ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2216/20 от 18.11.2020 Выборгского городского суда (Ленинградская область)

Административное дело № 2а-2216/2020

УИД: 47RS0005-01-2020-001820-53

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 ноября 2020 года город Выборг

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 18 ноября 2020 г.

Решение в окончательной форме изготовлено 20 ноября 2020 г.

Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Гришина Д.Ю.

при секретаре Помазковой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мараховской Галины Григорьевны, Мараховской Анастасии Петровны к администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области, Комитету по природным ресурсам Ленинградской области, Председателю комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области С. В. Колмак, Комитету по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы и заключении соглашения о перераспределении земель, об обязании повторно рассмотреть заявление об утверждении схемы расположения земельного участка и заключении соглашения о перераспределении земель,

УСТАНОВИЛ:

истцы обратились в суд с уточненным административным иском к администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области, Комитету по природным ресурсам Ленинградской области, Председателю комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области С. В. Колмак, Комитету по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы и заключении соглашения о перераспределении земель, об обязании повторно рассмотреть заявление об утверждении схемы расположения земельного участка и заключении соглашения о перераспределении земель.

В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что они обратились в Администрацию МО Выборгского района Ленинградской области (далее – Администрация) с заявлением (вх. -оз) «О перераспределении земельного участка», принадлежащего Мараховской Г.Г. на праве общей долевой собственности, доля в праве: 1/2 и Мараховской А.П. на праве общей долевой собственности, доля в праве: 1/2, общей площадью: <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , из категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для размещения части жилого дома, расположенного по адресу: <данные изъяты> земельного участка, общей площадью: <данные изъяты> квадратных метров из земель: государственная собственность на которые не разграничена.

Администрация предоставила административным истцам письмо от 13.09.2019 № , где сообщается, что в целях исключения пересечения границ земельного участка образуемого в результате перераспределения с границами земель Рощинского лесничества и на основании статьи 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 № 137 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжения от 26.04.2018 № 641 Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, Администрация, направила запрос в Рощинское лесничество – филиал ЛОГКУ «Ленобллес».

Рощинское лесничество – филиал ЛОГКУ «Ленобллес» предоставило ответ от 28.08.2019 , где сообщается о частичном расположении испрашиваемого Мараховской Г.Г. и Мараховской А.П. земельного участка на землях лесного фонда Рощинского лесничества.

В связи с этим, Администрация отказала в перераспределении и утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории, общей площадью: 1154 квадратных метров, образуемых в результате перераспределения.

С действиями Администрации, Рощинского лесничество – филиал ЛОГКУ «Ленобллес» и письмом от 13.09.2019 № Администрации, письмом от 28.08.2019 Рощинского лесничество – филиал ЛОГКУ «Ленобллес», административные истцы не согласны и считают их незаконными и необоснованными по следующим основаниям.

Из содержания письма от 28.08.2019 Рощинского лесничество – филиал ЛОГКУ «Ленобллес», следует, что в связи с отсутствием технической возможности сопоставления координат характерных точек границ испрашиваемого земельного участка с планшетами лесоустройства, а также с координатами, определяющими границы Рощинского лесничества, Рощинское лесничество – филиал ЛОГКУ «Ленобллес» не проводит согласование схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории.

Отказ в согласовании схемы по вышеуказанным основаниям, не допускается в случае согласования схемы, подготовленной для образования земельного участка, который расположен в границах лесничества или границы которого пересекают границы лесных участков и (или) лесничества, если на таком земельном участке расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 01.01.2016, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов. В указанных случаях отказ в согласовании схемы допускается только при условии, что площадь образуемого земельного участка превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков, установленные в соответствии с частью 20 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а если указанные предельные (максимальные) размеры не установлены, - в случае, если площадь образуемого земельного участка превышает площадь, занятую объектом недвижимого имущества и необходимую для его использования. В уведомлении об отказе в согласовании схемы должны быть указаны основания для такого отказа.

Рощинское лесничество – филиал ЛОГКУ «Ленобллес» не определило границы координат испрашиваемого административными истцами земельного участка, тем самым незаконно обосновало отказ в согласовании границ.

Одновременно, так как на испрашиваемом земельном участке расположен жилой дом, который был зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости до 01.01.2016, а именно 04.08.2014 и использование которого не связано с использованием лесов, и согласно требованиям части 20 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 года № 171 -ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», испрашиваемый административными истцами земельный участок не превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков у Рощинского лесничество – филиал ЛОГКУ «Ленобллес».

Данные действия Администрации, Комитета и Рощинского лесничество - филиал ЛОГКУ «Ленобллес» нарушают законные права и интересы административных истцов.

На основании изложенного административные истцы просят суд признать незаконным отказ КУМИГ администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области, в утверждении схемы и заключении соглашения о перераспределении земель, с целью увеличения площади принадлежащего участка, за счет земель государственная собственность на которые не разграничена, выраженный в письме № А от 13.09.2019; обязать КУМИГ администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области в установленный законом срок повторно рассмотреть заявление Мараховских Г.Г., и А.П., об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заключении соглашения о перераспределении земель, с целью увеличения площади земельного участка с кадастровым номером до <данные изъяты> кв.м., за счет земель, государственная собственность на которые не разграничена, ориентировочной площадью формируемого земельного участка в <данные изъяты> кв.м., для эксплуатации жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Представитель административных истцов Бушуров А.В. в судебном заседании просил уточненные исковые требования удовлетворить в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснил, что доказательств того, что данные земли являются лесными землями, в материалы дела не представлено, обоснованных возражений против согласования административные ответчики не представили.

Административные ответчики администрация МО "Выборгский район» Ленинградской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области, Председатель комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области С.В. Колмак, Комитет по природным ресурсам Ленинградской области в судебное заседание не явились, ранее администрация МО "Выборгский район» Ленинградской области и Комитет по природным ресурсам Ленинградской области представили возражения, в которых указали, что первоначальный участок административных истцов частично расположен на землях лесного фонда, а испрашиваемый к перераспределению земельный участок полностью расположен на землях лесного фонда, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Представитель заинтересованного лица ЛОГКУ "Управление лесами Ленинградской области" Ахремчик Д.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным ранее в возражениях.

Заинтересованное лицо Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу в судебное заседание не явился, представителя не направил, об отложении судебного разбирательства не просил, отзыва не представил.

На основании ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть материалы административного дела в составе имеющейся явки участников процесса.

Суд, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные в материалы дела доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном этим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления и их должностных лиц, муниципальных служащих, порядок рассмотрения которых установлен главой 22 поименованного Кодекса.

Право гражданина, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности, обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия), в том числе органа местного самоуправления, его должностного лица или муниципального служащего, прямо закреплено в части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Административные истцы обратились в Администрацию МО «Выборгского района» Ленинградской области с заявлением (вх. -оз) «О перераспределении земельного участка», принадлежащего Мараховской Г.Г. на праве общей долевой собственности, доля в праве: 1/2 и Мараховской А.П. на праве общей долевой собственности, доля в праве: 1/2, общей площадью: <данные изъяты> квадратных метров, с кадастровым номером – , из категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для размещения части жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> земельного участка, общей площадью: <данные изъяты> квадратных метров из земель: государственная собственность на которые не разграничена.

Администрация предоставила административным истцам письмо от 13.09.2019 № где сообщается, что в целях исключения пересечения границ земельного участка образуемого в результате перераспределения с границами земель Рощинского лесничества и на основании статьи 3.5. Федерального закона от 25.10.2001 № 137 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжения от 26.04.2018 № 641 Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, Администрация, направила запрос в Рощинское лесничество – филиал ЛОГКУ «Ленобллес».

Рощинское лесничество - филиал ЛОГКУ «Ленобллес» предоставило ответ от 28.08.2019 , где сообщается о частичном расположении испрашиваемого Мараховской Г.Г. и Мараховской А.П. земельного участка на землях лесного фонда Рощинского лесничества.

В связи с этим, Администрация отказала в перераспределении и утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории, общей площадью: 1154 квадратных метров, образуемых в результате перераспределения

Суд полагает действия Администрации, Рощинского лесничество - филиал ЛОГКУ «Ленобллес» и письмом от 13.09.2019 № Администрации, письмом от 28.08.2019 Рощинского лесничество - филиал ЛОГКУ «Ленобллес» незаконными и необоснованными по следующим основаниям.

Из содержания письма от 28.08.2019 Рощинского лесничество - филиал ЛОГКУ «Ленобллес», следует, что в связи с отсутствием технической возможности сопоставления координат характерных точек границ испрашиваемого земельного участка с планшетами лесоустройства, а также с координатами, определяющими границы Рощинского лесничества, Рощинское лесничество - филиал ЛОГКУ «Ленобллес» не проводит согласование схем расположения земельных участков на кадастровом плане террарии.

Пунктом 2.2. Постановления Правительства Ленинградской области от 31.07.2014 № 341 «Об утверждении Положения о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Ленинградской области», установлено, что Комитет по природным ресурсам Ленинградской области осуществляет следующие полномочия.

Владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности Ленинградской области; определение функциональных зон в лесопарковых зонах, площади лесопарковых зон, зеленых зон, установление и изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон; установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности Ленинградской области, в целях его аренды;

установление ставок платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в собственности Ленинградской области; утверждение порядка и нормативов заготовки гражданами древесины собственных нужд, за исключением случаев установления порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд, осуществляемой на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения; установление порядка заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений для собственных нужд; установление порядка заготовки и сбора гражданами не древесных лесных ресурсов для собственных нужд; установление для граждан ставок платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, за исключением установления ставок платы по договору купли- продажи лесных насаждений, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, для собственных нужд; организация осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности Ленинградской области; разработка лесного плана Ленинградской области, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов; предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда; выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда; организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Ленинградской области; осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) путем проведения мероприятий по контролю в лесах (патрулирования), а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации; осуществление на землях лесного фонда федерального государственного пожарного надзора в лесах путем проведения мероприятий по контролю в лесах (патрулирования); учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на лесных участках, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, в том числе на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения, а также в лесах, расположенных на землях лесного фонда; утверждение проектной документации лесных участков в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда; установление коэффициента для определения расходов на обеспечение проведения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, применяемого при расчете платы по договору купли-продажи лесных насаждений, заключаемому с субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с частью 4 статьи 29.1 Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно требованиям пунктов 6, 7, 8 статьи 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 № 137 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», отказ в согласовании схемы допускается только в случае пересечения границ образуемого земельного участка с границами лесного участка и (или) лесничества, сведения о которых содержатся в государственном лесном реестре, или в случае нахождения образуемого земельного участка в границах такого лесничества. В этом случае к уведомлению об отказе в согласовании схемы должны быть приложены документы, подтверждающие пересечение границ образуемого земельного участка и границ лесного участка и (или) лесничества, с приложением схемы, на которой отображается местоположение части границы лесного участка, лесничества, с которой пересекаются границы образуемого земельного участка, либо документы, подтверждающие нахождение данного земельного участка в границах лесничества.

Отказ в согласовании схемы по вышеуказанным основаниям, не допускается в случае согласования схемы, подготовленной для образования земельного участка, который расположен в границах лесничества или границы которого пересекают границы лесных участков и (или) лесничества, если на таком земельном участке расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 01.01.2016, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов. В указанных случаях отказ в согласовании схемы допускается только при условии, что площадь образуемого земельного участка превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков, установленные в соответствии с частью 20 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а если указанные предельные (максимальные) размеры не установлены, - в случае, если площадь образуемого земельного участка превышает площадь, занятую объектом недвижимого имущества и необходимую для его использования. В уведомлении об отказе в согласовании схемы должны быть указаны основания для такого отказа.

Рощинское лесничество – филиал ЛОГКУ «Ленобллес» не определило границы координат испрашиваемого административными истцами земельного участка, тем самым незаконно обосновало отказ в согласовании границ.

Одновременно, так как на испрашиваемом земельном участке расположен жилой дом, который был зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости до 01.01.2016, а именно 04.08.2014 и использование которого не связано с использованием лесов, и согласно требованиям части 20 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», испрашиваемый административными истцами земельный участок не превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков у Рощинского лесничество - филиал ЛОГКУ «Ленобллес» и Администрации нет оснований отказывать административным истцам в согласовании схемы расположения испрашиваемого земельного участка.

Данные действия Администрации, Комитета и Рощинского лесничество - филиал ЛОГКУ «Ленобллес» нарушают законные права и интересы административных истцов.

В соответствии с требованиями части 3 пункта 1 статьи 39.28. Земельного кодекса российской Федерации, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Администрации согласно пункту 8 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направить это решение с приложением указанной схемы административным истцам, также направить административным истцам согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков.

Поскольку суд не уполномочен осуществлять административные функции и не может подменять органы исполнительной власти, суд полагает обоснованным возложение на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление административных истцов об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заключении соглашения о перераспределении земель.

В соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Согласно ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Мараховской Галины Григорьевны, Мараховской Анастасии Петровны к администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области, Комитету по природным ресурсам Ленинградской области, Председателю комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области С.В. Колмаку, Комитету по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области о признании незаконным отказа в утверждении схемы и заключении соглашения о перераспределении земель, об обязании повторно рассмотреть заявление об утверждении схемы расположения земельного участка и заключении соглашения о перераспределении земель удовлетворить.

Признать незаконным отказ КУМИГ администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области в утверждении схемы и заключении соглашения о перераспределении земель с целью увеличения площади принадлежащего земельного участка за счет земель государственная собственность на которые не разграничена, выраженный в письме № <данные изъяты> от 13.09.2019.

Обязать КУМИГ администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области в установленный законом срок повторно рассмотреть заявление Мараховских Г.Г., и А.П. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заключении соглашения о перераспределении земель с целью увеличения площади земельного участка с кадастровым номером до <данные изъяты> кв.м., за счет земель, государственная собственность на которые не разграничена, ориентировочной площадью формируемого земельного участка в <данные изъяты> кв.м., для эксплуатации жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>

На решение суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Выборгский городской суд Ленинградской области.

Судья Д.Ю. Гришин