Дело № 2а-2224/19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 марта 2019 года г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе: председательствующего судьи Селибова А.Ф.,
при секретаре Ведерниковой Т.А.,
с участием представителей административного ответчика
УМВД России по Камчатскому краю ФИО1, ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску информационного агентства «Камчатский регион» к начальнику УМВД России по Камчатскому краю ФИО3 и УМВД России по Камчатскому краю о признании незаконным бездействия начальника УМВД России по Камчатскому краю ФИО3, выраженного в не предоставлении запрошенной информации, возложении обязанности на начальника УМВД России по Камчатскому краю ФИО3 предоставить запрашиваемую информацию,
УСТАНОВИЛ:
Информационное агентство «Камчатский регион» обратилось в суд с указанным административным иском к начальнику УМВД России по Камчатскому краю ФИО3, ссылаясь на то, что 08 октября 2018 года в адрес ответчика был направлен запрос исх. № 196 на предоставление информации, в котором редакцией предлагалось ответить на поставленные вопросы, а именно: «1. На каком основании ФИО11 и ФИО12 сделали вывод о том, что ФИО10 вёл скрытую видеозапись и утверждали об этом в своих рапортах? 2. На каком основании 24 августа 2018 года Ваш подчинённый ФИО13 составил в отношении ФИО10 протокол за неисполнение требования ФИО14 прекратить видеосъёмку в то время как аудиозапись и фотографии подтверждают, что видеосъёмку ФИО10 не вёл? 3. Изъятие фото видеоаппаратуры у журналистов ИА «Камчатский Регион» производилось, по утверждению ФИО15, на основании оперативных данных. Какие конкретно данные стали известны ФИО16? Назовите номер розыскного дела с вышеуказанными данными. Просим ознакомить с материалами этого розыскного дела. Изъятые Вашими подчинёнными мобильные телефоны, фото и аудиоаппаратура не содержали в себе видеозаписи, которую, якобы, вёл ФИО10 Считаете ли Вы в этой ситуации, что действия Ваших подчинённых от 08 августа 2018 года по изъятию мобильных телефонов, фото и аудиоаппаратуры у журналистов ИА «Камчатский Регион» были законными и обоснованными?». Ответ на запрос был предоставлен ответчиком 02 ноября 2018 года, при этом он не содержал ответов на поставленные в нем вопросы. В связи с изложенным, редакцией в адрес ответчика был направлен повторный запрос исх. 196/1 от 12 ноября 2018 года, ответ на который также не содержал ответов на поставленные в нем вопросы. Полагая, что действиями административного ответчика ущемляется свобода массовой информации посредством нарушения права редакции на запрос и получение информации, административный истец просил признать незаконным бездействие административного ответчика, выраженное в не предоставлении в установленный законом срок запрошенной информации по запросам № 196 от 8 октября 2018 года и 196/1 от 12 ноября 2018 года, и возложить на ответчика обязанность предоставить ответы на поставленные в указанных запросах вопросы.
Определением суда от 18 февраля 2019 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено УМВД России по Камчатскому краю.
Определением суда от 13 марта 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен заместитель главного редактора ИА «Камчатский Регион» ФИО4
Административный истец информационное агентство «Камчатский регион» о времени и месте рассмотрения дела дважды извещалось по адресу указанному в административном исковом заявлении, которое совпадает с местом государственной регистрации юридического лица и местом жительства представителя административного истца. Судебное извещение представителем административного истца не получено и вернулось в суд по истечении срока хранения. Учитывая, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя, суд определил рассмотреть административное дело в отсутствии представителя административного истца.
В судебном заседании представители административного ответчика УМВД России по Камчатскому краю ФИО1 и ФИО2, действующие на основании доверенностей, административный иск полагали необоснованным и удовлетворению неподлежащим, в обоснование чего представили суду письменные возражения на иск. Дополнительно суду пояснили, на обращение заместителя главного редактора ФИО4 от 08 октября 2018 года, в связи с проведением проверки по изложенным в обращении обстоятельствам, 10 октября 2018 года направлено уведомление о продлении срока на предоставление ответа. После проведения проверки доводов, изложенных в обращении, в адрес заявителя 02 ноября 2018 года был направлен ответ, объединяющий в себе ответы на все поставленные в обращении вопросы. Указанный ответ содержал в себе ссылки на нормы закона, на основании которых сотрудниками УМВД РФ по Камчатскому краю были осуществлены действия, изложенные в обращении. Ответ на обращение от 12 ноября 2018 года, направлен заявителю 14 ноября 2018 года.
Административный ответчик начальник УМВД России по Камчатскому краю ФИО3 и заинтересованное лицо заместитель главного редактора ИА «Камчатский Регион» ФИО4 о времени и месте рассмотрения дела извещались в установленном законом порядке, в судебном заседании участия не принимали.
Руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц участвующих в деле.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы настоящего административного дела, материалы проверки по обращению ФИО4 № от 12.11.2018, № от 08.10.2018, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Об оспариваемом бездействии административного ответчика истцу стало известно из ответов ответчика от 02 ноября 2018 года и 14 ноября 2018 года. С настоящим иском административный истец обратился в суд 19 ноября 2018 года, таким образом, срок обращения в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, истцом пропущен не был.
Как установлено в судебном заседании, информационное агентство «Камчатский регион» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в качестве средства массовой информации, о чем ему выдано свидетельство о регистрации серии № от 06 июля 2016 года.
08 октября 2018 года заместитель главного редактора ФИО4, в соответствии со статьей 39 Закона «О средствах массовой информации», направил в адрес административного ответчика запрос исх. № 196 о предоставление следующей информации:
1. На каком основании ФИО17 и ФИО18 сделали вывод о том, что ФИО10 вёл скрытую видеозапись и утверждали об этом в своих рапортах?
2. На каком основании 24 августа 2018 года Ваш подчинённый ФИО19 составил в отношении ФИО10 протокол за неисполнение требования ФИО20 прекратить видеосъёмку в то время как аудиозапись и фотографии подтверждают, что видеосъёмку ФИО10 не вёл?
3. Изъятие фото видеоаппаратуры у журналистов ИА «Камчатский Регион» производилось, по утверждению ФИО21, на основании оперативных данных. Какие конкретно данные стали известны ФИО22? Назовите номер розыскного дела с вышеуказанными данными. Просим ознакомить с материалами этого розыскного дела.
4. Изъятые Вашими подчинёнными мобильные телефоны, фото и аудиоаппаратура не содержали в себе видеозаписи, которую, якобы, вёл ФИО10 Считаете ли Вы в этой ситуации, что действия Ваших подчинённых по изъятию мобильных телефонов, фото и аудиоаппаратуры у журналистов ИА «Камчатский Регион» 08 августа 2018 года были законными и обоснованными?
10 октября 2018 года, в связи с проведением проверки по изложенным в обращении обстоятельствам, врио начальника ОРЧ СБ УМВД России по Камчатскому краю в адрес заместителя главного редактора ФИО4 направлено сообщение об отсрочке в предоставлении запрашиваемой информации до 07 ноября 2018 года.
По результатам проведенной проверки, на запрос от 08 октября 2018 года исх. № 196 заявителю направлено сообщение № 3/182702623968 от 02 ноября 2018 года, содержащее ссылки на нормы законов, применяемых сотрудниками полиции при осуществлении своей деятельности, а также указание на соответствие обжалуемых действий сотрудников полиции от 08 августа 2018 года приведенным положениям нормативно-правовых актов. Кроме того, разъяснено, что в ходе проверки установлено нарушение служебной дисциплины, выразившееся в нарушении оформления процедуры личного досмотра, за которое виновные привлечены к дисциплинарной ответственности.
Полагая, что сообщение от 02 ноября 2018 года не является ответом на журналистский запрос, заместителем главного редактора ФИО4, в соответствии со статьей 39 Закона «О средствах массовой информации», в адрес административного ответчика направлен повторный запрос исх. № 196/1 от 12 ноября 2018 года на предоставление ранее испрашиваемой информации.
Сообщением ответчика № 3/182702962227 от 14 ноября 2018 года заявителю продублирован ответ от 02 ноября 2018 года № 3/182702623968 и разъяснено о прекращении переписки, в случаях поступления от него аналогичных запросов.
В соответствии со статьей 38 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Государственные органы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах. Предоставление государственными органами, органами местного самоуправления информации о своей деятельности по запросам редакций, если такие отношения не урегулированы законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе к информации о деятельности судов в Российской Федерации.
Согласно статье 39 указанного Закона редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.
В силу статьи 40 Закона запрашиваемая информация должна быть представлена редакции в семидневный срок. Если требуемые сведения не могут быть представлены в семидневный срок, допустима отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации. Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Уведомление об отказе или об отсрочке в предоставлении информации вручается представителю редакции в трехдневный срок.
Анализируя содержание сообщений ответчика от 02 октября 2018 года и 14 ноября 2018 года, суд приходит к выводу, что они содержат ответ только на один вопрос из четырех поставленных в запросах, а именно: о законности и обоснованности действий сотрудников полиции по изъятию 08 августа 2018 года мобильных телефонов, фото и аудиоаппаратуры у журналистов ИА «Камчатский Регион». Данный ответ направлен заявителю в пределах установленного законом срока, в связи с чем, правовых оснований для удовлетворения административного иска в указанной части у суда не имеется.
Вместе с тем, ответов на остальные вопросы, поставленные заместителем главного редактора в запросах от 08 октября 2018 года и 12 ноября 2018 года, из содержания указанных сообщений ответчика не усматривается. При указанных обстоятельствах, довод представителей ответчика об объединении в данных сообщениях ответов на все поставленные вопросы, суд находит несостоятельным.
