Дело №2а-2225/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
25 мая 2018 года
Мотовилихинский районный суд г. Перми
под председательством судьи Орловой А.Ю.,
при секретаре Пепеляевой К.О.,
с участием представителя административного истца ФИО2,
представителя административного ответчика ФИО3,
представителя административного ответчика, заинтересованного лица ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми административное дело по административному иску ФИО5 к Инспекции Федеральной налоговой службы по Мотовилихинскому району г. Перми о признании бездействия незаконным
у с т а н о в и л:
ФИО5 обратился в суд с административным иском к ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми о признании бездействия незаконным. В обоснование административного иска указал, что ИФНС по Дзержинскому району г. Перми в 2016 году в адрес мирового судьи судебного участка №2 по Дзержинскому району г. Перми было направлено заявление о выдаче судебного приказа в отношении ФИО5 о взыскании сумм налогов и сборов, включая пени, в размере 14 300 рублей 39 копеек. Указанная сумма взыскана с ФИО5 судебным приказом № от 20 мая 2016 года. На основании названного судебного приказа в отношении ФИО5 судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Дзержинскому району г. Перми УФССП России по Пермскому краю возбуждено исполнительное производство №.
08 июня 2016 года ФИО5 зарегистрировался по новому месту жительства в Мотовилихинском районе г. Перми. 08 сентября 2017 года задолженность ФИО5 погашена добровольно в полном объеме по прибытии в ИФНС и проведению сверки расчетов. В ответе ИФНС по Дзержинскому району г. Перми от 19 января 2018 года указано, что сведения по ФИО5, в том числе и по задолженности, были переданы в ИФНС по Мотовилихинскому району г. Перми по новому месту регистрации. Вместе с тем, 26 ноября 2017 года при вылете из аэропорта Б. Савино из г. Перми к мету отдыха в Пхукет (Тайланд) ФИО5 пограничной службой ФСБ РФ выдано уведомление от 26 ноября 2017 года об отказе в пропуске через Государственную границу РФ на основании ограничений, введенных УФССП по Пермскому краю сроком до 14 января 2018 года. В последующем на приеме у судебного пристава-исполнителя выяснилось, что у последнего отсутствовала информация от налогового органа о погашении задолженности по исполнительному производству по причине непредоставления налоговым органом информации о погашении задолженности и необходимости снятия ограничительных мер. Согласно информации из отдела судебных приставов по Дзержинскому району г. Перми от 13 марта 2018 года согласно базе ПК АИС в отдел судебных приставов по Дзержинскому району г. Перми от ИФНС по Мотовилихинскому району г. Перми по электронному документообороту уточнение в отношении должника ФИО5 по исполнительному производству за период 23 ноября 2016 года по 27 ноября 2017 года не поступало.
Таким образом, в нарушение вышеупомянутых документов ИФНС по Мотовилихинскому району г. Перми до настоящего времени не направила в отдел судебных приставов по Мотовилихинскому району г. Перми информацию об исполнении ФИО5 обязанности по уплате налога в сумме 14 300 рублей. Бездействие административного органа выразилось в неисполнении ведомственных соглашений, писем и отсутствия контроля за поступившими в бюджет денежными средствами в виде налогов, пеней от налогоплательщика ФИО5 и неподачи в установленный срок информации о прекращении исполнительного производства фактическим его исполнением, а также снятии ограничительных мер в виде ограничения выезда за пределы РФ. Такое бездействие административного органа не позволило ФИО5 реализовать его право на беспрепятственный выезд за пределы РФ на оплаченный отдых, причинило имущественный вред в виде невозврата оплаченной стоимости путевки. В настоящее время каких-либо ограничений на выезд по вышеназванному основанию ФИО5 не имеет.
Просит признать незаконным бездействие ИФНС по Мотовилихинскому району г.Перми, выразившееся в отсутствии контроля за поступлением в бюджет денежных средств в виде взысканных налогов, пеней от налогоплательщика ФИО5 и неподачи в установленный срок информации о прекращении исполнительного производства фактическим его исполнением, а также снятии ограничительных мер в виде ограничения выезда за пределы РФ. Обязать административного ответчика устранить нарушенные права ФИО5, направив в соответствии с требованиями действующего законодательства в отдел судебных приставов по Мотовилихинскому району г. Перми информацию о прекращении исполнительного производства, снятии всех ограничительных мер в отношении административного истца.
