№ 2а-2228/13-2016 г.Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ31 мая 2016 года г.Курск
Ленинский районный суд г.Курска в составе:
председательствующего - судьи: Авериновой А.Д.,
при секретаре: Смирновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Букреевой <данные изъяты> к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об оспаривании решения,
У С Т А Н О В И Л:
Букреева Л.П. обратилась в Ленинский районный суд <адрес> с вышеназванным административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>. При этом указав, что по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ею приобретен жилой дом по адресу: <адрес>.в ноябре 2014 г. произведен его снос. ДД.ММ.ГГГГ указанный объект недвижимости был снят с кадастрового учета. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к административному ответчику с заявлением о прекращении права собственности на жилой дом. ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано, поскольку дом является объектом культурного наследия. Считает, что данный отказ нарушает её права собственника, предусмотренные ст. 209 ГК РФ. Просит признать отказ административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № № о прекращении регистрационной записи о праве собственности при ликвидации объекта в отношении жилого дома площадью 89, 3 кв.м., по адресу: <адрес> незаконным и обязать административного ответчика прекратить регистрационную запись № от ДД.ММ.ГГГГ
Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление по охране объектов культурного наследия <адрес> и филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен государственный регистратор ФИО6
В судебное заседание ФИО1 не явилась. О слушании дела извещена надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения дела ею заявлено не было.
Её представитель по ордеру адвокат Кретова В.Н. в судебном заседании просила удовлетворить заявленные требования по изложенным в административном иске основаниям. При этом пояснила, что оспариваемый отказ является незаконным, поскольку при регистрации права собственности каких-либо существующих ограничений (обременений) объект недвижимости не имел. О том, что данный объект недвижимости входит в состав объектов культурного наследия административному истцу известно не было, в связи с чем, действуя в соответствии со ст. 209 ГК РФ, им и был произведен снос. В настоящее время данный объект недвижимости снят с кадастрового учета, однако, запись о прекращении права в ЕГРП не внесена, а потому нарушены права административного истца.
Представитель Управления Росреестра по <адрес> по доверенности ФИО2 в судебном заседании просил в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку документов, подтверждающих исключение объекта из перечня вновь выявленных объектов культурного наследия, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, в Управлении Росреестра по <адрес> отсутствует, в связи с чем, прекратить право собственности на жилой дом не представляется возможным. Решение об отказе принято в соответствии с законом в пределах предоставленных полномочий и не нарушает права и законные интересы административного истца.
В судебное заседание не явились заинтересованные лица: государственный регистратор ФИО6 и представитель филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>. О слушании дела извещены надлежащим образом. От представителя филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> по доверенности ФИО3 поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. От государственного регистратора ФИО6 ходатайств не поступало.
Представитель заинтересованного лица Управления по охране объектов культурного наследия <адрес> по доверенности ФИО4 в судебном заседании оставила разрешение требований на усмотрение суда. Пояснила, что объект культурного наследия, расположенный по адресу: <адрес>, был включен в список объектов после проведения всесоюзной экспертизы памятников. Снос указанных объектов недвижимости запрещен действующим законодательством. Исключить данный объект в настоящее время можно лишь после проведения историко-культурной экспертизы.
Выслушав объяснение лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные доказательства, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
В ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого заинтересованного лица обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 настоящего Кодекса по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Анализ приведенной нормы свидетельствует о том, что для признания оспариваемого действия или решения государственного, муниципального органа или должностного лица незаконным необходимо наличие двух условий одновременно: противоречия его закону и нарушения им прав и свобод заявителя.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее по тексту - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации; отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.
Согласно ст.16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится путем подачи заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.
В соответствии с п.1 ст.17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Пунктом 1 статьи 18 Закона о регистрации определено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права.
Согласно п.1 ст.13 Закона о регистрации необходимым условием проведения государственной регистрации является правовая экспертиза документов.
В силу абз. 4,10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации, в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, предоставленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; заявителем не представлены документы необходимые в соответствии с Законом о регистрации.
Специальным федеральным законом, регулирующим отношения в сфере государственной охраны памятников истории и культуры народов Российской Федерации, является Федеральный закон от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Согласно Преамбуле Федерального закона от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в Российской Федерации памятники истории и культуры народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия; гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу п. п. 2, 3 ст. 48 вышеназванного закона особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации. Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
В соответствии с п. 4 ст. 50 упомянутого Федерального закона при отчуждении объектов культурного наследия из государственной или муниципальной собственности новый собственник принимает на себя обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), по выполнению требований к условиям доступа к нему граждан, иных обеспечивающих его сохранность требований, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия в соответствии со статьей 48 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ в целях обоснования исключения объекта культурного наследия из реестра проводится государственная историко-культурная экспертиза. Экспертиза проводится на основании сведений о прекращении существования утраченного объекта культурного наследия, внесенных в государственный кадастр недвижимости, а также акта обследования, составленного при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о снятии с учета объекта недвижимости, являющегося объектом культурного наследия.
В соответствии со ст. 23 данного Федерального закона исключение из реестра объекта культурного наследия осуществляется на основании акта Правительства Российской Федерации: 1) в отношении объекта культурного наследия федерального значения - по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия, на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы; 2) в отношении объекта культурного наследия регионального значения - по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия, на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - согласованного с органом местного самоуправления). Исключение объекта культурного наследия из реестра осуществляется в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения.
Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что необходимым условием осуществления государственной регистрации прекращения прав на этот объект является соблюдение особой административной процедуры, в результате которой объект недвижимого имущества утрачивает статус объекта культурного наследия.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником домовладения № по <адрес>, на основании договора купли-продажи заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ФИО10 и ФИО11 с ФИО1, в соответствии с которым последняя приобрела жилой дом литер А,а,а1,а2,а3, общей площадью 89,3 кв.м., литер Г,1,2,3,4,5,6, расположенный на земельном участке площадью 482 кв.м. по адресу: <адрес>.
Данный договор купли-продажи прошел государственную регистрацию.
ДД.ММ.ГГГГ указанное домовладение поставлено на государственный кадастровый учет и было снято с государственного кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ в связи с прекращением его существования, поскольку было снесено в ноябре 2014 г.
Постановка на государственный кадастровый учет была осуществлена путем передачи органом технической инвентаризации филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по <адрес> в филиал ФГБУ «ФКП Росресстра» по <адрес> сведений в виде электронного файла. Согласно кадастровой выписки от ДД.ММ.ГГГГ№ сведений о включении в реестр объектов культурного наследия жилого <адрес> не имеется.
Однако, в соответствии со Списком вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную ценность, утвержденном комитетом по культуре и искусству администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, данный жилой дом является выявленным объектом культурного наследия, зарегистрированным под №.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлениями, в котором просила прекратить право собственности на жилой дом с кадастровым номером № площадью 89,3 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> принято решение о приостановлении государственной регистрации сроком до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с отсутствием документов, подтверждающих исключение объекта из перечня вновь выявленных объектов культурного наследия, представляющих историческую, научную, хозяйственную или иную культурную ценность и необходимостью направления запроса в Управление по охране объектов культурного наследия <адрес>, о чем было сообщено административному истцу в тот же день за №.
Данное решение административным истцом оспорено не было.
Решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было отказано в государственной регистрации прекращения права собственности, т.к. документов, подтверждающих исключение Объекта из перечня вновь выявленных объектов культурного наследия, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, в Управление Росреестра по <адрес> предоставлено не было, о чем было сообщено административному истцу ДД.ММ.ГГГГ за №.
Указанные обстоятельства подтверждаются: договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРП № от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровым паспортом здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровой выпиской от ДД.ММ.ГГГГ№, материалами регистрационного дела.
Судом установлено, что оспариваемое решение вынесено уполномоченным должностным лицом, в установленные законом сроки.
Основанием для отказа в государственной регистрации прекращения права собственности явилось то, что регистрация прекращения права собственности в отношении самовольно снесенных объектов культурного наследия является нарушением действующего законодательства в соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации.
Довод представителя административного истца о том, что ФИО1 как собственник имущества в соответствии со ст. 209 ГК РФ распорядилось принадлежащим ей имуществом по своему усмотрению не является основанием для признания незаконным оспариваемого решения, поскольку домовладение № по <адрес> является объектом культурного наследия и имеет особый правовой режим использования. Кроме того, административным истцом не представлены на государственную регистрацию документы, подтверждающие согласование в уполномоченном органе в установленном законом порядке строительных работ по сносу указанного объекта недвижимости, в связи с чем, оспариваемое решение соответствует закону.
Утверждение представителя административного истца о том, что ФИО1 не было известно о том, что данный объект недвижимости является объектом культурного наследия не может быть принято во внимание, т.к. противоречит Списку вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную ценность, утвержденному комитетом по культуре и искусству администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Тем более, что административный истец был уведомлен о том, что жилой <адрес> является объектом культурного наследия ДД.ММ.ГГГГ.административным ответчиком при направлении уведомления о приостановлении государственной регистрации.
Ссылки представителя административного истца о том, что в свидетельстве о государственной регистрации права отсутствуют какие-либо ограничения (обременения) на домовладении № по <адрес> являются несостоятельными, поскольку отнесение объекта недвижимости к объектам культурного наследия не является ограничением (обременением) права.
Не является основанием к отмене оспариваемого решения и довод представителя административного истца о том, что в настоящее время отсутствует объект недвижимости, в связи с чем, отказ в регистрации прекращения права собственности на него нарушает права административного истца, ввиду того, что оспариваемое решение соответствует требованиям закона.
Довод о незаконности действий органа кадастрового учета, выразившихся в не уведомлении административного истца о том, что данный объект недвижимости является объектом культурного наследия, не подлежит проверки при рассмотрении настоящего дела, т.к. требований об оспаривании действий (бездействий) филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> заявлено не было.
Доказательств того, что спорный объект недвижимости утратил статус объекта культурного наследия, суду предоставлено не было и судом добыто не было.
Поскольку домовладение № по <адрес> является вновь выявленным объектом культурного значения, решение административного ответчика соответствует требованиям законодательства, то оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 <данные изъяты> к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ№ о прекращении регистрационной записи о праве собственности при ликвидации объекта в отношении жилого дома площадью 89,3 кв.м., по адресу: <адрес> незаконным и обязании административного ответчика прекратить регистрационную запись № от ДД.ММ.ГГГГ, отказать.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: