Дело № 2а-221/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Красноборск 24 июля 2020 года
Красноборский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Беляковой Е.С.,
при секретаре Смеловой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Красноборского района, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО «Красноборский муниципальный район» о признании незаконным бездействия в сфере организации сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов,
У С Т А Н О В И Л:
прокурорКрасноборского района обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Красноборский муниципальный район» о признании незаконным бездействия в сфере организации сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов.
Требования мотивировал тем, что по результатам проверки исполнения законодательства об отходах производства и потребления, проведенной на основании информации Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу, выявлен факт несанкционированного размещения мусора (твердых бытовых отходов) на землях сельскохозяйственного назначения на территории МО «Телеговское». Актами осмотра от 11.06.2019 и от 19.05.2020 установлено, что справа к автомобильной дороге Усть-Вага-Ядриха (по ходу движения в сторону г. Котлас) на участке 253 км. + 723 м. примыкает грунтовая дорога, возле которой расположены места складирования бытового мусора и остатки стволов спиленных деревьев. Сведения о зарегистрированных правах на данный участок отсутствуют, он относится к землям государственной собственности, право собственности, на который не разграничено, кому-либо во владение, пользование, распоряжение не передавался, собственник отходов не установлен. Полномочия регионального оператора по уборке несанкционированных свалок не распространяются на земли общего пользования, к числу которых относится и спорный земельный участок, в связи с чем обязанность по ликвидации несанкционированной свалки отходов возлагается на орган местного самоуправления МО «Красноборский муниципальный район». Управлением Россельхознадзора в адрес МО «Красноборский муниципальный район» 16.11.2018 вынесено предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований земельного законодательства в части захламления земель сельскохозяйственного назначения, но до настоящего времени органом местного самоуправления не принято мер, направленных на ликвидацию свалки. Результаты проверки свидетельствует о бездействии администрации в организации сбора и транспортирования твердых бытовых отходов, что влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду. Просил суд признать незаконным бездействие администрации МО «Красноборский муниципальный район», выразившееся в необеспечении участия в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, размещенных на несанкционированной свалке на земельном участке, расположенном в 250 метрах на северо-восток от д. Телеговский Починок, координаты (61,50930 46,13203); обязать администрацию в срок до 01.10.2020 организовать сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов, размещенных на вышеуказанном земельном участке.
В судебном заседании прокурор Красноборского района участия не принял, о времени и месте его проведения извещен.
Административный ответчик представитель администрации МО «Красноборский муниципальный район» участия в судебном заседании также не принял, в отзыве на иск указали, что спорный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, в связи с чем обязанность по ликвидации несанкционированного размещения твердых бытовых отходов, расположенных вне земель населенных пунктов, должна быть возложена на собственников этих земельных участков, а не на органы местного самоуправления МО «Красноборский муниципальный район». В иске просили отказать.
Представитель заинтересованного лица министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в судебном заседании не участвовал, в отзыве на административный иск указали, что ликвидация свалок на землях общего пользования не относится к полномочиям как министерства, так и регионального оператора.
Представитель заинтересованного лица Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу в судебном заседании участия не принял, о времени и месте его проведения извещены, в отзыве на административный иск указали, что с требованиями прокурора согласны.
Представитель заинтересованного лица ООО «ЭкоИнтегратор» не принял участия в судебном заседании, о времени и месте которого извещался в установленном законом порядке.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» граждане имеют право на благополучную окружающую среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В судебном заседании установлено, что по результатам проверки исполнения законодательства об отходах производства и потребления, проведенной на основании информации Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу, выявлен факт несанкционированного размещения мусора (твердых бытовых отходов) на землях сельскохозяйственного назначения на территории МО «Телеговское».
Согласно акту №08/А-06-24 планового (рейдового) осмотра, обследования от 17.07.2018, составленного должностным лицом Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу, на территории МО «Телеговское» обнаружена свалка твердых бытовых отходов на земельном участке сельскохозяйственного назначения примерно в 250 метрах на северо-восток от д. Телеговский Починок, координаты (61,50930 46,13203); указано, что свалки на полях организованы вследствие того, что в близлежащих деревнях отсутствуют контейнеры для сбора мусора.
16.11.2018 в адрес администрации МО «Красноборский муниципальный район» Управлением Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, установленных ст. 13 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации и предложено принять меры по обеспечению их соблюдения. Информацию об исполнении предостережения необходимо было представить в срок не позднее 18.02.2019.
Актами осмотра территории от 11.06.2019, составленным ст.помощником прокурора Красноборского района с участием и.о. председателя КУМИ администрации МО «Красноборский муниципальный район», и от 19.05.2020 подтверждается нахождение на вышеуказанном земельном участке мест складирования бытового мусора и стволов спиленных деревьев.
Согласно информации, представленной администрацией МО «Красноборский муниципальный район», сведения о зарегистрированных правах на данный участок отсутствуют. Земельный участок относится к землям государственной собственности, право собственности на которое не разграничено, кому-либо во владение, пользование, распоряжение не передавался, собственник отходов не установлен.
Складирование отходов жителями деревень привело к образованию несанкционированной свалки и загрязнению окружающей среды. Несмотря на наличие информации о данной свалке у административного ответчика, меры по ее ликвидации не принимаются. На момент рассмотрения дела несанкционированная свалка не ликвидирована.
В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Аналогичные положения содержатся в Уставе МО «Красноборский муниципальный район».
