ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2218/17 от 23.10.2017 Омского районного суда (Омская область)

Дело № 2а-2218/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области

в составе судьи Дьяченко Т.А.,

при секретаре Зайцевой А.О.

рассмотрел в г. Омске в открытом судебном заседании 23 октября 2017 года административное исковое заявление ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области о признании недействительным решения, обязании осуществить государственный учет изменений,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с требованиями к Управлению Росреестра по Омской области о признании недействительным решение Управления Росреестра по Омской области от 24.08.2017 об отказе в государственном кадастровом учете изменений в отношении объекта - часть жилого дома (1 Ч), с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>; обязании осуществить государственный кадастровый учет изменений в отношении объекта - часть жилого дома (1 Ч), с кадастровым номером , расположенного о адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 является собственником жилого помещения - часть жилого дома (1 Ч), общей площадью 61,4 кв.м. Согласно данным Технического паспорта по состоянию на 22.11.2006 и правоустанавливающим документам данный объект указан как часть жилого дома, также имеется вторая половина дома (2Ч). Данные помещения являются обособленными. Земельный участок разделен на две части, проведено межевание в соответствии с фактическим пользованием, каждый из земельных участков оформлен в частную собственность. Для улучшения условий проживания истец произвела следующие работы в части 1 демонтаж пристройки Лит а и Лит a1, изменение функционального назначения кухни 6, заложение оконного проема в комнате 3, монтаж пристройки для организации помещений кухни и коридора, монтаж деревянного крыльца. Данные работы отражены в Проекте выполненным ООО <данные изъяты>. На реконструкцию жилого дома было получено разрешение от 03.10.2016. Истец обратилась в Управление Росреестра по Омской области с заявлением о государственном кадастровым учете изменений в отношении объекта - часть жилого дома (1Ч). Был получен отказ в государственном кадастровом учете, в котором указано, что данная пристройка ведет к изменению технико-экономических показателей здания, в котором расположено помещение, усматриваются признаки реконструкции здания -многоквартирного дома. Также в этом ответе указано, что согласно сведениям ЕГРП учтено жилое помещение с наименованием - часть жилого дома. Истец не имеюет возможности внести учет изменений здания в целом, так как собственники жилого дома (2Ч) не желают заниматься оформлением документов. Собственники жилого дома (2 Ч) - ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО2 не имеют возражений по поводу строительства данной пристройки, но не желают участвовать в оформлении пристройки, в связи, с чем у истца нет возможности оформить документы и реализовать право на продажу данного имущества. Произведенная реконструкция и перепланировка жилого помещения не нарушает права и законные интересы собственников других помещений.

Определением суда производство по делу было прекращено в части требований административного истца Г.В.А. в связи с его смертью.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила.

В судебном заседании представитель административного ответчика Управления Росреестра по Омской области по доверенности ФИО5 возражала против удовлетворения заявленных требований. Пояснила, что 17.05.2017 представитель Г.В.А. и ФИО1, действующая на основании доверенности ФИО6 обратилась в Управление с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в связи изменением сведений о площади и планировки помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. В соответствии с заключением кадастрового инженера технический план подготовлен в результате проведения кадастровых работ в связи изменением сведений о площади и планировки помещения с кадастровым номером . Общая площадь жилого помещения увеличилась на 35,5 кв.м. за счет возведения пристройки и составляет 96,9 кв.м., жилая площадь - 41,1 кв.м., подсобная площадь - 55,8 кв.м. Спорное жилое помещение находится в составе многоквартирного жилого дома с кадастровым номером . Возведение пристройки ведет к изменению технико-экономических показателей здания, в котором расположено помещение. Усматриваются признаки реконструкции здания - многоквартирного дома с кадастровым номером . Поскольку имеет место реконструкция многоквартирного жилого дома, которая влечет изменение характеристик этого здания, то одновременно должен быть осуществлен кадастровый учет изменений многоквартирного жилого дома. Между тем, заявление об учете изменений многоквартирного жилого дома с кадастровым номером от собственников помещений, входящих в состав многоквартирного жилого дома, в Управление не подавалось. Кроме того, представленный на кадастровый учет технический план помещения подготовлен в отношении квартиры. Между тем, жилое помещение с кадастровым номером учтено в ЕГРН как часть жилого помещения. Документы, подтверждающее изменение сведений с части жилого дома на квартиру не представлены. Учитывая указанные обстоятельства, государственный кадастровый учет изменений в отношении спорного объекта был приостановлен (уведомление от 24.05.2017 ). В связи с тем, что не были устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета изменений, государственным регистратором было принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений (решение от 24.08.2017 ).

