Дело № 2а-220/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Йошкар-Ола 19 января 2021 года
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл:
в составе председательствующего судьи Порфирьевой И.В.,
при секретаре Елымбаевой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению архитектуры и градостроительства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о признании незаконным решения об отказе в присвоении объекту адреса и возложении обязанности по принятию решения об удовлетворении требований о присвоении объекту недвижимости адреса,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился с административным иском к Управлению архитектуры и градостроительства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», в котором просил признать незаконным решение административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в присвоении объекту адресации адреса и обязать административного ответчика принять решение об удовлетворении требования о присвоении вновь построенному многоквартирному дому, расположенному на земельном участке с кадастровым номером №, адреса: <адрес>
Административный иск мотивирован тем, что истцу принадлежит на праве собственности квартира № №, расположенная в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> Дом в настоящее время состоит из старой 5-этажной части и новой 11-этажной части. 5-этажная часть дома на пл. Революции состоит из двух подъездов, была принята в эксплуатацию в № году. ДД.ММ.ГГГГ было принято постановление № администрации г. Йошкар-Олы о месте размещения строительства нового жилого дома переменной этажности на земельном участке по <адрес>, то есть рядом с домом №<адрес>. Первая очередь этого нового дома, состоящая из № квартир, была принята в эксплуатацию в № году, имеет в настоящее время адрес: <адрес>. В 2006 году разрешение на строительство было продлено и было начато строительство 2-й очереди. При проектировании второй очереди дома и в течение всего периода строительства с 2006 года по декабрь 2019 года во всех проектных и разрешительных документах указывался адрес 2-й очереди дома: <адрес>. Однако распоряжением Управления архитектуры и градостроительства администрации ГО «Город Йошкар-Ола» от ДД.ММ.ГГГГ вновь построенному (реконструированному) многоквартирному дому был присвоен тот же адрес как и соседнему пятиэтажному дому № года постройки: <адрес>, то есть в результате этого решения старая 5-этажная и новая 11-этажная постройки превратились в единый дом в составе 4 подъездов и 106 квартир, а также нежилых помещений. Основанием для такого решения послужило то, что вновь встроенная 2-я очередь дома в западной части примыкает к дому №. Но при этом старый дом и вновь построенное здание имеют свои обособленные земельные участки с кадастровыми номерами.
Административный истец как избранный собранием собственников помещений уполномоченный представитель, в соответствии с п. 29 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2014 года № 1221, обратился ДД.ММ.ГГГГ к административному ответчику с заявлением о присвоении нового адреса 11-ти этажной части дома. Решением административного ответчика ему было отказано в удовлетворении данного заявления.
Не согласившись с данным отказом, ФИО1 обратился с вышеуказанными административным иском в суд.
Административный истец ФИО1, его представитель ФИО2 в судебном заседании административный иск поддержали, просили его удовлетворить.
Представитель административного ответчика Управления архитектуры и градостроительства администрации ГО «Город Йошкар-Ола» ФИО3 в судебном заседании с административным иском не согласилась, считает, что оснований для его удовлетворения у суда не имеется. Суду представлен отзыв на иск, пояснения даны аналогично изложенному в нем.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по РМЭ в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен своевременно и надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч 1. ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, ФИО1. обратился в Управление с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ (вх. №) об изменении адреса объекта регистрации (переадресации) в отношении объекта адресации «Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> а также об аннулировании адресов объектов адресации: земельных участков с кадастровыми номерами №
Решением Управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса отказано в присвоении адреса объекту адресации - части многоквартирного дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, земельному участку с кадастровым номером № на основании:
1) п.п. «г» п. 40 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 № 1221 (далее - Правила): отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в:
пункте 5 (заявление о присвоении адреса подано в отношении части здания),
пункте 8 (не представлены результаты выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком объекте недвижимости),
пункте 9 (при присвоении адресов зданиям, такие адреса должны соответствовать адресам земельных участков, в границах которых расположены соответствующие здания),
пункте 14 (аннулирование адреса объекта адресации осуществляется в случаях: а) прекращения существования объекта адресации и (или) снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимости, являющегося объектом адресации; б) исключения из Единого государственного реестра недвижимости указанных в части 7 статьи 72 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» сведений об объекте недвижимости, являющемся объектом адресации; в) присвоения объекту адресации нового адреса;
пункте 15 (аннулирование адреса объекта адресации в случае прекращения существования объекта адресации осуществляется после снятия объекта недвижимости, являющегося этим объектом адресации, с государственного кадастрового учета);
пункте 17 (аннулирование адресов объектов адресации, являющихся преобразуемыми объектами недвижимости (за исключением объектов адресации, сохраняющихся в измененных границах), осуществляется после снятия с учета таких преобразуемых объектов недвижимости. Аннулирование и повторное присвоение адресов объектам адресации, являющимся преобразуемыми объектами недвижимости, которые после преобразования сохраняются в измененных границах, не производится);
2) п.2.18 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Присвоение адреса объекту адресации или аннулирование его адреса», утвержденного постановлением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 26 июня 2019 года №645 (далее - Регламента): с заявлением о присвоении объекту адресации адреса обратилось лицо, не указанное в пунктах 1.2 и 1.4 Регламента; отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в пунктах 5, 8 - 11 и 14 - 18 Правил.
