05 марта 2018 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дело № 2а-2223/2018 г.Хабаровск
Центральный районный суд г.Хабаровска в составе:
Председательствующего судьи Савченко Е.А.
При секретаре судебного заседания Цепелевой Д.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Хабаровского района в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Роскомнадзора по Дальневосточному Федеральному округу о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
И.О. прокурора Хабаровского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Центральный районный суд г. Хабгцювска к Управлению Роскомндазора по Дальневосточному Федеральному округу о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. В обоснование указал, что прокуратурой Хаб^вского района Хабаровского края в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства о животном и растительном мире, в ходе мониторинга сети Интернет установлено, что на странице с адресом: <данные изъяты>
<данные изъяты> размещены
материалы, содержащие информацию о торговле редкими видами растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации. Посещение сайта и указанной страшщы свободно для всех без исключения граждан, сайт не содержит ограничений либо предупреждений об ограничениях к их доступу по кругу лиц. На сайте с адресом <данные изъяты> на странице <данные изъяты>
<данные изъяты> имеется объявление о продаже растения - корень женьшеня. При этом какую-либо информацию, указывающую на законность продажи жиютного, объявление не содержит. Действия по размещению указанного товара, его графическое изображение, краткое текстовое описание, размещение информации об условиях приобретения товаров, позволяет квалифицировать как оферту, применительно к ст. 497 ГК РФ. Какая-либо информация, указывающая на законность продажи женьшеня, на сайте отсутствует. Женьшень настоящий внесен в Перечень видов животных и растений, подпадающих под действие Конвенции о меящународной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), подписанной 03.03.1973 в Вапшнггоне, принятой Постановлением Совета Министров СССР № 612 от 04.08.1976 и Постановлением Совета Министров РСФСР №501 от 08.09.1976. Разрешения и сертификаты на охраняемые Конвенцией объекты животного мира должны соответствовать требованиям статьи 6 Конвенции. В объявлении о продаже женьшеня, включенного в Приложения к Конвенции 1, 2, 3, расположенных на странице сайта: <данные изъяты>
<данные изъяты>, отсутствуют сведения о наличии всех вышеуказанных разрешительных документов и соблюдении предусмотренньк Конвенцией условий оборота охраняемых объектов растительного мира. Ввоз в Российскую Федерацию и продажа указанного женьшеня имеет целью получение коммерческой выгоды, что противоречит статье 3 Конвенции о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой уничтожения. Содержание Интернет страницы <данные изъяты>
<данные изъяты> предоставляет неограниченному кругу лиц возможность приобретать животного, занесенного в Красную книгу Российской Федерации. Доступ к странице сайта, где размещен выщеуказанный информатщонный материал, в соответствии с законодательством Российской Федератщи должен быть закрыт, поскольку распространение указанной информации протиюречит целям и задачам действующего законодательства в указанной сфере.
На основании изложетшого, просит признать информацию, содержащуюся в информатщонно- коммуникатщонной сети Интернет на сайте <данные изъяты>
<данные изъяты> запрещенной к распространению на терршории Российской Федерации; обратить рещение к немедленному исполнению; обязать Управление Роскомнадзора по Дальневосточному Федеральному округу включить сайт в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевьк адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети
«Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В ходе судебного разбирательства административный истец требования уточнил. Просит суд обязать Управление Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу включить сайт в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен. Указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифищфовать сайты в сети «Интернет» содершшще информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В остальной части требования оставил без изменения.
В судебное заседание административный истец не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, нарочно, о чем имеется расписка, а также публично путем размещения информации на сайте суда. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.
Представитель Управления Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному 01фугу в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом извещался надлежащим образом, в том числе посредством вызова по электронной почте, а также публично путем размещения информации на сайте суда Ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял. При таких обстоятельствах, а также в силу положения части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, поскольку препятствий к рассмотрению и разрещению административного дела не имеется, так как суд не признавал их явку обязательной.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Предметом судебной защиты по правилам части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ могут быть решения, действия (бездействие) публичного органа наущающие права, свободы и законные интересы граждан.
Статья 29 Конституции РФ гарантирует право каждого свободно искать, получать, передавать, произюдить и распространять информацию любым законным способом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
В силу СТ.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законньк интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (сг. 55 Конституции РФ).
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничения доступа к информации устанавливается федеральными законами и в целях защиты основ конституционного строя, тфавственности, здоровья и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно СТ.15 вышеуказанного Федерального закона передача информации посредством использования информационно-коммуникационных сетей осуществляется без ограничения при условии соблюдения установленных Федеральным законом требований к распространению информации и охране объекта интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационньк технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством. Передача информации посредством использования информационно- телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений щ)и условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15 данного Закона). В соответствии с частью 1 статьи 9 указанного Закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законньк интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Пунктом 6 СТ.10 указанного Закона запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
г
Судом установлено и подтверждается материалами дела, в том числе акюм от ДД.ММ.ГГГГ, что на интернет-сайте: <данные изъяты>
<данные изъяты> в свободном доступе размещена
информация о продаже корня женьшеня, относящегося к редким видам растений, находящимся под угрозой исчезновения.
В соответствии со ст. 60 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животньк и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного исполъзования.
В соответствии с приказом Министерства природньк ресурсов РФ от 25.10.2005 № 289
«Об утверждении перечней (списков) объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и исключенных из Красной книги Российской Федерации» женьщень настоящий - Ралах ginseng С.А. Меу. включен в перечень (список) объектов растителъного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (позиция № 46).
Согласно п. 6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, запрещено.
Женьшень настоящий внесен в Перечень видов животных и растений, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), подписанной 03.03.1973 в Ващингтоне, принятой Постановлением Совета Министров СССР № 612 от 04.08.1976 и Постановлением Совета Министров РСФСР №501 от 08.09.1976.
Согласно Ч.З ст. 60 Закона № 7-ФЗ ввоз в Российскую Федерацию, выюз из Российской Федерации и транзитная перевозка через Российскую Федерацию, а также оборот редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, жиютных и других организмов, их особо ценных видов, в том числе растений, животных и других организмов, подпадающих под действие международных договоров Российской Федерации, регулируется законодательством Российской Федерации с учетом общепризнанньк принципов и норм международного права.
Согласно положениям ст. 3 Конвенции, оборот животных, включенных в Приложения к Конвенции 1, 2, 3, возможен лшпъ при наличии разрещений на экспорт и импорт, а также сергафикатов. Указанные разрепопельные документы вьщаются лшпъ при наличии следующих условий: действия с объектом животного мира не повлекут уменьщения количества особей данного вида и не приведут к его вымиранию; получатель имеет все надлежащие условия для содержания объекта животного мира и ухода за ним; указанный объект не будет использоваться в коммерческих целях.
Разрещения и сертификаты на охраняемые Конвенцией объекты животного мира должны соответствовать требованиям статьи 6 Конвенции.
В соответствии со ст. 8 Конвенции ведется строгий учет разрещении и сертификатов на оборот охраняемых объектов животного мщ)а
В объявлении о продаже корня женьщеня, расположенном на сайте: <данные изъяты>
<данные изъяты> отсутствуют сведения о наличии всех вышеуказанных разрешительных документов и соблюдении предусмотренных Конвенций условий оборота охраняшых объектов растительного мира и предоставляет неограниченному кругу лиц возможность беспрепятственно их приобрести.
Вюз в Российскую Федерацию и продажа указанного женьшеня имеет целью получение коммерческой выгоды, что противоречит статье 3 Конвенции о междун^дной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой уничтожения.
Статьей 226.1 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за контрабанду стратегически важных товаров и ресурсов.
Административная ответственность за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными догоюрами, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нгрушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добыча, хранение, перевозка, сбор, содержание, приобретение, продажа
либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с крушением условий, предусмотренных разрешением, либо с шфушением иного установленного порядка, предусмотрена ст. 8.35 КоАП РФ.
Таким образом, судом установлено, что распространяемая на указанной в заявлении странице сайта информация попадает под действие указанной статьи Уголовного кодекса Российской Федерации и КоАП РФ, что подтверждается материалами дела, чем нарушает законные права и интересы неопределенного круга лиц.
В связи с указанным, действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим информацию, запрещенной к распространению в Российской Федерации в полном обьёме.
Факт размещения запрещенной законодательством РФ информации на приведенном выше Интернет-сайте административным ответчиком не оспаривается.
В силу части 1 статьи 15.1 указанного Федерального закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменньк имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет».
Согласно части 2 статьи 15.1 данного Федерального закона в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанньк сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Распространение указанной информации н^ушает единство правовой системы государства в целом, основы Конституционного строя, права и законные интересы неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы межцунадодного права и международные догоюры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Федеральным законом от 30.03.1995 № 37-ФЗ Российская Федерация ратифицировала Устав и Конвенцию Международного союза электросвязи, подписанные в городе Женеве 22 декабря 1992 года. Осуществление связи с помощью интернета согласно приложению к Уставу Международного союза электросвязи подпадает под понягае электросвязи - любая передача, излучение или прием знаков, сигналов, письменного текста, изображений и звуков или сообщений любого рода по проводной, радио, оптической или другим электромагнитным системам.
В соответствии со ст. 34 Устава Международного союза электросвязи госудщхлва - члены Союза имеют тфаво прервать любую частную электросвязь, которая могла бы представлять угрозу безопасности государства или противоречить его законам.
Таким образом, действующим законодательством установлена необходимость отраничения доступа к сведениям, которые нарушают публичные интересы РФ и права неопределенного круга лиц.
Сведений о включении вышеуказанного интернет-сайта в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адфесов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также о владельцах вышеуказанных сайтов суду не представлен.
Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации, побуждающей приобретать растения, относящиеся к редким видам растений, находящихся под угрозой исчезновения и занесенными в Красную книгу РФ, фактически способствует совершению преступлений, тем самым нфушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе на гарантированное Конституцией Российской Федерации тфаво граждан на безопасную среду, в целях защиты прав и законных интересов других лиц и охраняемых интересов общества и государства в целом, суд приходит к выводу о том, что доступ к страницам сайта, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должны быть закрыты, поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, в целях защиты прав и свобод граждан во исполнение действующего законодательства, суд считает заявленные требования прокурора подлежащими
удовлетвореншо. Настоящее решение является основанием для включения указателя страницы сайта <данные изъяты> на странице сайта: <данные изъяты>
<данные изъяты> в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменньк имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с пунктом 4 ст.27 ФЗ» О прокуратуре» и ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в запщту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 188 КАС РФ суд по просьбе административного Истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особьк обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам.
Указанное ходатайство заявлено прокурором Хабаровского района. Между тем в материалах дела отсутствует ссылка на наличие особых обстоятельств, которые при промедлении исполнения рещения суда могли бы повлечь причинение значительного ущерба или невозможность исполнения рещения.
Поскольку решение суда по данной категории дел не входит в содержащийся в КАС РФ перечень рещений, подлежащих немедленному исполнению, а наличие особьк обстоятельств, влекупщх значительный ущерб или невозможность исполнения решения, не было установлено в суде, то оснований для обращения решения к немедленному исполнению в данном случае у суда не имеется.
Настоящее решение является основанием для включения сайта с вьппеуказанным а!фесом в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменньк имен, указателей сайтов в сети «Интернет» и сетевьк адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержание информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 174-180,227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Хабаровского района в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Роскомнадзора по Дальневосточному Федеральному округу о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети Интернет на сайте <данные изъяты> на странице сайта: <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Настоящее решение является для Управления Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу основанием для включения сайта с вышеуказанным адресом в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в сети «Интернет» и сетевьк адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержание информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия судом 05 марта 2018 года решения в окончательной форме, с подачей
ЕЛ. Савченко