Третьи лица ФИО4, ФИО3, ФИО2, ФИО2 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, оценив доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся:

1) жилой дом, часть жилого дома;

2) квартира, часть квартиры;

3) комната.

Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Квартирой признается структурно - обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

В судебном заседании установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> с кадастровым номером общей площадью 61,4 кв.м. принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО1 (1/2 доля), Г.В.А. (1/4 доля + 1/4 доля), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 55-АА , серии 55 , серии 55 , а также выпиской из ЕГРН от 02.10.2017.

Согласно свидетельствам о государственной регистрации права серии 55-АА , серии 55 , серии 55 земельный участок с кадастровым номером общей площадью 1988 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов – для размещения дома индивидуальной жилой застройки находиться в общей долевой собственности ФИО1 (1/2 доля), ГВ.А. (1/4 доля + 1/4 доля).

15.07.2016 Администрацией <данные изъяты> СП ОМР Омской области по заказу ФИО1 был подготовлен градостроительный план земельного участка, местоположение которого: <адрес>, кадастровый .

ООО <данные изъяты> в 2016 году был подготовлен проект реконструкции жилого дома по адресу: <адрес>. Цель реконструкции – монтаж пристройки к части (1Ч) жилого дома. Из проекта реконструкции следует, что жилой дом предназначен для проживания двух семей. В жилом доме существуют два изолированных выхода/входа. Части (1Ч) и (2Ч) жилого дома сообщения не имеют и являются изолированными. В процессе реконструкции производимые изменения затрагивают часть (1Ч) жилого дома. В процессе реконструкции производится следующие работы: демонтаж постройки Лит а и Лита1; изменение функционального назначения кухни 6; заложение оконного проема в комнате 3 части (1Ч) жилого дома; монтаж пристройки к части (1Ч) жилого дома для организации помещений кухни и коридора; монтаж деревянного крыльца. В процессе реконструкции производится изменение кровли жилого дома над частью (1Ч) жилого дома с целью изменения уклона кровли и заменой устаревшего покрытия.

Администрацией <данные изъяты> СП ОМР Омской области на основании распоряжения от 03.10.2016 ФИО1 было выдано разрешение на реконструкцию жилого дома по адресу: <адрес>

Согласно техническому плану помещения подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений об общей площади и планировки помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, общая площадь квартиры увеличена на 35,5 кв.м. за счет возведения пристройки и составляет 69,9 кв.м., жилая площадь – 41,1 кв.м., подсобная площадь – 55,8 кв.м.

В соответствии с п. 14 ст. 1 ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

В соответствии с Ведомственными строительными нормами «ВСН 61-89(р). Реконструкция и капитальный ремонт жилых домов. Нормы проектирования!, утвержденными Приказом Госкомархитектуры от 26.12.1989 № 50 реконструкция жилого дома - это комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей жилого дома (количества и площади квартир, строительного объема и общей площади дома) или его назначения и осуществляемых в целях улучшения условий проживания и приведения эксплуатационных показателей жилого дома к уровню современных требований, в том числе может в себя включать и изменение планировки помещений, возведение надстроек, встроек, пристроек, а при наличии обоснований - частичную разборку здания.

Таким образом, была произведена реконструкция части жилого дома 1Ч, расположенного по адресу: <адрес>. Вместе с тем, возведение пристройки к части жилого дома ведет к изменению технико-экономических показателей здания, в котором расположено данное помещение.

Установлено, что 17.05.2017 ФИО1, Г.В.А. в лице представителя по доверенности ФИО6 обратились в Управление Росреестра по Омской области с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в связи с изменением сведений о площади и планировки помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

К заявлению был приложен технический план помещения от 16.05.2017.

Согласно уведомлению о приостановлении государственного учета от 24.05.2017 было приостановлено осуществление кадастрового учета объекта недвижимости в связи с тем, что форма и(или) содержание документа, предоставленного для государственного кадастрового учета, не соответствует требованиям законодательства РФ. В соответствии с заключением кадастрового инженера технический план подготовлен в результате проведения кадастровых работ в связи изменением сведений о площади и планировке помещения с кадастровым номером . Возведение пристройки ведет к изменению технико-экономических показателей здания, в котором расположено помещение. Таким образом, усматриваются признаки реконструкции здания - многоквартирного дома с кадастровым номером . Так как имеет место реконструкция здания, которая влечет изменение характеристик этого здания, то прежде всего, должен быть осуществлен кадастровый учет изменений здания. Следовательно, после осуществления государственного кадастрового учета изменений здания вследствие изменения площади, возможен учет изменений помещения расположенного в этом здании в части площади помещения. Одновременно сообщаем, что в XML-файле указан вид жилого помещения - квартира. Документы, подтверждающие изменение сведений с части жилого дома на квартиру не представлены. Согласно сведениям ЕГРН с кадастровым номером учтено жилое помещение с наименованием - часть жилого дома. Для устранения причин приостановления рекомендовано обратиться к кадастровому инженеру для подготовки технического плана в соответствии с замечаниями.

В связи с тем, что в течение срока приостановления осуществления государственного кадастрового учета и регистрации права причины, повлекшие принятие решения о приостановлении, заявителями устранены не были, Управлением Росреестра по Омской области было принято решение об отказе в осуществлении государственного учета на объект – часть жилого дома с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Статьей 1 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации» установлено, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Согласно п. 7 ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации» одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.

В силу части 1 ст. 21 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации» документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН.

Из технической документации следует, что спорное жилое помещение находится в составе многоквартирного жилого дома с кадастровым номером 55:20:130101:5212. Таким образом, имеется реконструкция здания - многоквартирного дома с кадастровым номером 55:20:130101:5212.

Собственниками помещения 2Ч, расположенного по адресу: <адрес> являются третьи лица ФИО4, ФИО3, ФИО2, ФИО2

Из кадастрового паспорта помещения от 15.12.2010 и технического паспорта следует, что площадь помещения 2Ч также была увеличена за счет возведения пристройки, но разрешение на строительство и переоборудование лит А1 площадью 17,9 кв.м. и лит А2 площадью 8,3 кв.м. не представлено.

Часть 6 ст. 40 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации» государственный кадастровый учет помещений, машино-мест в связи с изменением их характеристик или вновь созданных или образованных помещений, машино-мест, расположенных в здании, сооружении, в результате реконструкции которых изменены параметры здания, сооружения (количество этажей, площадь, высота, произведена надстройка, перестройка, расширение), осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом изменений характеристик таких реконструированных здания, сооружения в случае, если в отношении указанных помещений, машино-мест ранее был осуществлен государственный кадастровый учет.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации» с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с изменением основных сведений об объекте недвижимости вправе обратиться собственник объекта недвижимости либо его представитель при наличии нотариально удостоверенной доверенности.

Следовательно, необходимо заявление об учете изменений многоквартирного жилого дома с кадастровым номером от всех собственников помещений, входящих в состав многоквартирного жилого дома, то есть и от ФИО4, ФИО3, ФИО2, ФИО2 Однако заявление об учете изменений многоквартирного жилого дома с кадастровым номером от собственников помещений ( ФИО4, ФИО3, ФИО2, ФИО2) входящих в состав многоквартирного жилого дома, в Управление Росреестра Омской области не подавалось.

Кроме того, представленный на кадастровый учет технический план помещения подготовлен в отношении квартиры. Между тем, жилое помещение с кадастровым номером учтено в ЕГРН как часть жилого дома. Документы, подтверждающее изменение сведений с части жилого дома на квартиру не представлены.

Таким образом, в судебном заседании не установлено нарушений прав и законных интересов ФИО1 со стороны Управления Росреестра по Омской области принятым решением об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений жилого помещения.

По смыслу главы 22 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо соблюдение совокупности условий: несоответствие оспариваемого решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя, незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности, создание иных препятствий. Отсутствие хотя бы одного из указанных выше условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Поскольку в судебном заседании не установлено нарушение прав административного истца действиями Управления Росреестра по Омской области, административный ответчик при вынесении оспариваемого решения действовал в соответствии с нормами права, исковые требования ФИО1 не подлежат удовлетворению в полном объеме.

При этом у административного истца имеются иные способы реализации своего права на осуществление государственного кадастрового учета изменений принадлежащего ей жилого помещения.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования ФИО1 о признании недействительным решения Управления Росреестра по Омской области от 24.08.2017 об отказе в государственном кадастровом учете изменений в отношении объекта - часть жилого дома (1 Ч), с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, обязании осуществить государственный кадастровый учет изменений в отношении объекта - часть жилого дома (1 Ч), с кадастровым номером , расположенного о адресу: <адрес>, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение 1 месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

СУДЬЯ:

Решение в окончательной форме изготовлено: 30.10.2017.