ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-220/2017 от 10.07.2017 Нагайбакского районного суда (Челябинская область)

Дело № 2а-220/2017 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Фершампенуаз 10 июля 2017 года

Нагайбакский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Бикбовой М.А., при секретаре Финогентовой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора Нагайбакского района Челябинской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации Фершампенуазского сельского поселения, Васильеву А.В., Муниципальному унитарному предприятию Фершампенуазского сельского поселения «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» о признании решения незаконным и возложении обязанности устранить выявленные нарушения,

У С ТА Н О В И Л:

Прокурор Нагайбакского района Челябинской области обратился с иском в суд к в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Васильеву А.В., администрации Фершампенуазского сельского поселения Нагайбакского муниципального района, МУП «УК ЖКХ» о признании незаконным и отмене распоряжения администрации Фершампенуазского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ л/с о назначении Васильева А.В. на должность директора МУП «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства». Возложении обязанности на главу Фершампенуазского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области прекратить трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ с Васильевым А.В. в связи с отсутствием у него соответствующего документа об образовании.

В обоснование требований указал, что после проведения проверки соблюдения требований законодательства о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, установлено, что Васильев А.В. согласно распоряжению администрации Фершампенуазского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ л/с состоит в должности директора МУП «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства». Между администрацией Фершампенуазского сельского поселения и Васильевым А.В. заключен трудовой договор отДД.ММ.ГГГГ, согласно которому последний назначается на должность директора МУП «УК ЖКХ», сроком на 5 (пять) лет. Прокуратурой в ходе опроса Васильева А.В. установлено, что он имеет среднее образование, в высших учебных заведениях никогда не обучался. До ДД.ММ.ГГГГ работал директором <данные изъяты>». Иного стажа работы на руководящих должностях в соответствующей профилю предприятия отрасли не менее 5 лет не имеет.

Вышеуказанное, по мнению прокурора, является нарушением законодательства. Прокурор указывает, что ч. 5 ст.113 ГК РФ и ст. 21 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161- ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. В соответствии с положениями п. Общих положений и главы 1 разд. I Квалификационного справочника должностей руководителей специалистов и других служащих, утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 года № 37, основным требованием к квалификации директора предприятия, является наличие высшего профессионального (технического или инженерно-экономического) образования и стажа работы на руководящих должностях в соответствующей профилю предприятия отрасли не менее 5 лет.

В силу абз 8 ст. 143 ТК РФ и п. 5 « Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 09.02.2004 г. № 9, раздел «Требования к квалификации» определяет уровень профессиональной подготовки работника, необходимой для выполнения возложенных на него обязанностей, и требуемый стаж работы. Квалификационные характеристики служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, их прав и ответственности.

В судебном заседании помощник прокурора Шувалова Е.В. требования, изложенные в административном иске, полностью поддержала.

Административные ответчики Васильев А.В., представитель администрации Фершампенуазского сельского поселения, представитель МУП «УК ЖКХ» на судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины их неявки суду неизвестны.

Административный ответчик представитель по доверенности администрации Фершампенуазского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Маметьев Е.Г. представил отзыв согласно которому, они не согласны с требованиями. Считают, что Квалификационный справочник должностей руководителей специалистов и других служащих, утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 года № 37 носит рекомендательный характер. На момент назначения Васильева А.В. на должность директора МУП «УК ЖКХ» в Фершампенуазском сельском поселении испытывался недостаток в управленческих кадрах жилищно-коммунального хозяйства. Васильев А.В. ранее работал в системе жилищно-коммунального хозяйства и обладал необходимыми знаниями и навыками работы данного профиля. Оставление без руководителя единственной в сфере ЖКХ поселения в зимне-весенний период, грозило срывом предоставления данных услуг. В настоящее время Васильев А.В. уволился по собственному желанию, трудовой договор с ним расторгнут в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, работает в другой организации. На указанную должность назначен ФИО10

Суд, выслушав помощника прокурора Шувалову Е.В., исследовав материалы дела, пришел к следующему.

