Дело № 2а-221/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 июня 2018 года гор.Галич Костромской области
Галичский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Балашовой Е.В.,
с участием помощников Галичского межрайонного прокурора Бахаревой А.А. и Бухарева А.В.,
при секретаре Чижовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Галичского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к администрации городского округа – город Галич Костромской области о возложении обязанности создать специализированную службу по вопросам похоронного дела,
у с т а н о в и л:
Галичский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к администрации городского округа – город Галич Костромской области о возложении обязанности создать специализированную службу по вопросам похоронного дела и исполнении специализированной службой законодательства о погребении и похоронном деле.
Свои требования Галичский межрайонный прокурор мотивирует тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле, по результатам которой в деятельности администрации городского округа – город Галич Костромской области выявлены нарушения.
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований действующего законодательства администрацией городского округа – город Галич Костромской области специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории городского округа не создана; услуги, предусмотренные гарантированным перечнем услуг по погребению гражданам на безвозмездной основе, не оказываются, что нарушает права неопределенного круга лиц – граждан, проживающих на территории городского округа, на получение гарантированных законом услуг по погребению, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
Межрайонной прокуратурой в целях устранения выявленных нарушений главе администрации городского округа 16.10.2017 вынесено представление об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле. Согласно ответу администрации городского округа – город Галич от 10.11.2017, требования прокурора не выполнены, выявленные нарушения не устранены.
Таким образом, в соответствии со ст. ст.9, 12, 25, 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», п. 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Галичский межрайонный прокурор просит возложить на администрацию городского округа – город Галич Костромской области обязанность в срок до 31 декабря 2018 года создать специализированную службу по вопросам похоронного дела, а начиная с 01.01.2019 обеспечить исполнение специализированной службой обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
В ходе рассмотрения дела помощник Галичского межрайоного прокурора Бухарев А.В. уточнил исковые требования и просит возложить на администрацию городского округа – город Галич обязанность в срок до 31 декабря 2018 года создать специализированную службу по вопросам похоронного дела, поддержав иск по изложенным в нём доводам.
Представитель административного ответчика в лице заместителя начальника юридического отдела администрации городского округа – город Галич Костромской области ФИО1, действующей по доверенности, не отрицая отсутствие на территории городского округа – город Галич специализированной службы по вопросам похоронного дела, административный иск не признала и пояснила, по вопросу создания на территории городского округа специализированной службы по вопросам похоронного дела, оказывающей населению гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе принят ряд нормативно - правовых актов, а именно: постановление «Об утверждении стоимости требований к качеству услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению на территории городского округа - город Галич» с приложением, заключен муниципальный контракт на оказание услуг по содержанию кладбищ на территории городского округа, утвержден и действует Порядок оказания ритуальных услуг и захоронения умерших граждан в городском округе - город Галич.
Бюджет городского округа является дотационным, денежные средства на создание специализированной службы по вопросам похоронного дела в нём отсутствуют.
Администрация принимает всё от неё зависящее. Так, согласно Административного регламента предоставления Департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области государственной услуги по выплате социального пособия на погребение в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности, в том числе в электронном виде, утвержденного Приказом Департамента социальной защиты населения, опеки и попечения Костромской области, услуга оказывается ритуальной организацией ООО «Ангел» с последующим возмещением денежных средств и стоимости услуг.
В связи с тем, что органы опеки и попечительства с 01.04.2018 являются структурным подразделением администрации городского округа, вышеуказанную обязанность согласно информации Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области от 03.04.2018 рекомендовано возложить на бухгалтерию органа местного самоуправления. Субвенции бюджетам городских округов на осуществление государственных полномочий на выплаты социальных пособий на погребение и возмещении стоимости услуг будут выделяться после принятия администрацией Костромской области соответствующего постановления после 09.04.2018.
По мнению представителя, Федеральный Закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» не дает законодательного определения понятия «специализированная служба по вопросам похоронного дела» и не устанавливает её организационно-правовую форму. В нём термин «служба» также отсутствует, не используется подобное понятие и в гражданском законодательстве. В связи с этим специализированная служба - это не вид организации, не определенная организационно-правовая форма юридического лица, а статус, присваиваемый субъекту в связи с выполнением функций по оказанию гражданам гарантированных законом ритуальных услуг. Согласно ФЗ № 131-ФЗ на органы местного самоуправления возложено не оказание ритуальных услуг, а организация оказания таковых. Последнее же не подразумевает обязанности по созданию в этих целях каких-либо органов местного самоуправления (их структурных подразделений) организаций, а также по финансированию оказания услуг, создание условий, при которых гражданам обеспечивается предоставление этих услуг, а это возможно как силами специально учреждаемых муниципальных организаций, так и путем привлечения и стимулирования хозяйствующих субъектов не муниципальной формы собственности.
В настоящее время на территории городского округа зарегистрированы и действуют ряд ритуальных агентств, которые оказывают весь спектр ритуальных услуг и услуги по захоронению умерших граждан в городском округе - город Галич. В связи с этим, необходимости создавать специализированную службу нет.
Представитель МУ «Служба заказчика», привлеченного в качестве заинтересованного лица на стороне ответчика, ФИО2, действующий по доверенности, с иском не согласился и пояснил, что на основании распоряжения администрации городского округа – город Галич от 27.01.2016 № 25-р в МУ «Служба заказчика» переданы полномочия по погребению умерших. 01.02.2016 утвержден Порядок выдачи разрешений о выделении земельного участка для погребения умершего. По мнению представителя, создавать специализированную службу нецелесообразно.
