Дело №2а-2222/2018 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 марта 2018 года
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Быстряковой О.А.,
при секретаре судебного заседания Деркунской А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к Министерству финансов РФ о признании незаконным бездействия и решений государственного органа, обязании принять меры по взысканию денежных средств в доход Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец ФИО2 обратился в суд с настоящим административным иском к административным ответчику Министерству финансов РФ о признании незаконным бездействия и решений государственного органа, обязании принять меры по взысканию денежных средств в доход Российской Федерации, указывая на то, что он обратился к административному ответчику и предоставил сведения, необходимые для обращения в судебные органы в интересах государства для взыскания в казну Российской Федерации 42 200 000 руб. 00 коп., так как он не имеет полномочий на действия в интересах РФ. В ответе от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) и от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) административный ответчик сообщил, что его обращение и ТУ Росимущества по Московской области в его интересах передано в генеральную прокуратуру РФ, в соответствии с ч. 3 ст. 8 ФЗ от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Такие решения административного ответчика является неправомерными и нарушают его законные интересы. Так, апелляционным определением Мособлсуда от ДД.ММ.ГГГГ признан недействительным договор купли-продажи земельных участков между ФИО1 (представитель по доверенности от продавца ФИО2) и ООО «Продукты от Палыча» в лице директора ФИО4 по ст. 179 ГК РФ. Судом установлено, что по недействительному договору купли-продажи ФИО1 получил 42 200 000 руб. 00 коп. от ООО «Продукты от Палыча» для передачи ФИО2, однако деньги ему не передал. Таким образом, в силу ст. 179 ГК РФ причитавшиеся ему денежные средства, в размере 42 200 000 руб. 00 коп., которые так и не были переданы ФИО1, подлежат обращению в доход РФ. Ранее поданное им обращение в прокуратуру для принятия мер прокурорского реагирования по аналогичному вопросу было перенаправлено в ТУ Росимущество по Московской области для рассмотрения по существу. На основании его обращения ТУ Росимущество по Московской области обратилось в Балашихинский городской суд Московской области с исковым заявлением к ФИО1 о взыскании 42 200 000 руб. 00 коп. в доход РФ. ДД.ММ.ГГГГ определением Балашихинского горсуда Московской области производство по гражданскому делу прекращено, в связи с отсутствием у истца ТУ Росимущество по Московской области полномочий по обращению в суд в интересах РФ. ДД.ММ.ГГГГ апелляционным определением Мособлсуда, определение Балашихинского горсуда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменений. При этом, в судебном заседании апелляционной инстанцией сторонам было разъяснено, что в возникшей ситуации надлежащим истцом, который полномочен обращаться в суд в интересах РФ о взыскании денежных средств с ФИО1 является Министерство финансов РФ. В последующем, ТУ Росимущество по Московской области обратилось в Министерство финансов РФ для рассмотрения возникшей ситуации и принятии мер по защите прав и законных интересов РФ в судебном порядке. Однако, Министерство финансов РФ вновь перенаправил обращение в генеральную прокуратуру РФ. Более того, обращение Министерства финансов РФ в суд в интересах государства с требованием об обращении взыскание на полученное при признании сделки недействительной, в соответствии со ст. 179 ГК РФ подтверждается судебной практикой Верховного суда РФ. Бездействие в части уклонения от взыскания в интересах РФ в бюджет государства с ФИО1 42 200 000 руб. 00 коп. пропорциональное не взысканному урезание расходов в бюджете РФ, что не может не отразиться на конечном потребителе государственных услуг и функций-на нем, на граждане РФ. Бездействие Министерства финансов РФ и его решение от ДД.ММ.ГГГГ приводит к нарушению его законных интересов на полноценный бюджет РФ и, соответственно, полноценный расход бюджета на финансирование функций и услуг государства, в связи с чем приводит к нарушению его законных интересов, как гражданина РФ, на пользование качественными потенциальными услугами и функциями государства в полном объеме. Таким образом, административный ответчик, обладая полномочиями вправе обратиться в суд и взыскать в доход государства 42 200 000 руб. 00 коп., отказался от рассмотрения его обращений по существу и, фактически, устранился от пополнения бюджета государства на 42 200 000 руб. 00 коп.
Административный истец ФИО2 просит суд признать незаконным решение Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ№; признать незаконным решение Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ№; признать незаконным бездействие Министерства финансов РФ, выраженное в отказе от действий, направленных на взыскание с ФИО1 42 200 000 руб. 00 коп. в доход РФ; обязать Министерство финансов РФ принять меры по взысканию с ФИО1 42 200 000 руб. 00 коп. в доход РФ.