Административный истец ФИО5 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель административного истца по ордеру ФИО2 в судебном заседании на удовлетворении административного иска настаивал, приводил изложенные в нем доводы. Дополнительно пояснил, что административный ответчик в письменных возражениях на административный иск признает тот факт, что денежные средства, перечисленные административным истцом в счет погашения в полном объеме задолженности поступили в налоговый орган 13 сентября 2017 года, а также тот факт, что уведомление о погашении административным истцом задолженности направлено в электронном виде в отдел судебных приставов по Дзержинскому району г. Перми УФССП России по Пермскому краю только 27 ноября 2017 года с дублированием на бумажном носителе. Порядок взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении исполнительных документов регламентирован Соглашением ФССП России от 04 апреля 2014 года №0001/7, ФНС России от 14 апреля 2014 года №ММВ-23-8/3@ «О порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении исполнительных документов». Согласно положениям п. 2.1 Соглашения исполнительные документы направляются налоговым органом в структурное подразделение территориального органа ФССП России в сроки, установленные частями 1-3 статьи 21 Закона об исполнительном производстве. В соответствии с п. 2.2 Соглашения если в ходе исполнительного производства изменилась сумма задолженности, подлежащая взысканию, территориальный орган ФНС России направляет судебному приставу-исполнителю, у которого на исполнении находится исполнительный документ, уведомление об уточнении сумм задолженности по постановлению территориального органа ФНС России с указанием причин изменения суммы задолженности. Пунктом 2.2 Соглашения конкретный срок передачи такого уведомления не регламентирован, между тем, согласно положений п. 1.2 Соглашения правыми основаниями для взаимодействия ФНС России и ФССП России, их территориальных органов и структурных подразделений является также Конституция РФ, в соответствии с п. 2 ст. 27 и п. 3 ст. 55 которой каждый имеет право выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращаться в РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Лежащая на территориальных органах ФНС России обязанность по уведомлению территориальных органов ФССП России о погашении задолженности по исполнительному производству влечет за собой обязанность сотрудников ФНС России соблюдать баланс интересов и прав гражданина на уважение личной и семейной жизни. Планируя свою личную жизнь, административный истец принял решение об очередном выезде 26 ноября 2017 года за пределы РФ на отдых совместно с семьей, предварительно убедившись в территориальном подразделении ФНС России по месту своего жительства об отсутствии долговых обязательств по оплате налогов и других обязательных платежей, об отсутствии оснований для ограничения в отношении него выезда за пределы России. Получив 13 сентября 2017 года денежные средства, перечисленные административным истцом в счет погашения в полном объеме задолженности, взысканной на основании судебного приказа от 20 мая 2016 года, спустя более двух месяцев, только 27 ноября 2017 года административный ответчик уведомил ФССП России о погашении в полном объеме задолженности. Кроме того, пояснил, что о возбуждении исполнительного производства отделом судебных приставов по Дзержинскому району г. Перми УФССП России по Пермскому краю ФИО5 известно не было, постановление об ограничения выезда за пределы РФ он не получал, в отдел судебных приставов с целью выяснения наличия или отсутствия оснований для ограничения на выезд за пределы РФ не обращался. При направлении налоговым органом уведомления в службу судебных приставов об изменении суммы задолженности должен быть соблюден разумный срок. Как взыскатель налоговый орган обязан уведомлять службу судебных приставов о том, что приказ должником исполнен. В настоящее время исполнительное производство в отношении ФИО5 окончено, все ограничения отменены.
Представитель административного ответчика ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми по доверенности ФИО3 поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях, просила в удовлетворении административного иска отказать, указав на отсутствие нарушений в действиях налогового органа. Пояснила, что в связи со сменой места жительства ФИО5 27 декабря 2016 года данные карточек «Расчеты с бюджетом» по налогоплательщику были переданы из ИФНС России по Дзержинскому району г. Перми по новому месту постановки на учет в ИФНС России по Мотовилихинскому району г.Перми, в том числе была передана информация о наличии исполнительного производства. Денежные средства, перечисленные административным истцом в уплату задолженности в полном объеме по судебному приказу от 20 мая 2016 года, поступили в налоговый орган 13 сентября 2017 года. Уведомление о полном погашении задолженности направлено ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми в отдел судебных приставов по Дзержинскому району г. Перми 27 ноября 2017 года. Соглашением о порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении исполнительных документов конкретный срок для направления такого уведомления не определен. Информация о наличии или отсутствии ограничений, наложенных службой судебных приставов, является общедоступной, как добросовестный гражданин ФИО5 мог проверить указанную информацию. Уведомление о погашении задолженности направлено в службу судебных приставов налоговым органом в разумные сроки.
Представитель административного ответчика ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми, заинтересованного лица УФНС по Пермскому краю по доверенностям ФИО4 указал, что исходя из фактических обстоятельств дела пункт 2 административного иска удовлетворению не подлежит, поскольку указанные в нем действия фактически совершены. Соглашением о порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении исполнительных документов конкретный срок для направления уведомления о погашении задолженности не определен. Нарушений прав ФИО5 налоговым органом не допущено. В 2017 году ФИО5 произведена оплата задолженности по налогам за 2014 год, нарушение налогоплательщиком установленного срока для уплаты налога повлекло для него негативные последствия. Заявил о пропуске административным истцом срока для предъявления указанного административного искового заявления, поскольку о нарушении своего права ФИО5 стало известно в ноябре 2017 года. Несоблюдение досудебного порядка разрешения административного спора не изменяет течение установленного законом срока для обращения в суд. Заинтересованные лица Инспекция Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Перми, отдел судебных приставов по Дзержинскому району г. Перми УФССП России по Пермскому краю о рассмотрении административного дела извещены надлежащим образом, представителей для участия в процессе не направили, позицию по административному иску не выразили.
Выслушав доводы представителя административного истца, представителей административного ответчика, заинтересованного лица, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска, исходя из следующего.
По правилам ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено, что на основании судебного приказа № от 20 мая 2016 года, выданного мировым судьей судебного участка №2 Дзержинского судебного района г. Перми, о взыскании в пользу ИФНС по Дзержинскому району г. Перми налогов и сборов, включая пени в размере 14 300 рублей 39 копеек в отношении должника ФИО5 постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Дзержинскому району г. Перми УФССП России по Пермскому краю от 23 ноября 2016 года возбуждено исполнительное производство.
В рамках указанного исполнительного производства 14 июля 2017 года судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Дзержинскому району г. Перми УФССП России по Пермскому краю вынесено постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.
08 июня 2016 года в Единый государственный реестр налогоплательщиков в отношении физического лица ФИО5 внесены сведения о постановке на учет в ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми в связи с изменением налогоплательщиком места жительства (места пребывания) с применением ранее присвоенного ИНН <***>.
Согласно ответа ИФНС России по Дзержинскому району г. Перми от 19 января 2018 года № на обращение ФИО5 карточки расчетов с бюджетом и сведения о начисленных и перечисленных суммах налогов, переданы по месту регистрации в ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми.
08 сентября 2017 года с банковской карты ФИО1 произведена оплата транспортного налога на сумму 13 340 рублей и земельного налога на сумму 906 рублей 39 копеек за ФИО5
18 сентября 2017 года ФИО5 на основании договора на оказание туристских услуг от 18 сентября 2017 года приобретен тур в Пхукет на период с 27 ноября 2017 года по 08 декабря 2017 года.
26 ноября 2017 года на воздушном грузо-пассажирском постоянном многостороннем пункте пропуска через Государственную границу РФ (Большое Савино) ФИО5 выдано уведомление об отказе в пропуске через Государственную границу ввиду установления ФИО5 ограничения на выезд из Российской Федерации по предоставленной информации УФССП по Пермскому краю до 14 января 2018 года.
В обоснование требований административного иска ФИО5 указывает, что бездействие ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми, выразившееся в отсутствии контроля за поступлением в бюджет денежных средств в виде взысканных налогов, пеней от налогоплательщика ФИО5 и неподачи в разумный срок информации о прекращении исполнительного производства фактическим его исполнением, а также снятии ограничительных мер в виде ограничения выезда за пределы РФ, не позволило ему реализовать право на беспрепятственный выезд за пределы РФ на оплаченный отдых, причинило имущественный вред в виде невозврата оплаченной стоимости путевки.
В силу положений ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны, в том числе, осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц
Приказом Минфина России от 17 июля 2014 года №61н утверждено «Типовое положение об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня».
Согласно п. 6 указанного типового положения в установленной сфере деятельности инспекция осуществляет, в том числе, полномочия по контролю и надзору (в том числе проверки) за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей; взыскивает в установленном порядке недоимки, а также пени, проценты и штрафы по налогам и сборам, предъявляет в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски (заявления) о взыскании недоимки, пеней, штрафов за налоговые правонарушения, о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика, о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Соглашением ФССП России от 04 апреля 2014 года №0001/7, ФНС России от 14 апреля 2014 года № ММВ-23-8/3@ определен порядок взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении исполнительных документов.
Согласно п. 2.1, 2.2 указанного Соглашения постановление налогового органа о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в течение трех дней с момента вынесения решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя направляется в электронном виде в структурное подразделение территориального органа ФССП России в срок, установленный статьей 47 Кодекса. Иные исполнительные документы направляются налоговым органом в структурное подразделение территориального органа ФССП России в сроки, установленные частями 1 - 3 статьи 21 Закона об исполнительном производстве. Исполнительные документы направляются в структурное подразделение территориального органа ФССП России по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому статьей 33 Закона об исполнительном производстве, с приложением документов в электронном виде.
Если в ходе исполнительного производства изменилась сумма задолженности, подлежащая взысканию, территориальный орган ФНС России направляет судебному приставу-исполнителю, у которого на исполнении находится исполнительный документ, уведомление об уточнении сумм задолженности по постановлению территориального органа ФНС России с указанием причин изменения суммы задолженности.
Денежные средства, перечисленные должником после возбуждения исполнительного производства (за исключением иных текущих платежей), учитываются территориальными органами ФНС России и ФССП России в счет погашения задолженности по исполнительному документу в результате деятельности судебного пристава-исполнителя.
В ходе судебного разбирательства установлено, что налоговым органом в рамках возложенных на него полномочий произведены действия по взысканию в установленном порядке недоимки, а также пени, по налогам и сборам в отношении ФИО5
27 ноября 2017 года ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми в адрес отдела судебных приставов по Дзержинскому району г. Перми направлено уведомление № о погашении ФИО5 задолженности по судебному приказу №.
Постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Дзержинскому району г. Перми УФССП России по Пермскому краю от 27 ноября 2017 года на основании сообщения органа, выдавшего исполнительный документ, о погашении задолженности по исполнительному документу исполнительное производство в отношении ФИО5 окончено, отменены все назначенные меры принудительного исполнения, а также установленные для должника ограничения.
Поскольку ни Соглашением о порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении исполнительных документов, ни иными нормативно-правовыми актами срок направления налоговым органом судебному приставу-исполнителю, у которого на исполнении находится исполнительный документ, уведомления об уточнении сумм задолженности, не определен, ввиду направления ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми таких сведений 27 ноября 2017 года, то есть по истечении непродолжительного периода времени со дня поступления денежных средств в счет погашения задолженности ФИО5 (13 сентября 2017 года) бездействия административного ответчика суд не усматривает.
Кроме того, в настоящее время исполнительное производство в отношении ФИО5 окончено, ограничение на выезд должника из Российской Федерации отменено.
По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оспариваемое действие (бездействие) органа государственной власти может быть признано незаконным при наличии одновременно двух условий: оно не соответствует закону и нарушает права и свободы административного истца.
Указанные условия в ходе рассмотрения административного дела судом не установлены, оснований для удовлетворения административного иска ФИО5 не имеется.
При этом, срок для обращения в суд с административным иском административным истцом не пропущен, поскольку решение по жалобе ФИО5 на бездействие ИФНС России по Мотовилихинскому району г. Перми принято вышестоящим налоговым органом 26 апреля 2018 года, административное исковое заявление предъявлено ФИО5 в суд 04 мая 2018 года.
Руководствуясь ст. ст. 175, 177, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
отказать ФИО5 в удовлетворении административного иска о признании бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по Мотовилихинскому району г. Перми незаконным.
Решение в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми.
Судья: