Дело № 2а-2217/2021
УИД 52RS0006-02-2021-001664-18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июня 2021 года город Нижний Новгород
Сормовский районный суд города Нижний Новгород в составе:
председательствующего судьи Умилиной Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Сметаниной Н.М.,
с участием представителя истцов Гришиной Е.А., действующей на основании доверенности,
представителя административного ответчика администрации Сормовского района города Нижнего Новгорода Макаровой Н.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск Седовой М.С., Койкова В.Г., Юхловой А.И., Субботиной В.Э., Милеиной Н.Н., Соколовой Р.Н. к Администрации Сормовского района города Нижнего Новгорода о признании незаконным распоряжение главы администрации Сормовского района города Нижнего Новгорода от 26 января 2021 года № 58-р об отказе в переводе нежилых помещений в жилое помещение,
установил:
Административные истцы обратились в суд с административным иском, в котором просят признать незаконным распоряжение заместителя главы администрации Сормовского района города Нижнего Новгорода от 26 января 2021 года № 58-р об отказе в переводе нежилых помещений <адрес> в жилое помещение (жилой дом).
В обоснование своих требований указали, что Седова М.С. является собственником нежилого помещения <адрес>, ФИО20 является собственником нежилого помещения №, расположенном в данном нежилом здании, Юхлова А.И. является собственником нежилого помещения №, Субботина В.Э. является собственником нежилого помещения №, Милеина Н.Н. является собственником нежилого помещения №, Соколова Р.Н. является собственником нежилого помещения №. Все они проживают в нежилом здании <адрес>, которое расположено на земельном участке с кадастровым №, площадью № кв.м категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под здание поликлиники с прилегающей территорией. Общим внеочередным собранием собственников нежилого здания было принято решение о переводе нежилого здания по вышеуказанному адресу в жилой помещение (жилой дом). Признание дома жилым необходимо для постановки на регистрационный учет по месту жительства; заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями для оплаты коммунальных платежей, поскольку в настоящее время они оплачивают коммунальные платежи как за нежилые помещения по повышенному тарифу. Занимаемые ими нежилые помещения фактически являются квартирами, которые они не могут признать жилыми помещениями в соответствии с нормами ЖК РФ, поскольку само здание № <адрес> в ЕГРН и Кадастровой палате стоит на учете как нежилое здание. Они собрали необходимый пакет документов и обратились в Администрацию Сормовского района города Нижнего Новгорода с заявлением о переводе нежилого здания в жилое помещение. К заявлению были приложены в соответствии со ст. 23 ЖК РФ следующие документы: копии доверенностей собственников нежилых помещений; протокол общего собрания; согласие собственников нежилых помещений о переводе нежилого помещения в жилое здание; копия решения Сормовского районного суда города Нижний Новгород от 27 июля 2017 года. Одновременно в заявлении было указано, что документы в соответствии с п. 2-4 ч. 2 ст. 23 ЖК РФ не приложены в соответствии с ч. 2.1 ст. 23 ЖК РФ. Распоряжением заместителя главы администрации Сормовского района города Нижнего Новгорода от 26 января 2021 года № 58-р было отказано в переводе нежилых помещений <адрес> в жилое помещение (жилой дом). Одновременно поступило уведомление об отказе в переводе нежилых помещений в жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ№, в котором указано, что в соответствии с ч. 2 ст. 23 ЖК РФ не предоставлены следующие документы: план переводимого помещения с его техническим описанием; поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения. Однако они не обязаны были предоставлять данные документы. Ссылка Администрации Сормовского района города Нижнего Новгорода в уведомлении о не предоставлении плана переводимого помещения с его техническим описанием и поэтажного плана дома, в котором находится переводимое помещение, является несостоятельной, поскольку в заявлении от 30 ноября 2020 года имеется ссылка на ч. 2.1 ст. 23 ЖК РФ, поскольку указанные документы может самостоятельно запросить орган, осуществляющий перевод помещений в соответствии с ч. 2.1 ст. 23 ЖК РФ. Кроме того, ими представлено решение Сормовского районного суда города Нижний Новгород от 27 июля 2017 года, в котором сохранено нежилое здание Литера А с кадастровым №, расположенное по адресу: <адрес> в реконструированном состоянии общей площадью № кв. м., согласно техническому паспорту от 15 февраля 2017 года. Сохранены в переоборудованном состоянии согласно техническому паспорту здания от 15 февраля 2017 года входящие в состав указанного здания нежилые помещения: <адрес> Считают, что не предоставление в Администрацию Сормовского района города Нижнего Новгорода проекта переустройства является излишнем, поскольку здание уже сохранено в реконструированном состоянии согласно вышеуказанного решения суда. Также полагают незаконной ссылку Администрации Сормовского района города Нижнего Новгорода в уведомлении на то, что регламентом и действующим законодательством РФ не предусмотрена процедура перевода нежилого здания в жилое помещение (жилой дом), поскольку Администрация Сормовского района города Нижнего Новгорода к данным правоотношениям могла применить ст. 7 ЖК РФ. Указывают, что действия Администрации Сормовского района города Нижнего Новгорода являются незаконными, ущемляющими их права и законные интересы на получение государственной услуги.
Административный истец Седова М.С. в судебное заседание не явилась, извещена о дне и времени судебного заседания надлежащим образом.
Административный истец Койков В.Г. в судебное заседание не явился, извещен о дне и времени судебного заседания надлежащим образом.
Административный истец Юхлова А.И. в судебное заседание не явилась, извещена о дне и времени судебного заседания надлежащим образом.
Административный истец Субботина В.Э. в судебное заседание не явилась, извещена о дне и времени судебного заседания надлежащим образом.
Административный истец Милеина Н.Н. в судебное заседание не явилась, извещена о дне и времени судебного заседания надлежащим образом.
Административный истец Соколова Р.Н. в судебное заседание не явилась, извещена о дне и времени судебного заседания надлежащим образом.
Представитель административных истцов Гришина Е.А., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержала по основания, указанным в административном иске.
Представитель административного ответчика администрации Сормовского района города Нижнего Новгорода Макарова Н.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по доводам, указанным в письменном отзыве на иск.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Согласно ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов гражданина.
Как видно из материалов дела, Субботина В.Э. является собственником нежилого помещения <адрес>, площадью № кв.м.
Седова М.С. является собственником нежилого помещения <адрес>, площадью № кв.м.
Милеина Н.Н. является собственником нежилого помещения <адрес>, площадью № кв.м.
Соколова Р.Н. является собственником нежилого помещения <адрес>, площадью № кв.м.
Юхлова А.И. является собственником нежилого помещения <адрес>, площадью № кв.м.
Койков В.Г. является собственником нежилого помещения <адрес>, площадью № кв.м.
<адрес> расположен на земельном участке площадью № кв.м, кадастровый номер № собственником которого является ФИО25, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование: среднеэтажная жилая застройка.
Административные истцы обратились в администрацию Сормовского района города Нижнего Новгорода с заявлением о переводе нежилого здания в жилое помещение для дальнейшей регистрации по месту фактического проживания. Указали, что фактически занимаемое ими нежилое здание является многоквартирным жилым домом. К заявлению были приложены: копия решения Сормовского районного суда города Нижний Новгород от 27 июля 2017 года, протокол общего собрания собственников нежилого здания от 02 ноября 2020 года, согласие истцов о переводе нежилого помещения в жилое здание, объяснительная о том, что документы, указанные в пунктах 2-4 ч. 2 ст. 23 ЖК РФ не приложены в соответствии с ч. 2.1 ст. 23 ЖК РФ.
