ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2225/19 от 11.06.2019 Советского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело № 2а-2225/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(дата) года Советский районный суд г. Н. Новгорода в составе председательствующего судьи Ежова Д.С.,

при секретаре судебного заседания Казаковой Д.С.,

с участием представителя административного истца Пушкиной Л.В., представителей административных ответчиков Бобровского А.И., Григорьевой Е.С., Гумеровой Э.Р., представителей заинтересованного лица ООО «Центр СБК» Стеценко И.В., Барышевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Нижегородской области» к Главному управлению Минюста России по Нижегородской области о признании действий ГУ Минюста РФ по Нижегородской области по составлению акта проверки №... от (дата) и включению в предупреждение (предписание) от (дата)№... пунктов 9 и 10 незаконными и их отмене,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Нижегородской области» обратилась в суд к Главному управлению Минюста России по Нижегородской области с указанным административным иском. В обоснование заявленных требований указало следующее.

Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Нижегородской области» (далее -региональный оператор, Фонд) создана распоряжением Правительства Нижегородской области от (дата)№...-р в целях осуществления деятельности в качестве регионального оператора, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Нижегородской области.

(дата) Главным управлением Министерством юстиции Российской Федерации по Нижегородской области был составлен акт проверки №... (далее - акт проверки), а выдано на его основании предупреждение (предписание) №... (далее - предупреждение (предписание). Данные документы получены Фондом (дата).

Истец считает действия Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области по составлению акта проверки и последующему включению в предупреждение (предписание) пунктов 9 и 10 незаконными по следующим основаниям.

Деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее- ЖК РФ), Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Нижегородской области, подлежащими обязательному исполнению.

В пункте 9 предупреждения указано, что деятельность региональных оператора не соответствует требованиям пункта 4 статьи 183 ЖК РФ, пункту статьи 181 ЖК РФ.

В силу части 4 статьи 181 ЖК РФ региональный оператор применяет установленные законодательством меры, включая начисление пеней, установленных частью 14.1 статьи 155 ЖК РФ, в отношении собственников помещений в многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в случае несвоевременной и (или) неполной уплаты ими взносов на капитальный ремонт.

Одновременно с этим, в законодательстве отсутствуют какие-либо указания на то, что региональный оператор осуществляет начисление пеней своими силами.

В соответствии с частью 1 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор обязан, в том числе:

- аккумулировать взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в многоквартирном доме;

- вести учет средств, поступивших на счет регионального оператора ш виде взносов на капитальный ремонт, отдельно в отношении средств каждого собственника помещений в многоквартирном доме, а также с соблюдением иных требований, установленных ЖК РФ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;

- представлять своими силами или силами третьих лиц собственнику платежные документы для уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу нахождения помещения в многоквартирном доме, за капитальный ремонт общего имущества в котором вносится взнос.

Частью 1 статьи 183 ЖК РФ установлено, что региональный оператор ведет учет средств, поступивших на счет, счета регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора (далее - система учета фондов капитального ремонта). Такой учет ведется отдельно в отношении средств каждого собственника помещений в многоквартирном доме. Ведение такого учета может осуществляться в электронной форме.

Согласно части 2 статьи 183 ЖК РФ система учета фондов капитального ремонта включает в себя, в частности, сведения о:

1) размере начисленных и уплаченных взносов на капитальный ремонт каждым собственником помещения в многоквартирном доме, задолженности по их оплате, а также размере уплаченных пеней;

2) размере средств, направленных региональным оператором на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе размере предоставленной рассрочки оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

3) размере задолженности за оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

4) кредитах, займах, привлеченных региональным оператором в целях финансирования услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе с указанием процентной ставки, под которую они привлекались, а также погашении таких кредитов, займов.

Таким образом, исходя из определения системы учета фондов капитального ремонта, данного в части 1 статьи 183 ЖК РФ, такая системы подразумевает под собой именно учет средств, поступивших в виде взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах. Кроме того, региональный оператор в силу требований части 2 статьи 183 ЖК РФ систематизирует и учитывает вышеуказанные сведения.

С учетом данных положений ЖК РФ, система учета фондов - это не процесс начисления взносов на капитальный ремонт и пеней за их несвоевременную оплату, а систематизированные сведения, необходимые для реализации основной цели Фонда - выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.

В соответствии с пунктом 2.3 Устава Фонд ведет учет средств, поступивших на счет Фонда в виде взносов на капитальный ремонт, отдельно в отношении средств каждого собственника помещений в многоквартирном доме, а также с соблюдением иных требований, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Нижегородской области.

Структурное подразделение регионального оператора - отдел учета фондов финансового управления - обеспечивает работу многоуровневой комплексной системы учета фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в разрезе лицевых счетов по собственникам помещений с возможностью получения аналитической информации по каждому собственнику, каждому многоквартирному дому и муниципальному образованию.

