Дело № 2а-2225/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Первомайский районный суд г.Пензы в составе:
председательствующего судьи Тарасовой Л.А.,
при секретаре Агаповой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда в г.Пензе административное дело по административному исковому заявлению Мишиневой Ирины Александровны к администрации города Пензы о признании незаконным уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке,
установил:
Мишинева И.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации г.Пензы о признании незаконным уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке. В обосновании заявленных требований указывает на то, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: ..., общей площадью 4024 кв.м. 25.09.2018 с соответствии со ст.51.1 ЗК РФ она направила в администрацию ... уведомление о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на принадлежащем ей земельном участке. К уведомлению приложила необходимый пакет документов, в который вошли: градостроительный план земельного участка с кадастровым номером ..., общей площадью 4024 кв.м.; договор купли-продажи от 4.12.2017; выписка из ЕГРН на объект недвижимости от 8.12.2017. 3.10.2018 за № 2-14р-1319 администрация города Пензы уведомила её о недопустимости размещения объекта индивидуального жилого дома на земельном участке, поскольку согласно карте градостроительного зонирования и зон с особыми условиями использования территории Правил землепользования и застройки города Пензы, утв. Решением Пензенской городской Думы от 22.12.2009 № 229-13/5 земельный участок с кадастровым номером ... расположен в зоне малоэтажной жилой застройки 1-3 этажа (Ж-1). Указанными правилами предусмотрены параметры застройки для индивидуальных жилых домов, в том числе установлена максимальная площадь земельного участка -1500 кв.м. Согласно данным ЕГРН площадь вышеуказанного земельного участка составляет 4024 кв.м.
Считает вышеуказанное уведомление незаконным, поскольку в предоставленном ей градостроительном плане место допустимого размещения зданий и строений составляет 60%, согласно решению Пензенской городской Думы от 22.12.2009 № 229-13/5 «Об утверждении Правил землепользования и застройки г.Пензы», указав место допустимого размещения, ответчик таким образом, констатировал право на строительство, однако, на итог, отказ был аргументирован только несоответствием площади земельного участка, находящегося у нее в собственности и утвержденной максимальной площади земельного участка, разрешенного под застройку в зоне Ж-1.
С данной позицией не согласна по причине того, что установив такие максимальные пределы площади, ответчик в ранее принятых правилах землепользования и застройки всегда делал исключение, уточняя, что они распространяются на земельные участки, которые сформированы и предоставлены по утвержденным правилам от 22.12.2009 «Установить, что Правила землепользования и застройки города Пензы не распространяются на правоотношения по предоставлению земельных участков для целей строительства, реконструкции объектов капитального строительства, возникшие до введения их в действие (решение от 24.06.2011 № 656-29/5 «О внесении изменений в решение Пензенской городской Думы от 22.12.2009 № 229-13/5 «Об утверждении Правил землепользования и застройки г.Пензы». Впоследствии данный пункт был исключен из данного нормативного акта.
Вместе с тем, согласно п.3 ч.2 ст.44 Градостроительного кодекса в градостроительном плане отмечаются «минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений», то есть вся территория за исключением минимальных отступов от границ участка является местом допустимого размещения объекта.
Согласно ст.36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: 1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; 2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; 3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; 4) видов территориальных зон…
Согласно п.3 ст.36 Градостроительного кодекса РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
В силу п.1 ст.40 Градостроительного кодекса РФ правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает основание установление максимальной площади земельного участка в Правилах землепользования и застройки- как основание о недопустимости размещении объектов индивидуального жилищного строительства. Основной целью Правил застройки является - создание условий для устойчивого развития территории города Пензы, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создание условий для планировки территории города Пензы; обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Истец просит признать незаконным уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке о 3.12.2018 № 2-14-1319.
Обязать администрацию г.Пензы повторно рассмотреть вопрос направлении уведомления допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, находящийся по адресу: ....
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания, от 28.11.2018г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечены ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пензенской области и Управление Росреестра по Пензенской области.
В судебном заседании административный истец Мишинева И.А., представитель административного истца Кипурова Л.Б., действующая на основании доверенности от 13.11.2018 года, административное исковое заявление и доводы, изложенные в нем, поддержали в полном объеме, дали пояснения аналогичные его содержанию.
Представитель административного ответчика администрации г.Пензы -Волкова Г.В., действующая на основании доверенности, имеющейся в материалах дела, с заявленными требованиями не согласна и пояснила, что 25 сентября 2018 года Мишинева обратилась в администрацию г.Пензы с уведомлением о планируемых работах в отношении объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. В письме от 3.10.2018 № 2-14Р-1319 администрация г.Пензы направила истцу уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке в связи с тем, что согласно карте градостроительного зонирования и зон с особыми условиями использования территорий Правил землепользования и застройки г.Пензы, утв. Решением Пензенской городской Думы от 22.12.2009 № 229-13/5 земельный участок с кадастровым номером ... расположен в зоне малоэтажной жилой застройки 1-3 этажа (Ж-1). Указанными правилами предусмотрены параметры застройки для индивидуальных жилых домов, в том числе, установлена, максимальна площадь земельного участка - 1500 кв.м. В соответствии с выпиской из ЕГРН площадь земельного участка Мишиневой И.А. составляет 4024 кв.м. Согласно п.2 ч.10 ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве. Таким образом, вышеуказанная территориальная зона, выделенная для обеспечения правовых условий формирования жилых районов из отдельно стоящих жилых домов и жилых домов блокированного типа. При этом, Правилами землепользования и застройки города Пензы установлены, в том числе, параметры застройки для индивидуальных жилых домов. Так, определена площадь земельного участка: минимальная - 460 кв.м., для вновь предоставляемых земельных участков - 600 кв.м., максимальная - 1500 кв.м.; для земельных участков, предоставляемых гражданам, имеющим трех и более детей, максимальная площадь определяется законом Пензенской области от 4.03.2015 № 2693-ЗПО «О регулировании земельных отношений на территории Пензенской области».
Из императивных требований Правил землепользования и застройки г.Пензы, являющихся градостроительным регламентом, следует, что максимальная площадь земельного участка, позволяющая вести строительство индивидуального жилого дома, составляет 1500 кв.м., при этом, если для минимальной площади земельных участков градостроительным регламентом установлены различные параметры в зависимости от времени формирования земельного участка, то для максимальной площади земельного участка исключения, зависимые от времени формирования земельного участка отсутствуют. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представители заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пензенской области, Управления Росреестра по Пензенской области в судебное заседание не явились, представили заявления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Мишиневой И.А. на основании договора купли-продажи от 4.12.2017, зарегистрированного в установленном законом порядке принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства группы индивидуальных жилых домов, общей площадью 4024 кв.м., расположенный по адресу: ...
По сведениям администрации г.Пензы указанный земельный участок, с кадастровым номером ..., в соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки г.Пензы, утв.Решением Пензенской городской Думы от 22.12.2009 № 229-13/5 расположен в зоне малоэтажной жилой застройки 1-3 этажа (Ж-1).
25 сентября 2018 года Мишинева обратилась в администрацию г.Пензы с уведомлением о планируемом строительстве отдельно стоящего индивидуального жилого дома на земельном участке, с кадастровым номером ....
Письмом от 3.10.2018 № 2-14Р-1319 администрация г.Пензы направила административному истцу уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером ..., в связи с тем, что согласно карте градостроительного зонирования и зон с особыми условиями использования территорий Правил землепользования и застройки г.Пензы, утв. Решением Пензенской городской Думы от 22.12.2009 № 229-13/5 земельный участок расположен в зоне малоэтажной жилой застройки 1-3 этажа (Ж-1).
Правила землепользования и застройки г.Пензы, утв.Решением Пензенской городской Думы от 22.12.2009 № 229-13/5 предусмотрены параметры застройки для индивидуальных жилых домов, в том числе установлена максимальная площадь земельного участка - 1500 кв.м. Согласно данным ЕГРН площадь вышеуказанного земельного участка составляет 4024 кв.м.
Административный истец полагает вышеуказанное уведомление незаконным, ввиду того, что она как собственник земельного участка имеет право осуществить строительство индивидуального жилого дома. Правила землепользования и застройки г.Пензы, которыми предусмотрены параметры застройки для индивидуальных жилых домов, где максимальная площадь земельного участка составляет 1500 кв.м. противоречат нормам Градостроительного кодекса РФ, в связи с чем применяться не должны.
Суд не соглашается с вышеуказанной позицией административного истца и расценивает ее, как неправильное толкование норм действующего законодательства, по следующим основаниям.
В соответствии с правилами ч.ч.1,2 ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжаловано в суд.
Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства (КАС) РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, а именно:
нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
соблюдены ли сроки обращения в суд;
соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно п.1.5, 1.6 ч.1 ст.33 Устава города Пензы, принятого решением Пензенской городской Думы от 30.06.2005 № 130-12/4 выдача разрешения на строительство (реконструкцию) и выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию относится к компетенции администрации г.Пензы.
