе судьи или суда (часть 1 статьи 144 ГПК РФ).
Принятые Советским районным судом г. Орла меры обеспечения иска до настоящего времени не отменены, что следует из материалов гражданского дела №2-1033/2008.
Согласно доводам административного истца он 02 октября 2020 г. через Единый портал государственных и муниципальных услуг обратился с заявлением о выдаче паспорта транспортного средства взамен утраченного, по результатам рассмотрения которого 08 октября 2020 г. должностным лицом регистрационного подразделения ГИБДД ФИО4 устно отказано в выдаче документа, идентифицирующего транспортное средство.
Вместе с тем, согласно позиции представителя административного ответчика ФИО2 за получением данной услуги не обращался, поскольку не представил подписанное в установленном порядке заявление, в связи с чем ему дано устное разъяснение о наличии оснований для отказа в регистрационном действии.
Однако суд учитывает, что в соответствии пунктом 27 Административного регламента заявление владельца транспортного средства о совершении регистрационных действий может быть заполнено от руки, машинописным способом, либо посредством электронных печатающих устройств, а также подготовлено в электронной форме с помощью Единого портала.
Заявление, направленное в электронной форме с использованием Единого портала, может быть подписано простой или усиленной квалифицированной электронной подписью, за исключением тех случаев, когда законодательством Российской Федерации предусматривается обязанность их подписания усиленной квалифицированной электронной подписью.
Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее- Федеральный закон «Об электронной подписи») информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об электронной подписи» электронный документ считается подписанным простой электронной подписью при выполнении в том числе одного из следующих условий: ключ простой электронной подписи применяется в соответствии с правилами, установленными оператором информационной системы, с использованием которой осуществляются создание и (или) отправка электронного документа, и в созданном и (или) отправленном электронном документе содержится информация, указывающая на лицо, от имени которого был создан и (или) отправлен электронный документ.
Пунктом 1 части 2 статьи 9 указанного Федерального закона предусмотрено, что нормативные правовые акты и (или) соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных простой электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны предусматривать, в частности: правила определения лица, подписывающего электронный документ, по его простой электронной подписи.
В пункте 8 приказа МВД России от 27 марта 2012 г. № 189 «Об утверждении Требований к форматам заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, в форме электронных документов» установлено, что при предоставлении государственных услуг МВД России использует электронные документы, соответствующие XSD-описанию электронного документа, содержащего в общем случае следующие блоки данных:
8.1. Блок общих сведений об электронном документе. Содержит сведения о номерах электронного документа, присваиваемых ему в информационных системах, используемых при предоставлении государственной услуги, а также о дате и времени создания электронного документа, дате и времени его отправки и сроке ожидаемого ответа.
8.2. Блок сведений об отправителе электронного документа. Содержит сведения, позволяющие идентифицировать отправителя либо однозначно идентифицировать его персональные данные (фамилия, имя, отчество заявителя, страховой номер индивидуального лицевого счета, наименование органа или организации, основной государственный регистрационный номер, индивидуальный номер налогоплательщика и иные данные).
8.3. Блок сведений о получателе электронного документа. Содержит сведения, позволяющие идентифицировать получателя либо однозначно идентифицировать его персональные данные.
8.4. Блок сведений о государственной услуге, для предоставления которой необходим электронный документ. Содержит идентификатор и наименование государственной услуги, а при возможности - идентификатор и наименование конкретной административной процедуры (подуслуги) в соответствии со сведениями федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)».
ФИО2 в предусмотренном порядке в Едином портале государственных и муниципальных услуг заполнено и подписано заявление на получение государственной услуги, в подтверждение чего выдан электронный билет №***.
Рассмотрение заявления ФИО2, поданного 02 октября 2020 г., соответствующего номеру электронного билета №***, назначено на ДД.ММ.ГГ, что подтверждается представленным административным ответчиком скриншотом страницы <данные изъяты>
Пунктом 93 указанного Административного регламента установлено, что в случае принятия решения об отказе в совершении регистрационного действия в заявлении указываются соответствующие основания отказа, предусмотренные пунктом 94 Административного регламента, которые удостоверяются печатью регистрационного подразделения и подписью сотрудника. Об отказе в совершении регистрационных действий владелец транспортного средства уведомляется в письменной форме в день обращения с указанием причин отказа. Время выполнения административной процедуры - до 10 минут.
Однако, должностным лицом административного ответчика письменного отказа в совершении регистрационного действия- оформления документа, идентифицирующего транспортное средство, взамен утраченного, пришедшего в негодность или устаревшего, ФИО2 не выдано, предоставлена карточка учета транспортного средства с подписью должностного лица и печатью подразделения.
Вместе с тем суд учитывает, что по смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (часть 2 статьи 227 КАС РФ).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку до настоящего времени принятые Советским районным судом г. Орла меры обеспечения иска на основании определения от 17 июня 2008 г., включающие наложение ареста в отношении транспортного средства, исполняемого регистрирующим органом, не отменены, соответственно, права и законные интересы административного истца отказом должностного лица в осуществлении регистрационного действия, не нарушаются.
При таких обстоятельствах, совокупность условий, предусмотренных статьей 227 КАС РФ, при рассмотрении административного дела не установлена, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Доводы административного истца ФИО2 о вынесении судебным приставом- исполнителем постановления об отмене мер о запрете регистрационных действий от 28 августа 2019 г. не влияют на выводы суда, поскольку административным ответчиком исполнялись ограничительные меры, наложенные Советским районным судом г. Ола.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ФИО2 к УМВД России по Орловской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче дубликата транспортного средства оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 30 декабря 2020 г.
Председательствующий Т.Н. Горбачева