ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2213/2016 от 15.03.2016 Верх-исетского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Мотивированное решение изготовлено

15.03.2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 марта 2016 года

Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Нецветаевой Н.А., при секретаре Рубцовой К..Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 <иные данные> о признании незаконным решения УФМС России по Свердловской области об отказе в приеме заявления о выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание в РФ, возложении обязанности принять заявление о выдаче разрешения на временное проживание,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения УФМС России по Свердловской области об отказе в приеме заявления о выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание в РФ, возложении обязанности принять заявление о выдаче разрешения на временное проживание.

В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 были поданы документы на получение разрешения на временное проживание в РФ. УФМС России по Свердловской области в ответе от ДД.ММ.ГГГГ №М-8з отказало истцу в рассмотрении заявления на выдачу разрешения на временное пребывание. В обоснование отказа указано, что истец въехал на территорию РФ ДД.ММ.ГГГГ и пребывал в РФ по ДД.ММ.ГГГГ, мог находиться на территории РФ 90 суток суммарно в течении периода в 180 суток. Однако, ДД.ММ.ГГГГ убыл, но ДД.ММ.ГГГГ вновь пребыл на территорию РФ. Таким образом, по выводам УФМС содержащимся в письме, истец нарушил режим пребывания иностранных граждан в РФ, и в соответствии с п. 34 Административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по выдаче иностранным гражданам разрешения на временное проживание в РФ, утвержденным приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ, истцу было отказано в рассмотрении его заявления о выдаче разрешения на временное проживание. Истец считает указанный отказ незаконным, поскольку на момент обращения он находился в РФ в соответствии с миграционной картой, подтверждающей его правомерное пребывание в РФ на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, за время проживания в Российской Федерации истец зарегистрировал брак с гражданкой РФ – ФИО2, согласно свидетельству о регистрации брака от ДД.ММ.ГГГГ.

Ссылаясь на изложенное, административный истец просил суд признать незаконным отказ УФМС России по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ<иные данные> на выдачу ему разрешения на временное проживание в РФ, обязать принять у него заявление на выдачу разрешения на временное проживание в РФ.

В судебное заседание административный истец не явился.

Представитель административного истца, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал по предмету и основаниям, просил признать незаконным в выдаче разрешения на временное проживание, изложенный в письме УФМС России по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ<иные данные>.

Представитель административного ответчика, действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования истца не признала, поддержала доводы, изложенные в возражениях.

Заслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, суд считает необходимым указать следующее.

В силу ч.1 ст. 218 Кодекса Административного судопроизводства РФ (далее по тексту- КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч.2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Декларацией о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, принятой 13 декабря 1985 года Резолюцией 40/144 на 116-ом пленарном заседании 40-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН, установлено, что каждое государство должно публиковать свое национальное законодательство или правила, касающиеся иностранцев (ст. 3). Иностранцы обязаны соблюдать законы государства, в котором они проживают или находятся, и с уважением относиться к обычаям и традициям народа этого государства (ст. 4).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти", Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2012 года N 711 "О вопросах Федеральной миграционной службы" утверждено Положение о Федеральной миграционной службе.

На основании пункта 2 указанного Положения основными задачами Федеральной миграционной службы, в том числе, являются выработка и реализация государственной политики в сфере миграции: нормативно - правовое регулирование в сфере миграции; осуществление миграционного учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации; оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в Российскую Федерацию, проживания, временного пребывания в Российской Федерации; осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции.

В соответствии с п.4 ч.3 ст.6 Федерального Закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2015 № 115-ФЗ без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину, состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации.

Судом установлено, что административный истец гражданин Республики Азербайджан находился на территории Российской Федерации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, затем вновь въехал на территорию РФ ДД.ММ.ГГГГ в порядке не требующем получения визы. Супруга истца является гражданкой Российской Федерации.

Как утверждает истец, ДД.ММ.ГГГГ он обратился в УФМС России по Свердловской области с заявлением о выдаче ему разрешения на временной проживание в Российской Федерации и пакетом документов, необходимым для получения разрешения на временное проживание. Однако, документы у него приняты не были, для разъяснения мотивов отказа в приеме документов на получение разрешения на временное проживание истец обратился с заявлением на имя начальника УФМС России по Свердловской области.

Согласно материалам дела ДД.ММ.ГГГГ в УФМС России по Свердловской области поступило заявление ФИО1 с просьбой о рассмотрении его вопроса о том, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в УФМС к специалисту со всеми необходимыми документами для получения РВП без квоты, в связи с нахождением в браке с гражданкой РФ. В приеме документов было отказано, в связи с чем просил дать ответ, причину отказа в письменном виде.

На указанное обращение УФМС России по Свердловской области был дан ответ письмом от ДД.ММ.ГГГГ<иные данные>, содержащий указание на то, что порядок выдаче разрешений на временное проживание регламентируется Административным регламентом, утвержденным приказом ФМС России от 22.04.2013 №214, в соответствии с которым с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание может обратиться иностранный гражданин, достигший 18 лет, законно находящийся на территории РФ. В соответствии со ст. 5 Федерального закона №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» срок временного пребывания иностранного гражданина прибывшего на территорию РФ, в порядке, не требующем получения виза в РФ, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток. С учетом сведений о времени пребывания ФИО1 в РФ за период с ДД.ММ.ГГГГ, им нарушен режим пребывания в РФ. В силу п. 34 Административного регламента заявление о выдаче разрешения на временное проживание в РФ не выдается в случае нахождения заявителя на территории РФ с нарушением режима пребывания в РФ.

