ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2218/17 от 30.10.2017 Нефтекамского городского суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2а-2218/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 октября 2017 года г.Нефтекамск

Нефтекамский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Рахматуллиной З.М.,

с участием административного истца ФИО1 и его представителя ФИО2,

представителя административного ответчика ФИО3,

при секретаре Саитовой Э.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации городского округа г.Нефтекамск об оспаривании отказа в выдаче разрешения на строительство жилого дома,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа г.Нефтекамск об оспаривании отказа в выдаче разрешения на строительство жилого дома. В обоснование иска указывает, что обратился в администрацию городского округа г.Нефтекамск с заявлением о выдаче разрешения на строительство сблокированного жилого дома на земельном участке общей площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес> и принадлежащем истцу на праве собственности. Постановлением главы администрации городского округа г.Нефтекамск от ДД.ММ.ГГГГ земельному участку с кадастровым номером 02:66:010609:2334, расположенному в городском округе г.Нефтекамск, был присвоен почтовый адрес: <адрес>. Площадь земельного участка - <данные изъяты> кв.м. Согласно выписке из градостроительного регламента земельный участок с кадастровым номером выделен для застройки многоквартирными секционными жилыми домами и сблокированными жилыми домами на одну семью и относится к территориальной зон "Ж-6.1". Согласно кадастровой выписке земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ разрешенное использование земли: сблокированные жилые дома на одну семью. На основании предоставленных истцом документов он дважды обращался в Администрацию городского округа г.Нефтекамск с заявлением о выдаче ему разрешения на строительство жилого сблокированного дома на участке, принадлежащем истцу на праве собственности. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ истец получил отказ в выдаче разрешения на строительство. Отказ от ДД.ММ.ГГГГ был мотивирован тем, что земельный участок согласно карте градостроительного зонирования находится в двух территориальных зонах: Ж-6 - зона застройки многоквартирными секционными жилыми домами и Р-1.1 - зона зеленых насаждений. Соответственно, земля должна отвечать требованию принадлежности земельного участка к одной территориальной зоне. Отказ мотивирован со ссылкой на ст. 30 ч. 4 Градостроительного кодекса РФ. Отказ администрации городского округа г.Нефтекамск от ДД.ММ.ГГГГ был мотивирован тем, что Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения в классификатор видов разрешенного использования земельных участков. Отказ мотивирован со ссылкой на ст. 49 п. 2 Градостроительного кодекса РФ. Истец считает отказ незаконным и ограничивающим его права как собственника земельного участка. Земельный участок расположен на землях населенных пункта г.Нефтекамск. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество участок с кадастровым номером имеет разрешенное использование: сблокированные жилые дома на одну семью, площадь земельного участка - <данные изъяты> кв.м. Просит признать отказ в выдаче разрешения на строительство сблокированного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, незаконным, так как он препятствует осуществлению истцом прав собственника земельного участка. Просит также обязать Администрацию городского округа г.Нефтекамск выдать разрешение на строительство сблокированного жилого дома по вышеуказанному адресу.

В дальнейшем истец уточнил свои требования. Просит признать незаконным отказ от ДД.ММ.ГГГГ за исходящим номером и обязать ответчика выдать разрешение на строительство сблокированного жилого дома по адресу: <адрес>.

В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО2, допущенная судом к участию в деле по ходатайству истца, исковые требования поддержали. Суду пояснили, что истец на протяжении 3-4 лет обращался в Администрацию городского округа г.Нефтекамск, хочет построить для себя дом.

Представитель административного ответчика - Администрации городского округа г.Нефтекамск ФИО3, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал. Суду пояснил, что по требованиям истца истекли сроки исковой давности, просит суд применить последствия истечения срока исковой давности.

Представитель заинтересованного лица - Управления архитектуры и градостроительства городского округа г.Нефтекамск на судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства надлежаще извещен.

Суд, выслушав доводы участвующих лиц, исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. (Приказ Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 г. № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» (с изменениями и дополнениями от 30.09.2015 г.)

Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).

Градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).

Территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. Правила включают в себя карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты (пункт 7 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ)

Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства,

а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).

При этом, каждая территориальная зона обладает территориальными характеристиками, определяющими виды разрешенного использования входящих в ее состав земельных участков.

Правилами землепользования и застройки городского округа город Нефтекамск, утвержденными решением Совета городского округа город Нефтекамск от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту - Правила) определены территориальные зоны городского округа.

В судебном заседании установлено, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м., из категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования «сблокированные жилые дома на одну семью», расположенного по адресу: <адрес>.

Как следует из материалов дела, спорный земельный участок в соответствии с Правилами расположен в территориальной зоне Ж-6.1 (зона застройки многоквартирными секционными жилыми домами от 5-ти этажей с элементами культурно-бытового обслуживания).

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 г. № 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков.

Согласно пункту 12 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2020 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков.

Решением Совета от 26 апреля 2016 г. № 3-46/02 внесены изменения в решение Совета от 25.07.2013 года № 3-15/06 «Об утверждении правил землепользования и застройки городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан», которыми приведены в соответствие Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 г. № 540, виды разрешенного использования земельных участков, а также приведена в соответствие Генеральному плану городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан карта градостроительного зонирования в части изменения границ территориальных зон.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на спорном участке.

Судом установлено, что территориальная зона Ж-6.1 не содержит вид разрешенного использования земельного участка «индивидуальное жилищное строительство», спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет с видом разрешенного использования «сблокированные жилые дома на одну семью». До ДД.ММ.ГГГГ, то есть до внесения изменений в Правила территориальная зона Ж-6.1 содержала вид разрешенного использования «сблокированные жилые дома на одну семью», который в последующем был исключен из зоны Ж-6.1.

Градостроительное законодательство различает понятия «индивидуальный жилой дом» и «блокированный жилой дом». Так, Градостроительный кодек РФ (далее по тексту - ГрК РФ) и Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 г. № 540, дают следующие определения вышеуказанным понятиям:

- индивидуальный жилой дом - дом, пригодный для постоянного
проживания, высотой не выше трех надземных этажей (код разрешенного
использования земельного участка согласно Классификатору - 2.1);

- блокированный жилой дом - дом, не предназначенный для раздела на
квартиры, имеющий одну или несколько общих стен с соседними жилыми домами
(количеством этажей не более чем три, при общем количестве совмещенных домов
не более десяти и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи,
имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними
блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на
территорию общего пользования) (код разрешенного использования земельного
участка согласно Классификатору - 2.3).

Индивидуальное жилищное строительство и блокированная жилая застройка являются двумя самостоятельными видами разрешенного использования земельного участка, которые законодательство не отождествляет между собой.

Таким образом, административный истец обратился в администрацию с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства с запрещенным видом использования земельного участка, что противоречит одному из основных принципов земельного законодательства - принципу использования земельного участка по целевому назначению.

В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также статьей 3 Федерального закона от 17.11.1995 г. №169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.

Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Случаи, когда разрешение не требуется, перечислены в части 17 указанной статьи. Строительство блокированного жилого дома в числе таких исключений не названо. Кроме того, на данные дома не распространяется действие упрощенного порядка регистрации права собственности, который позволяет застройщику не оформлять разрешения на строительство и ввод объекта индивидуального жилищного строительства. Таким образом, гражданин должен получить разрешение на строительство жилого дома блокированной застройки.

Для предоставления разрешения на строительство необходимо наличие документов, предусмотренных частью 9 статьи 51 ГрК РФ, одним из которых является градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня предоставления заявления на выдачу разрешения на строительство. В соответствии с частью 1 статьи 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.

Градостроительный план земельного участка - документ, в котором отражается вся имеющаяся информация о конкретном земельном участке, конкретного объекта, содержащиеся в нем сведения и порядок о возможном использовании земельного участка применительно к конкретной территориальной зоне. Градостроительный план земельного участка не является правоустанавливающим или правоподтверждающим документом, не устанавливает соответствующие характеристики земельного участка, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в градостроительной документации в отношении территории, на которой расположен данный участок. В градостроительном плане дается характеристика земельного участка и возможность его использования, в том числе и возможность осуществления строительства на нем соответствующих объектов с учетом расположения земельных участков в определенных территориальных зонах и видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства

Законодательством не предусмотрено предоставление более одного градостроительного плана земельного участка на земельный участок или градостроительный план земельного участка, содержащий характеристики одновременно нескольких территориальных зон.

Согласно части 4 статьи 30 ГрК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в администрацию с заявлением на выдачу градостроительного плана земельного участка на спорный земельный участок.

Судом установлено, что Администрация городского округа г.Нефтекамск письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. отказала истцу в выдаче градостроительного плана земельного участка, поскольку спорный участок находится в двух территориальных зонах: Ж-6.1 (зона застройки многоквартирными секционными жилыми домами от 5-ти этажей с элементами культурно-бытового обслуживания) и Р-1.1 (зона зеленых насаждений общего пользования и объектов активного отдыха (парки, скверы), а также указала на необходимость приведения земельного участка в соответствие с действующим законодательством. Вышеуказанный отказ административным истцом оспорен не был.

Согласно части 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка.

Таким образом, административный истец обратился в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство, несоответствующим статье 51 ГрК РФ, в отсутствие документов необходимых для выдачи такого разрешения, кроме того, заявление подано на выдачу разрешения на строительство объекта с запрещенным видом использования в нарушение принципа целевого использования земельного участка. Судом установлено, что спорный земельный участок не соответствует градостроительному регламенту, ГрК РФ, поскольку расположен в нескольких территориальных зонах, что запрещено градостроительным законодательством.

При таких обстоятельствах, следует признать, что оспариваемый отказ администрации основан на нормах права, направлен на предотвращение нарушений градостроительного законодательства и не нарушает права административного истца.

При таких обстоятельствах оснований для признания оспариваемого отказа администрации городского округа г.Нефтекамск незаконным не имеется. Требования истца о возложении на Администрацию городского округа г.Нефтекамск обязанности выдать истцу разрешение на строительство сблокированного жилого дома также не могут быть удовлетворены, поскольку являются производными от основного требования, в удовлетворении которого судом отказано.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к администрации городского округа г.Нефтекамск об оспаривании отказа в выдаче разрешения на строительство жилого дома о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ за исходящим номером и возложении на ответчика обязанности выдать разрешение на строительство сблокированного жилого дома по адресу: <адрес>, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Башкортостан через Нефтекамский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме составлено 02.11.2017 года в 17:00 часов.

Судья З.М. Рахматуллина