ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2226/20 от 24.09.2020 Советского районного суда г. Рязани (Рязанская область)

Административное дело №

УИД №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Рязань 24 сентября 2020 года

Советский районный суд г. Рязани в составе председательствующего судьи Прошкиной Г.А., при секретаре судебного заседания Брюнцовой М.А.,

с участием представителя административного истца ФИО1 - ФИО2, действующей на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,

представителя административного ответчика Администрации г. Рязани - ФИО3, действующей на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации города Рязани о признании незаконным решения об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивируя тем, что она, являясь правообладателем земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу <адрес>, дд.мм.гггг. обратилась в Управление градостроительства и архитектуры Администрации г. Рязани с заявлением о подготовке градостроительного плана. Однако письмом от дд.мм.гггг. № в предоставлении муниципальной услуги ей было отказано. Считая решение об отказе в предоставлении градостроительного плана земельного участка не соответствующим требованиям действующего законодательства РФ, нарушающим права и законные интересы правообладателя земельного участка, просила суд признать такое решение незаконным и отменить.

В судебное заседание административный истец, надлежащим образом извещенная о времени и месте его проведения, не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствии с участием представителя.

Представитель административного истца заявленные требования поддержала по изложенным в административном иске основаниям и просила их удовлетворить, оставив разрешение вопроса о способе восстановления нарушенного права на усмотрение суда.

Представитель административного ответчика административный иск не признала, в письменном отзыве указала на то, что отказ в предоставлении муниципальной услуги подготовлен с соблюдением норм действующего законодательства, а также основан на наличии действующей муниципальной адресной программы развития застроенных территорий, включающей в таковые границы и спорный земельный участок.

Суд, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствии административного истца, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Статья 46 Конституции РФ гласит, что решения, действия (бездействие) органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в суд.

В порядке реализации данной конституционной нормы, гражданину, полагающему, что решением, действиями (бездействием) органа местного самоуправления нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод, реализации законных интересов и (или) на него незаконно возложены какие-либо обязанности, предоставлено право обратиться в суд в порядке административного судопроизводства с требованиями об оспаривании таких решений, действий (бездействия) (ст. 218 КАС РФ).

По смыслу положений ст. ст. 62, 219, 227 КАС РФ, признание судом своевременно оспоренного решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления несоответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, является основанием для вынесения решения об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании такого решения, действия (бездействия) незаконным, и о возложении на административного ответчика обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

Из материалов дела усматривается и сторонами не оспаривается:

ФИО1 является правообладателем (собственником) земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>).

дд.мм.гггг. ФИО1 обратилась в Администрацию г. Рязани с заявлением о подготовке градостроительного плана указанного земельного участка (ГПЗУ).

Письмом от дд.мм.гггг. № ФИО1 отказано в предоставлении муниципальной услуги - получении градостроительного плана земельного участка в связи с отсутствием документации по планировке территории по основаниям нахождения земельного участка частично в границах площадки № перспективного строительства с соответствии с адресным перечнем муниципальной адресной программы «Развитие застроенных территорий в городе Рязани на 2018-2022 годы», утв. решением Рязанской городской Думы от дд.мм.гггг. №

Давая по существу оценку принятому решению, оспоренному ФИО1 в суде в пределах установленного законом трехмесячного срока, суд исходит из следующего.

С дд.мм.гггг. вступили в силу отдельные положения Федерального закона от 3 июля 2016 года № 373-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», согласно которым признана утратившей силу ст. 44 ГрК РФ, определяющая требования к подготовке и содержанию градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) как одного из видов документации по планировке территории.

С момента вступления в действие новой редакции указанного Кодекса градостроительный план земельного участка исключен из видов документации по планировке территории.

Порядок выдачи ГПЗУ регулируется положениями ст. 57.3 ГрК РФ.

Как следует из ч. 1 ст. 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.

Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (ч. 2 ст. 57.3 ГрК РФ).

Перечень необходимой информации, содержащейся в градостроительном плане, приведен в ч. 3 ст. 57.3 ГрК РФ. В частности, к такой информации относятся сведения о реквизитах проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории, о красных линиях.

В соответствии с ч.ч. 5, 6 ст. 57.3 ГрК РФ, для получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка обращается с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка может быть направлено в орган местного самоуправления в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, или подано заявителем через многофункциональный центр. Орган местного самоуправления в течение четырнадцати рабочих дней после получения заявления осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и выдает его заявителю. Градостроительный план земельного участка выдается заявителю без взимания платы. Градостроительный план земельного участка выдается в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, если это указано в заявлении о выдаче градостроительного плана земельного участка.

Выдача органом местного самоуправления ГПЗУ является муниципальной услугой, под которой согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа. Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг (ч.1 ст. 7 Закона).

Порядок предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка администрацией г. Рязани установлен Административным регламентом, утвержденным постановлением администрации г. Рязани от дд.мм.гггг. №.

Форма градостроительного плана земельного участка, порядок ее заполнения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 9 ст. 57.3 ГрК РФ).

В соответствии с ч. 9 ст. 57.3 ГрК ПФ и пп. 5.2.3 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от дд.мм.гггг. №, Минстроем России принят приказ от дд.мм.гггг. № «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения».

В силу положений п.п. 18, 19 Порядка заполнения формы градостроительного плана земельного участка, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой проект планировки территории не утвержден, в строке пишется «Проект планировки территории не утвержден». Если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой проект планировки территории и (или) проект межевания территории не утверждены, в строке пишется «Документация по планировке территории не утверждена», или «Проект планировки территории не утвержден», или «Проект межевания территории не утвержден».

Анализ приведенных норм градостроительного законодательства в их совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что подготовка и выдача ГПЗУ осуществляется по заявлению правообладателя земельного участка и является обязанностью уполномоченного органа, а градостроительный план по своей правовой природе не является правоустанавливающим документом и носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по предполагаемой застройке земельного участка, поскольку в нем воспроизводятся сведения, утвержденные документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, включая характеристики земельного участка и принятые в отношении него ограничения. Положения ГрК РФ, регулирующие отношения, возникающие между заявителем и органом местного самоуправления, не предусматривают обязанность лица обосновать цель истребования градостроительного плана, а также предоставить иные сведения и документы, кроме тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.

Действительно, согласно п. 4 ст. 57.3 ГрК РФ, в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка для архитектурно-строительного проектирования, получения разрешения на строительство такого объекта капитального строительства допускается только после утверждения такой документации по планировке территории.

Одновременно, п. 2.8.2 Административного регламента, утв. постановлением администрации г. Рязани от дд.мм.гггг. №, прямо гласит, что отсутствие утвержденной документации по планировке территории, в случае, если в соответствии с ГрК РФ размещение объекта капитального строительства на земельном участке не допускается при отсутствии такой документации, является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги по выдаче ГПЗУ.

Так, согласно ч. 4 ст. 57.3 ГрК РФ, в отношении земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии застроенной территории или о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, выдача градостроительного плана земельного участка допускается только при наличии документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о развитии застроенной территории или договором о комплексном развитии территории (за исключением случая принятия решения о самостоятельном осуществлении комплексного развития территории).

Однако, подготовка документации по планировке территории в целях размещения объектов капитального строительства применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, не требуется за исключением случаев, указанных части 3 настоящей статьи (ч. 2 ст. 41 ГрК РФ),

Содержащийся в ч. 3 ст. 41 ГрК РФ перечень случаев, в которых подготовка проектной документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства обязательна, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Дополнительно в иных Федеральных законах, носящих специальный характер, могут содержаться нормы, предусматривающие обязательную подготовку документации по планировке территории, но в таком случае отсутствие утвержденной документации не может явиться снованием для отказа в выдаче ГПЗУ, так как ч. 4 ст. 57.3 ГрК РФ предусмотрен отказ в выдаче ГПЗУ только в случаях обязательности ее подготовки, установленной ГрК РФ (письмо Минстроя России от дд.мм.гггг. № «Разъяснения по вопросам планировки территории», вместе с «Разъяснениями об основаниях отказа в предоставлении градостроительного плана земельного участка»).

Причем, согласно ст. 46.1 ГрК РФ, решение о развитии застроенной территории принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, физических или юридических лиц при наличии градостроительного регламента, а также региональных и местных нормативов градостроительного проектирования (при их отсутствии - утвержденных органом местного самоуправления расчетных показателей обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры) (ч. 2).

Решение о развитии застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены: многоквартирные дома, признанные в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу; многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления (ч.3).

В решении о развитии застроенной территории должны быть определены ее местоположение и площадь, перечень адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, реконструкции. Обязательным приложением к решению о развитии застроенной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости (ч. 6).

Как указывалось в оспариваемом ответе (решении) и подтверждено стороной административного ответчика в судебном заседании, основанием для отказа в выдаче ГПЗУ послужило наличие муниципальной адресной программы «Развитие застроенных территорий в городе Рязани на 2018-2022 годы», включившей под № в адресный перечень площадок перспективного строительства (Приложении №) и в адресный перечень домов, расположенных на площадках перспективного строительства (Приложение №) - <адрес>, располагавшегося на момент утверждения адресной программы в границах спорного земельного участка.

Между тем, на дату подачу заявления о выдаче ГПЗУ объект недвижимости с кадастровым номером № - многоквартирный жилой <адрес>, дд.мм.гггг. значился снятым с кадастрового учета, соответственно, юридические основания для вынесения решение о развитии соответствующего участка, как застроенного аварийным и подлежащим сносу многоквартирным домом, отпали.

Во всяком случае, представитель административного ответчика подтвердил факт инициирования вопроса об исключении дома из адресного перечня домов, расположенных на площадках перспективного строительства, муниципальной адресной программы развития застроенных территорий и передачу его на рассмотрение в Рязанскую городскую Думу.

Более того, закрепление в программе территории (площадки №) в границах которой потенциально допускается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, выступает лишь предварительным, но недостаточным условием для возникновения статуса территории, на которой осуществляется указанная деятельность, поскольку до настоящего времени решения об осуществления комплексного и устойчивого развития территории, отвечающего требованиям ст. 46 ГрК РФ, не принималось.

Указанная программа, основной целью утверждения которой являлось приведение жилищного фонда в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания, была направлена на определение и последующее выполнение в течение 2018-2022 годов комплекса мероприятий, в том числе на определение и уточнение конкретного перечня домов, требующих реконструкции или сноса в зависимости от состояния каждого объекта, создание необходимых организационных и правовых условий для обеспечения поставленных задач и только впоследствии принятия решения о развитии застроенной территории.

Таким образом, в рассматриваемом случае судом не установлено наличия у земельного участка статуса, расположенного в границах территории, в отношении которой принято решение о развитии застроенной территории или о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, то есть обстоятельств обязательной подготовки проекта планировки территории, и, как следствие, оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги по выдаче ГПЗУ.

При таком положении дела, оспариваемое решение от дд.мм.гггг. № признается судом не соответствующим требованиям действующего законодательства и нарушающим права, законные интересы правообладателя земельного участка и создающим ему препятствия в реализации его прав, установленных ст. 35 Конституции РФ и ст. 40 ЗК РФ.

Вместе с тем, удовлетворяя административный иск, суд, исходя из оценки характера спорных правоотношений и совокупности установленных обстоятельств, приходит к выводу о том, что надлежащим способом устранения нарушения прав и законных интересов административного истца, не выходящим за пределы судебной компетенции, будет являться возложение на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление административного истца о выдаче ГПЗУ и принять по нему решение в полном соответствии с требованиями действующего законодательства.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к Администрации города Рязани о признании незаконным решения об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка - удовлетворить.

Признать незаконным решение Администрации г. Рязани, оформленное письмом от дд.мм.гггг. № об отказе ФИО1 в предоставлении муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>).

Возложить на Администрацию г. Рязани обязанность рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана - повторно в установленном законом порядке.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Советский районный суд г. Рязани в течение месяца со дня изготовления решения в мотивированной форме.

Судья