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Аналогичные номы права содержатся в п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований Архангельской области осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В силу пунктов 1 и 2 ст. 13 Федерального закона №89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 2 ст. 13 Федерального закона №89-ФЗ).
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 26.04.2016 №13-П следует, что в реализации экологической функции государства участвуют и органы местного самоуправления, поскольку обеспечение благоприятных экологических условий жизнедеятельности населения по месту жительства согласуется с основной целью местного самоуправления, заключающейся в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. Это предполагает, что на органы местного самоуправления могут быть возложены законом как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и обеспечение проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения, если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования.
Законодателем на муниципальные районы, как и на городские округа, возложена обязанность по осуществлению мер организационно-властного воздействия, направленных на создание условий для обеспечения эффективности очистки территории муниципального образования от загрязнения бытовыми и промышленными отходами.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что, поскольку отраслевое законодательство не ставит решение вопроса о характере и объеме полномочий и о финансовых обязательствах муниципальных образований в области обращения с отходами в зависимость от принадлежности соответствующих отходов к конкретному виду (промышленным или бытовым), видовой классификации отходов не может быть придано - при отсутствии специального законодательного регулирования - нормативно-правовое значение в целях установления пределов ответственности муниципальных образований, в том числе с учетом возможной принадлежности отходов, несанкционированно размещенных на территории муниципального образования, к производным от жизнедеятельности данного местного сообщества. При определении применительно к организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов объема полномочий органов местного самоуправления городских округов, а также их финансовых обязательств, обусловленных реализацией данной публичной задачи, необходимо учитывать компетенцию иных территориальных уровней публичной власти, которой они наделены в этой области, а также обязанности по обращению с отходами, возложенные на участников гражданского оборота, принимая при этом во внимание особенности регулирования такого рода отношений в конкретных сферах природопользования.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 29.01.2019 №258-О, указанное законоположение действует во взаимосвязи с нормами законодательства в области охраны окружающей среды, а именно положениями Федерального закона от 24.07.1998 №89-ФЗ, согласно которым территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (п. 1 ст. 13), а также Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ, относящего к полномочиям органов местного самоуправления (городского округа) в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, организацию мероприятий по ее охране в границах городского округа (ст. 7). Таким образом, новое правовое регулирование деятельности, по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов не предполагает освобождения органов местного самоуправления от участия в реализации публичных полномочий по очистке территории муниципального образования от твердых коммунальных отходов.
Обязанности муниципального района по выполнению функций, предусмотренных п. 1 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», требуют участия органа местного самоуправления в принятии мер, необходимых для ликвидации свалки, расположенной на территории муниципального образования.
Доводы административного ответчика о том, что в рассматриваемом случае обязанность по ликвидации несанкционированной свалки должна быть возложена на регионального оператора ООО «ЭкоИнтегратор», суд находит несостоятельными.
Действительно пункты 1 и 2 ст. 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусматривают, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно Правилам обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 (далее - Правила обращения с твердыми коммунальными отходами), ликвидация мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов возложена на регионального оператора (п. п. 16 - 18).
Так, в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (пп. «а»); уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (пп. «б»).
Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
Таким образом, полномочия региональных операторов не распространяются на земли общего пользования, на регионального оператора возложена обязанность ликвидации свалок на землях, находящихся в частной собственности после отказа собственника от выполнения соответствующего требования.
Согласно п. 7.8 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Доводы административного ответчика о том, что земельный участок, на котором имеется несанкционированное размещение твердых бытовых отходов, не относится к землям населенных пунктов, в связи с чем на администрацию района не может быть возложена обязанность ликвидации данной свалки, суд также находит необоснованными по указанным выше основаниям.
Поскольку с ноября 2018 года (с момента вынесения предостережения) администрацией МО «Красноборский муниципальный район» мер к ликвидации несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенном примерно в 250 метрах на северо-восток от д. Телеговский Починок, координаты (61,50930 46,13203), не принимается, то суд приходит к выводу о бездействии ответчика в сфере организации сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов.
Наличие несанкционированной свалки бытовых отходов влечет за собой загрязнение природной среды и создает угрозу возникновения иных тяжких последствий, что нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст. 42 Конституции Российской Федерации.
При таких обстоятельствах требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Принимая во внимание изложенное, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера возложенных обязанностей, особенностей условий необходимых работ, проведение которых может занять определенное количество времени, с учетом мнения сторон, суд полагает возможным установить срок для исполнения решения суда - до 01.10.2020, что является разумным и достаточным.
Предоставление более длительного срока исполнения решения отдалит его исполнение и приведет к необоснованному нарушению прав неопределенного круга лиц.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с п. 19 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. 175, 177, 180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление прокурора Красноборского района, поданное в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО «Красноборский муниципальный район» о признании незаконным бездействия в сфере организации сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МО «Красноборский муниципальный район»,выразившееся в необеспечении участия в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, размещенных на несанкционированной свалке на земельном участке, расположенном в 250 метрах на северо-восток от д. Телеговский Починок, координаты (61,50930 46,13203).
Обязать администрацию МО «Красноборский муниципальный район» в срок до 01.10.2020 организовать сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов, размещенных на несанкционированной свалке на земельном участке, расположенном в 250 метрах на северо-восток от д. Телеговский Починок, координаты (61,50930 46,13203).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд через Красноборский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.С. Белякова