ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2210/18 от 23.11.2018 Северского районного суда (Краснодарский край)

к делу № 2а-2210/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 ноября 2018 года ст. Северская

Северский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего

Андреевой Е.А.,

при секретаре

ФИО2,

с участием представителя истца

ФИО3,

представившей удостоверение , ордер ,

представителя ответчика

ФИО4,

действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО5 к Министерству образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) о признании незаконным решения об отказе в перерасчете первичного и тестового баллов ЕГЭ, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

установил:

ФИО5 обратился в суд с административным иском к Министерству образования, науки и молодежной политики Краснодарского края о признании незаконным решения об отказе в перерасчете первичного и тестового баллов ЕГЭ, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, в котором просит признать незаконным решение Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в перерасчете первичного и тестового балла по предмету «литература», полученного по результатам сдачи досрочного ЕГЭ ДД.ММ.ГГГГ, обязать Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края произвести перерасчет между полученным ФИО5 первичным и тестовым баллом по предмету «литература» по результатам сданного ДД.ММ.ГГГГ досрочного ЕГЭ, рассчитав тестовый балл согласно действующей на момент сдачи ЕГЭ Таблице «Соответствие между первичными баллами и тестовыми баллами по всем учебным предметам по стобалльной системе оценивая», утвержденной Распоряжением Рособрнадзора от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в приложение 2 к методике определения минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, и минимального количества баллов единого государственного образования, необходимого для поступления в образовательные организации специалитета, утвержденной распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от ДД.ММ.ГГГГ». В обоснование заявленных требований административный истец указал о том, что ДД.ММ.ГГГГ он как выпускник прошлых лет досрочно сдал единый государственный экзамен по литературе. Согласно протоколу проверки результатов ЕГЭ, по результатам проверки им дано 25 верных ответов (первичный балл) и насчитано 44 тестовых балла по предмету «литература» по стобальной системе оценивания. Не согласившись с расчетом тестовых баллов, он подал апелляцию о несогласии с выставленными баллами по результатам экзамена по литературе в форме ЕГЭ, проведенного ДД.ММ.ГГГГ. Согласно выписки из протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания конфликтной комиссии Краснодарского края для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2018 году, его апелляция была отклонена. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края с жалобой о назначении проверки правильности расчета соответствия между полученным им первичным баллом и тестовым баллом по предмету «литература», и принятии мер к устранению допущенных нарушений, путем изменения выставленного тестового балла с 44 баллов до 57 баллов. Решением Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ, ему отказано в удовлетворении требований. Считает решение Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и подлежащим отмене. Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в приложение 2 к методике определения минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, и минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета, утвержденной распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от ДД.ММ.ГГГГ» утверждена таблица «Соответствие между первичными баллами и тестовыми баллами по всем учебным предметам по стобальной системе оценивания». Согласно указанной таблице при получении по предмету «литература» первичного балла 25, тестовый балл составляет 57 баллов. В соответствии с п. 55 Приказа Министерства образования и науки РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования» обработка бланков ЕГЭ осуществляется РЦОИ с использованием специальных аппаратно-программных средств. РЦОИ осуществляет обработку бланков ЕГЭ по всем учебным предметам. При этом РЦОИ обязан завершить обработку (включая проверку предметными комиссиями ответов на задания экзамеционной работы с развернутым ответом): бланков ЕГЭ по экзаменам, проведенным досрочно и в дополнительные сроки – не позднее трех календарных дней после проведения соответствующего экзамена. Следовательно, бланк по экзамену, который он сдал ДД.ММ.ГГГГ, должен быть обработан не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Несмотря на то, что он сдал ЕГЭ в период действия положений распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ, расчет тестового балла был произведен по таблице, утвержденной Распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от ДД.ММ.ГГГГ. В результате расчета тестового балла по таблице, которой на момент сдачи ЕГЭ фактически не существовало, его результат сдачи ЕГЭ существенно занижен. При подсчете тестового балла по таблице, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ, его результат составил: первичный балл – 44, вместо 57 баллов. Полагает, что применение методики расчета соответствия между первичными баллами и тестовыми баллами по стобальной системе оценивания, утвержденной спустя 12 дней после сдачи им ЕГЭ, недопустимо. Применение вновь утвержденной методики возможно только к вновь возникшим правоотношениям, то есть к расчетам результатов ЕГЭ выпускников 2018 года. В результате неправильного подсчета тестовых баллов он лишен возможности получить высшее образование, поскольку для поступления в организацию высшего образования ему не хватает одного балла. Указал, что о нарушенном праве ему стало известно ДД.ММ.ГГГГ из ответа Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края , поэтому срок для обращения в суд не пропущен.

