ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2223/2022 от 23.08.2022 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)

Дело № 2а-2223/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 августа 2022 года г. Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Цыкаловой Н.А.,

при секретаре судебного заседания Эминове А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Горяева Владимира Бочгановича к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, Межведомственной комиссии по согласованию схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, с целью образования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Элисты, об оспаривании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка,

у с т а н о в и л:

Горяев В.Б. обратился в суд с указанным административным иском к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (Министерство, Министерство по земельным и имущественным отношениям РК, административный ответчик), Межведомственной комиссии по согласованию схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, с целью образования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Элисты (далее Межведомственная комиссия, Комиссия) ссылаясь на то, что он является собственником земельного участка площадью 300,00 кв. м., расположенного по адресу: , кадастровый номер , и расположенного на нем объекта незавершенного строительства (индивидуального жилого дома). В целях заключения соглашения о перераспределении земель и земельных участков он, руководствуясь статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, неоднократно обращался в Министерство по земельным и имущественным отношениям РК, однако постоянно получает отказы. Так, 06.05.2022 г. административный истец повторно обратился в Министерство через сайт с аналогичным заявлением о перераспределении земельных участков, в результате которого подлежит образованию земельный участок с номером, площадью 514 кв. м. (далее - заявление от 06.05.2022 г.). Письмом № МД-01-1-09-3866 от 17.05.2022 г. заместитель министра ФИО1 сообщил, что заявление от 06.05.2022 г. передано на рассмотрение Комиссии в соответствии с приказом Министерства №15 от 15.07.2020 г. № 81-од «О Межведомственной комиссии по согласованию схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, с целью образования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Элисты» и будет рассмотрено на заседании Комиссии 19.05.2022 г. По результатам заседания Комиссии письмом от 31.05.2022 г. № МД-01-1-09-4286 сообщил, что утверждение схемы на кадастровом плане территории не представляется возможным, поскольку Администрация г. Элисты не согласовала утверждение схемы в испрашиваемых границах, в виду того, что сквозные проезды (арки) в зданиях и сооружениях должны располагаться не более чем через каждые 300 м., в то время как между земельными участками № 121 и № 159 расстояние 530 м. Считает данный отказ незаконным, нарушающим права и законные интересы административного истца и подлежащим отмене. Просит признать незаконным и отменить отказ Министерства в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с целью заключения соглашения о перераспределении земель из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности заявителя; возложить на Министерство по земельным и имущественным отношениям РК и Межведомственную комиссию обязанность повторно рассмотреть заявление Горяева В.Б. о перераспределении земельного участка с кадастровым номером , площадью 300 кв. м., находящегося в его собственности, и земель, находящихся в муниципальной собственности, площадью 214 кв. м. (утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории); взыскать с административных ответчиков в пользу административного истца расходы на уплату госпошлины в размере 300 руб.

В судебное заседание административный истец Горяев В.Б. не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель административного истца Горяева Н.Х. согласно заявлению просила рассмотреть административное дело в её отсутствие, административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель Министерства по земельным и имущественным отношениям РК в судебное заседание не явился, согласно заявлению просил рассмотреть в его отсутствие, в удовлетворении иска отказать.

Учитывая, что явка сторон в судебное заседание обязательным судом не признавалась, в силу статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы настоящего дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Обязанность доказывания обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав, свобод и законных интересов, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, касающихся оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), а также соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Общие правила и условия образования земельных участков определены статьей 11.2 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), согласно которой земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1).

Порядок, случаи и основания заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотрены статьей 39.28 ЗК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:

1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;

2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

В силу пункта 1 статьи 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.

Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 39.29 ЗК РФ к заявлению о перераспределении земельных участков прилагается схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков.

На основании подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии, в том числе следующих оснований:

1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;

2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;

3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса;

4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса;

5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;

6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;

7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;

8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;

9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;

10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;

11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.

Таким образом, пунктом 9 статьи 39.29 ЗК РФ предусмотрен закрытый перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

Как видно из материалов дела, Горяев В.Б. является собственником земельного участка площадью 300,00 кв. м., расположенного по адресу: , кадастровый номер , и расположенного на нем объекта незавершенного строительства (индивидуального жилого дома).

06.05.2022 г. административный истец повторно обратился в Министерство через сайт с заявлением о перераспределении земельных участков, в результате которого подлежит образованию земельный участок с номером, площадью 514 кв. м.

Письмом № МД-01-1-09-3866 от 17.05.2022 г. Министерство сообщило, что заявление от 06.05.2022 г. передано на рассмотрение Комиссии в соответствии с приказом Министерства №15 от 15.07.2020 г. № 81-од «О Межведомственной комиссии по согласованию схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, с целью образования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Элисты» и будет рассмотрено на заседании Комиссии 19.05.2022 г.

Согласно п. 5.8.5. Положения о Министерстве по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия в целях исполнения возложенных полномочий Министерство в порядке, установленном действующим законодательством, имеет право создавать комиссии по вопросам управления и распоряжения в т. ч. земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Элисты, определяет в установленном порядке их полномочия и регламент работы.

Приказом № 81-од Министерства по земельным и имущественным отношениям РК от 15.07.2020 г. было утверждено Положение о Межведомственной комиссии по согласованию схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, с целью образования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Элисты, утвержден состав межведомственной комиссии.

Согласно Положению, Комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом, обеспечивающим реализацию процедуры образования, перераспределения земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Элисты, в соответствии с требованиями законодательства РФ. Комиссия рассматривает заявления заинтересованных лиц и по результатам рассмотрения заявлений согласовывает схемы либо отказывает в согласовании схемы при наличии хотя бы одного отказа от соответствующих органов и организаций в согласовании схемы.

Из письма заместителя министра по земельным и имущественным отношениям РК Дошкатаева М.А. от 31.05.2022 г. № МД-01-1-09-4286 следует, что заявление административного истца Горяева В.Б. о перераспределении земельного участка с кадастровым номером из категории земель «земли населенных пунктов», находящегося в частной собственности, с видом разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство», площадью 300 кв.м., расположенного по адресу: и земельного участка проектной площадью 214 кв.м. рассмотрено на заседании Межведомственной комиссии, однако Администрацией г. Элисты не согласовано утверждение схемы в испрашиваемых границах, в виду того, что сквозные проезды (арки) в зданиях и сооружениях должны располагаться не более чем через каждые 300 м., в то время как между земельными участками № 121 и № 159 расстояние 530 м. В связи с чем утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не представляется возможным.

Таким образом, основанием для принятия решения об отказе административному истцу в удовлетворении его заявления являются противопожарные требования о том, что сквозные проезды (арки) в зданиях и сооружениях должны располагаться не более чем через каждые 300 м., в то время как между земельными участками № 121 и № 159 расстояние 530 м.

Между тем, административные ответчики не учли, что требование о том, что сквозные проезды (арки) в зданиях и сооружениях должны располагаться не более чем через каждые 300 метров, указаны в пункте 8.11 Свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» и распространяется на здания и сооружения шириной не менее 3,5 м., высотой не менее 4,5 м., а не на земельные участки.

В связи с чем указанное основание отказа не предусмотрено законом и основано на неверном толковании норм материального права.

Других оснований из предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 ЗК РФ решение Министерства об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков не содержит.

Административный истец также указал, что с 2018 г. на свои заявления по указанному земельному участку он получает отказы в заявленных просьбах. Данный довод подтверждается материалами дела.

Исходя из правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 июля 2019 г., по смыслу пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, предусмотренные подпунктами 2 - 13, в том числе в связи с наличием возможности образовать самостоятельный земельный участок (пункт 9), подлежат рассмотрению в случае, если существуют условия, указанные в пункте 1 статьи 39.28 ЗК РФ. В противном случае уполномоченный орган принимает решение об отказе на основании подпункта 1 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ, поскольку заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ. Следовательно, для решения вопроса о правомерности перераспределения земельных участков необходимо не только установить наличие оснований для перераспределения, указанных в пункте 1 статьи 39.28 ЗК РФ, но и отсутствие оснований для отказа, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 данного Кодекса.

Судом установлено, что ответ Министерства (отказ) на заявление административного истца Горяева В.Б. не соответствует пункту 9 и пункту 10 статьи 39.29 ЗК РФ.

Таким образом, суд исходит из недоказанности административным ответчиком того, что земельный участок является ограниченным в обороте, и нарушены требования градостроительного и земельного законодательства при формировании вновь образуемых участков.

При установленных в судебном заседании обстоятельствах, учитывая отсутствие законных оснований для отказа Горяеву В.Б. в утверждении схемы расположения земельного участка, суд признаёт незаконным отказ Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 31.05.2022 г. № МД-01-1-09-4286 в перераспределении земельного участка, а также в целях своевременного восстановления нарушенного права административного истца с учетом приведенных правовых норм суд возлагает обязанность на Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия и Межведомственную комиссию повторно рассмотреть заявление Горяева В.Б. о перераспределении земельного участка с кадастровым номером , площадью 300 кв. м., находящегося в его собственности, и земель, находящихся в муниципальной собственности, площадью 214 кв. м.

Ввиду удовлетворения заявленных административных требований и на основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия в пользу административного истца Горяева В.Б. подлежат взысканию расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 руб.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Административные исковые требования Горяева Владимира Бочгановича удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия 31 мая 2022 г., изложенный в письме за исходящим номером № МД-01-1-09-4286, в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, перераспределении земельного участка с кадастровым номером из категории земель «земли населенных пунктов», находящегося в частной собственности, с видом разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство», площадью 300 кв.м., расположенного по адресу: , и земельного участка проектной площадью 214 кв.м.

Возложить обязанность на Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия и Межведомственную комиссию по согласованию схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, с целью образования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Элисты обязанность повторно рассмотреть заявление Горяева Владимира Бочгановича о перераспределении земельного участка с кадастровым номером , площадью 300 кв. м., находящегося в его собственности, и земель, находящихся в муниципальной собственности, площадью 214 кв. м. (утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории).

Взыскать с Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия в пользу административного истца Горяева Владимира Бочгановича расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 (триста) руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: Н.А. Цыкалова

Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 23 августа 2022 г. изготовлено в окончательной форме 31 августа 2022 г.