дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
...<адрес>
Советский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Колобковой В.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО1.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Управлению Росреестра по РСО-Алания о признании незаконным акта от ... административного обследования объекта земельных отношений – земельного участка площадью 910 кв.м. с кадастровым номером 15:02:0010515:15, расположенного по адресу: <адрес>,
установил:
ФИО2 обратился в суд с указанным административным иском к административному ответчику, обосновав его со ссылками на ст.71.2 ЗК РФ, Правила проведения административного обследования объектов земельных отношений тем, что является собственником земельного участка площадью 910 кв.м. с кадастровым номером 15:02:0010515:15, расположенного по адресу: <адрес>. Основанием для государственной регистрации стал договор купли-продажи земельного участка №, выданный АМС МО <адрес>, поскольку на указанном земельном участке находилось принадлежащее ему на праве собственности нежилое здание. Объект был введен в эксплуатацию .... Согласно кадастровой выписке указанное здание расположено по схеме на земельном участке с кадастровым номером 15:02:0010515:15 по адресу: <адрес>.
Согласно Акту административного обследования объекта земельных отношений от ..., составленному заместителем главного государственного инспектора РСО-Алания по использованию и охране земель, начальником отдела государственного земельного надзора ФИО3 было проведено внеплановое административное обследование объекта земельных отношений земельного участка площадью 910 кв.м. с кадастровым номером 15:02:0010515 по адресу: <адрес>.
Административное обследование объекта земельных отношений проведено путём выезда на место, визуального осмотра земельного участка, фиксации его текущего состояния методом фотографирования с использованием сведений ЕГРН, ЕГРЮЛ и ИП, ФМС. Однако на представленных фотографиях отображено капитальное строение, не усматривается его положение относительно границ земельного участка, отсутствует привязка к местности.
В результате административного обследования объекта земельных отношений установлено путем визуального осмотра земельного участка с кадастровым номером 15:02:0010515:15 и выноса в натуру координатного описания поворотных точек, что на участке объектов капитального строительства не обнаружено. Установлено также, что земельный участок располагается за пределами границ ранее сформированного в соответствии с градостроительными требованиями квартала застройки и фактически относится к землям общего пользования.
Указанное заключение возможно сделать только с помощью использования специализированного сертифицированного оборудования, однако оспариваемый Акт не содержит таких сведений, а данные выводы сделаны на основании фотографий и сведений из ЕГРН.
Основанием для проведения внепланового административного обследования объекта земельных отношений послужил запрос прокуратуры РСО-Алания от ...№.
Оспариваемый Акт стал основанием для обращения Прокуратуры РСО-Алания в суд с иском о признании договора купли-продажи земельного участка № недействительным, то есть о существовании Акта стало известно из материалов искового заявления прокуратуры РСО-Алания.
Несмотря на то, что сделанные в Акте выводы ничем не подтверждаются, он может стать основанием для отмены действительного договора купли-продажи и соответственно прекращения за административным истцом права собственности на земельный участок площадью 910 кв.м. с кадастровым номером 15:02:0010515:15, расположенный по адресу: <адрес>.
Считает Акт административного обследования незаконным, поскольку установленные в нем факты ничем не подтверждаются, а обследование произведено действиями, при помощи которых невозможно установить соотношение расположения строения и земельного участка и более того, его расположение за границами ранее сформированного квартала застройки.
Административный истец ФИО2 извещенный судом надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, выдал нотариальную доверенность представителю ФИО4.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 – ФИО4 действующий на основании доверенности от 19.04.2019г., заявленные требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в административном иске, и просил их удовлетворить, признав незаконным акт административного обследования объекта земельных отношений земельного участка площадью 910 кв.м. с кадастровым номером 15:02:0010515:15, расположенного по адресу: РСО-Алания, <адрес> от 13.02.2019г. Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РСО-Алания.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по РСО-Алания ФИО5 действующая на основании доверенности от 31.01.2019г. № и имеющая высшее юридическое образование, административные исковые требования не признала, указав, что административное обследование земельного участка было проведено с выездом на место, визуального осмотра земельного участка, было произведено фотографирование земельного участка. В ходе обследования земельного участка, расположенного по адресу: РСО-Алания, <адрес>. был произведен вынос в натуру координат поворотных точек и было установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 15:02:0010515:15 объектов капитального строительства не обнаружено. Административное обследование данного земельного участка было проведено на основании запроса прокуратуры РСО-Алания. Просила отказать ФИО2 в удовлетворении заявленных административных требований.
Заслушав лиц, участвующих при рассмотрении административного дела, допросив специалиста, проверив доводы административного иска, исследовав материалы административного дела, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Частью 1 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии со ст. 71 Земельного кодекса РФ под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности (п. 1).
Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и Федеральным законом от ... № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 2).
Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность (п. 3).
Должностные лица органов государственного земельного надзора (далее - должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора) имеют право, в том числе осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации; выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (подп. 1 и 5 п. 5).
По результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 7).
Согласно подп. 3 п. 6 ст. 71.1 Земельного кодекса РФ внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации проводятся в случае поступления в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан.
Порядок осуществления государственного земельного контроля установлен Положением о государственном земельном надзоре, утвержденном постановлением Правительства РФ от ...№.
В соответствии с п. 3 Положения о земельном контроле Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и её территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением: требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок (подп. а); требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и её территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений (подп. з).