В соответствии с п.20 ч.1 ст.14 ФЗ от 6.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, относится к вопросам местного значения городского округа.
Кроме того, ч.4 ст.51 Градостроительного кодекса РФ определено, что разрешение на строительство (реконструкцию) выдаются органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Таким образом, оспариваемое административным истцом решение принято надлежащим органом в пределах своих полномочий.
Согласно п.п.1,2 ст.263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам.
При этом, такие действия собственником должны осуществляться при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п.2 ст.260 ГК РФ).
В силу подп.2 п.1 ст.40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с ч.1, ч.2 ст.51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы документы, предусмотренные ст.51 Градостроительного кодекса РФ.
Отказывая административному истцу в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, администрация г.Пензы свое решение мотивировала тем, что согласно карте градостроительного зонирования и зон с особыми условиями использования территорий Правил землепользования и застройки г.Пензы, утв. Решением Пензенской городской Думы от 22.12.2009 № 229-13/5 земельный участок расположен в зоне малоэтажной жилой застройки 1-3 этажа (Ж-1).
Правила землепользования и застройки г.Пензы, утв.Решением Пензенской городской Думы от 22.12.2009 № 229-13/5 предусмотрены параметры застройки для индивидуальных жилых домов и определена площадь земельного участка: минимальная - 460 кв.м., для вновь предоставляемых земельных участков - 600 кв.м., максимальная - 1500 кв.м.; для земельных участков, предоставляемых гражданам, имеющим трех и более детей, максимальная площадь определяется законом Пензенской области от 4.03.2015 № 2693-ЗПО «О регулировании земельных отношений на территории Пензенской области».
Таким образом, из императивных требований Правил землепользования и застройки г.Пензы, являющихся градостроительным регламентом, следует, что максимальная площадь земельного участка, позволяющая вести строительство индивидуального жилого дома, составляет 1500 кв.м. При этом, если для минимальной площади земельных участков градостроительным регламентом установлены различные параметры в зависимости от времени формирования земельного участка, то для максимальной площади земельного участка исключения, зависимые от времени формирования земельного участка отсутствуют.
Кроме того, Правила землепользования и застройки г.Пензы приняты уполномоченным на то органом, утв. решением Пензенской городской Думы от 22.12.2009 № 229-13/5, первоначальный текст документа опубликован в издании "Пензенский городской вестник", № 1, 15.01.2010. До настоящего времени указанный документ имеет юридическую силу, ни кем не оспорен и не отменен, в связи с чем, его нормы и правила являются обязательными для исполнения, в том числе и на основании следующего.
В соответствии с нормами статьи 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. При этом, действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Частью 6 статьи 52 ГрК РФ установлено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка.
Таким образом, право на строительство объектов капитального строительства не является исключительным.
В соответствии с нормами статьи 57.3 ГрК РФ, а также нормами статьи 44 ГрК РФ, действующей до 01.07.2017 и утратившей силу с указанной даты, градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка. При этом, градостроительный план земельного участка в обязательном порядке должен содержать информацию о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок. Таким образом, градостроительный план носит информационный характер для целей определения возможностей и требований по предполагаемой застройке земельного участка (воспроизводит Правила землепользования и застройки применительно к конкретному земельному участку).
В выданном административному истцу градостроительном плане земельного участка представлены сведения о территориальной зоне и параметрах застройки.
Испрашиваемый земельный участок находится в зоне Ж-1 - зоне многоэтажной жилой застройки 1-3 этажей, для которой не предусмотрено размещение индивидуального жилого дома.
При этом, Правилами землепользования и застройки города Пензы установлены, в том числе, параметры застройки для индивидуальных жилых домов.
Так, определена площадь земельного участка: а) минимальная - 460 кв. м; для вновь предоставляемых земельных участков - 600 кв. м; б) максимальная - 1500 кв. м.
Правилами землепользования и застройки для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) устанавливается градостроительный регламент. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.
Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений (п.2 ст. 85 ЗК РФ).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (п. 3 ст. 85 ЗК РФ).
При таких обстоятельствах, суд считает, что оснований для удовлетворения административных исковых требований Мишиневой не имеется.
Руководствуясь ст.175-177, 227 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Мишиневой Ирины Александровны к администрации г.Пензы о признании незаконным уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Первомайский районный суд г.Пензы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 11 декабря 2018 года.
Судья - Л.А. Тарасова