При этом, в целях оказания Фонду услуг по начислению взносов на капитальный ремонт и пеней за ненадлежащее исполнение обязанности по уплате взносов, предоставлению платежных документов на уплату взносов на капитальный ремонт, информационному взаимодействию с организациями, осуществляющими прием или перевод денежных средств на счета регионального оператора, организацию приема платежей и перевода денежных средств по поручению плательщиков был заключен договор №... с простым товариществом ООО «Центр-СБК» и ООО Кустовой вычислительный центр (копия договора прилагается).

В рамках данного договора организация услуги по начислению взносов на капитальный ремонт и пеней за ненадлежащее исполнение обязанности по уплате таких взносов, представлению платежных документов на уплату взносов на капитальный ремонт, информационному взаимодействию с организациями, осуществляющими прием или перевод денежных средств на счета регионального оператора, организацию приема платежей и перевода денежных средств по поручению плательщиков, включает в себя (пункт 3 договора №... с ООО «Центр-СБК» и ООО Кустовой вычислительный центр):

1. Ведение базы данных, формируемой по перечню жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах в целях осуществления расчета взносов на капитальный ремонт в разрезе лицевых счетов. Форматы информационного взаимодействия между простым товариществом ООО «Центр-СБК» и ООО Кустовой вычислительный центр и региональным оператором оформляются отдельным протоколом, стороны обязаны при исполнении указанного договора предоставлять все данные в согласованных в протоколе форматах.

Истец обращает внимание на то, что согласно пунктам 4.1.1 и 4.1.2 договора вышеуказанная база данных формируется из данных о лицевых счетах жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, переданных простому товариществу региональным оператором.

2. Расчет размера ежемесячных взносов на капитальный ремонт в разрезе лицевых счетов, исходя из площади помещений и размера взноса на капитальный ремонт (руб./м2), являющегося единым в рамках одного многоквартирного дома.

3. Перерасчет начислений взносов на капитальный ремонт в случае изменения параметров, влияющих на расчет. Перерасчет начислений взносов на капитальный ремонт производится за предыдущие расчетные периоды.

4. Расчет пеней в случае ненадлежащего исполнения собственником обязанностей по уплате взносов на капитальный ремонт.

5. Внесение в базу данных информации о совершенных платежах по взносам на капитальный ремонт в разрезе лицевых счетов и использование их при дальнейших расчетах.

6. Расчет сальдо взаиморасчетов по взносам (задолженности/переплаты), обеспечение учета задолженности по взносам на капитальный ремонт помещений, многоквартирным домам, муниципальных образований, и в целом по Нижегородской области.

7. Формирование и печать платежных документов.

8. Складывание в виде конвертированных почтовых отправлений платежных документов.

9. Организация доставки платежных документов.

10. Организация приема и перевода денежных средств собственников на территории Нижегородской области в счет оплаты взносов на капитальный ремонт на счета регионального оператора, путем печати платежных документов с размещением на нем реквизитов Банка, необходимых для оплаты, а также заключения соглашений на информационное взаимодействие со Сборщиками.

11. Организация информационного обмена с организациями, осуществляющими перевод взносов на капитальный ремонт на счета регионального оператора при оплате взносов.

12. Организация абонентского обслуживания по лицевым счетам собственников в порядке, установленном разделом 4.2. Договора.

Таким образом, заключенный договор №... является лишь инструментом для начисления (расчета) взносов на капитальный ремонт и пеней, предоставления платежных документов, информационного взаимодействия, организации приема платежей и перевода денежных средств. Для оказания данной услуги региональный оператор передает простому товариществу минимально необходимые для этого данные, контролируя процесс оказания услуги, самостоятельно изменяя сведения в отношении лицевых счетов (к примеру, разделяя или объединяя их). Простое товарищество в рамках договора вправе лишь уточнять принятые от регионального оператора данные (в частности данные о площади помещения), незамедлительно информируя об этом регионального оператора.

В свою очередь, именно региональный оператор осуществляет учет сведений о размере начисленных и уплаченных взносов на капитальный ремонт каждым собственником помещения в многоквартирном доме, задолженности по их оплате, а также размере уплаченных пеней. К исключительной компетенции регионального оператора относится и учет иных сведений, указанных в части 2 статьи 183 ЖК РФ. Только региональный оператор располагает сведениями и учитывает сведения о размере средств, направленных региональным оператором на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе размере предоставленной рассрочки оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; о размере задолженности за оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; о кредитах, займах, привлеченных региональным оператором в целях финансирования услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе с указанием процентной ставки, под которую они привлекались, а также погашении таких кредитов, займов.

На основании изложенного, региональный оператор самостоятельно исполняет функцию по учету фондов.

Следовательно, выводы о том, что деятельность Фонда не соответствует требованиям пункта 4 статьи 183 ЖК РФ, пункта 4 статьи 181 ЖК РФ, необоснованны и не соответствуют требованиям законодательства.

В пункте 10 предостережения указано, что в нарушение положений Федерального закона 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Гражданского кодекса РФ, ЖК РФ, Закона Нижегородской области от 28.11.2013 года № 159-3 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области» (далее - Закон), Устава Фонда (копия Устава прилагается) региональный оператор использовал имущество в виде части денежных средств, полученных в качестве доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности не в соответствии с целями, определенными Уставом Фонда.

Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых Фонд создан.

Имущество регионального оператора формируется за счет взносов учредителя; платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; других не запрещенных законом источников (часть 1 статьи 179 ЖК РФ).

Имущество регионального оператора используется для выполнения его функций в порядке, установленном ЖК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ЖК РФ законом субъекта Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 179 ЖК РФ).

Согласно пункту 2.1 Устава целью создания и деятельности Фонда, направленной на решение социальной проблемы проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области, является формирование средств и имущества для обеспечения организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Нижегородской области за счет взносов собственников помещений в таких домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

Для достижения цели, указанной в пункте 2.1 Устава, Фонд осуществляет следующие функции:

- аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах Фонда;

- открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали Фонд в качестве владельца специального счета. Фонд не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета;

- осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах Фонда;

- финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах Фонда, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из средств государственной поддержки, муниципальной поддержки;

- взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;

- оказание на безвозмездной основе консультационной, информационной, организационно-методической помощи физическим, юридическим лицам, правовое просвещение населения по вопросам организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также реализации иных программ в сфере модернизации жилищно-коммунального хозяйства, повышения энергоэффективности и энергосбережения, функционирования жилищно-коммунального хозяйства;

- осуществление контроля за целевым использованием средств Фонда получателями государственной или муниципальной финансовой поддержки;

- управление временно свободными денежными средствами Фонда, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

- участие в формировании, актуализации и реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области;

- подготовка предложений по созданию и изменению правовых актов Нижегородской области, регулирующих работу Фонда, подготовка и утверждение внутренних порядков и регламентов по работе Фонда и иных документов;

- заключение соглашений о взаимодействии регионального оператора с органами местного самоуправления, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными или иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, формы которых утверждаются министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области.

- иные предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации, правовыми актами Нижегородской области и настоящим Уставом функции.

Одновременно с этим, согласно положениям статьи 29 Федерального закона 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пунктом 8.1 Устава высшим органом управления Фонда является Правление Фонда (далее -Правление), основная функция которого состоит в обеспечении соблюдения Фондом целей, в интересах которых он создан.

В соответствии с частью 3 статьи 29 Федерального закона 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пунктом 8.8 Устава к исключительной компетенции Правления относится определение приоритетных направлений деятельности Фонда, принципов формирования, использования средств Фонда и его имущества.

Истец обращает внимание на тот факт, что согласно распоряжению Правительства Нижегородской области от 30.03.2018 №304-р в состав Правления входили представитель учредителя Фонда - министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области (начальник отдела капитального ремонта управления капитального ремонта и благоустройства министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области), а также представитель министерства финансов Нижегородской области (первый заместитель министра финансов Нижегородской области).

Таким образом, с учетом положений ГК РФ, частей 1 и 2 статьи 179 ЖКРФ, Федерального закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», частей 1 и 2 статьи 26 Закона, Устава Фонда решением Правления, оформленным протоколом от 04.09.2018 №50, был утвержден Порядок использования средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности регионального оператора в новой редакции (далее - Порядок). Данный Порядок регламентирует деятельность по использованию региональным оператором имущества, не являющегося взносами учредителя и платежами собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, и формируемого за счет других, не запрещенных законом источников.

Кроме того, данный Порядок был согласован министром энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области и министром финансов Нижегородской области (копия Порядка и прокола №50 от 04.09.2018 года.

Протокол заседания Правления №50 от 04.09.2018 года, а также утвержденный и согласованный Порядок направлен в адрес административного ответчика в ходе проведения проверки. Однако, в акте проверки имеются ссылки на недействующую редакцию порядка формирования и использования средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Согласно Порядка средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности регионального оператора направляются на реализацию определенных Уставом целей и задач (пункт 4.1 Порядка).

Распределение средств, полученных региональным оператором от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, определяется в соответствии с ГК РФ, частями 1 и 2 статьи 179 ЖК РФ, Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», частями 1 и 2 статьи 26 Закона, Приказ Минфина России от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» на цели, иные, чем финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, в том числе на оплату административно-хозяйственных расходов Фонда.

Средства, полученные региональным оператором от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, распределяются исходя из следующих статей расходов:

1. Заработная плата КОСГУ 211

2. Прочие выплаты КОСГУ 212

3. Начисления на выплаты по оплате труда КОСГУ 213

4. Услуги связи КОСГУ 221

5. Коммунальные платежи КОСГУ 223

6. Арендная плата КОСГУ 224

7. Работы и услуги по содержанию имущества КОСГУ 225

8. Прочие работы и услуги КОСГУ 226

9. Прочие расходы КОСГУ 290

10. Увеличение стоимости ОС КОСГУ 310

11. Увеличение стоимости МЗ КОСГУ 340

Истец обращает внимание на то, что данный Порядок не отменен, не обжалован, принят в соответствии с требованиями законодательства и является действующим.