Согласно п. 6 Положения о земельном контроле в рамках государственного земельного надзора осуществляются: организация и проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (далее - плановые и внеплановые проверки); систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства, проведение анализа и прогнозирование состояния исполнения требований земельного законодательства Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности; принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Порядок проведения внеплановых проверок урегулирован Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденным приказом Минэкономразвития России от ...№ (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктами 63, 64, 67 Административного регламента проведение внеплановых проверок включает в себя следующие административные действия: принятие решения о проведении проверки; подготовка к проверке; проведение проверки; подготовка акта проверки. Юридическим фактом - основанием для принятия решения о проведении внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, гражданином, органом государственной власти, органом местного самоуправления выданного предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации. Решение о поведении внеплановой проверки выносится руководителем (заместителем руководителя) Росреестра (территориального органа) в форме распоряжения о проведении внеплановой проверки.
Согласно п. 69 Административного регламента внеплановые проверки проводятся в форме документарной и (или) выездной проверки.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО2. является собственником земельного участка с кадастровым номером 15:02:0010515:15, площадью 910 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи земельного участка №, выданным АМС МО <адрес> и расположенного на данном земельном участке нежилого здания с кадастровым номером 15:02:0010515:16, площадью 16 кв.м., а также собственником нежилого здания с кадастровым номером 15:02:0010515:17, площадью 16 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
По запросу прокуратуры РСО-Алания от 11.02.2019г. №, было проведено внеплановое административное обследование объекта земельных отношений – земельного участка из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 15:02:0010515, площадью 910 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Из Акта от 11.02.2019г. административного обследования объекта земельных отношений земельного участка из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 15:02:0010515, площадью 910 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> следует, что данное обследование проведено путем выезда на место, визуального осмотра земельного участка, фиксации его текущего состояния методом фотографирования, с использованием сведений единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).
В результате административного обследования объекта земельных отношений установлено, что согласно сведениям ЕГРН, на основании договора аренды земельного участка от 03.08.2017г. №, выданного АМС <адрес>ФИО6 в аренду сроком на 3 года (в период с 01.08.2017г. по 31.05.2036г.) был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 15:02:0010515:15 с видом разрешенного использования: бытовое обслуживание, о чем в сведениях ЕГРН 21.08.2017г. была внесена запись государственной регистрации права аренды за №. В последующем, на основании договора об уступке прав по договору аренды земельного участка (перенаем) от 01.11.2017г. запись о регистрации права аренды было прекращено, о чем 13.11.2017г. в ЕГРН произведена запись и одновременно согласно договору указанный земельный участок был предоставлен ФИО2 сроком с ... по 31.01.2020г.
Ввиду того, что ФИО2 осуществлено строительство объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 15:02:0010515:15, указанный земельный участок перешел в собственность на основании постановления АМС <адрес> от 07.09.2018г. №, о чем 26.07.2018г. в сведениях ЕГРН была произведена запись государственной регистрации права.
В ходе обследования земельного участка с кадастровым номером 15:02:0010515:15, визуального осмотра и выноса в натуру координатного описания поворотных точек, установлено, что на участке объектов капитального строительства не обнаружено.
На участке с кадастровым номером 15:02:0010515:15 каких-либо строительных работ или строительных материалов не установлено.
В ходе обследования было установлено превышение полномочий должностными лицами органа местного самоуправления и кадастровым инженером внесением заведомо ложных сведений в ЕГРН.
Установлено также, что земельный участок располагается за пределами границ ранее сформированного в соответствии с градостроительными требованиями квартала застройки и фактически относится к землям общего пользования.
Доводы административного истца сводятся к тому, что обследование земельного участка проводилось без специальных измерительных приборов и это подтверждается тем, что данные измерительные приборы не отражены в Акте административного обследования.
В судебном заседании в качестве специалиста допрашивался заместитель главного государственного инспектора РСО-Алания по использованию и охране земель, начальник отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по РСО-Алания ФИО3., который пояснил, что обследование земельного участка с кадастровым номером 15:02:0010515:15 по <адрес> производилось с участием административного истца ФИО2., представителя прокуратуры РСО-Алания, представителя Архстройнадзора. Обследование земельного участка производилось с использованием высокоточных приборов, которые имеются на балансе Управления Росреестра, с выносом в натуру координатного описания поворотных точек. С достоверностью было установлено, что на участке с кадастровым номером 15:02:0010515:15 каких либо объектов капитального строительства не обнаружено, каких либо строительных работ или строительных материалов также не установлено.
Указанные пояснения специалиста не были опровергнуты стороной административного истца в судебном заседании. Каких либо пояснений либо возражений при административном обследовании земельного участка, административным истцом ФИО2 присутствовавшим при обследовании не высказывалось.
В соответствии со ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об отказе административному истцу в удовлетворении заявленных требований, поскольку не усмотрел оснований для признания незаконным Акта административного обследования объекта земельных отношений – земельного участка площадью 910 кв.м. с кадастровым номером 15:02:0010515:15 по <адрес>.
При таких обстоятельствах совокупности условий, предусмотренных правилами ст. 227 КАС РФ, для признания решения, действий незаконными не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь главой 15 и 22 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования ФИО2 к Управлению Росреестра по РСО-Алания о признании незаконным акта от ... административного обследования объекта земельных отношений – земельного участка площадью 910 кв.м. с кадастровым номером 15:02:0010515:15, расположенного по адресу: <адрес>, оставить без удовлетворения.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда РСО-Алания через Советский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья В.В.Колобкова