В судебное заседание административный истец ФИО2 не явился, его представитель по доверенности ФИО5 в судебное заседание явился, административные исковые требования поддержал.
Представитель административного ответчика Министерства финансов РФ по доверенности ФИО6 в судебное заседание явился, административные исковые требования не признал, представил отзыв на административное исковое заявление (л.д. 43-44).
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Согласно п. 1 ст. 179 ГК РФ (в редакции, действующей в момент возникновения между сторонами правоотношений) сделка, совершенная под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной, а также сделка, которую лицо было вынуждено совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась (кабальная сделка), может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.
В соответствии с п. 2 ст. 179 ГК РФ (в редакции, действующей в момент возникновения между сторонами правоотношений) если сделка признана недействительной по одному из оснований, указанных в п. 1 настоящей статьи, то потерпевшему возвращается другой стороной все полученное ею по сделке, а при невозможности возвратить полученное в натуре возмещается его стоимость в деньгах. Имущество, полученное по сделке потерпевшим от другой стороны, а также причитавшееся ему в возмещение переданного другой стороне, обращается в доход РФ. При невозможности передать имущество в доход государства в натуре взыскивается его стоимость в деньгах. Кроме того, потерпевшему возмещается другой стороной причиненный ему реальный ущерб.
Согласно ст. 182 ГК РФ сделка, совершенная одним лицом от имени другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, непосредственно создает, изменяет или прекращает гражданские права и обязанности представляемого. Аналогичное содержание установлено пунктом 1 ст. 971 ГК РФ.
Пунктом 1 ст. 973 ГК РФ предусмотрено, что поверенный обязан исполнять данное ему поручение в соответствии с указаниями доверителя. Указания доверителя должны быть правомерными, осуществимыми и конкретными.
В соответствии со ст. 974 ГК РФ поверенный обязан передавать доверителю без промедления все полученное по сделкам, совершенным во исполнение поручения и представить отчет с приложением оправдательных документов, если это требуется по условиям договора или характеру поручения.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Согласно ст. 165 Бюджетного кодекса РФ, Министерство финансов Российской Федерации обладает следующими бюджетными полномочиями: на основании и во исполнение настоящего Кодекса, иных актов бюджетного законодательства Российской Федерации, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации принимает нормативные акты в установленной сфере деятельности; организует составление и составляет проект федерального бюджета, представляет его в Правительство Российской Федерации, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; осуществляет методологическое руководство в области составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации; ведет реестр расходных обязательств Российской Федерации; разрабатывает прогноз основных параметров бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе прогноз консолидированного бюджета Российской Федерации; получает от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов (должностных лиц) местных администраций муниципальных образований материалы, необходимые для составления проекта федерального бюджета, прогноза основных параметров бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации; проектирует предельные объемы бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств федерального бюджета либо субъектам бюджетного планирования; разрабатывает по поручению Правительства Российской Федерации программу государственных внутренних заимствований Российской Федерации, условия выпуска и размещения государственных займов Российской Федерации, выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг Российской Федерации, проводит государственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг; осуществляет по решению Правительства Российской Федерации сотрудничество с международными финансовыми организациями; разрабатывает по поручению Правительства Российской Федерации программу государственных внешних заимствований Российской Федерации и является уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственные внутренние и внешние заимствования, разрабатывает программу государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте и программу государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации; представляет Российскую Федерацию в договорах о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации; представляет Правительство Российской Федерации на переговорах о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации и предоставляет (выдает) от имени Российской Федерации государственные гарантии Российской Федерации; ведет Государственную долговую книгу Российской Федерации; учитывает представляемую органами, ведущими государственные долговые книги субъектов Российской Федерации, информацию о долговых обязательствах, отраженных в соответствующих государственных долговых книгах субъектов Российской Федерации и муниципальных долговых книгах муниципальных образований; осуществляет управление государственным долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации на основании полномочий, предоставленных Правительством Российской Федерации; организует исполнение федерального бюджета, устанавливает порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета, бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета и кассового плана исполнения федерального бюджета; устанавливает порядок составления и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений, а также порядок ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях; устанавливает порядок формирования и ведения реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, определенных указанным порядком; составляет и ведет сводную бюджетную роспись федерального бюджета и представляет показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета в Федеральное казначейство; представляет в Федеральное казначейство лимиты бюджетных обязательств по главным распорядителям средств федерального бюджета; устанавливает единую методологию бюджетной классификации Российской