Вместе с тем, в акте проверки было указано об использовании средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности на цели, не соответствующие целям Фонда и не направленные на выполнение Фондом своих функций, а именно на выплату премий работникам Фонда по приказу №1039-лс от 11.10.2018, оплату пакета телеканалов «Базовый» за апрель, май 2018 года (получатель ПАО «РОСТЕЛЕКОМ»), а также оплату услуг за осуществление уборки и благоустройства территории Нижегородского Кремля, предназначенной для парковки автомобиля в 2018 году.

С данными выводами Фонд не согласен по следующим причинам. Осуществление функций Фонда, направленных на достижение его уставной цели, неразрывно связано с исполнением сотрудниками Фонда своих трудовых функций.

Исполнение работниками Фонда трудовых функций связано с возложением на них со стороны работодателя - Фонда большого объема обязанностей, предполагающих выполнение работ повышенной сложности, срочности, напряженности и интенсивности (большой объем, систематическое выполнение срочных и неотложных поручений, а также работ, требующих повышенного внимания и др.).

В том числе Фондом предъявляется обязательное требованием по соблюдению профессионального уровня исполнения должностных обязанностей, добросовестность и компетентность при выполнении наиболее важных, сложных и ответственных работ, учитывается опыт работы по специальности и занимаемой должности, а также отсутствие у работника дисциплинарных взысканий.

В приоритете Фонда, в том числе стоит развитие, укрепление и повышение квалификации работников структурных подразделений, формирование функциональной организационной структуры с целью повышения эффективности и результативности работы Фонда по реализации программы капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Нижегородской области.

Для успешной реализации поставленных задач, повышения результативности работников, поддержания естественной текучести кадров, а также привлечения высококвалифицированных специалистов Фондом применяются меры дополнительного материального стимулирования работников в виде выплаты премий.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 05.03.2014 №144 утвержден Порядок предоставления субсидии в виде взноса в некоммерческую организацию "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Нижегородской области", осуществляющую деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в соответствии с которым затраты на оплату труда работников Фонда рассчитываются по следующей формуле: месячный фонд окладов по штатному расписанию умножается на 38 окладов.

При этом в 2018 году фактически доведено ассигнований в размере 35,1 оклада (92,5%).

При общей штатной численности 139 единиц в 2018 году по собственному желанию уволились 45 высококвалифицированных сотрудников Фонда.

Также истец обращает внимание на необходимость работы в Фонде квалифицированных кадров, и при этом низкую по сравнению с аналогичными предложениями рынка труда заработную плату специалистов.

Деятельность в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в связи с сочетанием комплекса работ различной направленности, высокой трудоемкостью, серьезной социальной значимостью, повышенным вниманием к такой деятельности требует привлечения специалистов с высоким уровнем квалификации.

При этом существующий уровень заработной платы в Фонде не позволяет имеющимся в Фонде вакансиям конкурировать с иными аналогичными предложениями на рынке труда.

Кроме того, не единичными являются случаи представления высококвалифицированным сотрудникам Фонда предложений от подрядных организаций о замещении рабочих мест с лучшими по сравнению существующими в Фонде условиями труда и более высокой заработной платой.

Таким образом, привлечение специалистов с высоким уровнем квалификации и недопущение текучести кадров требует улучшения условия труда в Фонде, в том числе повышения уровня заработной платы работников до уровня, существующего в аналогичных Фондах с более высокими показателями эффективности работы.

Также стимулирование сотрудников предполагает и способствует выработке принципов неприятия («нулевой терпимости») к проявлениям коррупции в любой форме.

С учетом изложенного, Правлением было принято решение о премировании сотрудников Фонда за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Данное премирование полностью соответствует целям Фонда и направлено на выполнение его функций.

В отношении оплаты пакета телеканалов «Базовый» за апрель, май (дата) года полагает, что в соответствии с условиями договора от (дата)№..., заключенного с ПАО «РОСТЕЛЕКОМ», предусмотрена ответственность Фонда за несвоевременную оплату услуг (пункт 8.2 договора). В связи с недостаточностью финансирования на административно-хозяйственную деятельность и в целях недопущения применения к Фонду штрафных санкций по договору со стороны ПАО «РОСТЕЛЕКОМ» оплата пакета телеканалов «Базовый» за апрель, май (дата) года была произведена за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

В отношении оплаты услуг за осуществление уборки и благоустройства территории Нижегородского Кремля, предназначенной для парковки автомобиля в (дата) году, обращает внимание на следующее.

Данная оплата была произведена на основании договора №... от (дата), заключенного с Государственным бюджетным учреждением Нижегородской области «Управление по благоустройству территории Кремля», согласно которому Фонду были изготовлены и выданы постоянные пропуска для въезда и стоянки на территории Нижегородского Кремля автотранспортных средств Фонда.

Данные пропуска необходимы в целях оперативного прибытия представителей Фонда для осуществления отчетов, участия в совещаниях и иных мероприятиях, проводимых Председателем Правительства, Губернатором Нижегородской области, его заместителями, министерствами и ведомствами, располагающимися на территории Нижегородского Кремля, а также администрацией города Нижнего Новгорода.

Участие представителей Фонда в вышеуказанных мероприятиях направлено на выполнение функций Фонда и неразрывно связано с его целями.

С учетом изложенного, оплата вышеуказанных услуг была произведена за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Кроме того, истец обращает внимание на то, что Методические рекомендации по созданию специализированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и обеспечению их деятельности, утвержденные приказом Минстроя России от 28.01.2016 №41/пр, на которое имеется ссылка в акте проверки, являются недействующими с 09.10.2017.

Следовательно, выводы содержащиеся в пункте 10 предупреждения (предписания), необоснованны и не соответствуют требованиям законодательства.

На основании изложенного, с учетом уточнений, просит суд:

1.Признать действия Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области по составлению акта проверки №... от (дата) и включению в предупреждение (предписание) от (дата)№... пунктов 9 и 10 незаконными.

2.Отменить пункты 9 и 10 предупреждения (предписания) от (дата)№....

Определением суд к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены простое товарищество состоящее из ООО «Центр-СБК» и ООО «Кустовой вычислительный центр», а также ГБУ НО «Управление по благоустройству территории Кремля».

В судебном заседании представитель административного истца Пушкина Л.В. административные исковые требования поддержала в полном объеме. Дала пояснения по существу дела.

Представители административного ответчика Бобровский А.И., Григорьева Е.С., Гумерова Э.Р. в судебном заседании полагали административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по основаниям изложенным в письменном отзыве. Дали пояснения по существу.

Представители заинтересованного лица ООО «Центр СБК» Стеценко И.В., Барышева И.А., считали возможным удовлетворить заявленные исковые требования.

Иные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд, учитывая положения статьи 150, ч.6 ст. 226 КАС РФ, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд.

Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В пункте 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу ч.2 ст.7 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Как установлено судом и следует из материалов дела, во исполнение распоряжения Главного управления Минюста России по Нижегородской области (далее - Главное управление) от 27.12.2018 № 1827-р проведена плановая документарная проверка некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Нижегородской области» (далее - Фонд) на предмет соответствия деятельности Фонда уставным целям и законодательству Российской Федерации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию имущества Фонда. Распоряжение о проведении документарной плановой проверки были издано на основании плана проверок некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории Нижегородской области, утвержденного приказом Главного управления от 25.10.2018 №540.

Из материалов дела следует, что некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Нижегородской области» о времени и месте проверки уведомлена надлежащим образом и в установленные законом сроки путем направления уведомления от (дата)№....

В ходе проведения документарной плановой проверки Минюстом России по Нижегородской области были выявлены нарушения положений законодательства Российской Федерации, которые отраженны в акте проверки №1 от 15.02.2019, направленному для ознакомления представителю Фонда, что не оспаривается сторонами.

Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон) по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 2 статьи 16 Закона установлено, что в акте проверки указываются, в том числе сведения о результатах проверки, о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 17 Закона в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Как следует из материалов дела проверка проведена уполномоченным должностным лицом ГУ Министерства юстиции России по Нижегородской области, в сроки установленные Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Процедура проведения плановой документарной проверки в отношении НКО «ФКР МКД Нижегородской области» соответствует требованиям Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Результатом проведенной проверки явилось составление акта проверки №... от (дата) и предупреждение (предписание) об устранении выявленных нарушений от (дата).

Таким образом, Главным управлением Минюста России по Нижегородской области акт проверки составлен и вынесено предупреждение в адрес Фонда в пределах представленных полномочий.

Как указано выше, по итогам проверки деятельности в адрес Фонда Главным управлением вынесено предупреждение от (дата)№.... Согласно пункту 9 указанного предупреждения деятельность Фонда не соответствует требованиям пункта 4 статьи 183 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 4 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).

Согласно подпункту 8 пункта 2 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан вести учет средств, поступивших на счет регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт, отдельно в отношении средств каждого собственника помещений в многоквартирном доме, а также с соблюдением иных требований, установленных настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 183 ЖК РФ региональный оператор ведет учет средств, поступивших на счет, счета регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.

В соответствии с пунктом 2 статьи 183 ЖК РФ система учета фондов капитального ремонта включает в себя, в частности, сведения о размере начисленных и уплаченных взносов на капитальный ремонт каждым собственником помещения в многоквартирном доме, задолженности по их оплате, а также размере уплаченных пеней.

Кроме того, пунктом 4 статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что региональный оператор применяет установленные законодательством меры, включая начисление пеней, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, в отношении собственников помещений в многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в случае несвоевременной и (или) неполной уплаты ими взносов на капитальный ремонт.

В соответствии с пунктом 46 приказа Минстроя России от 04.10.2018 №645/пр "Об утверждении Методических рекомендаций по созданию специализированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и обеспечению их деятельности" в целях получения взносов на капитальный ремонт региональный оператор осуществляет начисление взносов на капитальный ремонт одним из следующих способов: собственными силами или путем привлечения в соответствии с пунктом 15 статьи 155 ЖК РФ Представителей.

Согласно пункту 15 статьи 155 ЖК РФ Представителем являются наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно пункту 4 статьи 183 ЖК РФ функции регионального оператора по ведению системы учета фондов капитального ремонта могут осуществляться иным юридическим лицом, созданным в форме государственного бюджетного или казенного учреждения, на основании договора, заключенного с региональным оператором.

