ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2228/2022 от 16.09.2022 Рубцовского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2а - 2228/2022

22RS0011-02-2022-002694-48

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 сентября 2022 года г. Рубцовск

Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего Неустроевой А.В.,

при секретаре Хвостиковой О.А.,

с участием представителя административного истца ФКУ ИК-10 УФСИН России по Алтайскому краю – Бурматовой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Федерального казенного учреждения Исправительная колония №10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю, ведущему приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по г. Рубцовску, Егорьевскому и Рубцовскому районам УФССП России по Алтайскому краю К.., руководителю Отдела судебных приставов по г. Рубцовску, Егорьевскому и Рубцовскому районам УФССП России по Алтайскому краю об отмене постановлений об обращения взыскания от ДД.ММ.ГГ.,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Федеральное казенное учреждение Исправительная колония №10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю (далее ФКУ ИК-10 УФСИН России по Алтайскому краю) обратилось в суд с требованиями об оспаривании постановления ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП г. Рубцовска, Егорьевского и Рубцовского районов УФССП по Алтайскому краю К.. от ДД.ММ.ГГ. об обращении взыскании на платежи.

В обоснование требований указало, что оспариваемое постановление незаконно, исполнение оспариваемого постановления невозможно, поскольку оспариваемым постановлением на получателя бюджета возложена обязанность по перечислении оплаты по контракту не исполнителю контракта, а на депозитный счет территориального отдела Федеральной службы судебных приставов, что противоречит ст.239 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных кодексом.

Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Согласно положениям статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, которые направляются в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника как получателя бюджетных средств для учета операций по исполнению соответствующего бюджета. При этом денежные средства по исполнительному документу подлежат перечислению на счет взыскателя. Иной порядок исполнения судебных актов бюджетным законодательством Российской Федерации не установлен.

Постановление судебного пристава-исполнителя, предусматривающее обращение взыскания на имущественное право должника-исполнителя по государственному контракту, не является документом-основанием для внесения изменений в бюджетное обязательство, возникшее на основании указанного государственного контракта.

Государственные контракты были заключены в рамках Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ в соответствии с п.8 ч.1 ст.92. В соответствии со ст.161 БК РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений), подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Оплата по государственным контрактам в соответствии с приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГ.***н "О Порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета" осуществляется через орган Федерального казначейства по месту обслуживания.

При обращении ФКУ ИК-10 УФСИН России по Алтайскому краю в орган Федерального казначейства по месту обслуживания, учреждению был дан ответ о том, что на основании письма Минфина России от ДД.ММ.ГГ.*** учреждению отказано в перечислении оплаты услуги холодного водоснабжения и водоотведения на счет отдела судебных приставов г.Рубцовска, Егорьевского и Рубцовского районов Управления ФССП по Алтайскому краю.

Административный истец просили отменить постановления об обращении взыскания от ДД.ММ.ГГ. ведущего судебного пристава-исполнителя К.. по сводному исполнительному производству № ***-СД в отношении должника Муниципальное унитарное предприятие «Рубцовский водоканал» МО г. Рубцовск Алтайского края на общую сумму задолженности 137 824 447,73 руб. в связи невозможностью их исполнения.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены взыскатели по сводному исполнительному производству № ***-ИП: С.., Со.., Ч.., П.., В.., Л.., Н.., Д..Р.., Ку.., Филиал ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерство обороны России по Центральному военному округу, КГБУЗ «Городская больница №3 г. Рубцовск»,КГБУЗ «Детская городская больница г. Рубцовск», МИФНС Росси №16 по Алтайскому краю, МИФНС России №14 по Алтайскому краю, МИФНС России №12 по Алтайскому краю, АКОО «АЗПП «Сутяжник», МУП «Рубцовский водоканал», а также Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю, МУП «Расчетно-кассовый центр».

Представитель административного истца ФКУ ИК-10 УФСИН России по Алтайскому краю Бурматова Е.Г. в судебном заседании требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в административном иске. Пояснила, что имеется письмо Минфин РФ от ДД.ММ.ГГ., которым разъяснено, что постановление судебного пристава-исполнителя, предусматривающее обращение взыскания на имущественное право должника - исполнителя по государственному контракту, не является документом-основанием для внесения изменений в бюджетное обязательство, возникшее на основании указанного государственного контракта. Руководствуясь данным письмом, Управление федерального казначейства по Алтайскому краю отказываются перечислять средства за холодное водоснабжение и водоотведение по указанным государственным контрактам на счет службы судебных приставов.

Административный ответчик ведущий судебный пристав-исполнитель ОСП г.Рубцовска, Егорьевского и Рубцовского района УФССП по Алтайскому краю К.. в судебное заседание не явилась, надлежаще извещена о времени и месте судебного заседания.

Административные ответчики руководитель Отдела судебных приставов по г. Рубцовску, Егорьевскому и Рубцовскому районам УФССП России по Алтайскому краю Х.., представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания.

Заинтересованные лица – взыскатели по сводному исполнительному производству по состоянию на ДД.ММ.ГГ. - С.., Со.., Ч.., П.., В.., Л.., Н.., Д..Р.., Ку.., Филиал ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерство обороны России по Центральному военному округу, КГБУЗ «Городская больница №3 г. Рубцовск»,КГБУЗ «Детская городская больница г. Рубцовск», МИФНС Росси №16 по Алтайскому краю, МИФНС России №14 по Алтайскому краю, МИФНС России №12 по Алтайскому краю, АКОО «АЗПП «Сутяжник», МУП «Рубцовский водоканал», а также привлеченные судом МУП «Расчетно-кассовый центр» в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания.

Представитель заинтересованного лица Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю в судебном заседании участия не принимал, представил письменный отзыв, в котором просила вынести решение по представленным доказательствам, указала, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению средства участников казначейского сопровождения на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ (п. 3 ст. 239 БК РФ). Согласно положениям статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению средства участников казначейского сопровождения производится на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, которые направляются в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника как получателя бюджетных средств для учета операций по исполнению расходов соответствующего бюджета. При этом денежные средства по исполнительному документу подлежат перечислению на счет взыскателя. Иной порядок исполнения судебных актов бюджетным законодательством Российской Федерации не установлен.

Данный довод соответствует позиции Министерства финансов Российской Федерации, изложенной в письме от 31.07.2020 № 09-01-08/67130. Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» правовая природа бюджета, являющегося финансовой основой функционирования государства и местного самоуправления, выражается в том, что бюджетные средства расходуются на государственные, муниципальные и общественные нужды в интересах всех граждан, проживающих на территории Российской Федерации. Установленное главой 24.1 БК РФ правовое регулирование препятствует возможности бесконтрольного обращения взыскания на средства бюджета и обеспечивает целевое расходование бюджетных средств. Особенности внесения изменений в заключенные в установленном порядке государственные контракты закреплены в Федеральном законе от 05 04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе).

В силу части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в предусмотренных законом случаях.

При исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения (часть 5 статьи 95 Закона о контрактной системе). В связи с чем принудительное, то есть при отсутствии на то воли сторон государственного контракта и соответствующего положения закона, изменение получателя бюджетных средств по государственному контракту не может быть осуществлено судебным приставом-исполнителем без учета особенностей приведенного законодательства и полномочий судебного пристава-исполнителя.

С учетом положений ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, обозрев материалы сводного исполнительного производства №***-СД, оценив представленные доказательства, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу частей 1, 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу статьи 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее Закон, Закон «Об исполнительном производстве», Закон N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В силу ч.1 ст. 5 Закона «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

В соответствии со статьей 121 Закон «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Частью 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" предусмотрено, что сотрудник органов принудительного исполнения обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Частью 1 статьи 34 Закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что возбужденные в отношении одного должника несколько исполнительных производств имущественного характера, а также возбужденные в отношении нескольких должников исполнительные производства по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя объединяются в сводное исполнительное производство.

В судебном заседании установлено, что в Отделе судебных приставов г. Рубцовска, Егорьевского и Рубцовского районов Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю на исполнении находится сводное исполнительное производство № ***-СД в отношении МУП «Рубцовский водоканал» в пользу физических и юридических лиц, а также различных государственных органов. Согласно справки судебного пристава исполнителя ОСП г. Рубцовска, Егорьевского и Рубцовского районов УФССП России по Алтайскому краю Б.. по состоянию на ДД.ММ.ГГ. (дата рассмотрения дела) в состав сводного исполнительного производства входит 103 исполнительных производства, остаток задолженности составляет 138 437 000 руб.