Указанный ответ истец просит признать незаконным отказом в приеме заявления на выдачу разрешения на временное проживание в РФ.

Суд находит требования истца не подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

В соответствии с разделом 15 Положения об Управлении Федеральной миграционной службы, утвержденного Приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ, Управление осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) по вопросам иммиграции.

В силу пунктов 2, 4 ст. 2 Федерального Закона № 210-ФЗ от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственная услуга - предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги; административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

В соответствии со ст.8 Федерального Закона №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», порядок выдачи разрешения на временное проживание, форма заявления о выдаче разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением, а также порядок подачи заявления в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Стандарт и порядок предоставления территориальными органами ФМС России и их структурными подразделениями государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации регламентированы Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденный Приказом ФМС России № 214 от 22.04.2013.

В силу п.13 Административного Регламента, государственная услуга непосредственно предоставляется территориальными органами ФМС России и их структурными подразделениями.

Основанием для начала предоставления государственной услуги является подача заявления на бумажном носителе непосредственно в территориальный орган ФМС России либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в двух экземплярах на бланках установленной формы (приложения N 3 или N 4 к Административному регламенту) с приложением всех необходимых документов либо в электронной форме с использованием единого портала в порядке, установленном подразделом "Осуществление административных процедур при подаче заявления в электронной форме" настоящего раздела. Функцию приема заявления осуществляют структурные подразделения территориального органа ФМС России.

Основанием для начала административной процедуры является поступление заявления и необходимых документов сотруднику, уполномоченному на рассмотрение заявления. Функцию рассмотрения заявления осуществляют структурные подразделения территориального органа ФМС России.

Как следует из п.1 Положения об Управлении Федеральной миграционной службы по Свердловской области, Управление является территориальным органом Федеральной миграционной службы на окружном уровне, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции на территории Свердловской области, а также реализующим полномочия на территории Уральского федерального округа.

Приказом начальника Управления ФМС России по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об отделе оформления разрешений на временное проживание, видов на жительство УФМС России по Свердловской области, из п. 1.1 которого следует, что указанный отдел является структурным подразделением Управления ФМС России по Свердловской области.

В силу п. 2.1 Положения, на вышеуказанный отдел возложены функции по приему заявлений о выдаче разрешений на временное проживание и видов на жительство в РФ.

В соответствии с п. 34 Административного регламента, предусматривающим действия сотрудников территориального органа миграционной службы при приеме заявлений на выдачу разрешения на временное проживание в РФ, заявление и документы к рассмотрению не принимаются, в случае если заявитель находится на территории Российской Федерации с нарушением установленного порядка пребывания (проживания).

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.

Как установлено в судебном заседании, не оспаривалось стороной административного истца, ФИО1 прибыл на территорию РФ в порядке, не требующем получения визы, находился на территории РФ с превышением девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток. Согласно сведениям центральной базы данных истец прибыл в РФ ДД.ММ.ГГГГ, находился на территории РФ до ДД.ММ.ГГГГ, выехав ДД.ММ.ГГГГ, вновь прибыл на территорию РФ ДД.ММ.ГГГГ, где находился до дня обращения с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с чем суд находит обоснованными выводы миграционной службы о допущении истцом нарушения срока пребывания в РФ. Доводы истца о правомерном пребывании в РФ на дату подачи заявления в связи с прибытием в порядке не требующем получения визы и наличием в связи с этим права пребывания в течение трех месяцев, вышеуказанных выводов не опровергают.

В оспариваемом письме истцу на его обращение разъяснить основания отказа в приеме документов в письменной форме, разъяснялись положения закона и указывались основания для отказа в принятии заявления о выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание в РФ. Исходя из формулировки исковых требований, поддержанной представителем истца в судебном заседании, им оспаривается отказ в выдаче разрешения на временное проживание.

Учитывая изложенные, суд находит необоснованной позицию истца о том. что оспариваемый им ответ на его обращение может быть расценен в качестве отказа в приеме от него заявления на временное проживание. При этом суд учитывает установленные обстоятельства о том, что истец с заявлением и пакетом документов по его доводам обращался ДД.ММ.ГГГГ, заявление на которое дан оспариваемый ответ подано им в УФМС ДД.ММ.ГГГГ, исходя из его содержания одновременно с заявлением истцом заявления о выдаче разрешения на временное проживание и необходимого пакета документов не предоставлялось.

На основании изложенного, поскольку в ходе судебного заседания не установлено нарушения требований законодательства со стороны административного ответчика при рассмотрении обращения истца по вопросу выдачи разрешения на временное проживание в РФ, суд отказывает в удовлетворении административно исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 180, 218, 220, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Требования административного искового заявления ФИО1 <иные данные> о признании незаконным решения УФМС России по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ<иные данные> об отказе в приеме заявления о выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание в РФ, возложении обязанности принять заявление о выдаче разрешения на временное проживание, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья/подпись

копия верна

Судья: Н.А. Нецветаева

Помощник: ФИО3