Распоряжением администрации Сормовского района города Нижнего Новгорода от 26 января 2021 года № 58-р отказано в переводе нежилых помещений <адрес> в жилое помещение (жилой дом) согласно п. 3 ч. 1 ст. 24 ЖК РФ.
Согласно уведомлению об отказе в переводе нежилых помещений в жилое помещение от 26 января 2021 года основанием отказа явилось несоблюдение предусмотренных статьей 22 ЖК РФ условий перевода помещения, кроме того, заявителями не представлены следующие документы: план переводимого помещения с его техническим описанием; поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения.
Глава 3 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает требования к переводу жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение.
Согласно частям 2, 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
В силу части 4 названной статьи перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Несоблюдение предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения является основанием для отказа в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение (пункт 3 части 1 статьи 24).
В качестве основных условий для перевода нежилого помещения в жилое помещение Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает соблюдение требований градостроительного законодательства Российской Федерации, а также, соответствие помещения установленным требованиям или наличие возможности обеспечить соответствие такого помещения этим требованиям.
Требования, которым должно отвечать жилое помещение, предусмотрены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47.
Порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение регламентирован в ст. 23 ЖК РФ.
Согласно ч. 2 указанной статьи для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе – заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переводе помещения;
2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения);
6) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение;
7) согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.
Согласно части 2.1 данной статьи заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 3 и 4 части 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переводимое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переводе помещения орган, осуществляющий перевод помещений, запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе:
1) правоустанавливающие документы на переводимое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
2) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
3) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 24 ЖК РФ несоблюдение предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения является основанием для отказа в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение.
Так, в комплекте документов, поданных административными истцами отсутствовал полный пакет документов, необходимых для решения вопроса о переводе спорного нежилого помещения в жилое помещение, пригодное для проживания, а именно не представлены: план переводимого помещения с его техническим описанием; поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения.
Решение Сормовского районного суда города Нижний Новгород от 27 июля 2017 года не может заменить данные документы.
Каких-либо документов о соответствии переводимого помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, урегулированным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, собственниками нежилых помещений в администрацию Сормовского района города Нижнего Новгорода не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным распоряжение администрации Сормовского района города нижнего Новгорода об отказе в переводе нежилых помещений <адрес> в жилое помещение (жилой дом).
Также необходимо отметить, что к заявлению о переводе нежилых помещений в жилые не было представлено согласие собственников помещений П3 и П4, примыкающих к переводимым помещениям, на перевод нежилого помещения в жилое помещение, как и не предоставлено согласие собственника земельного участка, на котором расположено нежилое здание.
Таким образом, распоряжение заместителя главы администрации Сормовского района города Нижнего Новгорода от 26 января 2021 года № 58-р об отказе в переводе нежилых помещений <адрес> в жилое помещение (жилой дом) является законным и обоснованным, права, свободы и законные интересы административных истцов указанным решением не нарушаются.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административных истцов.
Административными истцами заявлено о восстановлении срока на подачу административного иска в суд.
Статьей 219 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 1).
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (ч. 5).
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8).
Из материалов дела следует, что оспариваемое распоряжение вынесено 26 января 2021 года, первоначально истцы обратились с административным иском в суд 20 апреля 2021 года, административный иск был возвращен 26 апреля 2021 года. После устранения недостатков истцы повторно обратились в суд с административным иском 30 апреля 2021 года.
Суд приходит к выводу, что срок обращения в суд пропущен административными истцами по уважительной причине и подлежит восстановлению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Седовой М.С., Койкова В.Г., Юхловой А.И., Субботиной В.Э., Милеиной Н.Н., Соколовой Р.Н. к Администрации Сормовского района города Нижнего Новгорода о признании незаконным распоряжение главы администрации Сормовского района города Нижнего Новгорода от 26 января 2021 года № 58-р об отказе в переводе нежилых помещений в жилое помещение отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Сормовский районный суд города Нижний Новгород в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Сормовского районного суда
города Нижний Новгород Е.Н. Умилина