Представители ООО «Галичский ритуальный центр», ООО «Галичское предприятие «Гамма», ООО ЮК «Вердикт», ИП ФИО3, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили.
В судебном заседании, состоявшемся 07 мая 2018 года, представитель ООО «Галичский ритуальный центр» ФИО4, действующая по доверенности, поддержала иск прокурора.
Выслушав стороны, представителей заинтересованных лиц, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Институт специализированных служб был введен федеральным законодательством (статьями 9 и 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Указом Президента РФ от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших») в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказанию близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.
Согласно ст.25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В силу п.1 ст.29 данного Федерального закона органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Статьёй 9 названного Федерального закона, установлен следующий гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый гражданам на безвозмездной основе: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств соответствующих бюджетов.
Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет супруга, родственников и иных лиц, взявших на себя обязанности осуществить погребение умершего.
При этом ст.12 указанного Федерального закона предусмотрено, что возможность осуществления погребения специализированной службой по вопросам похоронного дела является социальной гарантией для лица, личность которого не установлена, либо у которого отсутствуют родственники или иные законные представители, на достойное отношение к его телу после смерти.
В соответствии с п.3 ст.1, ст.17 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления органов поселений, муниципальных образований и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений для решения вопросов местного значения.
Согласно п.23 ст.16 вышеуказанного Федерального закона к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В силу п.2 Указа Президента РФ от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших») органам местного самоуправления предписано выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания на безвозмездной основе услуг, предусмотренных ст.9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
Как следует из материалов дела, Галичской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле.
По результатам данной проверки в деятельности администрации городского округа – город Галич Костромской области выявлены нарушения ФЗ от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» и ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», выразившиеся в несоздании специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории городского округа; неоказании перечня услуг по погребению, оказываемого гражданам на безвозмездной основе.
16 октября 2017 года Галичской межрайонной прокуратурой в адрес главы администрации городского округа – город Галич Костромской области вынесено представление об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле.
Согласно ответа администрации городского округа – город Галич от 10.11.2017 (л.д.6-7), требования прокурора не выполнены, выявленные нарушения не устранены.
В ходе судебного заседания представитель административного ответчика ФИО1 не оспаривая отсутствия в городском округе специализированной службы по вопросам похоронного дела, ссылается на то, что денежных средств на её создание в бюджете городского округа не имеется. Кроме этого, на территории городского округа функционируют ритуальные агентства, оказывающие весь спектр ритуальных услуг и услуги по захоронению умерших граждан, поэтому необходимости создавать специализированную службу по вопросам похоронного дела не имеется.
При этом представитель административного ответчика ФИО1 ссылается на ряд документов, которые, по её мнению, имеют отношение к рассматриваемому делу, а именно на: приказ Департамента соцзащиты населения, опеки и попечительства Костромской области от 29.06.2012 № 469 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по выплате социального пособия на погребение в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности, в том числе в электронном виде»; распоряжение от 27.01.2016 № 25-р «О передаче полномочий МУ «Служба заказчика» по определению мест по погребению умерших»; постановление от 01.02.2016 № 43 «Об утверждении порядка выдачи разрешения о выделении земельного участка для погребения умершего, паспорта захоронения, разрешения на установку надмогильных сооружений на общественных кладбищах»; постановление от 16.02.2015 № 71 «Об утверждении Порядка оказания ритуальных услуг и захоронения умерших граждан», с внесенными в него постановлениями от 14.10.2015 № 673 и от 25.10.2017 № 760 изменениями, где слова в пунктах 3.1, 4.12, 4.13 «услуги по гарантированному перечню услуг оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела» заменены на слова «осуществляются хозяйствующим субъектом или индивидуальным предпринимателем, занимающимися оказанием услуг данного вида деятельности»; постановление от 22.02.2018 № 121 «Об утверждении стоимости и требований к качеству услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, на территории городского округа- город Галич Костромской области в 2018 году»; муниципальный контракт на выполнение работ по объекту от 26 февраля 2018 года № 2, заключенный между МУП «Служба заказчика» и ООО «Чистый город» для выполнения работ по организации и содержанию мест захоронения.
Однако вышеперечисленные документы не имеют прямого отношения к делу, поскольку не содержат условий, гарантирующих оказание гражданам на безвозмездной основе услуг по погребению в соответствии со ст.9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле».
Ссылку представителя административного ответчика ФИО1 об оказании услуг по погребению на безвозмездной основе ООО «Ангел», суд находит несостоятельной, поскольку, как установлено в суде, данного общества на территории городского округа – город Галич не существует.
Иных доказательств представителем административного ответчика ФИО1 суду не представлено.
Таким образом, проанализировав материалы, суд считает, что Федеральный закон от <дата> № 8-ФЗ предусматривает безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, которой на территории городского округа – город Галич Костромской области не существует.
Специализированные службы по вопросам похоронного дела в первую очередь осуществляют деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению, и не преследуют, в отличие от различных ритуальных агентств и обществ, извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Доводы представителя ответчика об отсутствии в бюджете городского округа денежных средств на создание специализированной службы, уполномоченной оказывать услуги по погребению, не являются основанием для отказа в удовлетворении иска.
При таких обстоятельствах, иск Галичского межрайонного прокурора подлежит удовлетворению.
Руководствуясь Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. ст.39, 218? 227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Возложить на администрацию городского округа – город Галич Костромской области обязанность в срок до 31 декабря 2018 года создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Галичский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.В.Балашова
Решение принято в окончательной форме – 09 июня 2018 года
Судья