Дело № 2а-2217/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Советский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Абдрахмановой Н.В.,
при секретаре Хабибуллиной А.В.,
с участием представителя административного истца ФИО9...... - ФИО1 ФИО10, действующей на основании доверенности ... от < дата >,
заинтересованного лица ФИО2 ФИО11
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО13...... к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств ... о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя ... ФИО3 ФИО12 от < дата > о взыскании с ... исполнительского сбора,
у с т а н о в и л :
ФИО14...... обратилась в суд с иском к ... о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя ... ФИО3 ФИО15 от < дата > о взыскании с ... исполнительского сбора.
В обоснование иска указано, что ...... с целью исполнения решения ... были совершены следующие действия: < дата > состоялось заседание Межведомственной комиссии городского округа ...... по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, на котором принято решение о выявлении оснований для признания жилого ... городского округа ...... аварийным и подлежащим сносу.
Письмом от < дата >г. ... взыскателю ФИО2 ФИО16 была направлена информация об исполнении решения .......
Кроме того, заместитель начальника ... - заместитель старшего судебного пристава ФИО3 ФИО17. также был уведомлен об исполнении решения суда с просьбой окончить исполнительное производство фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе (письмо ... от < дата >).
Таким образом, о действиях подтверждающих добровольное исполнение исполнительного документа, пристав исполнитель был уведомлен. Однако < дата >г. судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Но в адрес ФИО18... РБ по неизвестным обстоятельствам оно поступает лишь < дата >(вх....).
Полагает, что ФИО19... были приняты все меры направленные на добровольное исполнение судебного акта и вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора является незаконным.
В связи с чем, просит признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя ...... ФИО3 ФИО20 от < дата > о взыскании с ... исполнительского сбора.
Представитель административного истца ФИО21...... - ФИО1 ФИО22 действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
В судебное заседание представитель административного ответчика ... не явился, о дате и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом. Причина неявки суду не известна.
Представитель административного ответчика ..., в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом. Причина неявки суду не известна.
Заинтересованное лицо ФИО2 ФИО23. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований ..., укзала, что ... оценка соответствия дома проведена не в полном объеме, так как не издано распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения.
Заинтересованное лицо заместитель начальника ... - заместитель старшего судебного пристава ФИО3 ФИО24. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом. Причина неявки суду не известна.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреь административное дело в отсутствии не явившихся, надлежаще извещенных лиц.
Суд, выслушав представителя административного истца ФИО1 ФИО25, и заинтересованное лицо ФИО2 ФИО26., изучив и оценив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (глава 22) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22
настоящего Кодекса.Согласно части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу ст. 2 Федерального закона от < дата > № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ст. ст. 5 и 6 вышеуказанного Закона принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех граждан и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 11 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от < дата > № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Закона).
В силу части 1 статьи 112 названного Закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Согласно части 2 статьи 112 Закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Пунктом 13 части 1 статьи 64 Закона установлено, что в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 105 Закона, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением ... от < дата > постановлено: обязать ... в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу провести оценку соответствия дома, расположенного по адресу: ......, требованиям Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от < дата >....
На основании исполнительного листа от < дата >, заместителем начальника ... - заместителем старшего судебного пристава ФИО3 ФИО27., < дата > вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства.
Должнику предоставлен пятидневный срок со дня получения постановления для добровольного исполнения требований, указанных в исполнительном документе.
Данное постановление получено ФИО28......< дата >.
Постановлением заместителя начальника ... - заместителем старшего судебного пристава ФИО3 ФИО29. от < дата >, с должника ... взыскан исполнительский сбор в размере ... рублей, поскольку исполнительный документ должником в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен без уважительных причин.
Данное постановление получено ФИО30......< дата >.
Письмом от < дата > в адрес ... поступила информация о том, что < дата > состоялось заседание ... по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, на котором принято решение о выявлении оснований для признания жилого ... городского округа ...... аварийным и подлежащим сносу.
ФИО31, что решение ... от < дата > исполнено. В связи с чем, просит окончить исполнительное производство фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе.
Довод представителя истца о том, что требования исполнительного документа были исполнены должником в установленный срок, подлежит отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации ... от < дата > (далее - Положение), оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать межведомственной комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан (пункт 8 Положения).
В силу пункта 46 Положения межведомственная комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 названного Положения (о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции) либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
Согласно пункту 49 Положения, в случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению .... На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Комиссия в 5-дневный срок со дня принятия решения, предусмотренного пунктом 49 Положения, направляет в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая единый портал или региональный портал государственных и муниципальных услуг (при его наличии), по 1 экземпляру распоряжения и заключения комиссии заявителю, а также в случае признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции - в орган государственного жилищного надзора (муниципального жилищного контроля) по месту нахождения такого помещения или дома (пункт 51 Положения).
Таким образом, принятое межведомственной комиссией на заседании решение, оформленное в виде заключения, является основанием для издания распоряжения ФИО32...... с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических лиц.
Поскольку по состоянию на < дата > требования исполнительного документа должником не были исполнены, так как ФИО33...... распоряжение, подлежащее изданию на основании заключения межведомственной комиссии от < дата > в установленный законом срок не издано и не направлено ФИО2 ФИО34., суд приходит к выводу, что судебным приставом-исполнителем, в рамках предоставленных полномочий, правомерно вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора.
При этом должником не представлено доказательств уважительности нарушения установленных сроков исполнения исполнительного документа, вызванного чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Как было указано представителем истца в судебном заседании, распоряжение находится на подписи у главы ФИО35......
Суд также учитывает, что ФИО36...... не была лишена возможности обратиться в суд с заявлением в порядке статьи 434ГПК РФ об отсрочке исполнения судебного постановления, изменении способа и порядка его исполнения до вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что у судебного пристава-исполнителя отсутствовали правовые препятствия для вынесения постановления о взыскании с ФИО37...... исполнительского сбора, в связи с чем, не имеется оснований для признания его незаконным.
Как разъяснено в пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от < дата >... «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
В силу разъяснений пункта 75 настоящего Постановления Пленума иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
Часть 6 статьи 112 Закона «Об исполнительном производстве» предусматривает право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Частью 7 статьи 112 Закона «Об исполнительном производстве» установлено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.
Основания ответственности за нарушение обязательства установлены статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
По смыслу приведенных выше правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от дата ...-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
В названном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
Поскольку судом не установлено объективных обстоятельств препятствующих своевременному исполнению решения суда, заявителем доказательств отсутствие его вины в неисполнении решения суда в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, не представлено, суд, с учетом характера возложенных на должника обязательств, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для освобождения заявителя от взыскания исполнительского сбора или уменьшения его размеров.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, судья
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований ФИО38 к ... о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя ... ФИО3 ФИО39 от < дата > о взыскании с ... исполнительского сбора - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течении месяца со дня его изготовления в окончательной форме, в Верховный суд Республики Башкортостан через Советский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.
Судья Н.В. Абдрахманова