Дело № 2а-2222/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 05 марта 2020 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кочкиной А.А., при секретаре Бишаевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием технического средства аудиозаписи дело по административному иску ФИО1, ФИО2 к Окружной администрации города Якутск, Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутск об оспаривании решения органа местного самоуправления,
у с т а н о в и л :
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском о признании незаконным решения органа местного самоуправления, в обоснование указано на то, что они как граждане, имеющие трех и более детей, являясь многодетной семьей, обратились в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: ____, для использования под дачное строительство, однако, ответом Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска от ____ им отказано в предоставлении в собственность земельного участка в связи с тем, что в рамках рассмотрения обращения проведена проверка земельного участка, по результатам которой установлено, что на земельном на участке имеются объекты капитального строительства. Просят признать отказ незаконным и обязать орган местного самоуправления принять решение о предоставлении в собственность земельного участка.
Административный истец ФИО2, извещённая о рассмотрении дела, в судебное заседание не явилась, дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 54, 150 КАС РФ в ее отсутствие с участием истца ФИО1, представителя ФИО3, которые заявление поддержали, полагали отказ незаконным, суду пояснили, что у административного ответчика отсутствовали законные основания для отказа, нахождение на испрашиваемом участке объектов движимого имущества в виде теплиц и забора не указано в законе в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка, земельный участок занят самовольно, просили признать отказ незаконным и обязать орган местного самоуправления согласовать предоставление участка истцам.
Представитель административного ответчика по доверенности ФИО4 в судебном заседании с заявлением административных истцов не согласился, полагал отказ обоснованным и законным, суду пояснил, что оспариваемый земельный участок самовольно занят ответчиками и до его освобождения у органа местного самоуправления отсутствуют правовые основания по его распределению, полагал отказ законным.
Суд, выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции РФ и статьей 4 КАС РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу п.6 ст.39.5 Земельного кодекса РФ гражданам, имеющим трех и более детей, предоставление в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется бесплатно на основании решения уполномоченного органа, в случае и в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что административные истцы ФИО1, ФИО2, имеющие трех и более детей, обратились в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: ____, с кадастровым номером: ____, для использования под дачное строение.
Ответом Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска от ____ истцам отказано в предоставлении в собственность земельного участка, поскольку в ходе рассмотрения обращения проведена проверка испрашиваемого земельного участка, расположенного по адресу: ____, в ходе которой установлено, что на земельном участке имеются объекты капитального строительства (жилой дом, хозяйственные постройки (гараж, туалет). Также выявлено самовольное занятие земельного участка, площадью ___ кв. м., самовольно занятый земельный участок относится к зоне ___ - зона размещения городских парков, скверов, садов, бульваров, прудов, искусственных водоемов на территории г. Якутска.
Из письма начальника Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутск от ____ следует, что запрашиваемый земельный участок поставлен на кадастровый учет с видом разрешенного использования под дачное строение. Пунктом 1 приказа Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года № 540 (в ред. От 04 февраля 2019 года) «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» утвержден классификатор земельных участков, в соответствии с которыми определяются виды разрешенного использования земельных участков. В данном классификаторе отсутствует вид разрешенного использования под дачное строительство. Также из сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от ____ № № следует, что по проекту планировки и межевания территории квартала «___» города Якутск, утвержденного распоряжением Окружной администрации города Якутск от ____ № №., запрашиваемый земельный участок учтен под объект индивидуальной жилой застройки.
Из акта обследования земельного участка № № от ____, составленного главным специалистом Управления муниципального контроля Окружной администрации города Якутска ФИО9., видно, что на земельном участке, расположенном по адресу: ____, площадью ___ кв. м., возведен объект капитального строительства – жилой дом, хозяйственные постройки (гараж, туалет). Выявлено самовольное занятие земельного участка, площадью ___ кв. м. Самовольно занятый земельный участок относится к категории к зоне «Р-1А» - зона размещения городских парков, скверов, садов, бульваров, прудов, искусственных водоемов на территории г. Якутска.
Как установлено пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов и включает в себя несколько этапов, в том числе подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса.
Пунктом 7 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ определено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
По результатам рассмотрения и проверки уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 данной статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 8 названной статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15, 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно п. 4 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу закона, если на земельном участке расположены объекты недвижимого имущества он может быть предоставлен только собственникам таких объектов.
Судом установлено, что на испрашиваемом истцами земельном участке расположены объект капитального строительства – жилой дом, хозяйственные постройки (гараж, туалет), право собственности на которые за истцами не зарегистрировано. Факт возведения указанных объектов истцами либо за их счет в установленном законом порядке не подтвержден и вопрос о наличии права истцов на самовольные постройки не может рассматриваться в рамках административного судопроизводства.
Поскольку в рамках административной процедуры предоставления земельного участка орган местного самоуправления также не вправе был решать вопросы принадлежности и права собственности на самовольные постройки, решение ответчика об отказе в предоставлении земельного участка в связи с нахождением на нем строений, право собственности на которые за заявителем не зарегистрировано, не может быть признано незаконным. Решение принято в соответствии с полномочиями органа местного самоуправления и с положениями п. 4 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ.
При таких обстоятельствах административный иск подлежит отказу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.178-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска ФИО1, ФИО2 к Окружной администрации города Якутск, Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутск об оспаривании решения отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня изготовления решения в мотивированном виде.
Судья п/п А.А. Кочкина
___
___
___
___
___