Административный истец ФИО5 в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, его представитель ФИО3 в судебном заседании на удовлетворении административных исковых требований настаивала, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 был сдан ЕГЭ по литературе. По результатам проверки его экзамеционной работы выставлен первичный балл – 25, затем был произведен перерасчет первичного балла в тестовый, который составил 44 балла. На момент расчета баллов действовала таблица расчетов, утвержденная Распоряжением Рособрнадзора от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой тестовый балл должен составлять 57 баллов.

Представитель административного ответчика Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края ФИО4 в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласилась, представила письменный отзыв на иск, в котором указала, что Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края является органом исполнительной власти, который в целях подготовки к проведению ГИА по образовательным программам основного общего и среднего образования выполняет требования Рособрнадзора. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ были направлены в субъекты графики обработки экзамеционных работ досрочного этапа ГИА-11 в 2018 году, в соответствии с которым ГИА по «литературе» назначен на ДД.ММ.ГГГГ, обработка работ на региональном уровне установлена не позднее ДД.ММ.ГГГГ, далее обработка этих работ на федеральном уровне – ДД.ММ.ГГГГ, утверждение результатов ГИА-11 ГЭК – ДД.ММ.ГГГГ и дата официального объявления результатов на региональном уровне – ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ было утверждено Распоряжение Рособрнадзора «О внесении изменений в приложение 2 к методике определения минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, и минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программ специалитета, утвержденной распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от ДД.ММ.ГГГГ». Согласно п. 13 Порядка проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от ДД.ММ.ГГГГ, к функциям Рособрнадзора относятся организация разработки КИМ, а также организация централизованной проверки экзаменационных работ обучающихся, выполненных на основе КИМ. Согласно п. 59 Порядка, в рамках осуществления проверки экзаменационных работ обучающихся, выпускников прошлых лет предметные комиссии принимают к рассмотрению экзаменационные работы и осуществляют проверку ответов обучающихся, выпускников прошлых лет и их оценивание в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, разработка которых организуется Рособрнадзором. Изменение соответствия между первичным и тестовыми баллами по учебным предметам не относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ, т.е. министерства, которое не вправе изменить результат, выставленный РЦОИ. Министерство в соответствии с Порядком, доводит до сведения ГИА выставленный ГЭК.

Представитель административного ответчика Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв на иск, в котором указал, что Рособрнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регламентации образовательной деятельности, функции по контролю и надзору в сфере образования и науки, функции по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, по предоставлению государственных услуг в рамках полномочий установленных Положением о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 66 Порядка, централизованная проверка включает в себя определение первичных баллов ЕГЭ (сумма балов за правильно выполненные задания экзаменационной работы), а также перевод первичных баллов ЕГЭ (за исключением ЕГЭ по математике базового уровня) в стобальную систему оценивания. В целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного стандарта или образовательного стандарта по общеобразовательным предметам, распоряжением Рособрнадзора от ДД.ММ.ГГГГ утверждена методика определения минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, и минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета. Использование данной методики обеспечивает преемственность результатов ЕГЭ текущего года по сравнению с прошлыми годами в условиях четырехлетнего срока действия результатов ЕГЭ. В соответствии с п. 19 Методики в случае изменения структуры и содержания в КИМ ЕГЭ по учебному предмету, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений» не позднее чем за две недели до начала ЕГЭ вносит предложения в комиссию по установлению соответствия между минимальными первичными баллами единого государственного экзамена и минимальными тестовыми баллами по каждому учебному предмету при определении минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета. Экзаменационная модель ЕГЭ 2018 года по литературе претерпела существенную переработку в части критериев оценивания выполнения заданий с развернутым ответом в сравнении с экзаменационной моделью 2017 года. В частности максимальный первичный балл за выполнение каждого из заданий 8 и 15 был увеличен с 4 в 2017 году до 6 в 2018 году, каждого из заданий 9 и 16 – с 4 в 2017 году до 10 в 2018 году. Максимальный первичный балл за выполнение всей экзаменационной работы ЕГЭ 2018 года составил 58 (в 2017 года – 42). Поскольку установленное в 2017 году соответствие первичных баллов ЕГЭ и тестовых баллов по литературе неприменимо к экзаменационной модели 2018 года (в 2017 году устанавливалось соответствие 42 первичных баллов 100 тестовым, в 2018 требовалось установить соответствие 58 первичных баллов 100 тестовым), протоколом комиссии от ДД.ММ.ГГГГ/пр было установлено иное соответствие. Таким образом, комиссией ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об изменении соответствия между первичными баллами ЕГЭ и тестовыми баллами ЕГЭ по литературе в соответствии с экзаменационной моделью ЕГЭ по литературе 2018 года. Распоряжением Рособрнадзора от ДД.ММ.ГГГГ перечисленные изменения были утверждены. Утверждение результатов осуществлялось в соответствии с новыми изменениями соответствия между первичными баллами и тестовыми баллами ЕГЭ по литературе и применялось ко всем участникам ЕГЭ как досрочного, так и основного периодов. В связи с чем, просил в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста заместитель начальника отдела обеспечения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования ГКУ Краснодарского края «Центр оценки качества образования» ФИО1 пояснил, что основным документом, согласно которому производится оценка развернутых ответов учащихся при сдаче ЕГЭ является порядок, утвержденный Приказом от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п. 13 Порядка, Рособрнадзор разрабатывает критерии оценивания и направляет их в ГЭК. В соответствии с п. 14 того же порядка, орган исполнительной власти обеспечивает обработку и проверку экзаменационных работ, которая включает в себя проверку предметными комиссиями ответов на задания. При этом экзаменационная комиссия проверяет только часть работы - задания с развернутыми ответами. Согласно пункту 59 Порядка, предметная комиссия осуществляет проверку ответов, в соответствии с критериями оценивания разработанными Рособрнадзор. Согласно п. 65, по завершению обработки и проверки, работы направляются в уполномоченную организацию – Рособрнадзор. После получения указанных данных из всех субъектов Российской Федерации, уполномоченная организация (Рособрнадзор) обеспечивает проведение централизованной проверки экзаменационных работ ЕГЭ, которая согласно п. 66 Порядка, включает в себя сверку ответов обучающихся, выпускников прошлых лет на задания экзаменационной работы с кратким ответом с правильными ответами на данные задания, определение первичных баллов ЕГЭ, перевод первичных баллов ЕГЭ в стобалльную систему оценивания. Согласно п. 67 Порядка, по завершению проверки экзаменационных работ обучающихся, выпускников прошлых лет, в том числе получения от уполномоченной организации результатов централизованной проверки экзаменационных работ ЕГЭ, РЦОИ передает в соответствующие ГЭК данные о результатах ЕГЭ, а председатели предметных комиссий - данные о результатах ЕГЭ по каждому обучающемуся, выпускнику прошлых лет. Председатель ГЭК рассматривает результаты ГИА по каждому учебному предмету и принимает решение об их утверждении, изменении и (или) аннулировании. Однако, председатель ГЭК не имеет право переводить первичный балл в тестовый.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив в соответствии со ст. 84 КАС РФ представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Статьей 43 Конституции РФ устанавливается право каждого на образование (часть 1); на получение на конкурсной основе бесплатно высшего образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (часть 3).

В силу ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

Статьей 59 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы.

Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Формы государственной итоговой аттестации, порядок проведения такой аттестации по соответствующим образовательным программам различного уровня и в любых формах (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации), а также сроки проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования и продолжительность проведения экзаменов по каждому учебному предмету в рамках государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

Пунктами 1 и 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 N 594, действовавшем до 02.08.2018 года, предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования и науки.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет полномочия, в том числе по методическому обеспечению проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования; организации разработки контрольных измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования и критериев оценивания экзаменационных работ, выполненных на основе этих контрольных измерительных материалов, обеспечение этими контрольными измерительными материалами государственных экзаменационных комиссий; организации централизованной проверки экзаменационных работ обучающихся, выполненных на основе контрольных измерительных материалов, при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования; определению минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, и минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета.

Приказом Минобрнауки России от 10.11.2017 года № 1099 «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения единого государственного экзамена по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при его проведении в 2018 году» утверждено расписание проведения единого государственного экзамена в 2018 году, согласно которому проведение ЕГЭ по литературе назначено на 4 апреля.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 сдавался единый государственный экзамен по литературе. Согласно протоколу проверки результатов Единого государственного экзамена по предмету «литература», ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ, дано 25 верных ответов (первичный балл), что соответствует 44 тестовым баллам (Л.д. 10).

Поданная ФИО5 апелляция отклонена. В выписке из протокола конфликтной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ указано, что с учетом выполнения требований п. 87 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, до заседания конфликтной комиссии по рассмотрению апелляции о несогласии с выставленными баллами конфликтная комиссия установила правильность оценивания экзаменационной работы выпускника прошлых лет, подавшего апелляцию. Для этого к рассмотрению апелляции привлекались эксперты по соответствующему учебному предмету, ранее не проверявшие работу. В связи с отсутствием технических ошибок и предложений предметной комиссии о пересмотре баллов экзаменационной работы ФИО5 в сторону увеличения или уменьшения, апелляция отклонена, результат остался прежним (44 балла) (Л.д. 11 оборот).

Письмом Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ на обращение ФИО5 разъяснено, что изменение соответствия между первичными и тестовыми баллами по учебным предметам не относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ (Л.д. 7).

Формы проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, участников, сроки и продолжительность проведения ГИА, требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении ГИА, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению ГИА, порядок проверки экзаменационных работ, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов ГИА определены Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным Приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 13 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, Рособрнадзор осуществляет следующие функции в рамках проведения ГИА: организует разработку контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ, критериев оценивания экзаменационных работ, выполненных по этим КИМ, текстов, тем, заданий, билетов и критериев оценивания для проведения ГВЭ, в том числе создает комиссии по разработке КИМ по каждому учебному предмету, а также организует обеспечение указанными материалами ГЭК.

Согласно п. 53 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проверка экзаменационных работ ЕГЭ обучающихся, выпускников прошлых лет включает в себя: обработку бланков ЕГЭ; проверку ответов обучающихся, выпускников прошлых лет на задания экзаменационной работы, предусматривающие развернутый ответ; централизованную проверку экзаменационных работ.

Пунктом 55 Порядка предусмотрено, что обработка бланков ЕГЭ осуществляется РЦОИ с использованием специальных аппаратно-программных средств.

РЦОИ осуществляет обработку бланков ЕГЭ по всем учебным предметам. При этом РЦОИ обязан завершить обработку (включая проверку предметными комиссиями ответов на задания экзаменационной работы с развернутым ответом), в том числе бланков ЕГЭ по экзаменам, проведенным досрочно и в дополнительные сроки, - не позднее трех календарных дней после проведения соответствующего экзамена.

На основании п. 59 Порядка, в рамках осуществления проверки экзаменационных работ обучающихся, выпускников прошлых лет предметные комиссии: принимают к рассмотрению экзаменационные работы; осуществляют проверку ответов обучающихся, выпускников прошлых лет и их оценивание в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, разработка которых организуется Рособрнадзором.

В соответствии с п. 65 Порядка, непосредственно по завершении обработки и проверки экзаменационных работ ЕГЭ РЦОИ направляет в уполномоченную организацию результаты обработки и проверки ответов экзаменационных работ ЕГЭ.

После получения указанных данных из всех субъектов Российской Федерации уполномоченная организация обеспечивает проведение централизованной проверки экзаменационных работ ЕГЭ.

Согласно п. 66 Порядка, централизованная проверка включает в себя: организацию межрегиональной перекрестной проверки, перепроверки и межрегиональной перекрестной проверки в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами в случаях, установленных настоящим Порядком; сверку ответов обучающихся, выпускников прошлых лет на задания экзаменационной работы с кратким ответом с правильными ответами на данные задания; определение первичных баллов ЕГЭ (сумма баллов за правильно выполненные задания экзаменационной работы); перевод первичных баллов ЕГЭ (за исключением ЕГЭ по математике базового уровня) в стобалльную систему оценивания.

Централизованная проверка завершается не позднее чем через пять рабочих дней с момента получения результатов обработки бланков ЕГЭ, а также результатов проверки ответов на задания экзаменационной работы с развернутым ответом и устных ответов по иностранным языкам из всех субъектов Российской Федерации (за исключением централизованной проверки экзаменационных работ, направленных на перепроверку).

По завершении проведения централизованной проверки экзаменационных работ ЕГЭ уполномоченная организация обеспечивает передачу результатов ЕГЭ в РЦОИ.

В соответствии с п. 67 Порядка по завершении проверки экзаменационных работ обучающихся, выпускников прошлых лет, в том числе получения от уполномоченной организации результатов централизованной проверки экзаменационных работ ЕГЭ, РЦОИ, уполномоченная организация передает в соответствующие ГЭК данные о результатах ЕГЭ, а председатели предметных комиссий - данные о результатах ГВЭ по каждому обучающемуся, выпускнику прошлых лет.

Председатель ГЭК рассматривает результаты ГИА по каждому учебному предмету и принимает решение об их утверждении, изменении и (или) аннулировании.

Пунктом 2 Приказа Рособрнадзора от 18.11.2016 года № 1967 «Об определении минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, и минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета» определено минимальное количество баллов единого государственного экзамена по стобалльной системе оценивания, необходимое для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета, составляющее по предмету «литература» - 32 балла.

Распоряжением Рособрнадзора от 30.12.2016 года 3422-10 (ред. от 16.04.2018) утверждена Методика определения минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, и минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета.

В соответствии с п. 3 Методики, первичный балл - это предварительный балл единого государственного экзамена, который получается путем суммирования оценок за выполнение каждого задания экзаменационной работы на основе спецификации контрольных измерительных материалов ЕГЭ; тестовый балл - это окончательный балл по результатам ЕГЭ, который выставляется по стобалльной или пятибалльной системе оценивания в результате процедуры, учитывающей все статистические материалы, полученные в рамках проведения ЕГЭ данного года.

Пунктами 8 и 9 Методики предусмотрено, что каждое выполненное задание ЕГЭ оценивается количеством баллов от 1 до 24. Минимальный первичный балл свидетельствует об усвоении участником экзамена основных знаний и приобретенных умений по соответствующему учебному предмету. Максимальное количество первичных баллов за все задания КИМ по разным предметам находится в диапазоне от 32 до 100.

Первичные баллы ЕГЭ по каждому учебному предмету переводятся в тестовые согласно алгоритму установления соответствия первичных и тестовых баллов (Приложение 1 к Методике). Минимальные первичные баллы соответствуют минимальным тестовым баллам по стобалльной системе оценивания.

В соответствии с п. 14 и 15 Методики, в условиях четырехлетнего периода действия результатов ЕГЭ минимальное количество тестовых баллов по предметам ЕГЭ устанавливается равным значениям предыдущего года для всех предметов, по которым проводился ЕГЭ. В случае отсутствия изменений структуры и содержания в контрольных измерительных материалах ЕГЭ по учебному предмету, а также соответствия результатов ЕГЭ текущего года по этому учебному предмету результатам ЕГЭ предыдущего года минимальное количество баллов, соответствующее минимальному тестовому баллу по предмету ЕГЭ, устанавливается равным значению предыдущего года. В иных случаях значение минимального первичного балла, соответствующего минимальному тестовому баллу, корректируется на 1 - 5 баллов.

