УИД 07 RS 0007-01-2021-000189-36 Дело № 2а-220/2021
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
9 апреля 2021 года г.п. Кашхатау
Черекский районный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего - судьи Чочуева Х.К.,
при секретаре Гергове М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кишуева О.Х. к местной администрации Черекского муниципального района КБР о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Кишуев О.Х. обратился в Черекский районный суд КБР с административным исковым заявлением к местной администрации Черекского муниципального района КБР о признании незаконным бездействие местной администрации Черекского муниципального района КБР, выразившееся в не заключении с Кишуевым О.Х. договора аренды земельного участка с кадастровым номером №; возложении на местную администрацию Черекского муниципального района КБР обязанности заключить с ним договор аренды земельного участка с кадастровым номером № сроком на 25 лет, для чего осуществить следующие действия: подготовить проект договора аренды земельного участка в трех экземплярах и их подписание, а также направить проекты указанных договоров для подписания в его адрес.
Административное исковое заявление Кишуева О.Х. мотивировано тем, что он в соответствии с договором № аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от _____г., находящегося в ведении местной администрации Черекского муниципального района, арендует земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, площадью 20 005 кв.м., вид разрешенного использования - для производства сельскохозяйственной продукции, расположенный по адресу: ***** Срок договора аренды - 7 лет. Договор аренды зарегистрирован Управлением Росреестра по КБР _____г.. Земельный участок используется им в соответствии с его назначением и разрешенным использованием, задолженность по арендной плате отсутствует.
_____г. он обратился в местную администрацию Черекского муниципального района КБР с заявлением о заключении с ним по окончании срока вышеуказанного договора без проведения торгов договора аренды названного земельного участка с кадастровым номером № сроком на 25 лет, либо на меньший, но максимально возможный срок – при наличии каких-либо ограничений, установленных действующим законодательством. К заявлению была приложена выписка из ЕГРН от _____г. на данный земельный участок.
Письмом от _____г. местная администрация Черекского муниципального района КБР сообщила, что по окончании срока действия договора аренды № от _____г., данный вопрос будет рассмотрен в соответствии с действующим законодательством. Вместе с тем, до настоящего времени в адрес истца уведомление о заключении договора аренды и проект договора аренды для его подписания не направлен.
Кишуев О.Х. полагает, что данное обстоятельство нарушает его права и законные интересы, поскольку заявление о заключении нового договора аренды подано им до дня истечения срока действия ранее заключенного договора, согласно п. 6 ст. 27, подпункта 31 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, пунктов 1, 4 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», он, как арендатор указанного земельного участка, использующий его без нарушений законодательства РФ, вправе заключить новый договор аренды земельного участка без проведения торгов.
Административный истец и его представитель, а также представитель административного ответчика в суд не явились, не просили отложить рассмотрение дела.
В связи с указанным, на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Исследовав материалы, суд полагает административные исковые требования Кишуева О.Х. обоснованными и подлежащими удовлетворению по нижеследующим основаниям.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, _____г. между местной администрацией Черекского муниципального района КБР (арендодатель) и Кишуевым О.Х. (арендатор) заключен договор № аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения (пашня) сроком на 7 лет, с кадастровым номером №, площадью 20 005 кв.м., вид разрешенного использования - для производства сельскохозяйственной продукции, расположенного в *****. Договор аренды зарегистрирован Управлением Росреестра по КБР _____г..
Обстоятельства, связанные с заключением данного договора аренды земельного участка, его регистрации и передачи арендованного земельного участка арендатору, сторонами не оспариваются.
До истечения срока действия договора аренды, то есть до _____г., Кишуев О.Х. _____г. обратился к арендодателю (местной администрации Черекского муниципального района КБР) с письменным заявлением, в котором просил заключить с ним без проведения торгов договор аренды данного земельного участка сроком на 25 лет, приложив к заявлению выписку из ЕГРН на земельный участок и копию паспорта.
На данное заявление Кишуев О.Х. получил письменный ответ № от _____г. за подписью первого заместителя главы местной администрации Черекского муниципального района, из которого следует, что по окончании срока действия договора аренды от _____г., вопрос о заключении нового договора аренды будет рассмотрен в соответствии с действующим законодательством.
Довод административного истца о том, что до настоящего времени в его адрес уведомление о заключении договора аренды и проект договора аренды для его подписания не направлен, административным ответчиком не опровергнут.
В соответствии со ст. 606, ч. 1 и ч. 3 ст. 610 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Договор аренды заключается на срок, определенный договором. Законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества.
Согласно ч. 2 ст. 621 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора.
В соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ).
Согласно п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Подпунктом 31 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
По смыслу приведенных норм лицо, осуществляющее сельскохозяйственное производство, имеет право на заключение договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов при наличии следующих условий: он пользуется участком на основании договора аренды, участок используется им надлежащим образом в соответствии с его целевым назначением и заявление подано до истечении срока действующего договора аренды.
На основании изложенного, учитывая, что подпункт 31 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ предусматривает самостоятельное основание для заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, выполнение совокупности условий, предусмотренных п. 4 ст. 39.6 ЗК РФ в данном случаи не требуется.
Из утвержденного приказом Минэкономразвития России от _____г.№ перечня документов, подтверждающих право на приобретение земельного участка в названном порядке, заявитель должен представить только документы, подтверждающие использование земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Остальные документы, в том числе кадастровый паспорт (кадастровая выписка) земельного участка, выписка из Единого государственного реестра прав о правах на него или уведомление об отсутствии таких сведений, выписки из Единых государственных реестров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, запрашиваются уполномоченным на распоряжение земельным органом посредством межведомственного информационного взаимодействия.
Согласно подпункту 3 п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, при наличии одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Оспариваемое Кишуевым О.Х. бездействие административного ответчика не связано с непредставлением административным истцом необходимых для заключения договора аренды документов.
Из материалов дела следует, что Кишуевым О.Х. соблюдены установленные законом условия для заключения с ним договора аренды земельного участка с кадастровым номером № без проведения торгов: Кишуев О.Х. обратился с заявлением о продлении договора аренды без торгов, до истечения срока действующего договора (до 30.01.2021), у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании им арендованного земельного участка.
На момент обращения с заявлением в адрес администрации Черекского муниципального района между сторонами существовали арендные отношения, надлежащее использование Кишуевым О.Х. арендованного земельного участка сельскохозяйственного назначения органом местного самоуправления не оспаривается.
При таких обстоятельствах указание административного ответчика в письме № от _____г. на то, что по окончании срока действия договора аренды от _____г. вопрос о заключении нового договора аренды будет рассмотрен в соответствии с действующим законодательством, не может быть признан судом как надлежащее обоснование отказа в удовлетворении заявления Кишуева О.Х. о заключении договора аренды земельного участка.
Органом местного самоуправления не представлены доказательствы использования спорного земельного участка с нарушением норм земельного законодательства, отсутствуют основания, предусмотренные ст. 39.16 ЗК РФ для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Указанное свидетельствует о неправомерном бездействии администрации Черекского муниципального района и нарушении прав и законных интересов Кишуева О.Х., выразившееся фактически в незаконном отказе в удовлетворении заявления административного истца о заключении с ним договора аренды земельного участка без проведения торгов.
При изложенных обстоятельствах, с учетом того, что стороны договора аренды не заявили о расторжении договора до окончания срока его действия, в том числе арендодателем по причине несвоевременного внесения арендных платежей; административный истец выразил желание заключить новый договор, обратившись к административному ответчику с соответствующим заявлением, суд считает, что оснований для отказа Кишуеву О.Х. в заключении с ним нового договора аренды данного земельного участка не имеется.
Кишуев О.Х., как добросовестный арендатор, использующий земельный участок по целевому назначению и получивший ранее земельный участок с несением бремени содержания имущества, имеет преимущественное право заключить новый договор аренды.
Согласно подпункта 11 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ, п. 3 ст. 9 вышеуказанного Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от трех до сорока девяти лет в случае предоставления земельного участка для сельскохозяйственного производства, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 12 настоящего пункта. При этом заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов срок этого договора устанавливается по выбору арендатора с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи (пункт 12 статьи 39.8 ЗК РФ).
В связи с указанным, требования Кишуева О.Х. о признании незаконным бездействие местной администрации Черекского муниципального района КБР, выразившееся в не заключении с ним нового договора аренды земельного участка с кадастровым номером № и о возложении на местную администрацию Черекского муниципального района КБР обязанности заключить с ним договор аренды данного земельного участка сроком на 25 лет, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Согласно положений пункта 5 ст. 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ.
В порядке устранения допущенных административным ответчиком нарушений, суд считает необходимым обязать местную администрацию Черекского муниципального района КБР подготовить проект договора аренды спорного земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № в трех экземплярах, подписать их и направить для подписания в адрес Кишуева О.Х.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 177-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Кишуева О.Х. к местной администрации Черекского муниципального района КБР удовлетворить.
Признать незаконным бездействие местной администрации Черекского муниципального района КБР, выразившееся в не заключении с Кишуевым О.Х. договора аренды земельного участка с кадастровым номером №.
Обязать местную администрацию Черекского муниципального района КБР заключить с Кишуевым О.Х. договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, общей площадью 20005 кв.м с кадастровым номером №, расположенного в *****, для сельскохозяйственного использования, без проведения торгов сроком на 25 (двадцать пять) лет.
Возложить на местную администрацию Черекского муниципального района КБР обязанность в течение десяти дней с момента вступления настоящего решения в законную силу направить Кишуеву О.Х. для подписания три экземпляра подписанных уполномоченным на подписание договоров аренды должностным лицом местной администрации Черекского муниципального района проекта нового договора аренды вышеуказанного земельного участка сроком на 25 лет.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда КБР в течение одного месяца со дня составления решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательное форме изготовлено 14 апреля 2021 года.
Председательствующий - Х.К.Чочуев