Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 октября 2016 года <адрес>
Каспийский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Клиндухова В.А.,
с участием старшего помощника прокурора <адрес> – Исаева М.Р.,
представителя Администрации ГО «<адрес>» - ФИО1,
представителя ООО НПО «ЮгСтройСервис» - ФИО2,
при ведении протокола судебного заседания ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> в защиту интересов муниципального образования ГО «<адрес>» и неопределённого круга лиц к Администрации ГО «<адрес>» о признании незаконными разрешений №, № на строительство высотных многоквартирных жилых домов на земельном участке с кадастровым номером № в МКР №<адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в суд в защиту интересов муниципального образования ГО «<адрес>» и неопределённого круга лиц к Администрации ГО «<адрес>» о признании незаконными разрешений №№ на строительство высотных многоквартирных жилых домов на земельном участке с кадастровым номером № в МКР №<адрес>.
В обосновании административного иска указано, что письмом заместителя администрации городского округа «<адрес>» №-п от 24.08.2016г. по результатам рассмотрения протеста прокурора от 04.08.2016г. на имя главы городского округа на предмет отмены разрешений № от 17.02.2015г. и № от 28.06.2016г. на строительство высотных многоквартирных жилых домов на земельном участке с кадастровым номером №, сообщено о предстоящем вынесении постановления об отмене первого из указанных разрешений и правомерности и обоснованности второго разрешения.
Сопроводительным письмом администрации №-п от 20.05.2016г., поступившим в прокуратуру города 24.05.2016г., в прокуратуру направлены разрешение на строительство № от 17.02.2015г. (срок действия до 17.02.2018г.) и положительное заключение № на объект капитального строительства «16 этажное жилое здание (поз.41, 42) в МКР №<адрес>», утвержденное ДД.ММ.ГГГГ ООО «Центр экспертизы и надзора строительства».
В связи с отсутствием документов, подтверждающих права застройщика на земельный участок, из администрации дополнительно истребованы упомянутые документы, которые поступили в прокуратуру 28.06.2016г. сопроводительным письмом администрации №-п от ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено наличие на искомом земельном участке еще одного возводимого тем же застройщиком объекта капитального строительства, сведения о котором в первоначально поступивших из администрации документах отсутствовали.
Сопроводительным письмом администрации №-п от 27.06.2016г. в прокуратуру поступила копия «договора о перечне (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности к третьему лицу» от 17.11.2011г. без номера. Согласно последнему (п.1.1) ООО «ЮСС» принимает права и обязанности арендатора земельного участка площадью 40000кв.м. с кадастровым номером № по договору аренды земельного участка № от 27.07.2011г., заключенному между «Управлением имущественных и земельных отношений администрации городской округ «<адрес>» и ФИО4 сроком на 5 лет.
Из содержания данного договора (п.1 раздела 8) следует, что он действует до ДД.ММ.ГГГГ. Соответственно, в силу требований п.16 ст.1, ч.5 ст.51 ГрК РФ, разрешение на строительство № от 17.02.2015г. (срок действия до 17.02.2018г.) выдано заведомо незаконно.
Более того, по результатам проведенной прокуратурой проверки установлено, что указанный выше договор аренды № от 27.07.2011г. был расторгнут 23.05.2016г., то есть за месяц до направления администрацией копии данного договора в прокуратуру.
В соответствии с «соглашением о расторжении договора аренды земельного участка № от 27.07.2011г.», заключенным 23.05.2016г. между Управлением имущественных отношений администрации и ООО «ЮСС», указанный договор расторгнут (п.1); все обязательства сторон по договору прекращаются с момента его расторжения и возврата арендованного земельного участка по акту приема-передачи (п.2); возврат арендованного земельного участка производится по акту приема-передачи в течение 5-ти дней с момента подписания соглашения (п.3); соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами (п.4).
Распоряжением администрации №-р от 16.05.2016г. «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых из земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, МКР №» на основании заявления директора ООО «ЮСС» из земельного участка с кадастровым номером № образованы земельные участки площадями 36222 кв.м., 3182 кв.м. и 600 кв.м. (п.1).
Распоряжением администрации №-р от 14.06.2016г. «Об утверждении схемы расположения земельные участков на кадастровом плане территории, образуемых из земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, МКР №» на основании письма директора ООО «ЮСС» образованы земельные участки площадью 3718 кв.м. и 32503 кв.м. из земельного участка с кадастровым номером № (п.1).