Суд не соглашается с доводами административного истца в связи со следующим.
Согласно п. 5 Правил объектами адресации являются здание (строение, за исключением некапитального строения), в том числе строительство которого не завершено; сооружение (за исключением некапитального сооружения и линейного объекта), в том числе строительство которого не завершено; земельный участок (за исключением земельного участка, не относящегося к землям населенных пунктов и не предназначенного для размещения на них объектов капитального строительства); помещение, являющееся частью объекта капитального строительства; машино-место (за исключением машино-места, являющегося частью некапитального здания или сооружения).
Приказом Минфина России от 05 ноября 2015 года № 171н утвержден Перечень элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, элементов объектов адресации, типов зданий (сооружений), помещений, используемых в качестве реквизитов адреса, и Правил сокращенного наименования адресообразующих элементов (далее - Перечень).
Типы зданий (сооружений) согласно Перечню делятся на: дом; корпус; строение; шахта. Типы помещений делятся на: квартира; комната; офис; павильон; помещение; рабочий участок; склад; торговый зал; цех.
Согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» здание - это результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.
Согласно п. 14 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ помещение - это часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями.
Согласно п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Помещение, в том числе группа помещений, как самостоятельный объект капитального строительства Кодексом не определено. Однако, по смыслу ч. 4 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ помещение является частью объекта капитального строительства.
Установлено, что на основании заявления и предоставленных документов в соответствии со ст. 51 Градостроительного Кодекса администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола» застройщику ООО специализированному застройщику «ЛУЧ» было выдано разрешение на строительство №-RU№ от ДД.ММ.ГГГГ на реконструкцию незавершенного строительства - №-квартирного жилого дома со встроено-пристроенным блоком обслуживания по адресу: <адрес>
Реконструируемыми объектами капитального строительства являлись здание с кадастровым номером № и сооружение с кадастровым номером №, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами №, №
Здание, расположенное по адресу: <адрес> пристраиваемыми к нему помещениями находится на трех земельных участках с кадастровыми номерами №. Земельные участки поделены на три участка только после сдачи дома в эксплуатацию и присвоении дому адреса.
До этого момента многоквартирный жилой дом с кадастровым номером № был расположен на двух земельных участках: земельном участке с кадастровым номером №, имеющим адреса: <адрес>.
Как пояснила в судебном заседании представитель административного ответчика и это не оспаривается административным истцом, наименование объекта капитального строительства указано в соответствии с представленной застройщиком проектно-сметной документацией. Реконструируемому объекту капитального строительства с кадастровым номером № ранее адрес не присваивался.
Согласно представленной застройщиком копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, более 2/3 собственников помещений дали согласие на реконструкцию дома при строительстве 2-й очереди 148-квартирного жилого дома по адресу: <адрес>
Многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> введен в эксплуатацию, что подтверждается выданным администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола» на основании заявления и предоставленных документов в соответствии со ст. 55 Градостроительного Кодекса застройщику ООО специализированный застройщик «ЛУЧ» разрешением на ввод объекта в эксплуатацию № от ДД.ММ.ГГГГ.
Реконструированные объекты имеют общую стену, более того часть квартир расположена в обоих объектах капитального строительства, подвергшихся реконструкции.
При вынесении решения суд учитывает, что объект недвижимого имущества возможно считать самостоятельным объектом капитального строительства (зданием) при наличии обособленных несущих конструкций фундаментов, обособленных ограждающих конструкций стен и кровли, а также сетей инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения. В противном случае объект рассматривается как часть здания и, соответственно, не может являться самостоятельным объектом капитального строительства. Условное разделение конструктивно единого здания на несколько самостоятельных строений неправомерно.
В соответствии со статьями 133 и 133.1 Гражданского кодекса РФ, рассматриваемый дом является единым, так как раздел дома на части без его повреждения, разрушения не возможен, доказательства иного не представлены.
Таким образом, учитывая конструктивные особенности здания, расположенного по адресу: <адрес>, присвоение адресов частям вышеуказанного многоквартирного жилого дома как отдельным зданиям невозможно.
В соответствии с п.п. «а» п. 40 Правил в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано в случае, если с заявлением о присвоении объекту адресации адреса обратилось лицо, не указанное в п. 27 и 29 Правил.
