ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2218/18 от 27.06.2018 Рубцовского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2а – 2218/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 июня 2018 года Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего Яркович Н.Г.

при секретаре Безбородовой И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сиверс М.С. к Администрации города Рубцовска Алтайского края о признании действий (бездействия) незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Сиверс М.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором указала, что до 1995 года она состояла на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в учительской очереди под №168. В 1987 году она была поставлена на льготную очередь №1. В тот же год 1987 истца перевели на общую очередь под №242. В 2004году истец была передвинута на 387 очередь, 2005году на 317 очередь, в 2009году на очередь №297, в 2013году на очередь 264, в 2014году на очередь 248, в 2015году на очередь 243, в 2016году на очередь 235, в 2017 году на очередь 229, и 21.02.2018 года на очередь 228. До настоящего момента жилое помещение истцу не предоставлено, но в тоже время заинтересованное лицо за спорный период распределило много квартир как во вновь построенном фонде так и во вторичном жилье знакомым и приближенным к руководству Администрации города Рубцовска в том числе начальнику Управления культуры, спорта и молодежной политики Рубцовска Зориной М.А. Административный истец просила признать незаконным распределение квартир в городе Рубцовске Алтайского края вне очереди; признать действия (бездействие) Администрации города Рубцовска Алтайского края в непредставлении истцу квартиры в порядке очереди незаконным.

Административный истец Сиверс М.С. в судебном заседании требования и доводы иска поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика Казачкова Е.И., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований, представила письменные возражения, в которых указала, что Администрация города Рубцовска, осуществляющая исполнительно-распорядительную деятельность, выполнять свои обязанности и осуществлять свои полномочия имеет возможность только в рамках бюджетных средств, которые предусмотрены в бюджете города. По факту того, что Администрация города за спорный период распределила много квартир как во вновь построенном фонде так и во вторичном жилье знакомым и приближенным к руководству Администрации города Рубцовска, в частности М.А.Зориной начальнику Управления культуры, спорта и молодежной политике, Администрация города пояснила. Данный факт нашел свое отражение в уголовном деле, возбужденном отношении главы Администрации города Рубцовска. Виновное лицо было установлено, по данному делу вынесен приговор. Однако этот факт не свидетельствует о том, что распределение квартир в городе Рубцовске проходит беспорядочно. Новое жилье в городе Рубцовске не строится. Построенные дома распределялись в соответствии с Федеральной программой по переселению, постановлением Администрации Алтайского края от 26.03.2013 № 178 «Об утверждении краевой адресной программы «Переселение граждан аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 годы» в соответствии Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства». Так же пояснила, что Администрация города Рубцовска принимает все необходимые меры, находит жилье для распределения нуждающимся путем подачи исков в суд о выселении граждан (в случаях когда это необходимо), путем перевода нежилых помещений в жилые (с последующей их реконструкцией), выведения из фонда общежитий. Поэтому, жилые помещения предоставляются, лицам, нуждающимся в жилом помещении, по мере возможности, очередь движется. Бездействие у Администрации города Рубцовска отсутствует. Вне очереди предоставляется жилье только по решениям судов. Еженедельно ответчик предоставляет списки старшему судебному приставу об исполнений решений судов по предоставлению жилых помещений. Сиверс М.С. стала на учет по льготной очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении еще в Советский период, в последствии она была переведена в общую очередь, поскольку основания находиться в льготной очереди не были подтверждены. Документы того периода все уничтожены в связи с истечением сроков хранения. Однако, на реализацию жилищных прав Сиверс М.С. это не повлияло, она стоит в общей очереди на получение жилья.

Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1, ч. 5 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ч. 1 ст. 57 жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

В силу п.п. 2,3 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

Согласно п. 6 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" п. 6 ст. 6 Устава муниципального образования город Рубцовск Алтайского края к вопросам местного значения городского округа отнесено обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В силу п.12 ст. 57 Устава муниципального образования город Рубцовск Алтайского края к полномочиям Администрации города относится обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлен Законом Алтайского края от 09.12.2005 № 115-ЗС "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (далее Закон Алтайского края от 09.12.2005 № 115-ЗС).

В соответствии со ст. 1 Закона Алтайского края от 09.12.2005 N 115-ЗС учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях), осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов, городских поселений и городских округов (далее - органы местного самоуправления).

В силу ч.ч. 1,2 ст. 3 Закона Алтайского края от 09.12.2005 № 115-ЗС граждане, достигшие восемнадцатилетнего возраста, а также граждане, ставшие полностью дееспособными в результате вступления в брак или эмансипации, вправе подать заявление в орган местного самоуправления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления при наличии оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 7 Закона Алтайского края от 09.12.2005 № 115-ЗС принятый на учет гражданин и (или) члены его семьи включаются в книгу учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях (далее - книга учета). Форма книги учета утверждается органом местного самоуправления.

В соответствии с ч.1 ст. 8 Закона Алтайского края от 09.12.2005 № 115-ЗС на каждого гражданина, принятого на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, заводится учетное дело, в котором содержатся документы, необходимые для принятия гражданина на учет. Основанием для формирования учетного дела является решение органа местного самоуправления о принятии гражданина на учет. Учетному делу присваивается номер, соответствующий номеру очередности в книге учета.

Согласно ч.1 ст. 9 Закона Алтайского края от 09.12.2005 № 115-ЗС учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях ведется по следующим спискам очередности:

1) список граждан, имеющих право на предоставление по договору социального найма жилого помещения государственного жилищного фонда Алтайского края в соответствии с законодательством Алтайского края;

2) список граждан, признанных в установленном порядке малоимущими в целях предоставления им по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Учет иных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края (п. 1.1)

Учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях ведется раздельно по каждой из категорий граждан. Если нуждающийся в жилом помещении гражданин является малоимущим и в то же время относится к иной категории граждан, которые в соответствии с законодательством имеют право на получение жилого помещения по договору социального найма, то он может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (п. 1.2).

Списки очередности граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - списки очередности), формируются ежегодно по состоянию на 1 декабря текущего года с учетом даты поданных ими заявлений. Номер установленной очередности доводится до сведения граждан, состоящих на учете (ч.2 ст. 9 Закона Алтайского края от 09.12.2005 № 115-ЗС).

Орган местного самоуправления в целях подтверждения и проверки сведений, послуживших основанием принятия граждан на учет, проводит перерегистрацию лиц, состоящих на учете более пяти лет (далее - перерегистрация). Перерегистрация проводится в период с 1 октября по 30 ноября ежегодно. Перерегистрацию может пройти любой из совершеннолетних членов семьи заявителя. За недееспособных и несовершеннолетних граждан перерегистрацию проходят их законные представители. О недееспособных гражданах, не прошедших перерегистрацию, для выяснения причины направляется запрос в органы социальной защиты населения (ч.3 ст. 9 Закона Алтайского края от 09.12.2005 № 115-ЗС).

По результатам перерегистрации составляются списки очередности по состоянию на 1 декабря, который доводится до общего сведения населения в порядке, установленном органом местного самоуправления. Орган местного самоуправления вправе уведомить граждан, состоящих на учете, об изменениях в очередности (ч.6 ст. 9 Закона Алтайского края от 09.12.2005 № 115-ЗС).

В силу ч.ч. 1,2 ст. 10 Закона Алтайского края от 09.12.2005 № 115-ЗС органы местного самоуправления обеспечивают надлежащее хранение книги учета, учетных дел и списков очередности.

Учетные дела хранятся не менее 3 лет после снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - снятие с учета). Списки очередности и завершенные книги учета хранятся после окончания формирования в течение срока, установленного органом местного самоуправления.

Судом установлено, что Сиверс М.С. (при постановке на учет Воробьева О.А.) *** г.р., состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с 14.01.1987 года.

На основании постановления администрации г. Барнаула от 31.01.1997 № 931 она была включена в льготную очередь нуждающихся в жилом помещении инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, в связи с установлением ее сыну Шипилову М.А. инвалидности.

При прохождении перерегистрации, в соответствии с ч.3 ст. 9 Закона Алтайского края от 09.12.2005 № 115-ЗС, в марте 2001 в связи с истечением в 2000 году срока инвалидности Шипилову М.А., Сиверс М.С. была исключена из льготной очереди и включена в очередь на общих основаниях исходя из даты первоначальной постановки на учет (постановление администрации города Рубцовска от 07.03.2001 № 752). Документов, подтверждающих право на предоставление жилого помещения по льготным основаниям Сиверс М.С. предоставлено не было и в ходе проверки не подтверждено. В настоящее время Сиверс М.С. состоит в очереди на общих основаниях.

Кроме того, законных оснований для внеочередного предоставления Администрацией города Рубцовска Сиверс М.С. жилого помещения на праве социального найма не имеется.

Доказательств обратному стороной административного истца суду не было предоставлено.

Администрацией города Рубцовска установлен срок хранения списков очередности до минования надобности.

