ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2228/18 от 25.10.2018 Усть-илимского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 октября 2018 года г. Усть-Илимск

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Бухашеева Д.А., при секретаре судебного заседания Шевкуновой В.Ю.,

с участием административного истца ФИО1, его представителя ФИО2, действующего на основании заявления, в отсутствие представителя административного ответчика,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2228/2018 по административному иску ФИО1 к Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав ив муниципальном образовании город Усть-Илимск о признании постановления незаконным,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование заявленных требований административный истец указал что **.**.**** Постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальном образовании город Усть-Илимск № *** в отношении несовершеннолетнего О.**.**.**** года рождения вынесено предупреждение. Основанием для вынесения предупреждения послужил материал, направленный инспектором МО МВД России «Усть-Илимский» в Комиссию по делам несовершеннолетних для принятия в отношении -несовершеннолетнего О. мер воспитательного воздействия, в том числе определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении О., предусмотренного ст. 6.1.1 КоАП РФ. С указанным Постановлением истец не согласен, считает его незаконным, так как вина О. не доказана, основанием к назначению предупреждения послужил нормативный акт утративший силу. Просил восстановить срок подачи административного искового заявления. Признать незаконным Постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальном образовании город Усть-Илимск от **.**.*******.

В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам искового заявления, просил их удовлетворить.

Представитель истца ФИО2 в судебном заседании также просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика в судебном заседании не участвовал, уведомлен, причины неявки неизвестны, ходатайств об отложении судебного заседания не представлено, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в его отсутствие.

Выслушав истца, его представителя, исследовав представленные доказательства, оценив изложенное в совокупности, с учетом требований статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ст.226 КАС РФ).

Так, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч.9).

В случае, если по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, федеральными законами ограничены основания для оспаривания таких решений, действий (бездействия) (в частности, в отношении некоторых решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий), суд выясняет обстоятельства, указанные в пунктах 1 и 2, подпунктах "а" и "б" пункта 3 части 9 настоящей статьи. Если установленные федеральными законами основания для оспаривания действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не вошли в число этих обстоятельств, суд проверяет эти основания.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

Законом субъекта Российской Федерации полномочием по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав могут наделяться органы местного самоуправления.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные органами местного самоуправления, осуществляют деятельность на территориях соответствующих муниципальных образований субъектов Российской Федерации.

Порядок создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими деятельности определяется законодательством субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 5 ч. 2 ст. 11 Федерального закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав принимают постановления по отнесенным к их компетенции в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи вопросам, обязательные для исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Согласно ч. 3 ст. 11 Федерального закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в постановлении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав указываются выявленные нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, меры по их устранению и сроки принятия указанных мер.

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обязаны сообщить комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о принятых мерах по исполнению данного постановления в срок, указанный в постановлении.

Порядок осуществления деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав определяется законодательством субъекта Российской Федерации. Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 г. N 995 "Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" территориальные комиссии применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, рассматривают информацию (материалы) о фактах совершения несовершеннолетними, не подлежащими уголовной ответственности в связи с недостижением возраста наступления уголовной ответственности, общественно опасных деяний и принимают решения о применении к ним мер воспитательного воздействия или о ходатайстве перед судом об их помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также ходатайства, просьбы, жалобы и другие обращения несовершеннолетних или их родителей (законных представителей), относящиеся к установленной сфере деятельности комиссий.

В соответствии со статьей 17 Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года (фактически утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 года N 995), на районные (городские), районных в городах комиссии по делам несовершеннолетних возлагалось рассмотрение дел о несовершеннолетних, совершивших в возрасте до 14 лет общественно опасные действия.

Комиссии в этом случае могли объявить несовершеннолетнему предупреждение (пункт "б" статьи 18 Положения).

Порядок создания и осуществления деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Иркутской области урегулирован Законом Иркутской области от 12.11.2007 N 100-ОЗ "О порядке создания и осуществления деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Иркутской области".

