ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2226/19 от 27.09.2019 Заволжского районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2а-2226/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Тверь 27 сентября 2019 года

Заволжский районный суд г. Твери в составе:

председательствующего судьи Грачевой С.О.,

при секретаре Кольцовой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области к частному учреждению по подбору персонала «Профессионалы машиностроения», обществу с ограниченной ответственностью «ПРОМАВТОМАТНАЛАДКА» о ликвидации частного учреждения по подбору персонала «Профессионалы машиностроения», обязании учредителей частного учреждения по подбору персонала «Профессионалы машиностроения» совершить действия по ликвидации частного учреждения по подбору персонала «Профессионалы машиностроения»,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области обратилось суд с административным исковым заявлением к частному учреждению по подбору персонала «Профессионалы машиностроения», обществу с ограниченной ответственностью «ПРОМАВТОМАТНАЛАДКА» о ликвидации частного учреждения по подбору персонала «Профессионалы машиностроения», обязании учредителей частного учреждения по подбору персонала «Профессионалы машиностроения» совершить действия по ликвидации частного учреждения по подбору персонала «Профессионалы машиностроения».

Требования мотивированы тем, что Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области в рамках контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций проведен анализ материалов учетного дела частного учреждения по подбору персонала «Профессионалы машиностроения», в ходе которого установлено, что организация неоднократно нарушала нормы законодательства Российской Федерации, а именно: п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», подп. в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Несмотря на принятые со стороны административного ситца меры, организация указанные выше требования не исполнила.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах не явки суду не сообщил. В административном исковом заявлении просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители административных ответчиков частного учреждения по подбору персонала «Профессионалы машиностроения» и ООО «ПРОМАВТОМАТНАЛАДКА» в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

В соответствии с действующим законодательством лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд способом, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату. В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом, содержится в государственном реестре. В пункте 5 статьи 5 Закона о регистрации предусмотрена обязанность юридического лица в течение трех дней с момента изменения сведений, содержащихся в государственном реестре, сообщить об этом в регистрирующий орган. С учетом положений ст. 165.1 ГК РФ ответчик считается надлежащим образом извещенным.

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах не явки суду не сообщили.

Согласно ч. 4 ст. 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения административного дела, не препятствует его рассмотрению. В связи с чем, судом определено о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав административного ответчика, изучив материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В силу Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации - это организации, как это закреплено в ст. 2 данного Федерального закона, которые не имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют ее между своими участниками - они создаются для целей, направленных на достижение общественных благ.

В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. № 705 (далее - Положение).

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами,

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях», а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).

В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. № 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», статьей 61 ГК РФ.

Таким образом, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.

Из содержания п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» следует, что Некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Кроме того, в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» определен перечень сведений и документов о юридическом лице, содержащихся в государственном реестре, в том числе - адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (п. «в»).

Пунктом 10 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» законодателем определены последствия неоднократного непредставления некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных статьей. Указанное может служить основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Установлено, что Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области, действующим на основании Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03.03.2014 года № 26, в соответствии со ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в рамках контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций проведен анализ материалов учетного дела частного учреждения по подбору персонала «Профессионалы машиностроения».

В ходе анализа установлено, что решением единственного учредителя 14.12.2014 года принято решение о создании частного учреждения по подбору персонала «Профессионалы машиностроения», утверждении Устава, избрании органов управления.

Учредителем частного учреждения по подбору персонала «Профессионалы машиностроения» выступило ООО «ПРОМАВТОМАТНАЛАДКА», ОГРН , расположенное по адресу: 105187, г. Москва, ул. Щербаковская, д. 53, корп. 5.

Полное наименование юридического лица: частное учреждение по подбору персонала «Профессионалы машиностроения».

Запись о создании частного учреждения по подбору персонала «Профессионалы машиностроения» внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 03.02.2015 года за основным государственным регистрационным номером .

Адрес (место нахождения) частного учреждения по подбору персонала «Профессионалы машиностроения»: 170039, г. Тверь, ул. Паши Савельевой, д. 54, пом. 49. Частное учреждение по подбору персонала «Профессионалы машиностроения» осуществляет свою деятельность на основании собственного Устава, утвержденного 14.12.2014 года.

По результатам проведенных административным истцом контрольных мероприятий установлено, что частное учреждение по подбору персонала «Профессионалы машиностроения» в своей деятельности допустило нарушение норм законодательства Российской Федерации, а именно: п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», подп. в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Так, в нарушение п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», подп. в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» частное учреждение по подбору персонала «Профессионалы машиностроения» изменило свой адрес (место нахождения), не проинформировав в установленном законодательством порядке об этом административного истца.

В связи с чем, административным истцом 15.11.2018 года вынесено письменное предупреждение за нарушения законодательства Российской Федерации. Указанное предупреждение направленно по адресу (месту нахождения) Организации, которое получено директором 23.11.2018 года. В указанный в предупреждении срок – 16.01.2019 года, нарушения не устранены.

В связи с чем, постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Заволжского района г. Твери от 26.02.2019 года частное учреждение по подбору персонала «Профессионалы машиностроения» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Постановление не обжаловано и вступило в законную силу. Вместе с тем, нарушения, послужившие основанием для вынесения предупреждения () и привлечения к административной ответственности, частным учреждением по подбору персонала «Профессионалы машиностроения» не устранены.

05.06.2019 года административным истцом вынесено предупреждение в связи с непредставлением частным учреждением по подбору персонала «Профессионалы машиностроения» сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Однако выявленные нарушения частным учреждением по подбору персонала «Профессионалы машиностроения» в установленный предупреждением срок (до 18.07.2019 года) не устранены.

Данные обстоятельства не опровергнуты и свидетельствуют о неоднократном нарушении организацией Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», и не осуществлением мероприятия, направленных на достижение уставных целей.

Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения.

В силу п. 10 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2003 года № 14-П по конституционно-правовому смыслу положений ст. 61 ГК РФ предполагается, что санкция - ликвидация юридического лица должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

Поскольку ко дню рассмотрения дела нарушения административным ответчиком не устранены, предусмотренные п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения не представлены, и учитывая длительность нарушения частным учреждением по подбору персонала «Профессионалы машиностроения» федеральных законов, невыполнение неоднократных предписаний Управления, а также предоставление достаточных для этого сроков суд расценивает допущенные нарушения как неоднократные и грубые, что в силу закона является основанием ликвидации частного учреждения по подбору персонала «Профессионалы машиностроения».

Оценив имеющиеся в деле доказательства, которым дана правовая оценка, по правилам ст. 84 КАС РФ, суд полагает, что заявленные административные требования подлежат удовлетворению.

Разрешая спор и удовлетворяя заявление, суд так же исходит из того, что установленные выше нарушения действующего законодательства со стороны административного ответчика последним не опровергнуты и дают правовые основания для его ликвидации.

Согласно части 5 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. В связи с чем, подлежат удовлетворению заявленные требования о возложении обязанностей по ликвидации некоммерческой организации на его учредителей.

Так же, суд полагает возможным установить срок для исполнения решения суда – шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку находит его разумным и достаточным.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Требования административного искового заявления Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области к частному учреждению по подбору персонала «Профессионалы машиностроения», обществу с ограниченной ответственностью «ПРОМАВТОМАТНАЛАДКА» о ликвидации частного учреждения по подбору персонала «Профессионалы машиностроения», обязании учредителей частного учреждения по подбору персонала «Профессионалы машиностроения» совершить действия по ликвидации частного учреждения по подбору персонала «Профессионалы машиностроения» – удовлетворить.

Ликвидировать частное учреждение по подбору персонала «Профессионалы машиностроения».

Обязать учредителей (участников) частного учреждения по подбору персонала «Профессионалы машиностроения» совершить действия по ликвидации частного учреждения по подбору персонала «Профессионалы машиностроения».

Установить ответчикам срок исполнения решения суда – шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи жалобы в Заволжский районный суд г. Твери.

Решение в окончательной форме изготовлено 30 сентября 2019 года.

Председательствующий подпись С.О. Грачева