Согласно постановлению главы Фершампенуазского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ создано МУП «УК ЖКХ» (л.д.7). Васильев А.В. ДД.ММ.ГГГГ л/с назначен на должность директора МУП «УК ЖКХ» в соответствии со штатным расписанием (л.д.8). С ним заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ, где работодателем является Фершампенуазское сельское поселение в лице главы поселения Шукшина Е.Я.(11-13).

Согласно должностной инструкции директора МУП «УК ЖКХ», утвержденного главой Фершампенуазского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ установлены следующие требования к квалификации: образование - средне-профессиональное, высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование и опыт работы в производственной сфере. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиям к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы (л.д. 9-10).

Из объяснений, полученных в прокуратуре, следует, что Васильев А.В., не имея высшего образования, работал в должности директора МУП «УК ЖКХ» с. Фершампенуаз. До этого работал директором в <данные изъяты> один год, с ДД.ММ.ГГГГ работал директором <данные изъяты>. Аттестацию в должности директора не проходил. Положения об аттестации отсутствуют.

Согласно объяснениям главы Фершампенуазского сельского поселения Шукшина Е.В. при приеме на работу Васильева А.В. диплом о получении им высшего образования не запрашивал, поскольку был осведомлен об отсутствии у него такого образования. Главой принято решение о назначении Васильева А.В. в должности директора МУП «УК ЖКХ» в связи с отсутствием других подходящих кандидатур.

В соответствии с правилами ст. 84.1 ТК РФ прекращение трудового договора оформляется приказом ( распоряжением) работодателя.

С приказом (распоряжением) работодателя о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежащим образом заверенную копию указанного приказа (распоряжения).

Днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом сохранялось место работы (должность).

Согласно распоряжению главы Фершампенуазского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с Васильевым А.В. расторгнут в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ на основании заявления Васильева А.В. об увольнении по собственному желанию с ДД.ММ.ГГГГ, о чем в его трудовую книжку внесена запись (л.д. 35-38). С распоряжением Васильев А.В ознакомлен.

Оснований для признания увольнения Васильева А.В. незаконным с занимаемой должности по его собственному желанию суд не находит. Пункт 3 статьи 77 ТК РФ устанавливает право работнику на расторжение трудового договора по собственной инициативе. В соответствии со ст. 80 ТК РФ работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели, если иной срок не установлен настоящим Кодексом или иным федеральным законом. Течение указанного срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении. По соглашению между работником и работодателем трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении.

Указанное право работника основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:

свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда (ст. 2 ТК РФ).

Свобода труда это в том числе и возможность прекращения трудового договора на основе добровольного волеизъявления работника. Достижение договоренности о прекращении трудового договора допускает возможность аннулирования такой договоренности исключительно посредством согласованного волеизъявления работника, что исключает совершение работодателем произвольных односторонних действий. Такое правовое регулирование трудового договора не может рассматриваться как нарушение чьих либо прав.

Кроме того, как уже указано, в настоящее время договорные отношения между Васильевым А.В. и администрацией Фершампенуазского поселения прекращены. В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со ст. 140 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 66 ТК РФ только работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной. Поэтому права у администрации поселения как у бывшего работодателя вносить изменения в трудовую книжку Васильева А.В. не имеется.

Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37 утвержден Квалификационный справочник должностей руководителей специалистов и других служащих. На основании этого Справочника директор, генеральный директор, управляющий предприятием руководит в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности.

Требования к квалификации: высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы на руководящих должностях в соответствующей профилю предприятия отрасли не менее 5 лет.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161 -ФЗ «О государственных муниципальных унитарных предприятиях» предусматривает, что руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнителем унитарного предприятия.

Из должностной инструкции директора МУП «УК ЖКХ», утвержденного главой Фершампенуазского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ следует, что директор руководит в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия, неся всю полноту ответственности за последствия, принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности.

Из постановления Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37 и преамбулы Справочника следует, что он разработан Институтом труда Министерства труда и социального развития Российской Федерации, рекомендуется для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм в целях обеспечения правильного подбора, расстановки и использования кадров, рационального разделения труда, создания действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности на основе четкой регламентации трудовой деятельности работников, соблюдения единых принципов тарификации работ. На основе содержащихся в Справочнике квалификационных характеристик разрабатываются должностные инструкции для конкретных работников, при составлении которых уточняются обязанности, предусмотренные в характеристиках, с учетом особенностей организации производства, труда и управления, технологии выполнения трудовых процессов.

Таким образом, Справочник носит для работодателя не обязательный, а рекомендательный характер.

Исключение составляют случаи, когда в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ), иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов (абзац третий части второй статьи 57).

Согласно части восьмой статьи 143 ТК РФ тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Справочник был издан до введения в действие ТК РФ, содержит общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях, имеющие рекомендательный характер, в связи с чем в государственной регистрации не нуждался и на регистрацию в Минюст России не представлялся.

Вместе с тем, после введения в действие ТК РФ Минтрудом России были разработаны совместно с федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены управление, регулирование и координация деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, и утверждены тарифно-квалификационные справочники работ и профессий рабочих, квалификационные справочники должностей руководителей, специалистов и служащих в различных отраслях экономики, и утвержден порядок их применения.

В силу ст. 195.1 ТК РФ профессиональным стандартом является характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2015 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» вступившие в силу с 1 июля 2016 г., применение профстандартов работодателями с 1 июля 2016 г. является обязательным в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения трудовой функции, если такие требования установлены ТК РФ, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Распоряжение о принятии Васильева А.В. на должность директора МУП УК ЖКХ было издано ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 10 «Общих положений» Справочника предусмотрено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Аналогичные положения приведены в п.8 Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 9 (зарегистрирован в Минюсте России 9 марта 2004 г. N 5628), которые указываю на то, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Часть первая статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации предоставляет работнику и работодателю право на урегулирование своих отношений, в том числе посредством заключения соглашений.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду и выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1). Свобода труда в сфере трудовых отношений проявляется прежде всего в договорном характере труда, в свободе трудового договора. Именно в рамках трудового договора на основе соглашения гражданина и работодателя решается вопрос о работе по определенной должности, профессии, специальности.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (ред. от 24.11.2015) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» исходя из содержания статьи 8, части 1 статьи 34, частей 1 и 2 статьи 35 Конституции РФ и абзаца второго части первой статьи 22 Кодекса работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя.

На основании распоряжения о принятии на работу в должности директора МУП «УК ЖКХ» Васильев А.В. осуществлял свою трудовую деятельность, получал заработную плату. Каких-либо претензий и нареканий со стороны работодателя в отношении него судом не установлено. Кроме того, из пояснений работодателя следует, что выбор кандидатуры Васильева А.В. был обусловлен производственной необходимостью.

Согласно п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В настоящее время распоряжением главы Фершампенуазского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ л/с назначен директором МУП «УК ЖКХ» ФИО10

В связи с увольнением Васильева А.В. по собственному желанию оспариваемое распоряжение теряет свою актуальность и не нарушает чьих либо прав.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-178, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении административных исковых требований прокурора Нагайбакского района Челябинской области по административному исковому заявлению в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации Фершампенуазского сельского поселения, Васильеву А.В., Муниципальному унитарному предприятию Фершампенуазского сельского поселения «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» о признании незаконным и отмене распоряжения администрации Фершампенуазского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГл/с о назначении Васильева А.В. на должность директора Муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства», возложении обязанности главы Фершампенуазского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области прекратить трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ с Васильевым А.В., в связи с отсутствием у последнего соответствующего образования.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Нагайбакский районный суд Челябинской области.

Председательствующий: