ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2227/19 от 01.07.2019 Анапского городского суда (Краснодарский край)

к делу № 2а-2227/2019

УИД 23RS0003-01-2019-005347-56

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г-к. Анапа «26» августа 2019 г.

Анапский городской суд Краснодарского края в составе судьи Волошина А.В., при секретаре Носковой С.О., с участием представителя административного истца ООО «Акватуриндустрия» - Лычагиной М.В., действующей на основании доверенности от 01.07.2019 г., представителя административного ответчика - администрации муниципального образования город-курорт Анапа Шарниной Н.П., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя заинтересованного лица – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» Кудряшовой Р.Т., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Акватуриндустрия», Милокостовой Е.Г. к администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании действий по отказу в установлении вида разрешенного использования земельного участка незаконными,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Акватуриндустрия», Милокостова Е.Г. обратились в суд с административным иском к администрации муниципального образования г-к. Анапа о признании действий по отказу в установлении вида разрешенного использования земельного участка незаконными.

Административные исковые требования с учетом их уточнения мотивированы тем, что ООО «Акватуридустрия» принадлежит на праве собственности земельный участок общей площадью 55 276 кв.м. с кадастровым номером , категория земель – «земли населенных пунктов», назначение: «для строительства и эксплуатации парка аттракционов «Тукан», расположенный по адресу: <адрес>. Часть земельного участка передана в аренду Милокостовой Е.Г. на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ

В 2017 году в градостроительный регламент муниципального образования г-к. Анапа внесены изменения в целях приведения его в соответствие с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 г. № 540.

Данным классификатором виды разрешенного использования земельных участков, связанные со строительством и эксплуатацией индивидуально-определенных объектов недвижимости, в том числе парков аттракционов, не предусмотрены.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Акватуриндустрия» обратилось в орган местного самоуправления с заявлением об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером виду разрешенного использования «Предпринимательство», включающего в себя вид использования «объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы), в том числе размещение объектов капитального строительства общей площадью свыше 5 000 кв.м. с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих оказание услуг гостиничного обслуживания», установленному классификатором видов разрешенного использования земельных участков и градостроительным регламентом муниципального образования г-к. Анапа.

Письмом первого заместителя главы муниципального образования г-к. Анапа от ДД.ММ.ГГГГ в установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером отказано по причине его нахождения в трех территориальных зонах.

Административные истцы полагают, что данный отказ не основан на законе, поскольку выбранный ООО «Акватуриндустрия» вид разрешенного использования земельного участка соответствует градостроительному регламенту одной из территориальных зон, в которой он расположен.

Само по себе нахождение земельного участка в трех территориальных зонах не свидетельствует о незаконности выбора вида разрешенного использования одной из указанных зон.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «Акватуриндустрия» уточненные требования поддержал по вышеуказанным основаниям, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика просил в удовлетворении административных исковых требований отказать в связи с их необоснованностью.

В письменных возражениях на иск указал, что установление вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером не представляется возможным по причине его отнесения одновременно к трем территориальным зонам. Градостроительный регламент муниципального образования г-к. Анапа, содержащий указанные сведения, никем не оспорен и не признан недействительным (л.д. 119-121).

Представитель заинтересованного лица – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по вопросу установления вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка полагался на усмотрение суда.

Административный истец Милокостова Е.Г. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие и удовлетворить заявленные требования в полном объеме (л.д. 161).

Представитель заинтересованного лица – управления Росреестра по Краснодарскому краю также в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 163).

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, заинтересованного лица, суд находит уточненные административные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Акватуриндустрия» принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 55 276 кв.м. с кадастровым номером по адресу: <адрес>, категория земель - «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для строительства и эксплуатации парка аттракционов «Тукан» (л.д. 68-70, 72-85, 86-104).

На основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ часть указанного земельного участка (10/55276 долей) передана в аренду Милокостовой Е.Г. (л.д. 105-106).

Частью 1 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ установлено, что правовой режим земельных участков определяется градостроительным регламентом.

Согласно пункту 3 части 2, пункту 1 части 6 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки включают в себя градостроительные регламенты, в которых в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков.

Абзацем 3 части 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ определено, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 г. № 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, вступивший в силу с 24.12.2014 г. (90 дней со дня официального опубликования).

Данным классификатором не предусмотрено наличие видов разрешенного использования земельных участков, предназначенных для строительства и эксплуатации индивидуально-определенных объектов недвижимости, в том числе парков аттракционов.

В соответствии с пунктом 12 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу с 01.03.2015 г.) до 01 января 2020 года органы местного самоуправления обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором.

Во исполнение указанных требований 03.07.2017 г. в Правила землепользования и застройки муниципального образования г-к. Анапа внесены изменения, согласно которым виды разрешенного использования земельных участков в зоне ОД-2. «Зона делового, общественного и коммерческого назначения местного значения» приведены в соответствие с классификатором.

При этом видов разрешенного использования земельных участков, предназначенных для строительства и эксплуатации индивидуально-определенных объектов недвижимости, в том числе парков аттракционов, действующим градостроительным регламентом муниципального образования г-к. Анапа не предусмотрено (л.д. 141-158).

Частью 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, которые могут их использовать в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.

В соответствии с частью 9 статьи 36, частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.

Пунктом 13 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка органы местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленных классификатором. Данное решение является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости.

Реализуя указанное право, ООО «Акватуриндустрия» ДД.ММ.ГГГГ обратилось в орган местного самоуправления с заявлением об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером виду разрешенного использования – «Предпринимательство», включающего в себя вид использования «объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы), в том числе размещение объектов капитального строительства общей площадью свыше 5 000 кв.м. с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих оказание услуг гостиничного обслуживания», установленному классификатором видов разрешенного использования земельных участков и градостроительным регламентом муниципального образования г-к. Анапа (л.д. 112-113).

Письмом первого заместителя главы муниципального образования г-к. Анапа от ДД.ММ.ГГГГ в установлении вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка отказано по причине его нахождения в трех территориальных зонах (л.д. 114-115).

Оценивая законность данного отказа, суд приходит к следующему выводу.

Генеральным планом городского округа г-к. Анапа, утвержденным решением Совета муниципального образования г-к. Анапа от 14.11.2013 г. № 404 (в ред. от 22.12.2016 г. № 145), Правилами землепользования и застройки муниципального образования г-к. Анапа, утвержденными решением Совета муниципального образования г-к. Анапа от 26.12.2013 г. № 424 (в ред. от 03.07.2017 г.

№ 198), земельный участок с кадастровым номером отнесен к трем территориальным зонам: ТОД-2. «Зона объектов образования и научных комплексов», ОД-2. «Зона делового, общественного и коммерческого назначения местного значения», Р-О. «Зона озелененных пространств рекреационного назначения» (л.д. 141-158).

В соответствии с частью 4 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ выбор основного и вспомогательного видов разрешенного использования земельных участков относится к праву собственника земельного участка, которое реализуется самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.

Испрашиваемый ООО «Акватуриндустрия» вид разрешенного использования – «Предпринимательство», включающий в себя вид использования «объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы), в том числе размещение объектов капитального строительства общей площадью свыше 5 000 кв.м. с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих оказание услуг гостиничного обслуживания», отнесен градостроительным регламентом муниципального образования г-к. Анапа к основным видам разрешенного использования земельных участков в территориальной зоне ОД-2. «Зона делового, общественного и коммерческого назначения местного значения».

Согласно части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ правилами землепользования и застройки устанавливаются границы территориальных зон, которые должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.

Пунктом 5 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено право, но не обязанность физических или юридических лиц обратиться с предложением о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения таких правил причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений. Поступление предложений является основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки (пункт 2 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ).

Таким образом, выбор правообладателем вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с градостроительным регламентом территориальной зоны, в которой расположен данный земельный участок, не противоречит вышеуказанным нормам Градостроительного кодекса РФ. Само по себе нахождение земельного участка в нескольких территориальных зонах не свидетельствует о незаконности выбора ООО «Акватуриндустрия» соответствующего вида разрешенного использования.

Данный вывод подтверждается правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в кассационном определении от 30.01.2019 № 72-КГ18-10.

Более того, из материалов дела следует, что ООО «Акватуриндустрия» неоднократно обращалось в орган местного самоуправления с заявлениями о внесении изменений в градостроительный регламент муниципального образования г-к. Анапа в части необходимости отнесения земельного участка с кадастровым номером к одной территориальной зоне, которые оставлены без внимания и какого-либо реагирования (л.д. 107-108).

С учетом изложенного, отказ в установлении соответствия разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:37:0107001:3399 виду разрешенного использования земельного участка, предусмотренному градостроительным регламентом муниципального образования г-к. Анапа и классификатором видов разрешенного использования земельных участков, является незаконным.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Подпунктом «б» пункта 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен.

В силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пункте 3 части 9 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Доводы административных истцов о незаконности вышеуказанного отказа в установлении вида разрешенного использования земельного участка административным ответчиком не опровергнуты.

С учетом изложенного, уточненный административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ,

Р Е Ш И Л :

Уточненное административное исковое заявление ООО «Акватуриндустрия», Милокостовой Е.Г. удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконными действия администрации муниципального образования город-курорт Анапа по отказу в установлении вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков.

Обязать администрацию муниципального образования город-курорт Анапа в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу принять решение об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером общей площадью 55 276 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, виду разрешенного использования – «Предпринимательство», включающего в себя вид использования «объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы), в том числе размещение объектов капитального строительства общей площадью свыше 5 000 кв.м. с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих оказание услуг гостиничного обслуживания», в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года № 540.

Настоящее решение суда является основанием для внесения Анапским отделом управления Росреестра по Краснодарскому краю и Анапским отделом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Анапский городской суд в течение месяца.

Судья /подпись/ А.В. Волошин

КОПИЯ ВЕРНА:

Судья Анапского городского суда

<адрес> А.В. Волошин

Решение не вступило в законную силу

26.08.2019 г.

Секретарь судебного заседания С.О. Носкова

Подлинник решения суда находится в материалах административного дела № 2а-2227/2019, УИД 23RS0003-01-2019-005347-56 Анапского городского суда Краснодарского края.

Секретарь судебного заседания С.О. Носкова