Постановлением администрации № от 20.06.2016г. «О заключении договора аренды земельного, участка с ООО НПО «ЮгСтройСервис» на земельный участок образованный, в результате раздела земельного участка и об отказе от земельного участка» на основании письма директора ООО «ЮСС» управлению имущественных отношений администрации предписано: заключить с ООО «ЮСС» договор аренды земельного участка площадью 32503,0 кв.м. с кадастровым номером №, «образованный из земельного участка с кадастровым номером 05:48:000019:538, на срок до 27.07.2016г., ранее установленный Договором аренды земельного участка № от 24.06.2016г.».
16.06.2016г. между управлением имущественных отношений администрации городского округа «<адрес>» и ООО «ЮСС» заключен договор аренды земельного участка № от 16.06.2016г., согласно которому ООО «ЮСС» предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 32503,0 кв.м. (п.1.1.) сроком до ДД.ММ.ГГГГ (п.2.1).
То есть договор № от 16.06.2016г, заключен на 1 месяц.
Несмотря на это (договор заключен на срок менее 1 года), в п.п.2.2, 4.4.5 договора, в нарушение требований п.2 ст.26 Земельного кодекса РФ указывается, что данный договор необходимо зарегистрировать в органах государственной регистрации в течение 1 (одного) месяца, в п.3.1 - на размер арендной платы за год, в п.3.2 - на внесение арендной платы ежеквартально, в п.4.3.2. - на преимущественное право арендатора на заключение договора аренды на новый срок «по письменному заявлению, направленному Арендодателю не позднее, чем за 3 (три) месяца до истечения срока действия Договора», в п.4.4.6 - на обязанность арендатора «письменно сообщить арендодателю не позднее, чем за 3 (три) месяца о предстоящем освобождении Участка, как в связи с окончанием срока действия договора, так и при досрочном его освобождении».
Начальником отдела строительства и архитектуры администрации 28.6.2016г. ООО «ЮСС» дополнительно к имеющемуся у последнего разрешению № от 17.02.2015г. (срок действия до 17.02.2018г.) выдано разрешение № (срок действия до 28.07.2016г.) на строительство 9-этажных многоквартирных жилых домов по адресу: <адрес>, МКР №,-позиции 50-59.
То есть, разрешение на строительство 9-этажного дома выдано сроком на 1 месяц, что является прямым нарушением требований п.16 ст.1 и ч.ч.1, 19 ст.51 ГрК РФ. Пунктом 16 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено: «застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта».
Поскольку срок действия договора аренды № от 16.06.2016г. истек 27.07.2016г., соответственно с этой даты ООО«ЮСС» не владеет искомым земельным участком, предоставленным ему для строительства двух объектов капитального строительства - 16-этажного жилого здания по адресу: <адрес>, МКР №, поз. 41, 42 и 9-этажного многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, МКР №, позиции 50-59. Потому в силу требований п.16 ст.1 ГрК РФ-общество, не будучи арендатором, не является также и застройщиком.
В ответе на протест содержатся заведомо несостоятельные, игнорирующие требования ч.20 ст.51 ГрК РФ доводы о том, что разрешение на строительство № «является продлением ранее выданного разрешения на строительство № от 14.03.2014г.». По существу конкретно указанных в протесте нарушений закона какие-либо доводы не отсутствуют, незаконный характер разрешения № от 17.02.2015г. подтверждается.
Согласно договору № от 16.06.2016г. аренды земельного участка с кадастровым номером №, заключенному между администрацией и ООО НПО «ЮСС», данный участок имеет общую площадь 32503,0 кв.метров.
То есть, указанная в разрешении № от 17.02.2015г. площадь земельного участка 40000 кв.м. является заведомо недостоверной.
Особо следует отметить тот факт, что заведомо недостоверной является и указанная в графе 4 разрешения, № этажность возводимого объекта: «Количество этажей 10».
В графе 2 того же разрешения «Наименование объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией» - указано «9- этажный многоквартирный жилой дом».
В разрешении № от 14.03.2014г. (срок действия до 31.05.2015г., продлено до 01.02.2016г.), взамен которого, как утверждается в ответе администрации №-п от 24.08.2016г, якобы, выдано разрешение №, также указано, что оно выдано на строительство «9-ти этажного многоквартирного жилого дома».
В положительном заключении № от 27.02.2012г., утвержденном ООО «ДЦН. экспертизы», которое указано в графе 2 разрешения №, указано, что оно выдано на проект «строительства 9-ти этажных многоквартирных жилых домов в МКР-8 в <адрес>, поз.50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59».