Согласно п. 27 Правил заявление о присвоении объекту адресации адреса или об аннулировании его адреса (далее - заявление) подается собственником объекта адресации по собственной инициативе.
Согласно п. 29 Правил от имени собственников помещений в многоквартирном доме с заявлением вправе обратиться представитель таких собственников, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном законодательством Российской Федерации порядке решением общего собрания указанных собственников.
В соответствии с ч. 3 ст. 36 Жилищного кодекса РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме.
Согласно представленному протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> форме заочного голосования от ДД.ММ.ГГГГ, полномочия на обращение с заявлением о присвоении нового адреса новой реконструированной части многоквартирного дома и вновь образованным земельным участкам возложены на ФИО1 Согласно части 1 статьи 46 Жилищного кодекса РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
При этом представленный протокол не соответствует Требованиям к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядком направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор, утвержденным приказом Минстроя России от 28.01.2019 № 44/пр, таким образом, с заявлением обратилось лицо, надлежащим образом не уполномоченное на эти действия.
При этом решение о присвоении отдельного адреса новой реконструированной части многоквартирного дома (без учета жилых помещений, переданных собственникам квартир № и нежилого помещения №) - <адрес> а также о присвоении нового адреса земельному участку - <адрес>, и нового адреса земельному участку - <адрес> принято без согласия всех собственников помещений в данном доме, что противоречит ч. 3 ст. 36 Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, с заявлением о присвоении адреса обратилось лицо, не указанное в п. 27 и 29 Правил.
Согласно п.п. «г» п. 40 Правил в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано в случае, если отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в пунктах 5, 8-11 и 14-18 Правил.
Согласно сведениям Росреестра новая реконструированная часть многоквартирного дома (без учета жилых помещений, переданных собственникам квартир № и нежилого помещения №) как самостоятельный объект капитального строительства отсутствует.
При этом согласно сведениям Росреестра на кадастровом учете стоит единый объект капитального строительства - многоквартирный дом «Реконструкция №-квартирного жилого дома со встроено-пристроенным блоком обслуживания по адресу: <адрес> этажностью № общей площадью № кв.м с кадастровым номером №
Таким образом, в настоящее время отсутствует объект капитального строительства, в отношении которого поступало заявление о присвоении отдельного адреса. То есть, не выполнены условия п. 5 и п. 8 Правил.
Кроме того, не выполнены условия п. 9 Правил, согласно которым при присвоении адресов зданиям, сооружениям и объектам незавершенного строительства такие адреса должны соответствовать адресам земельных участков, в границах которых расположены соответствующие здания, сооружения и объекты незавершенного строительства.
В соответствии с п. 5 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Исходя из указанного принципа, для разделения рассматриваемого многоэтажного многоквартирного дома с кадастровым номером 12:05:0506008:954 на два самостоятельных (автономных) объекта необходимо присвоить разные адреса земельным участкам, на каждом из которых расположены отдельные объекты недвижимости.
При этом правом принятия решения о разделе существующего земельного участка обладает собственник данного участка, а собственник в рассматриваемом случае представлен множеством лиц - всеми собственниками квартир и иных помещений в существующем многоквартирном доме.
Согласно п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Таким образом, для разделения многоквартирного жилого дома необходимо волеизъявление всех собственников квартир и иных помещений в существующем многоквартирном доме
Как указывалось выше на момент сдачи дома в эксплуатацию и присвоении ему адреса, многоквартирный жилой дом с кадастровым номером № был расположен на двух земельных участках: земельном участке с кадастровым номером № и № имеющим адреса: <адрес>.
Исходя из вышеуказанных требований закона, присвоение отдельных адресов зданиям до присвоения отдельных адресов земельным участкам, на которых расположены эти здания, невозможно.
По смыслу положений ст. 218 КАС РФ требования административного истца должны быть направлены на устранение нарушения (угроз нарушений) его прав, свобод, законных интересов. Иск подан ФИО1 как физическим лицом – собственником одной из квартир в многоквартирном доме. Исходя из представленного протокола общего собрания собственников помещения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 избран в качестве представителя собственников помещений многоквартирного дома, уполномоченного на подачу заявления в орган местного самоуправления о присвоении нового адреса новой реконструированной части многоквартирного дома и вновь образованными земельными участками. При этом суд учитывает, что собственники жилых помещений старого дома в голосовании не участвовали. Таким образом, административный истец не выступает как представитель иных собственников. При этом им не представлены доказательства непосредственного нарушения (угрозы нарушения) его прав оспариваемым решением.
Учитывая вышеизложенное, административный иск ФИО1 не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению архитектуры и градостроительства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о признании незаконным решения об отказе в присвоении объекту адреса и возложении обязанности по принятию решения об удовлетворении требований о присвоении объекту недвижимости адреса, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья И.В. Порфирьева
Мотивированное решение составлено 26 января 2021 года