Учитывая, что списки очередности формируются ежегодно, в том числе с учетом граждан, ранее поставленных на учет, такие списки, сформированные по 2010, Администрацией города Рубцовска уничтожены в связи с отсутствием необходимости их хранения (Акты о выделении к уничтожению документов временного хранения от 16.01.2006, от 26.01.2011, от 15.01.2016).

Согласно данным Администрации города Рубцовска в 2011 году номер очереди Сиверс М.С. – 273, в 2012- №268, в 2013- №264, в 2014 – №248, в 2015 – №243, в 2016- 239, по состоянию на 21.02.2018 - № 228, по состоянию на 23.05.2018 - № 225, что следует из ответов прокуратуры г. Рубцовска и Управления администрации города Рубцовска по жилищно-коммунальному хозяйству и экологии, имеющихся в материалах дела.

Постановлением Администрации города Рубцовска Алтайского края от 18.12.2017 № 5701 утверждены списки очередности граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по состоянию на 01.12.2017, из которых следует, что общая очередь граждан, принятых на учет до 01.03.2005 составила 1949 человек.

Согласно ответу Управления администрации города Рубцовска по жилищно-коммунальному хозяйству и экологии от 23.05.2018 № 2033 в настоящее время в льготных очередях состоит свыше 450 человек, на исполнении находится 16 решений Рубцовского городского суда Алтайского края о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма. С 2011 года жилые помещения по договорам социального найма были предоставлены гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в последовательности: в 2011 года- 1 жилое помещение, в 2014 году- 3 жилых помещения, в 2016 году- 2 жилых помещения. По решениям Рубцовского городского суда были предоставлены жилые помещения по договорам социального найма: в 2011 году- 32, в 2012 году- 11, в 2013 году- 21, в 2014 году- 5, в 2015 году- 6, в 2016 -2, в 2017 году- 5, в 2018 году- 5.

Как следует из пояснений представителя административного ответчика в судебном заседании в первую очередь жилые помещения предоставляются гражданам во внеочередном порядке- на основании решений суда, и гражданам, состоящих в льготных очередях, и затем - в общей очереди.

Несмотря на то, что новое жилье в городе Рубцовске не строится, Администрацией города Рубцовска принимаются меры по нахождению жилья для распределения лицам, нуждающимся в жилом помещении, состоящих в общей и льготных очередях, путем подачи исков в суд о выселении граждан, путем перевода нежилых помещений в жилые, выведения из фонда общежитий.

Очередь граждан, состоящих на общем основании, движется, о чем свидетельствуют данные об очереди Сиверс М.С.: в 2011 году номер очереди Сиверс М.С. – 273, по состоянию на 21.02.2018 - № 228, по состоянию на 23.05.2018 - № 225.

Согласно ч.1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Доказательств незаконного распределения Администрацией города Рубцовска жилых помещений вне очереди суду не предоставлено. Так же как и не предоставлены доказательства того, что Администрация города Рубцовска за спорный период распределила много квартир как во вновь построенном фонде, так и во вторичном жилье знакомым и приближенным к руководству Администрации города Рубцовска.

Учитывая, что Сиверс М.С. на момент рассмотрения дела состоит в общей очереди под номером 225, в связи с этим бездействия Администрации города Рубцовска в не предоставлении ей жилья в порядке очереди не установлено.

Кроме того, доказательства того, что ее очередь на получение жилья уже наступила, однако, в виду незаконного распределения квартир Сиверс М.С. жилье до сих пор не предоставлено, у суда отсутствуют. К тому же, Сиверс М.С. на оспаривала номер своей очереди, в которой состоит на общих основаниях в настоящее время.

Установленный единственный случай незаконного предоставления жилья М.А.Зориной начальнику Управления культуры, спорта и молодежной политике, нашедший свое отражение в уголовном деле в отношении главы Администрации города Рубцовска, сам по себе не свидетельствует о постоянном беспорядочном распределении квартир в городе Рубцовске. Кроме того, не явился причиной не получения Сиверс М.С. жилья в настоящее время в очередном порядке, в связи с чем, не повлек нарушений прав административного истца.

Исходя из положений ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными действий (бездействия) должностных лиц необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Если суд признает оспариваемые действия (бездействия) должностного лица не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых действий (бездействия) должностного лица незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).

Доказательств незаконного бездействия Администрации города Рубцовска в не предоставлении жилья Сиверс М.С. в порядке очереди, незаконных действий Администрации города Рубцовска в распределении квартир, а так же нарушений прав и законных интересов административного истца указанными действиями и бездействием суду не предоставлено.

Принимая во внимание, что предусмотренная законом совокупность вышеназванных условий отсутствует, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 181, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Сиверс М.С. отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Рубцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Н.Г. Яркович