Административным ответчиком не представлено доказательств направления в адрес административного истца ответов на запросы от 08 октября 2018 года исх. № 196 и 12 ноября 2018 года № 196/1, в части ответа на вопросы:
1. На каком основании ФИО23 и ФИО24 сделали вывод о том, что ФИО10 вёл скрытую видеозапись и утверждали об этом в своих рапортах?
2. На каком основании 24 августа 2018 года Ваш подчинённый ФИО25 составил в отношении ФИО10 протокол за неисполнение требования ФИО26 прекратить видеосъёмку в то время как аудиозапись и фотографии подтверждают, что видеосъёмку ФИО10 не вёл?
3. Изъятие фото видеоаппаратуры у журналистов ИА «Камчатский Регион» производилось, по утверждению ФИО27, на основании оперативных данных. Какие конкретно данные стали известны ФИО28? Назовите номер розыскного дела с вышеуказанными данными. Просим ознакомить с материалами этого розыскного дела.
Не представлено и доказательств направления уведомления об отказе в предоставлении ответов на указанные вопросы.
Принимая во внимание установленные в ходе судебного следствия обстоятельства, суд полагает требования истца в указанной части подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
С целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, суд приходит к выводу о необходимости возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть запросы информационного агентства от 08 октября 2018 года исх. № 196 и 12 ноября 2018 года № 196/1 (в части нерассмотренных вопросов), в течение 10 календарных дней со дня вступления в законную силу решения по настоящему административному делу.
В силу требований статьи 111 КАС РФ, в связи с частичным удовлетворением исковых требований истца, с административного ответчика подлежат взысканию расходы, понесенные истцом по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск информационного агентства «Камчатский регион» к начальнику УМВД России по Камчатскому краю ФИО3 и УМВД России по Камчатскому краю о признании незаконным бездействия начальника УМВД России по Камчатскому краю ФИО3, выраженного в непредоставлении запрошенной информации, возложении обязанности начальника УМВД России по Камчатскому краю ФИО3 предоставить запрашиваемую информацию, удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие начальника УМВД России по Камчатскому краю ФИО3, выраженное в непредоставлении в установленный законом срок информации по запросам информационного агентства «Камчатский Регион» от 08 октября 2018 года исх. № 196 и 12 ноября 2018 года № 196/1, в части ответов на вопросы:
1. На каком основании ФИО29 и ФИО30 сделали вывод о том, что ФИО10 вёл скрытую видеозапись и утверждали об этом в своих рапортах?;
2. На каком основании 24 августа 2018 года Ваш подчинённый ФИО31 составил в отношении ФИО10 протокол за неисполнение требования ФИО32 прекратить видеосъёмку в то время как аудиозапись и фотографии подтверждают, что видеосъёмку ФИО10 не вёл?;
3. Изъятие фото видеоаппаратуры у журналистов ИА «Камчатский Регион» производилось, по утверждению ФИО33, на основании оперативных данных. Какие конкретно данные стали известны ФИО34? Назовите номер розыскного дела с вышеуказанными данными. Просим ознакомить с материалами этого розыскного дела».
Возложить на начальника УМВД России по Камчатскому краю ФИО3 обязанность в течение 10 календарных дней со дня вступления в законную силу решения по настоящему административному делу повторно рассмотреть запросы информационного агентства от 08 октября 2018 года исх. № 196 и 12 ноября 2018 года № 196/1 в части поставленных вопросов:
1. На каком основании ФИО35 и ФИО36 сделали вывод о том, что ФИО10 вёл скрытую видеозапись и утверждали об этом в своих рапортах?;
2. На каком основании 24 августа 2018 года Ваш подчинённый ФИО37 составил в отношении ФИО10 протокол за неисполнение требования ФИО38 прекратить видеосъёмку в то время как аудиозапись и фотографии подтверждают, что видеосъёмку ФИО10 не вёл?;
3. Изъятие фото видеоаппаратуры у журналистов ИА «Камчатский Регион» производилось, по утверждению ФИО39, на основании оперативных данных. Какие конкретно данные стали известны ФИО40? Назовите номер розыскного дела с вышеуказанными данными. Просим ознакомить с материалами этого розыскного дела.
В удовлетворении административного иска в части признания незаконным бездействия начальника УМВД России по Камчатскому краю ФИО3, выраженного в непредоставлении в установленный законом срок информации по запросам от 08 октября 2018 года исх. № 196 и 12 ноября 2018 года № 196/1, на вопрос в редакции: «Изъятые Вашими подчинёнными мобильные телефоны, фото и аудиоаппаратура не содержали в себе видеозаписи, которую, якобы, вёл ФИО10 Считаете ли Вы в этой ситуации, что действия Ваших подчинённых по изъятию мобильных телефонов, фото и аудиоаппаратуры у журналистов ИА «Камчатский Регион» 8 августа 2018 года были законными и обоснованными?», отказать.
Взыскать с УМВД России по Камчатскому краю в пользу информационного агентства «Камчатский регион» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено судом 01 апреля 2019 года.
Председательствующий А.Ф. Селибов
Копия верна
Судья А.Ф. Селибов