Как следует из материалов сводного исполнительного производства, в настоящее время у должника МУП "Рубцовский водоканал" открыт единственный счет № *** в Алтайском отделении № *** ПАО Сбербанк. Других банковских счетов у должника не имеется.

ДД.ММ.ГГ. судебным приставом-исполнителем К.. в рамках сводного исполнительного производства было вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся на счете ***, открытом в Алтайском отделении № *** ПАО Сбербанк.

В последствии, при возбуждении новых исполнительных производств в отношении должника МУП "Рубцовский водоканал" и присоединении их к сводному исполнительному производству № ***-СД, в рамках каждого исполнительного производства выносились постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся на счете № *** открытом в Алтайском отделении № *** ПАО Сбербанк.

Постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП г. Рубцовска Егорьевского и Рубцовского районов УФССП России по АК К.. от ДД.ММ.ГГ. ФКУ ИК-10 УФСИН России по Алтайскому краю предписано осуществлять исполнение обязательств по договору № *** от ДД.ММ.ГГ. и № *** от ДД.ММ.ГГ. исключительно путем перечисления денежных средств по реквизитам Отдела службы судебных приставов г. Рубцовска, Егорьевского и Рубцовского районов Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю.

Поскольку оспариваемые постановления от ДД.ММ.ГГ. были получены ФКУ ИК-10 УФСИН России по АК ДД.ММ.ГГ. согласно штампа на постановлениях, а административный иск поступил суд ДД.ММ.ГГ. в Арбитражный суд Алтайского края, а впоследствии передан на рассмотрение по существу в Рубцовский городской суд Алтайского края, в связи с чем, срок обжалования данных постановлений, предусмотренный ч.3 ст. 219 КАС РФ, не пропущен.

Частью 1 ст. 64 Закона "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

Согласно ч.1, п.п. 1-3 ч.3 ст. 68 Закона «Об исполнительном производстве» мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.

Мерами принудительного исполнения являются: 1) обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги; 2) обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений; 3) обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату;

В соответствии со ст. 75 Закона "Об исполнительном производстве" в рамках исполнительного производства взыскание может быть обращено на принадлежащие должнику имущественные права, в том числе:

1) право требования должника к третьему лицу, не исполнившему денежное обязательство перед ним как кредитором (далее - дебитор), в том числе право требования по оплате фактически поставленных должником товаров, выполненных работ или оказанных услуг, по найму, аренде и другим (далее - дебиторская задолженность);

2) право требования в качестве взыскателя по исполнительному документу;

3) право на аренду недвижимого имущества;

4) исключительное право на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации на них не может быть обращено взыскание;

5) право требования по договорам об отчуждении и использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации;

6) принадлежащее лицензиату право использования результата интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации;

7) иные принадлежащие должнику имущественные права.

Проверяя законность вышеуказанных постановлений от ДД.ММ.ГГ., суд исходит из следующего.

ДД.ММ.ГГ. между МУП «Рубцовский Водоканал» (Поставщик) и ФКУ ИК-10 УФСИН России по Алтайскому краю (Заказчик) заключен Государственный контракт № ***, согласно которого МУП «Рубцовский Водоканал» обязуется осуществлять прием сточных вод Государственного заказчика в централизованную систему водоотведения, обеспечить их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а заказчик обязуется оплатить услуги исполнителя в установленный срок в соответствии с условиями контракта.

Также между МУП «Рубцовский Водоканал» (Поставщик) и ФКУ ИК-10 УФСИН России по Алтайскому краю (Заказчик) заключен государственный контракт № *** от ДД.ММ.ГГ., согласно которого МУП «Рубцовский Водоканал» обязуется подавать Государственному заказчику через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую воду). Государственный заказчик обязуется оплатить услуги исполнителя в установленный срок в соответствии с условиями контракта.

Оплата за оказанные услуги холодного водоснабжения и водоотведения производится Государственным заказчиком на банковский счет Поставщика (*** в Алтайском отделении № *** ПАО Сбербанк).

Оспариваемыми постановлениями от ДД.ММ.ГГ. обращено взыскание на денежные средства-выплаты должнику по указанным выше государственным контрактам за услуги холодного водоснабжения и водоотведения.

Согласно ч.2.1 ст. 75 Закона "Об исполнительном производстве" обращение взыскания на принадлежащее должнику право получения денежных средств производится в порядке, установленном статьей 76 настоящего Федерального закона для обращения взыскания на дебиторскую задолженность.

В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 76 Закона "Об исполнительном производстве" обращение взыскания на дебиторскую задолженность состоит в переходе к взыскателю права должника на получение дебиторской задолженности в размере задолженности, определяемом в соответствии с частью 2 статьи 69 настоящего Федерального закона, но не более объема дебиторской задолженности, существовавшего на день обращения взыскания, и на тех же условиях.

Обращение взыскания на дебиторскую задолженность производится: 1) при наличии согласия взыскателя - путем внесения (перечисления) дебитором дебиторской задолженности на депозитный счет службы судебных приставов; 2) при отсутствии согласия взыскателя или невнесении (неперечислении) дебитором дебиторской задолженности на депозитный счет службы судебных приставов - путем продажи дебиторской задолженности с торгов.

В нарушение установленного законом порядка согласие всех взыскателей по сводному исполнительному производству на внесение (перечисление) дебиторской задолженности должника на депозитный счет подразделения судебных- приставов, получено не было. Доказательств обратному материалы дела не содержат, административными ответчиками не предоставлено.

МУП "Рубцовский водоканал", являющееся исполнителем (Поставщиком) по государственным контрактам, в рамках казначейского сопровождения средств, получаемых указанным Муниципальным унитарным предприятием, в территориальных органах Федерального казначейства открыты лицевые счета неучастника бюджетного процесса.

В силу пункта 1 Постановления Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 "О Федеральном казначействе" (далее Постановления) федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".

В полномочия Федерального казначейства входит осуществление в установленном порядке кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пункт 5.12. Постановления).

В силу статьи 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями настоящего Кодекса в Федеральном казначействе, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), органе управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 1 Закона "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также средств, подлежащих в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации казначейскому сопровождению, устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" правовая природа бюджета, являющегося финансовой основой функционирования государства и местного самоуправления, выражается в том, что бюджетные средства расходуются на государственные, муниципальные и общественные нужды в интересах всех граждан, проживающих на территории Российской Федерации. Установленное главой 24.1 БК РФ правовое регулирование препятствует возможности бесконтрольного обращения взыскания на средства бюджета и обеспечивает целевое расходование бюджетных средств.

Частью 1 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, представляющий собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.4, 93.6, 142.2, 142.3, 166.1, 218, 242 и 242.6 настоящего Кодекса.

При этом, как установлено в судебном заседании, подобный судебный акт не принимался, административным ответчиком суду не предоставлялся.

Согласно части 2 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.

Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.

Порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам казенных учреждений субъекта Российской Федерации, установлен статьей 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно письма Министерства финансов России от 31 июля 2020 № 09.01.08/67130 «Об исполнении постановления судебного пристава-исполнителя, предусматривающего обращение взыскания на имущественные права исполнителя по государственному контракту на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг» следует, что постановление судебного пристава-исполнителя, предусматривающее обращение взыскания на имущественное право должника – исполнителя по государственному контракту, не является документом-основанием для внесения изменений в бюджетное обязательство, возникающее на основании указанного государственного контракта.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно обращал внимание на то, что эффективное выполнение государством в лице государственных органов возложенных на него публичных функций, в том числе связанных с гарантированием и защитой прав и свобод граждан, предполагает должный уровень материально-финансовой обеспеченности этих органов за счет денежных средств, предоставляемых им из публично-правовых фондов - бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, с учетом чего Бюджетный кодекс Российской Федерации не предусматривает в качестве общего правила принудительное обращение взыскания на бюджетные средства: согласно части 2 его статьи 239 обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных данным Кодексом; порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на бюджетные средства урегулирован в главе 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (определения от 03 июля 2008 года N 734-О-П, от 18 января 2011 года N 45-О-О, от 08 февраля 2011 года N 115-О-О и от 01 ноября 2012 года N 2008-О).

Таким образом, положения ФЗ "Об исполнительном производстве", за исключением статьи 13 этого закона, не могут быть применены к правоотношениям по исполнению судебных актов (исполнительных документов) по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета, организация исполнения которых осуществляется в порядке статей 242.1 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

При этом, исходя из п. 2 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, денежные средства по исполнительному документу подлежат перечислению на банковский счет взыскателя.

Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения субъекта Российской Федерации, по месту открытия должнику как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным казначейством, отдельные функции финансовых органов субъектов Российской Федерации по исполнению соответствующих бюджетов могут осуществляться органами Федерального казначейства на основании соглашений между ними и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (местными администрациями муниципальных образований), органами управления государственными внебюджетными фондами.

Ни Федеральный закон "Об исполнительном производстве", ни Бюджетный кодекс Российской Федерации не предусматривают полномочий органов Федерального казначейства без исполнительного документа (исполнительный лист, судебный приказ) или без предоставления иных, установленных законодательством Российской Федерации, подтверждающих платеж документов, перечислять денежные средства с лицевого счета казенного учреждения какому-либо получателю, в том числе на депозитный счет подразделения службы судебных приставов.

Закон "Об исполнительном производстве" не предусматривает полномочий судебного пристава-исполнителя по осуществлению какого-либо вмешательства в бюджетные правоотношения участников бюджетного процесса, включая казенные учреждения, в том числе при исполнении денежных обязательств, и изменении конкретного получателя бюджетных средств (получателя средств соответствующего бюджета).

Кроме того, судебным приставом-исполнителем не были учтены положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусматривающие особенности внесения изменений в заключенные в установленном порядке государственные контракты.

Так, ч. 1 ст. 95 вышеуказанного закона предусмотрено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в предусмотренных законом случаях.

При исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения (ч. 5 ст. 95).

В связи с чем принудительное, то есть при отсутствии на то воли сторон государственного контракта и соответствующего положения закона, изменение получателя бюджетных средств по государственному контракту не может быть осуществлено судебным приставом-исполнителем без учета особенностей приведенного выше законодательства и полномочий судебного пристава-исполнителя.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что принятые судебным приставом-исполнителем меры принудительного исполнения не соответствовали положениям закона, нарушали права и законные интересы административного истца.

Объективного обоснования необходимости применения таких мер судебным приставом- исполнителем не предоставлено.

Суд принимает во внимание, что в рамках сводного исполнительного производства на единственный расчетный счет должника обращено взыскание, денежные средства, поступающие на данный счет, в том числе и по государственным контрактам от ДД.ММ.ГГ., распределяются взыскателям согласно очередности взыскания. В связи с изложенным, постановления от ДД.ММ.ГГ. об обращении взыскания нельзя признать законными, требования административного истца об отмене указанных постановлений подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Федерального казенного учреждения Исправительная колония №10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю удовлетворить.

Отменить постановление об обращении взыскания на платежи от ДД.ММ.ГГ. по государственному контракту № *** от ДД.ММ.ГГ., вынесенное ведущим судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по г. Рубцовску, Егорьевскому и Рубцовскому районам УФССП России по Алтайскому краю К.. по сводному исполнительному производству № ***-СД в отношении должника Муниципальное унитарное предприятие «Рубцовский водоканал» МО город «Рубцовск» Алтайского края.

Отменить постановление об обращении взыскания на платежи от ДД.ММ.ГГ. по государственному контракту № *** от ДД.ММ.ГГ., вынесенное ведущим судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по г. Рубцовску, Егорьевскому и Рубцовскому районам УФССП России по Алтайскому краю К.. по сводному исполнительному производству № ***-СД в отношении должника Муниципальное унитарное предприятие «Рубцовский водоканал» МО город «Рубцовск» Алтайского края.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Рубцовский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Дата изготовления мотивированного решения ДД.ММ.ГГ..

Председательствующий А.В. Неустроева