В таблице 3 Приложения 2 к Методике представлено соответствие между минимальными первичными баллами и тестовыми баллами ЕГЭ по всем учебным предметам по стобалльной системе оценивания (п. 17).

Согласно п. 19 Методики, в случае изменений структуры и содержания в КИМ ЕГЭ по учебному предмету ФГБНУ «ФИПИ» в соответствии с настоящей Методикой не позднее чем за две недели до начала ЕГЭ вносит предложения в комиссию по установлению соответствия между минимальными первичными баллами единого государственного экзамена и минимальными тестовыми баллами по каждому учебному предмету при определении минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета.

В соответствии с протоколом /пр от ДД.ММ.ГГГГ комиссии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по установлению соответствия между минимальными первичными баллами единого государственного экзамена и минимальными тестовыми баллами по каждому учебному предмету при определении минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, и минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в 2018 году рассмотрен вопрос о соответствии между первичными баллами ЕГЭ и тестовыми баллами ЕГЭ по литературе, необходимыми для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в 2018 году, комиссией рассмотрен вопрос о соответствии между первичными баллами ЕГЭ и тестовыми балами ЕГЭ по литературе, необходимыми для поступления в образовательные организации высшего образования по обучению по программам бакалавриата и программам специалитета. Для построения шкалы в качестве соотношения второго граничного первичного и тестового балла выбрано 50/73 (в 2017 г. – 36/73). Принято решение установить соответствие первичных баллов ЕГЭ и тестовых баллов ЕГЭ по литературе в 2018 году согласно приложению 3. (Л.д. 79-92).

Суд не может согласиться с доводами административного истца о том, что единый государственный экзамен по литературе сдан им в период действия распоряжения Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от ДД.ММ.ГГГГ, и соответственно оценивание результатов экзамена должно быть в соответствии с указанным Распоряжением, так как они основаны на неверном толковании права.

Распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пунктами 15, 19 методики определения минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, и минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета, утвержденной распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от ДД.ММ.ГГГГ, с изменениями, внесенными распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от ДД.ММ.ГГГГ, протоколами заседания комиссии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по установлению соответствия между минимальными первичными баллами единого государственного экзамена и минимальными тестовыми баллами по каждому учебному предмету при определении минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, и минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в 2018 году, внесены изменения в приложение 2 к методике определения минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, и минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета, утвержденной распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от ДД.ММ.ГГГГ. Установлено соответствие между минимальными первичными баллами и минимальными тестовыми баллами по учебным предметам по стобальной системе оценивания, подтверждающими освоение образовательной программы среднего общего образования по всем общеобразовательным предметам, и необходимое для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета, которое по предмету литература составляет 15 – минимальный первичный балл, 32 – минимальный тестовый балл (приложением к распоряжению Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от ДД.ММ.ГГГГ), а согласно приложению к указанному распоряжению, первичный балл по предмету литература равный 25, соответствует тестовому баллу – 44 по стобальной системе оценивания (Л.д. 93-99).

Принимая во внимание то обстоятельство, что контрольные измерительные материалы (КИМ) для проведения ЕГЭ по литературе в 2018 году были изменены по сравнению с 2017 годом, в связи с чем была изменена система оценивания всех заданий с развернутым ответом и увеличился первичный балл с 42 до 58, а ФИО5, как выпускник прошлых лет, проходил государственную итоговую аттестацию в форме ЕГЭ по предмету литература в 2018 году, при этом правильность выставления первичного балла (суммы баллов за верно выполненные задания экзаменационной работы) ФИО5 не оспаривается, суд приходит к выводу, что административными ответчиками верно определено соответствие между первичным и тестовым балом, в связи с чем оснований к удовлетворению административных исковых требований не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО5 к Министерству образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) о признании незаконным решения об отказе в перерасчете первичного и тестового баллов ЕГЭ, возложении обязанности устранить допущенные нарушения - отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд Краснодарского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 28.11.2018 года.

Председательствующий Е.А. Андреева