Однако Фондом заключен договор на оказание услуг №... от (дата) (далее - Договор) с Простым товариществом, действующим на основании договора от (дата), заключенного между Обществом с ограниченной ответственностью «Центр СБК» и Обществом с ограниченной ответственностью «Кустовой вычислительный центр» (далее - Договор). Предметом Договора является выполнение Простым товариществом услуг по начислению взносов на капитальный ремонт и пеней за ненадлежащее исполнение обязанности по уплате таких взносов, представлению платежных документов на уплату взносов на капитальный ремонт, информационному взаимодействию с организациями, осуществляющими прием или перевод денежных средств на счета Фонда, организация приема платежей и перевода денежных средств по поручению плательщиков, в порядке, установленном настоящим Договором.

Согласно пункту 3 Договора услуги по начислению взносов на капитальный ремонт и пеней за ненадлежащее исполнение обязанности по уплате таких взносов, включают, в частности, следующие сведения:

- Ведение базы данных, формируемой по перечню жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах в целях осуществления расчета взносов на капитальный ремонт в разрезе лицевых счетов;

- Расчет размера ежемесячных взносов на капитальный ремонт в разрезе лицевых счетов, исходя из площади помещений и размера взноса (р/м2), являющегося единым в рамках одного многоквартирного дома;

- Перерасчет начислений взносов на капитальный ремонт в случае изменения параметров, влияющих на расчет. Перерасчет начислений производится за предыдущие расчетные периоды;

- Расчет пеней в случае ненадлежащего исполнение обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт;

- Внесение в базу данных информации о совершаемых платежах по взносам на капитальный ремонт в разрезе лицевых счетов и использование их при дальнейших расчетах.

Таким образом, предметом договора является ведение учета базы данных, в том числе в разрезе взносов на капитальный ремонт и пеней за ненадлежащее исполнение обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, а также их начисление.

Доводы административного истца о том, что простое товарищество являются лишь организацией, осуществляющий соответствующие расчеты для Фонда, опровергаются указанными выше обстоятельствами, а именно полномочиями представленными договором Простому товариществу, являющемуся не государственной организацией.

Таким образом, заключение Фондом указанного Договора не соответствует положениям действующего законодательства Российской Федерации в части передачи полномочий по ведению системы учета фондов капитального ремонта по начислению взносов на капитальный ремонт и пени за их несвоевременную уплату, что нашло свое отражение в акте проверки и предписании обжалуемых административным истцом.

По итогам проверки деятельности в адрес Фонда Главным управлением вынесено предупреждение от (дата)№.... Согласно пункту 10 указанного предупреждения деятельность Фонда не соответствует требованиям пункта 2 статьи 123.18 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2 статьи 179, статьи 180 ЖК РФ, пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пункта 1 статьи 24, пунктов 1, 2 статьи 25, пунктов 1, 2 статьи 26 Закона Нижегородской области от 28.11.2013 № 159-3 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области», положений пунктов 1.9, 2.1, 3.1, 3.3, 3.6 устава Фонда.

Из материалов дела и пояснений сторон следует, что на проверку административному ответчику был представлен протокол заседания Попечительского совета Фонда от (дата), на котором принято решение:

- использовать Фонду денежные средства, полученные от подрядных организаций в виде пени, штрафов на оплату услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту в рамках гарантийного срока и иных обязательств Фонда, проведение экспертизы, административно-хозяйственную деятельность Фонда;

- Фонду разработать соответствующий Порядок использования данных денежных средств. На заседании Попечительского совета Фонда от (дата) утвержден Порядок формирования и использования средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (далее - Порядок).

Согласно пункту 4.2 Порядка распределение средств, полученных региональным оператором от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, определяется исходя из следующей структуры затрат:

- на оплату услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в рамках гарантийного срока;

- на проведение экспертизы;

- на расходы, связанные с осуществлением предпринимательской и иной приносящей доход деятельности Фонда, включая оплату государственной пошлины на подачу исковых заявлений в судебные инстанции;

на обеспечение административно-хозяйственной деятельности, в соответствии с уставом Фонда;

- на техническое переоснащение (закупка современной техники, модернизация имеющегося оборудования); совершенствование специализированного программного обеспечения; совершенствование технологии и организации производственных процессов (автоматизацию):

- повышение квалификации работников;

- на участие в семинарах, конференциях;

- на приобретение методической и учебной литературы;

- на материальное поощрение работников Фонда;

- прочие расходы (начисленные платежи налога на прибыль; расходы, понесенные Фондом в связи с чрезвычайными обстоятельствами).

При этом в решении Попечительского совета Фонда от (дата) указано: «Принять за основу Порядок. Министерству энергетики и ЖКХ Нижегородской области, Министерству финансов Нижегородской области и Фонду доработать Порядок в части раздела «Направления расходования», установлен срок -(дата)».

Также на проверку административному ответчику было представлено письмо Министерства финансов Нижегородской области от (дата)№... с замечаниями по проекту Порядка формирования и использования средств, полученных Фондом от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в частности:

В соответствии с пунктом 3.4 Методических рекомендаций по созданию специализированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и обеспечению их деятельности, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.01.2016 № 41/пр, доходы от иной деятельности следует направлять на сокращение расходов бюджета субъектов Российской Федерации на содержание регионального оператора. Таким образом, доходы от иной деятельности, которые планируется направить на обеспечение административно-хозяйственной деятельности регионального оператора в текущем финансовом году, должны быть учтены при расчете субсидии на текущий финансовый год.

Исходя из вышеизложенного, раздел 4 «Направления расходования» предложено дополнить пунктом следующего содержания: «Показатели сметы доходов и расходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности учитываются при расчете ассигнований областного бюджета, предусмотренных на субсидию в виде взноса в Фонд, в том числе при формировании сметы расходов на обеспечение административно-хозяйственной деятельности регионального оператора.

Объем субсидии, рассчитанный на текущий финансовый год, может быть уменьшен в случае;

- превышения в текущем финансовом году фактических поступлений доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности над плановыми поступлениями».

Средства на оплату труда работников регионального оператора, в том числе материальное поощрение работников Фонда, планируется в полном объеме от потребности, в общей сумме субсидии, порядок расчета которой утвержден постановлением Правительства Нижегородской области от (дата)№.... В связи с этим слова « - на материальное поощрение работников Фонда» необходимо исключить.

Раздел 4 «Направления расходования» необходимо дополнить пунктом следующего содержания;

«4.3. В первую очередь доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности направляются на оплату начисленного налога на прибыль; во вторую очередь - на оплату услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в рамках гарантийного срока и на проведение экспертизы; в третью очередь - на оплату государственной пошлины на подачу исковых заявлений в судебные инстанции; в четвертую очередь - на административно-хозяйственную деятельность».

Правлением Фонда (дата) утвержден Порядок формирования и использования средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности регионального оператора, пунктом 4.2 которого распределение средств, полученных региональным оператором от предпринимательской или иной приносящей доход деятельности, определяется исходя из следующей структуры затрат:

- на оплату услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в рамках гарантийного срока;

- на расходы, связанные с оплатой государственной пошлины на подачу исковых заявлений в судебные инстанции;

на обеспечение административно-хозяйственной деятельности, в соответствии с уставом Фонда, а именно затраты на оплату расходов по содержанию имущества, в том числе обслуживание оргтехники, уборка помещения, техническое обслуживание автотранспортных средств, затраты на иные работы и услуги, в том числе сопровождение программного обеспечения, охрану имущества, затраты на выплату обязательных платежей, в том числе на оплату членских взносов, затраты на приобретение основных средств, в том числе офисной мебели, оргтехники, измерительных инструментов и приборов, затраты на приобретение материальных запасов, в том числе канцелярских товаров, хозяйственных материалов, горюче-смазочных материалов, расходных материалов для оргтехники;

- на техническое переоснащение (закупка современной техники, модернизация имеющегося оборудования); совершенствование специализированного программного обеспечения; совершенствование технологии и организации производственных процессов (автоматизацию):

- повышение квалификации работников;

- на участие в семинарах, конференциях;

- на приобретение методической и учебной литературы;

- на оплату налога на прибыль, непредвиденные расходы (штрафные санкции). В дальнейшем Правлением Фонда (дата) утвержден Порядок

формирования и использования средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности регионального оператора, пунктом 4.2 которого распределение средств, полученных региональным оператором от предпринимательской или иной приносящей доход деятельности, определяется исходя из следующих статей расходов:

- заработная плата;

- прочие выплаты;

- начисления на выплаты по оплате труда;

- услуги связи;

- коммунальные платежи;

- арендная плата;

- работы и услуги по содержанию имущества;

- прочие работы и услуги;

- прочие расходы;

- увеличение стоимости ОС;

- увеличение стоимости МЗ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пунктом 2 статьи 123.18 Гражданского кодекса Российской Федерации фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда.

Согласно пункту 1 статьи 24 Закона Нижегородской области от 28.11.2013 № 159-3 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области» региональный оператор является юридическим лицом, создаваемым в организационно-правовой форме фонда в целях обеспечения организации и своевременного проведения, в том числе финансирования, капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области.

В соответствии с пунктом 2.1 устава целью создания и деятельности Фонда, направленной на решение социальной проблемы проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области, является формирование средств и имущества для обеспечения организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Нижегородской области за счет взносов собственников помещений в таких домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

Пунктами 1.9, 3.1, 3.3, 3.6 устава предусмотрено, что доходы Фонда поступают в его собственность и используются им для достижения целей, определенных настоящим уставом. Фонд использует все свое имущество только и исключительно для целей, определенных настоящим уставом. Имущество фонда используется для выполнения его функций в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации нормативными правовыми актами Нижегородской области.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации имущество регионального оператора формируется за счет:

- взносов учредителя;

платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;

- других не запрещенных законом источников.

Имущество регионального оператора используется для выполнения его функций в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с настоящим Кодексом законом субъекта Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 26 Закона Нижегородской области от 28.11.2013 № 159-3 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области» имущество регионального оператора формируется за счет:

а) взносов Нижегородской области;

б) платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;

в) доходов от управления временно свободными денежными средствами;

г) других не запрещенных законом источников, в том числе кредитов и займов, привлекаемых региональным оператором.

Имущество регионального оператора используется для выполнения его функций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Нижегородской области.

Функции регионального оператора закреплены статьей 180 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 25 Закона Нижегородской области от 28.11.2013 № 159-3 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области», а также пунктом 2.2 устава Организации.

Таким образом, исходя из совокупности норм действующего законодательства Российской Федерации, а также положений устава Организации, Фонд является некоммерческой организацией и обладает специальной правоспособностью, деятельность Организации должна соответствовать целям, указанным в законодательстве Российской Федерации и ее уставе. Расходование Организацией денежных средств должно происходить в соответствии с целями деятельности Организации, указанными в законодательстве Российской Федерации и ее учредительных документах (уставе Организации).

Вместе с тем, согласно представленным административному ответчику документам, с (дата) Фонд зачисляет средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на лицевой счет №..., открытый в Министерстве финансов Нижегородской области. Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.

В проверяемый период часть денежных средств, полученных Фондом от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (л/с №...), расходовалась не в соответствии с уставными целями:

- оплата пакета телеканалов «Базовый» за апрель, май (дата) года (получатель -ПАО «РОСТЕЛЕКОМ») на общую сумму 991,20 руб. (платежные поручения №№..., 59 от (дата));

- оплата услуг за осуществление уборки и благоустройства территории Нижегородского Кремля, предназначенной для парковки а/м в (дата) году (получатель - ГБУ НО «Управление по благоустройству территории Кремля») в размере 31 000,00 руб. (платежное поручение №... от (дата));

- выплата премий работникам Фонда по приказу №...-лс от (дата) (реестр №... от (дата)), денежные средства, удержанные из премий работников Фонда в рамках исполнительных производств, а также налога на доходы физических лиц, уплаченного в связи с выплатой премии на общую сумму 2 192 383,00 руб. (платежные поручения №№... от (дата)).

С учетом уставных целей Фонда, данные расходы не служат достижению целей Фонда и не используются для выполнения функций Фонда.

В соответствии с пунктом 5 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в отношении некоммерческой организации уполномоченный орган и его должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами.

Таким образом, Фонд расходовал часть денежных средств, полученных в качестве доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, не в соответствии с целями, определенными уставом Фонда, что не соответствует требованиям пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пункта 2 статьи 123.18 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2 статьи 179, статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 24, пунктов 1, 2 статьи 25, пунктов 1, 2 статьи 26 Закона Нижегородской области от 28.11.2013 № 159-3 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области», положений пунктов 1.9, 2.1, 3.1, 3.3, 3.6 устава Фонда.

Судом не принимается во внимание письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о разъяснении порядка использования Фондом средств полученных от коммерческой деятельности, поскольку данное письмо не содержит обязательных к исполнению правовых норм, не направлено на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в нём разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Суд также учитывает тот факт, что целевым использованием средств является только тот порядок, который определен уставом общества и нормативными правовыми актами, обязательными для исполнения.

Как уже указано выше, согласно устава Фонда, целью его создания является исключительно формирование средств и имущества для обеспечения организации и своевременного проведения капитального ремонта имущества в многоквартирных домах на территории Нижегородской области за счет взносов собственников помещений в таких домах, бюджетных средств и ИНЫХ не запрещенных законом источников финансирования.

Довод административного истца о не принятии во внимание административным ответчиком Протокола заседания Правления №50 от 04.09.2018 года, в котором регламентирован новый порядок использования денежных средств судом во внимание не принимается, как по вышеизложенным обстоятельства, так и поскольку настоящая проверка проводилась Министерством юстиции России по Нижегородской области за период 3 года, т.е. в том числе, в период ранее действующего порядка.

Таким образом, суд применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемые действия по включению в акт проверки и предписание пунктов 9 и 10 выявленных нарушений в действиях Фонда, осуществлены должностным лицом ГУ Минюста России по Нижегородской области в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок проведения плановой документарной проверки соблюден, основания для включения в акт проверки и предписание выявленных нарушений, указанных в пунктах 9 и 10 имелись, содержание акта проверки и предписания от (дата) соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, а также оценивая исследованные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Нижегородской области» к Главному управлению Минюста России по Нижегородской области о признании действий ГУ Минюста РФ по Нижегородской области по составлению акта проверки №... от (дата) и включению в предупреждение (предписание) от (дата)№... пунктов 9 и 10 незаконными и их отмене, удовлетворению не подлежат в полном объеме.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Нижегородской области» к Главному управлению Минюста России по Нижегородской области о признании действий ГУ Минюста РФ по Нижегородской области по составлению акта проверки №... от (дата) и включению в предупреждение (предписание) от (дата)№... пунктов 9 и 10 незаконными и их отмене - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Д.С.Ежов