Федерации, бюджетной отчетности, методологию порядка формирования информации по статистике государственных финансов; утверждает коды составных частей бюджетной классификации Российской Федерации, являющиеся в соответствии с настоящим Кодексом едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; утверждает коды бюджетной классификации Российской Федерации, порядок ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности по операциям, связанным с кассовыми поступлениями, не являющимися доходами и источниками финансирования дефицита федерального бюджета, в соответствии с законодательством Российской Федерации и соглашениями между государствами - участниками Таможенного союза об установлении и о применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие); разрабатывает проекты методик распределения и порядок предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (за исключением межбюджетных трансфертов, предоставляемых иными главными распорядителями средств федерального бюджета); направляет в финансовые органы субъектов Российской Федерации методики (проекты методик) распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (за исключением межбюджетных трансфертов, предоставляемых иными главными распорядителями средств федерального бюджета); устанавливает порядок представления финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) показателей бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов); обеспечивает предоставление бюджетных кредитов, за исключением бюджетных кредитов, предоставляемых в соответствии со статьей 93.6 настоящего Кодекса, в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; осуществляет методологическое руководство подготовкой и устанавливает порядок формирования и представления главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований, а также обеспечивает соблюдение главными распорядителями средств федерального бюджета соответствия обоснований бюджетных ассигнований установленным требованиям; устанавливает порядок составления бюджетной отчетности федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджетной отчетности Российской Федерации, представляет в Правительство Российской Федерации бюджетную отчетность Российской Федерации; устанавливает план счетов бюджетного учета и единую методологию бюджетного учета; осуществляет методологическое руководство по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; осуществляет нормативное и методическое обеспечение управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и управляет этими средствами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; обладает правом приостановления предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии со статьей 130 настоящего Кодекса; осуществляет проверку финансового состояния принципала и ликвидности (надежности) предоставляемого обеспечения исполнения обязательств принципала, которые могут возникнуть в будущем в связи с предъявлением гарантом, исполнившим в полном объеме или в какой-либо части обязательства по гарантии, регрессных требований к принципалу; устанавливает основания, порядок и условия списания и восстановления в учете задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц; устанавливает порядок размещения, обращения, обслуживания, выкупа, обмена и погашения государственных займов Российской Федерации, если иное не установлено Правительством Российской Федерации; осуществляет нормативное и методическое обеспечение деятельности по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля федеральными органами исполнительной власти, а также методическое обеспечение такой деятельности органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и исполнительно-распорядительными органами (должностными лицами) муниципальных образований; осуществляет методическое обеспечение осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, не являющимися органами, указанными в пункте 2 статьи 265 настоящего Кодекса; исполняет судебные акты по искам к Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом; определяет состав и устанавливает порядок размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации, а также порядок его создания и ведения; формирует и ведет реестр источников доходов Российской Федерации, реестр источников доходов федерального бюджета; устанавливает формы документов, необходимых для реализации полномочий, установленных настоящей статьей; осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации и актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 158 ч. 1 и ч. 2 Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: 1) обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; 2) формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; 3) ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; 4) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; 5) составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; 6) вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; 7) вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи; 8) определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями; 9) формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания; 10) обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных настоящим Кодексом, условий, установленных при их предоставлении; 11) организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности; 12) формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств; 12.1) отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств; 13) осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения. Распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: 1) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета; 2) распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; 3) вносит предложения главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи; 4) в случае и порядке, установленных соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится.
В силу ч. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, являясь главным распорядителем средств федерального бюджета, Министерство финансов выступает в суде, соответственно, от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов.
В соответствии с п. 5.6 Положения о Министерстве финансов РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. N 329 Министерство финансов РФ осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций.
В соответствии с пунктами 2.1 Приказа Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства от 25.08.2006 N 114н/9н "О порядке организации и ведения работы по представлению в судебных органах интересов Министерства финансов Российской Федерации и интересов Правительства Российской Федерации», руководители управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, организовывают работу по представлению в судебных органах интересов Министерства финансов Российской Федерации и интересов Правительства Российской Федерации в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гражданин при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 ФЗ 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Исходя из положений ч. 2 ст. 8 названного закона, письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
Согласно ч. 3 ст. 8 ФЗ 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ", письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В соответствии с ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Судом установлено, что апелляционным определением Мособлсуда от ДД.ММ.ГГГГ, решение Балашихинского горсуда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ отменено и вынесено по делу новое решение. Признан недействительным договор купли-продажи земельных участков, находящихся по адресу: <адрес>, по основаниям ст. 179 ГК РФ (л.д. 7-10, 37-40). Апелляционным определением Мособлсуда от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что приговором Балашихинского горсуда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 признан виновным в хищении денежных средств за продажу земли, в размере 9 700 000 руб. 00 коп., предназначенных для передачи ФИО2, из которых 6 700 000 руб. 00 коп. были получены им безналичным путем и 3 000 000 руб. 00 коп. наличными, обвинение ФИО1 в хищении 32 500 000 руб. 00 коп. суд посчитал недоказанным.
Определением Балашихинского горсуда Московской области от 26.04.2017 года производство по делу по иску Территориального управления Росимущества в Московской области к ФИО7 о взыскании денежных средств в доход РФ прекращено (л.д. 13-15, 28-32).
Апелляционным определением Мособлсуда от ДД.ММ.ГГГГ, определение Балашихинского горсуда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, частные жалобы без удовлетворения (л.д. 16-17, 33-36).
ФИО2 обратился в Министерство финансов РФ по вопросу принятия мер по взысканию с ФИО1 денежных средств, в размере 42 200 000 руб. 00 коп. в доход РФ (л.д. 18).
Согласно письма директора правового департамента Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ исх. № следует, что с учетом положений ст. 45 ГПК РФ, а также п. 3 ст. 35 ФЗ от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре РФ», на основании ч. 3 ст. 8 ФЗ от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» обращение ФИО2 направлено в генеральную прокуратуру РФ (л.д. 19).
ДД.ММ.ГГГГ заместитель руководителя ТУ Росимущества в Московской области направил в адрес Министерства финансов РФ обращение ФИО2 в рамках установленной компетенции по существу и при наличии оснований принять меры по защите прав и законных интересов РФ в судебном порядке (л.д. 20).
Согласно письма директора правового департамента Министерства финансов РФ от 17.01.2018 года № 08-04-09/2288 следует, что на основании ст. 8 ФЗ от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» с учетом положения п. 3 ст. 35 ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» повторно направляет обращение ФИО3 в генеральную прокуратуру РФ. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований (л.д. 21).
Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд полагает, что требования ФИО2 к Министерству финансов РФ о признании незаконным бездействия и решений государственного органа, обязании принять меры по взысканию денежных средств в доход Российской Федерации, не подлежат удовлетворению, поскольку обращения ФИО2, поступившие в Министерство финансов РФ, были рассмотрены в порядке и сроки, предусмотренные ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". По результатам рассмотрения заявителю были направлены обоснованные и мотивированные ответы, обращение в суд в защиту тех или иных прав в данном случае является правом административного ответчика Министерства финансов РФ, а не обязанностью. Кроме того, не установлен факт реального получения ФИО1 денежных средств от ООО «Продукты от Палыча», тогда как согласно п. 2 ст. 179 ГК РФ, в доход государства обращается имущество, полученное по сделке потерпевшим от другой стороны. Взыскание того, что должна получить недобросовестная сторона по сделке, в данном случае это 42 200 000 рублей может быть произведено только с того лица (продавца, покупателя или представителя), которым указанная сумма была фактически получена и у которого она имеется на момент принятия решения судом. При этом, приговором Балашихинского горсуда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 признан виновным в хищении денежных средств за продажу земли, в размере 9 700 000 руб. 00 коп., предназначенных для передачи ФИО2, обвинение ФИО1 в хищении 32 500 000 руб. 00 коп. суд посчитал недоказанным.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,
Решил:
В удовлетворении административного иска ФИО2 к Министерству финансов РФ о признании незаконным решения Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ№; признании незаконным решения Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ№; признании незаконным бездействия Министерства финансов РФ, выраженное в отказе от действий, направленных на взыскание с ФИО1 42 200 000 руб. 00 коп. в доход Российской Федерации; обязании Министерство финансов РФ принять меры по взысканию с ФИО1 42 200 000 руб. 00 коп. в доход Российской Федерации, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мособлсуд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Балашихинский городской суд Московской области.
Федеральный судья О.А.Быстрякова