В муниципальном образовании город Усть-Илимск постановлением Администрации города Усть-Илимска № 75 от 07.02.2017 создана комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальном образовании город Усть-Илимск, также утвержден ее состав. Таким образом суд считает. что оспариваемое решение принято правомочным органом, в пределах его компетенции.

Согласно п. 6 ст. 9 Закона Иркутской области от 12.11.2007 N 100-ОЗ "О порядке создания и осуществления деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Иркутской области", КДН применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством области.

В соответствии со ст. 19 Постановления Правительства Иркутской области от 15.09.2016 N 577-пп "Об установлении Порядка рассмотрения районными (городскими), районными в городах комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в Иркутской области материалов (дел), не связанных с делами об административных правонарушениях", по результатам рассмотрения материалов в отношении несовершеннолетнего, родителей (законных представителей) комиссия выносит одно или несколько из следующих решений: 1) о разъяснении недопустимости совершения действий, ставших основанием для рассмотрения материалов на заседании комиссии; либо о применении иных мер, предусмотренных законодательством (5).

В судебном заседании установлено, что на основании определения инспектора МО МВД России «Усть-Илимский» от **.**.**** в возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 6.1.1. КоАП РФ в отношении О.**.**.**** года рождения отказано на основании п.2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Как было установлено инспектором МО МВД России «Усть-Илимский», вина О. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.1.1. КоАП РФ не установлена в виду имеющихся противоречий в объяснениях, так как в ходе проведенной проверки дополнительных очевидцев вины несовершеннолетних не установлено, а именно <данные изъяты> Показания одного заявителя не подтвержденные совокупностью других доказательств не могут лечь в основу обвинения, так как согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Помимо принятого решения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении О., аналогичное решение принято и в отношении несовершеннолетнего А. Помимо изложенного, должностным лицом принято решение о направлении материалов в отношении О., А. и Ж. на рассмотрение КДН и ЗП для принятия мер воспитательного воздействия.

Постановлением *** от **.**.**** «О применении мер воздействия в отношении О.» Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальном образовании город Усть-Илимск, принято решение на основании ст.18 Положения о КДН несовершеннолетнему О. вынести предупреждение.

Как следует из оспариваемого Постановления *** от **.**.**** при его вынесении Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальном образовании город Усть-Илимск руководствовалась в том числе Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних (утв. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 03.06.1967г.). Между тем, указанный нормативно-правовой акт Федеральным законом от 27.06.2018 № 170-ФЗ признан утратившим силу (с 08.07.2018г.).

Как следует из Постановления Администрации города Усть-Илимска от **.**.******* комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальном образовании город Усть-Илимск создана в целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, в соответствии со статьями 3, 7 Закона Иркутской области от 12.11.2007г. № 100-оз «О порядке создания и осуществления деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Иркутской области», статьями 2, 3 Закона Иркутской области от 10.10.2008г. № 89-оз «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по определению персонального состава и обеспечению деятельности районных (городских), районных в городах комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав», Положением о районной (городской), районной в городе комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Иркутской области, утвержденным постановлением администрации Иркутской области от 26.03.2008г. № 65-па.

В соответствии с Положением о районной (городской), районной в городе комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Иркутской области, утвержденным постановлением администрации Иркутской области от **.**.******* Комиссия, за исключением городской комиссии в городе с районным делением, в пределах своей компетенции на соответствующей территории: применяет меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством области.

В соответствии с Положением о районной (городской), районной в городе комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Иркутской области, утвержденным постановлением администрации Иркутской области от **.**.*******, в целях реализации основных направлений деятельности комиссии, предусмотренных разделом 2 настоящего Положения, комиссия обязана: анализировать причины и условия, порождающие нарушение прав несовершеннолетних, их безнадзорность, беспризорность и правонарушения и антиобщественное поведение, разрабатывать практические рекомендации по их устранению и нейтрализации.

Кроме того, при подготовке материалов к рассмотрению на заседании комиссии выясняются следующие вопросы, если иное не установлено федеральными нормативными правовыми актами, в том числе, имеются ли основания для проведения дополнительной проверки (доработки) поступивших материалов.

При рассмотрении материалов комиссия обязана всесторонне изучить обстоятельства, выяснить причины указанных нарушений и принять в пределах своей компетенции меры, обеспечивающие защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего.

Между тем, данные положения законодательства Комиссией в полной мере не исполнены. Как следует из оспариваемого Постановления Комиссия воспроизвела обстоятельства установленные должностным лицом, его выводы и суждения изложенные в определении об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Как указано Комиссией в обжалуемом Постановлении, несовершеннолетний О.**.**.****<данные изъяты> показания одного заявителя не подтвержденные совокупностью других доказательств не могут лечь в основу обвинения, так как согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. В связи с изложенным Комиссия пришла к выводу, что о необходимости применения к несовершеннолетнему О. мер воздействии, предусмотренных положением о КДН.

Суд полагает, что срок обращения в суд административным истцом не пропущен, поскольку обжалуемое решение принято **.**.****, Комиссией приняты меры, не связанные с привлечением к административной ответственности, а потому срок обжалования данного решения составляет 3 месяца.

Суд соглашается с доводами административного истца, находит обжалуемое Постановление незаконным по следующим основаниям. В постановлении, как указано приведены доводы и суждения, выводы инспектора МО МВД России «Усть-Илимский» по которым он отказал в возбуждении дела об административном правонарушении. Инспектором отказано по причине не установления обстоятельств, влекущих ответственность, а не в силу не достижения возраста привлечения к административной ответственности.

Согласно Постановлению Правительства Иркутской области от 15.09.2016 N 577-пп "Об установлении Порядка рассмотрения районными (городскими), районными в городах комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в Иркутской области материалов (дел), не связанных с делами об административных правонарушениях", по результатам рассмотрения материалов в отношении несовершеннолетнего, родителей (законных представителей) комиссия выносит одно или несколько из следующих решений: 1) о разъяснении недопустимости совершения действий, ставших основанием для рассмотрения материалов на заседании комиссии; 5) о применении иных мер, предусмотренных законодательством.

Какие действия совершил О. и которые явились основанием для их рассмотрения на заседании Комиссии, не установлено и не приведено в обжалуемом Постановлении. Каким нормативным актом предусмотрено предупреждение, которое вынесено Комиссией также не указано и не мотивированы основания его применения.

Вместе с тем, учитывая ссылки на Положение о комиссии по делам несовершеннолетних, утвержденное Указом Президиума ВС РФ от 03.06.1967г., суд приходит к выводу, что вынесенная несовершеннолетнему мера воздействия в виде предупреждения была предусмотрена утратившим силу правовым актом. Применение меры воздействия в виде предупреждения не предусмотрено действующим законодательством, его применение ничем не обоснованно, за какие действия оно объявлено, также не приведено.

Суд считает необходимым отметить, что должностным лицом МО МВД России «Усть-Илимский» не было установлено таких действий со стороны несовершеннолетних О. и А., которые повлекли возникновение повреждений у несовершеннолетнего Ж., в связи с чем материал был направлен в Комиссию в отношении всех несовершеннолетних, включая О., А. и Ж. для принятия мер воспитательного воздействия. Комиссия ограничившись изложением установленных обстоятельств, не приняла должных мер воспитательного воздействия ко всем участникам конфликта, ограничившись вынесением формального предупреждения одному из участников конфликта, в его отсутствие.

Все изложенное, включая отсутствие подписи председателя Комиссии в протоколе судебного заседания не может свидетельствовать о законности обжалуемого решения, в данном случае оно нарушает законные права и интересы административного истца, не соответствует целям профилактики правонарушений, применению мер воспитательного воздействия.

С учётом изложенных нарушений, суд пришел к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными, подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным постановление от **.**.******* «О применении мер воздействия в отношении О.» Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальном образовании город Усть-Илимск.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Председательствующий судья Д.А. Бухашеев