Согласно разрешению № от 17.02.2015г. и разделу 3.2 положительного заключения № от 08.10.2015г., выданному ООО «Центр экспертизы и надзора строительства», общая площадь 16- этажного жилого здания составляет 24558,07 кв.метров.
Как следует из положительного заключения № от 27.02.2012г., утвержденного ООО «ДЦН экспертизы», общая площадь 9- этажных домов составляет 56116,47 кв.метров.
Площадь земельного участка с кадастровым номером 05:48:000019:539, как указано выше, составляет 32503,0 кв.метров.
Соответственно, коэффициент плотности застройки составляет - 4,4(24558,07+56116,47=80674,54. кв.м.; 80674,54 кв.м., 32503,0 кв.м. =2,48), что превышает обязательный норматив (1,2) более чем в 2 раза.
В указанном выше СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений в примечании к п.2.7 указано: «Для городов, расположенных в районах сейсмичностью 7-9 баллов, как правило, следует применять одно-, двухсекционные жилые здания высотой не более 4 этажей, а также малоэтажную застройку с приусадебными и приквартирными участками. Размещение и этажность жилых и общественных зданий необходимо предусматривать с учетом требований СНиП II-7-8I*.
Пунктом 3.3 "СНиП II-7-8I*. Строительство в сейсмических районах" установлено: «1.4*. Определение сейсмичности площадки строительства следует производить на основании сейсмического микрорайонирования.
Достоверность указанной в обоих заключениях сейсмичности участка, определяемой в результате работ по сейсмическому микрорайонированию, документально не подтверждена.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес>Исаева М.Р. просил административный иск прокурора удовлетворить по основаниям изложенным в исковом заявлении.
Представитель Администрации ГО «<адрес>» ФИО1 просил в удовлетворении требований отказать, указывая на то, что разрешение на строительство выдано в соответствии с действующим законодательством.
Представитель ООО НПО «ЮСС» ФИО2 просил в удовлетворении административного иска отказать, указывая на то, что в административном исковом заявлении прокурора содержат ссылки на СниП утратившие юридическую силу и неправильно произведен расчет плотности застройки.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 15 Конституции Российской Федерации установлено: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации» (ч.1). «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» (ч.2).
Согласно п.1 ст.263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п.2 ст.260).
Согласно ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (подпункт 2 п.1 ст.40).
Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности установлены Градостроительным кодексом РФ (ГрК РФ), в соответствии с которым (ст.2) законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в числе прочих, на принципе осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов (п.7). Федеральным законом от 30.12.2009г. №384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено (ст.6): «Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона» (ч.1). «Национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный в части 1 настоящей статьи перечень, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями» (ч.4).
Судом установлено и материалами административного дела подтверждается, что письмом заместителя администрации городского округа «<адрес>» №-п от 24.08.2016г. по результатам рассмотрения протеста прокурора от 04.08.2016г. на имя главы городского округа на предмет отмены разрешений № от ДД.ММ.ГГГГ и № от 28.06.2016г. на строительство высотных многоквартирных жилых домов на земельном участке с кадастровым номером №, сообщено о предстоящем вынесении постановления об отмене первого из указанных разрешений и правомерности и обоснованности второго разрешения.
Сопроводительным письмом администрации №-п от 20.05.2016г., поступившим в прокуратуру города ДД.ММ.ГГГГ, в прокуратуру направлены разрешение на строительство № 17.02.2015г. (срок действия до 17.02.2018г.) и положительное заключение № на объект капитального строительства «16 этажное жилое здание (поз. 41, 42) в МКР №<адрес>», утвержденное 08.10.2014г. ООО «Центр экспертизы и надзора строительства».
Сопроводительным письмом администрации №-п от 27.06.2016г. в прокуратуру поступила копия «договора о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности к третьему лицу» от 17.11.2011г. Согласно последнему (п. 1.1) ООО «ЮСС» принимает права и обязанности арендатора земельного участка площадью 40000 кв.м. с кадастровым номером № по договору аренды земельного участка № от 27.07.2011г., заключенному между «Управлением имущественных и земельных отношений администрации городской округ «<адрес>» и ФИО4 сроком на 5 лет.
Распоряжением администрации №-р от 16.05.2016г. «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых из земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, МКР №» на основании заявления директора ООО «ЮСС» из земельного участка с кадастровым номером № образованы земельные участки площадями 36222 кв.м., 3182 кв.м. и 600 кв.м. (п.1).
Распоряжением администрации №-р от 14.06.2016г. «Об утверждении схемы расположения земельные участков на кадастровом плане территории, образуемых из земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, МКР №» на основании письма директора ООО «ЮСС» образованы земельные участки площадью 3718 кв.м. и 32503 кв.м. из земельного участка с кадастровым номером № (п.1).
Постановлением администрации № от 20.06.2016г. «О заключении договора аренды земельного, участка с ООО НПО «ЮгСтройСервис» на земельный участок образованный, в результате раздела земельного участка и об отказе от земельного участка» на основании письма директора ООО «ЮСС» управлению имущественных отношений администрации предписано: заключить с ООО «ЮСС» договор аренды земельного участка площадью 32503,0 кв.м. с кадастровым номером №, «образованный из земельного участка с кадастровым номером №, на срок до 27.07.2016г., ранее установленный Договором аренды земельного участка № от 24.06.2016г.».
16.06.2016г. между управлением имущественных отношений администрации городского округа «<адрес>» и ООО «ЮСС» заключен договор аренды земельного участка № от 16.06.2016г., согласно которому ООО «ЮСС» предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 32503,0 кв.м. (п.1.1.) сроком до ДД.ММ.ГГГГ (п.2.1).
Начальником отдела строительства и архитектуры администрации 28.06.2016г. ООО «ЮСС» дополнительно к имеющемуся у последнего разрешению № от ДД.ММ.ГГГГ (срок действия до 17.2.2018г.) выдано разрешение № (срок действия до 28.07.2016г.) на строительство 9-этажных многоквартирных жилых домов по адресу: <адрес>, МКР №,-позиции 50-59.
Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что разрешение на строительство 9-этажного дома выдано сроком на 1 месяц, что является прямым нарушением требований п.16 ст.1 и ч.ч.1, 19 ст.51 ГрК РФ. Пунктом 16 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено: «застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта».
В силу ст.51 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ выдаваемый застройщику.
Согласно ч.19 ст.51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства.
Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности установлены Градостроительным кодексом РФ (ГрК РФ), в соответствии с которым (ст.2) законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в числе прочих, на принципе осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов (п.7).
Федеральным законом от 30.12.2009г. №-Ф3 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено (ст.6): «Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона» (ч.1). «Национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный в части 1 настоящей статьи перечень, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями» (ч.4).
В соответствии с ч.1 ст.6 названного выше Федерального закона постановлением правительства РФ от 26.12.2014г. № «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" утвержден (п.1) названный Перечень, в том числе, Свод правил (актуализированных редакций СНиП) - СП 42.13330.2011 "СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (п.30 Сводов правил - актуализированных редакций СНиП).
В приложении «Г» (обязательное) к "СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" указано: «Для городских поселений плотность застройки участков территориальных зон следует принимать не более приведенной в таблице Г.1.».
В соответствии с таблицей коэффициент застройки многоквартирными многоэтажными жилыми домами составляет 0,4, а коэффициент плотности застройки - 1,2. При этом здесь же в таблице содержится разъяснение: «Основными показателями плотности застройки являются: коэффициент застройки - отношение площади, занятой под зданиями и сооружениями,. к площади участка (квартала); коэффициент плотности застройки - отношение площади всех этажей зданий и сооружений к площади участка (квартала)».
Вместе с тем, судом установлено, что указанные обязательные требования к предельному коэффициенту плотности застройки при выдаче оспариваемых разрешений полностью проигнорированы.
Приказом Минэкономразвития РФ от 30.09.2011г. № "Об утверждении Требований к определению площади здания, помещения" утверждены названные Требования, которыми установлено: «Площадь здания определяется как сумма площадей всех надземных и подземных этажей (включая технический, мансардный, цокольный)» (п.4).
Согласно договору № от 16.06.2016г. аренды земельного участка с кадастровым номером №, заключенному между администрацией и ООО НПО «ЮСС», данный участок имеет общую площадь 32503,0 кв.метров.
То есть, указанная в разрешении № № от 17.02.2015г. площадь земельного участка 40000 кв.м. является недостоверной.
В графе 2 того же разрешения «Наименование объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией» - указано «9- этажный многоквартирный жилой дом».
В разрешении № от 14.03.2014г. (срок действия до 31.05.2015г., продлено до 01.02.2016г.), взамен которого, как утверждается в ответе администрации №-п от 24.08.2016г, якобы, выдано разрешение №, также указано, что оно выдано на строительство «9-ти этажного многоквартирного жилого дома».
В положительном заключении № от 27.02.2012г., утвержденном ООО «ДЦН. экспертизы», которое указано в графе 2 разрешения №, указано, что оно выдано на проект «строительства 9-ти этажных многоквартирных жилых домов в МКР-8 в <адрес>, поз.50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59».
Согласно разрешению № RU 05305000-10 от 17.02.2015г. и разделу 3.2 положительного заключения № от 08.10.2015г., выданному ООО «Центр экспертизы и надзора строительства», общая площадь 16- этажного жилого здания составляет 24558,07 кв.метров.
Как следует из положительного заключения № от 27.02.2012г., утвержденного ООО «ДЦН экспертизы», общая площадь 9- этажных домов составляет 56116,47 кв.метров.
Площадь земельного участка с кадастровым номером 05:48:000019:539, как указано выше, составляет 32503,0 кв.метров.
Соответственно, коэффициент плотности застройки составляет - 4,4(24558,07+56116,47=80674,54. кв.м.; 80674,54 кв.м,: 32503,0 кв.м =2,48), что превышает обязательный норматив (1,2) более чем в 2 раза.
В "СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" в примечании к п.2.7 указано: «Для городов, расположенных в районах сейсмичностью 7 - 9 баллов, как правило, следует применять одно-, двухсекционные жилые здания высотой не более 4 этажей, а также малоэтажную застройку с приусадебными и приквартирными участками. Размещение и этажность жилых и общественных зданий необходимо предусматривать с учетом требований СНиП II-7-81* и СН 429-71».
Таким образом, на площадке сейсмичностью 8 баллов допускается возведение зданий с несущим рамным железобетонным каркасом с заполнением из штучной кладки высотой не более 23 метров (7 этажей).
Данные обязательные требования федерального законодательства также нарушены при выдаче оспариваемых разрешений, поскольку <адрес> согласно приложению Б (обязательное) к "СНиП II-7-81*. Строительство в сейсмических районах" отнесен к населенным пунктам РФ с сейсмической активностью 8-10 баллов.
Отмеченное выше подтверждает факт нарушения ответчиком установленных федеральным законодательством обязательных требований к строительству в сейсмических районах.
Доводы представителя ООО НПО «Югстройсервис» о том, что в административном исковом заявлении прокурора указан неправильный коэффициент плотности застройки опровергаются материалами административного дела и указанными выше нормативными актами.
В силу ст.218 КАС гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно разъяснениям, приведенным в п.61-62 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя, таким образом, основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.
Суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Конституционный Суд РФ в Определении от ДД.ММ.ГГГГ№ указал, что законодательство о градостроительной деятельности в своей основе находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов ввиду комплексного, межотраслевого характера отношений в сфере градостроительной деятельности и содержания этих отношений, составляющих преимущественно предметы совместного ведения (природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры). В силу изложенного законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (к их числу относится оспариваемый нормативный правовой акт) не могут противоречить федеральному законодательству.
Согласно положениям статей 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 55 ГрК РФ при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.
При изложенных обстоятельствах, установленных судом и подтвержденные материалами дела, суд приходит к выводу о том, что ыдача оспариваемых разрешений на строительство нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц, заключающиеся в точном и неукоснительном соблюдении на территории городского округа строительных и градостроительных норм и правил, недопущении самовольного изменения архитектурного облика города, обеспечении соблюдения единых для всех требований закона при осуществлении строительной деятельности на территории города, в связи с чем, требования прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 218, 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора <адрес> в защиту интересов муниципального образования ГО «<адрес>» и неопределённого круга лиц к Администрации ГО «<адрес>» о признании незаконными разрешений №, № на строительство высотных многоквартирных жилых домов на земельном участке с кадастровым номером № в МКР №<адрес>, удовлетворить.
Признать незаконными выданные. администрацией городского округа «<адрес>» разрешения № от 17.02.2015г. - на строительство 16-этажного жилого здания на позициях 41, 42 в МКР №<адрес>, № от 28.06.2016г. - на строительство 9-этажных многоквартирных жилых домов в МКР-8 <адрес> на позициях 50-59.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан путем подачи апелляционной жалобы через Каспийский городской суд.
Председательствующий: В.А. Клиндухов
Отпечатано в совещательной комнате.