ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2221/2021 от 29.06.2021 Советского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

№ 2а-2221/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 июня 2021 года г. Астрахань

Советский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Синельниковой Н.П.,

при секретаре Крыловой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ражбадиновой Юлии Владимировны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Астраханской области об оспаривании исключения юридического лица из ЕГРЮЛ,

У С Т А Н О В И Л :

Ражбадинова Ю.В. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Астраханской области об оспаривании исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, указав, что административный истец являлась учредителем и директором Общества с ограниченной ответственностью «ТРИЭР» (ОГРН 1063015000905, ИНН 3015072250). 30 июня 2020 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 6 по Астраханской области за государственным регистрационным номером <номер> из Единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи исключено ООО «ТРИЭР» в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности. В установленный срок Ражбадинова Ю.В. обратилась в Управление Федеральной налоговой службы по Астраханской области с соответствующей жалобой. Согласно письму Управления Федеральной налоговой службы по Астраханской области от 19 февраля 2021 года действия регистрирующего органа признаны правомерными. Заявитель полагает, что оспариваемое решение ответчика не соответствует закону, поскольку в данном случае МИФНС исключило из ЕГРЮЛ фактически действующее юридическое лицо. Кроме того, в собственности ООО «ТРИЭР» зарегистрировано нежилое помещение 001 по адресу: <адрес>, кадастровый номер <номер>, которое в результате исключения юридического лица из ЕГРЮЛ осталось в «зависшем» состоянии, полагает, что административному истцу, как учредителю, оспариваемым решением налогового органа причинен материальный ущерб в размере рыночной стоимости указанного помещения. С учетом измененных исковых требований просила суд признать незаконным внесение Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 6 по Астраханской области в Единый государственный реестр юридических лиц записи <номер> от 30 июня 2020 года: «Прекращение юридического лица (исключение из ЕГРЮЛ юридического лица в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности)», записи <номер> от 11 марта 2020 года: «Принятие регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (наличие в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, в отношении которых внесена запись о недостоверности)», записи <номер> от 28 августа 2019 года: «Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о недостоверности сведений о юридическом лице (результаты проверки достоверности содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице)»; обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 6 по Астраханской области исключить из Единого государственного реестра юридических лиц запись <номер> от 30 июня 2020 года: «Прекращение юридического лица (исключение из ЕГРЮЛ юридического лица в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности)», запись <номер> от 11 марта 2020 года: «Принятие регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (наличие в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, в отношении которых внесена запись о недостоверности)», запись <номер> от 28 августа 2019 года: «Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о недостоверности сведений о юридическом лице (результаты проверки достоверности содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице)».

В судебное заседание административный истец Ражбадинова Ю.В. не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, административные исковые требования поддерживает в полном объеме, просит суд их удовлетворить.

Представитель административного ответчика МИФНС России № 6 по Астраханской области Быков И.А. в судебном заседании участия не принимал, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, представил суду возражения, согласно которым просил в удовлетворении административного искового заявления отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

В силу статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (части 1 и 2 статьи 46).

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел данной категории, входит проверка соответствия оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом законным интересам заявителя.

При этом в силу прямого указания частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта (действия или бездействия) закону возложена на принявший его орган.

Согласно пункту 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона № 129-ФЗ государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами, при этом федеральный информационный ресурс представляет собой информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе (статьи 13, 14 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

На основании пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Общий порядок государственной регистрации юридического лица в связи с его исключением из реестра по решению регистрирующего органа установлен главой VII Федерального закона № 129-ФЗ. Процедура внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о юридическом лице состоит из нескольких этапов.

Из материалов дела следует, что юридическое лицо ООО «ТРИЭР» ОГРН 1063015000905 ИНН 3015072250 создано 25 января 2006 года, состоит как налогоплательщик на учете в Инспекции ФНС России по Кировскому району г. Астрахани.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО «ТРИЭР» зарегистрировано в качестве юридического лица 25 января 2015 года, адрес местонахождения указан: <адрес>.

Основной вид деятельности организации - 56.10 деятельность ресторанов услуги по доставке продуктов питания. Фактически деятельность ООО «ТРИЭР» заключалась в предоставлении услуг общественного питания (кафе).

16 июля 2019 года должностными лицами ИФНС по Кировскому району г. Астрахани проведен осмотр объекта недвижимости по адресу, заявленному при государственной регистрации ООО «ТРИЭР».

18 июля 2019 года Инспекцией ФНС России по Кировскому району г. Астрахани в Инспекцию представлено заявление заинтересованного лица о недостоверности сведений включенных в ЕГРЮЛ по форме Р 34002 в отношении сведений об адресе ООО «ТРИЭР».

Согласно представленному заявлению и приложенного к нему протоколу осмотра от 16 июля 2019 года - ООО «ТРИЭР» по адресу: <адрес>, не находится, связь с обществом установить не возможно.

Согласно части 9 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах, является официальной; государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации.

Федеральным законом от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», установлена презумпция достоверности представляемых заявителем в регистрирующий орган сведений.

В соответствии с пунктом 4.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений проводится проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ.

При этом проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ, посредством:

а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;

б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;

в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;

г) проведения осмотра объектов недвижимости;

д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

Основания, условия и порядок проведения вышеуказанной проверки утверждены Приказом ФНС России от 11 февраля 2016 года № ММВ-7-14/72@.

В соответствии с пунктом 4 Порядка проверки основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.

Статьей 21.1 Закона № 129-ФЗ установлено, что при наличии в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи, регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.

Решение о предстоящем исключении не принимается при наличии у регистрирующего органа сведений, предусмотренных подпунктом «и.2» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3).

Заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается (пункт 4).

Установленный шестимесячный срок наличия записи о недостоверности сведений предназначен для установления действительности недостоверности сведений, так как до принятия решения об исключении у заинтересованных лиц есть право предоставить в налоговый орган достоверные сведения об организации.

Факт отсутствия нахождения юридического лица по адресу, указанному в ЕГРЮЛ: <адрес>, истцом оспаривается.

Судом установлено, что с 24 января 2006 года ООО «ТРИЭР» зарегистрировано по адресу: <адрес>, с 25 января 2016 года указанное помещение принадлежит обществу на праве собственности, сведений об изменении юридического адреса, материалы дела не содержат, таким образом, общество фактически осуществляло свою деятельность по вышеуказанному адресу.

Как следует из материалов дела, с момента регистрации и по настоящее время ООО «ТРИЭР» осуществляло предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством по налогам и сборам.

В мае 2020 года в отношении ООО «ТРИЭР» налоговым органом принято решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (наличие в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, в отношении которых внесена запись о недостоверности).

Как следует из выписки ЕГРЮЛ, недостоверность сведений заключалась в недостоверности сведений о местонахождении и адресе юридического лица.

Вместе с тем каких-либо уведомлений о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ в адрес административного истца не поступало.

Согласно пункту 6 статьи 11 Закона № 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами «в», «д» и (или) «л» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений.

В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.

22 июля 2019 года Инспекцией в адрес руководителя Ражбадиновой Ю.В., в том числе и по юридическому адресу ООО «ТРИЭР»: <адрес>, были направлены уведомления о необходимости предоставления достоверных сведений.

28 августа 2019 года инспекцией в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности в части сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица за <номер>.

Регистрирующим органом 10 марта 2020 года принято решение <номер> о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ и 11 марта 2020 года внесена запись за ГРН <номер>.

Во исполнение положений пункта 3 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ решение о предстоящем исключении указанного юридического лица было опубликовано в «Вестнике государственной регистрации» 11 марта 2020 года.

Вместе с тем, как следует из представленных в материалы дела документов, 29 мая 2020 года Ражбадиновой Ю.В. в адрес налогового органа направлено заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, заверенное у нотариуса, однако, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц не содержит записи о подаче вышеуказанного заявления, и, соответственно, оно не принято во внимание при внесении записи о снятии с учета ООО «ТРИЭР».

При подготовке жалобы в Управление Федеральной налоговой службы по Астраханской области на официальном сайте «Вестника государственной регистрации» найдена публикация в отношении ООО «ТРИЭР». Согласно указанной публикации юридическое лицо в отношении которого принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ праве в течение 3месяцев со дня публикации направить в регистрирующий орган мотивированное заявление, в этом случае решение об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается.

Учитывая, что поскольку публикация была осуществлена 11 марта 2020 года, следовательно, срок направления мотивированного заявления у административного истца истекал 11 июня 2020 года.

Таким образом, административный истец правом на представление в регистрирующий орган возражений против предстоящего исключения юридического лица организации в установленный Законом срок воспользовался, направив заявление - 29 мая 2020 года, учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что административным истцом в установленный законом срок в регистрирующий орган были представлены все необходимые сведения и документы, свидетельствующие о наличии достоверности сведений об адресе юридического лица.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу том, что требования Ражбадиновой Ю.В. к МИФНС № 6 по Астраханской области об оспаривании исключения юридического лица из ЕГРЮЛ являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Ражбадиновой Юлии Владимировны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Астраханской области об оспаривании исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, удовлетворить.

Признать незаконным внесение Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 6 по Астраханской области в Единый государственный реестр юридических лиц записи <номер> от 30 июня 2020 года: «Прекращение юридического лица (исключение из ЕГРЮЛ юридического лица в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности)», записи <номер> от 11 марта 2020 года: «Принятие регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (наличие в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, в отношении которых внесена запись о недостоверности)», записи <номер> от 28 августа 2019 года: «Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о недостоверности сведений о юридическом лице (результаты проверки достоверности содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице)».

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 6 по Астраханской области исключить из Единого государственного реестра юридических лиц запись <номер> от 30 июня 2020 года: «Прекращение юридического лица (исключение из ЕГРЮЛ юридического лица в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности)»; запись <номер> от 11 марта 2020 года: «Принятие регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (наличие в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, в отношении которых внесена запись о недостоверности)»; запись <номер> от 28 августа 2019 года: «Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о недостоверности сведений о юридическом лице (результаты проверки достоверности содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице)».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в течение месяца, через районный суд, принявший решение.

Мотивированный текст решения изготовлен 09 июля 2021 года.

Судья Н.П. Синельникова